Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика особенностей ограничительного состава контролируемой поставки.

Поиск

Известны два вида ее ограничительного состава:

1) поставка, связанная с контролем над перемещением предметов, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен. Она проводится по правилам ФЗ об ОРД;

2) только в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России. Она проводится по правилам ТК РФ (ст. 435 и 436) и ФЗ об ОРД. Законодатель предусмотрел специальные условия в ограничительном составе контролируемой поставки первого вида. Так, контролируемая поставка предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, проводится согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа. Субъект контролируемой поставки сложный: кроме оперативника (агента) в обязательном порядке задействован руководитель оперативно-розыскного органа, который санкционирует ее проведение.

Характеристика особенностей льготного состава контролируемой поставки.

Он характеризуется возможностью допуска в оборот для сыскных нужд наркотических средств и психотропных веществ без лицензии (см. ст. 36 ФЗ о наркотиках).

  • соблюдение запрета на использование технических и иных средств, наносящих ущерб жизни или здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД);
  • запрет искусственно (необоснованно) создавать доказательства совершения преступления;
  • запрет подстрекать (провоцировать) лицо к совершению преступления.

Как правило, о проведенном мероприятии (в негласной форме) составляются рапорт или справка (справка-меморандум). Кроме того, могут быть получены объяснения граждан — участников проверочной закупки. К рапорту (справке) могут прилагаться документы и предметы, аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации. Результаты закупки, которая проводилась гласно, оформляют актом проверочной закупки.

Данные, полученные в результате проверочной закупки и направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.

Оперативное внедрение

Понятие оперативного внедрения как ОРМ и его нормативное обоснование.

Определения этого ОРМ в ФЗ об ОРД нет. Оно выработано в оперативно-розыскной теории. Оперативное внедрение — приобретение оперативно-розыскным органом конфиденциального источника информации (как правило, в лице своего сотрудника или агента) внутри преступного сообщества, организованной преступной группы или иного объекта оперативного интереса либо в его окружении.

Нормативно это ОРМ определено в п. 12 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 36 и 49 ФЗ о наркотиках, Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации ее результатов применяют Инструкцию о результатах ОРД.

Характеристика обязательного юридического содержания оперативного внедрения.

Внедрение в теории характеризуется как сложное составное ОРМ (см. § 1 гл. 17). В оперативно-розыскном законодательстве отмечено наличие основного, ограничительного и льготного составов оперативного внедрения. Объект этого ОРМ общий — все блага, защищаемые ФЗ об ОРД. Обязательным признаком в составе данного ОРМ является адресат, или объект оперативного интереса (объект устремления оперативно-розыскного органа). Как правило, им при оперативном внедрении выступают:

  • преступное сообщество, т.е. сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях (см. ч. 4 ст. 35, ст. 208, ч. 1 ст. 209, ст. 210, 278, 279 УК);
  • организованная группа (см. ч. 3 ст. 35);
  • группа лиц по предварительному сговору, т.е. два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (см. ч. 2 ст. 35);
  • иной, кроме преступной группировки, объект оперативного интереса (так, допустимо внедрение на предприятие с целью обнаружения уклонения от уплаты налогов); «околокриминальная» неорганизованная среда — окружение объекта оперативного интереса.

Предметно-практическая сторона оперативного внедрения характеризуется приобретением конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса, т.е. осуществлением оперативно-розыскным органом комплекса мер, в результате которых он получает от «своего человека», например в банде, играющего роль соучастника в совершении преступления, информацию о замыслах, решениях и действиях, направленных на совершение преступлений. Такое приобретение зависит от способа оперативного внедрения. Способы оперативного внедрения.

Оно проводится путем:

  • ввода конфидента (оперативника или агента) в объект оперативного интереса или его окружение. Характерны действия по его продвижению в изучаемый объект или в его окружение, закреплению в нем (среде), приобретению им оперативно значимых позиций, позволяющих своевременно получать необходимую информацию, налаживание надежной связи с оперативно-розыскным органом и т.п.;
  • вербовки агента из числа членов объекта оперативного интереса. Допустима вербовка лиц, совершающих преступления (см. ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД).

Виды оперативного внедрения.

В зависимости от внедряемых субъектов различают внедрение:

  • оперативника (должностного лица органа, осуществляющего ОРД);
  • лица, оказывающего конфиденциальное содействие (агента и др.).

Форма проведения — единственная: негласное внедрение оперативного источника информации. Для соблюдения негласного характера этого ОРМ и усиления гарантий безопасности внедренных конфидентов в ФЗ об ОРД предусмотрены дополнительные нормативные гарантии (см. ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12, ч. 3 ст. 21). Используемые средства При проведении этого ОРМ согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать технические и иные средства. Среди различных иных средств возможно, в частности, применение наркотических средств и психотропных веществ (см. ст. 36 ФЗ о наркотиках).

Место и время (сроки) проведения оперативного внедрения ФЗ об ОРД не ограничены. Вместе с тем на практике по срокам различают внедрение кратковременное (от нескольких часов до нескольких суток) и долговременное, или длящееся (от нескольких месяцев до нескольких лет). Субъект оперативного внедрения сложный: исполнитель — оперативник (штатный негласный или гласный сотрудник) или лицо, оказывающее конфиденциальное содействие; санкционирующее лицо — руководитель оперативно-розыскного органа.

Осознанно-волевая сторона оперативного внедрения. Сознанием внедренного оперативника (агента) охватывается то, что он только играет роль соучастника преступления, а на самом деле действует для защиты человека (общества, государства) от преступного посягательства. Воля внедренного лица направлена на совершение общественно полезного действия, а не на совершение преступления. Именно по признакам осознанно-волевой стороны действия внедренного конфидента необходимо отличать прежде всего от подстрекательства к совершению преступления. Характеристика особенностей ограничительного состава оперативного внедрения. Оперативно-розыскному законодательству известны следующие особенности этого состава.

Так, специфичны условия при оперативном внедрении в окружение:

  • судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности (см. ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей);
  • адвоката, когда это ОРМ связанно с ограничением адвокатской тайны (см. ч. 3 ст. 8 Федерального закона об адвокатуре).

В этом составе оперативного внедрения его субъектом дополнительно становятся судья, который санкционируют проведение ОРМ в отношении адвоката, и коллегия судей — в отношении отдельного судьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.01 с.)