Раздел I оперативно-розыскная деятельность и правовое регулирование возникающих в ней общественных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I оперативно-розыскная деятельность и правовое регулирование возникающих в ней общественных отношений



Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность как объект изучения

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, внутренние разновидности, функции и формы осуществления

Деятельность как таковая — это занятия, труд, а оперативно-розыскная — разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридически значимой, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД.

Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической деятельности.

Научное определение ОРД. В научной литературе единства о понятии современной ОРД не достигнуто. Основываясь на понимании ОРД как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) ее можно определить как комплексный вид государственной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии ФЗ об ОРД, как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных. В определении ОРД можно выделить две группы признаков: субъективные и объективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД; и др.

В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД (в частности, ее публичный характер).

Общими типичными признаками ОРД являются ее социальная обусловленность, государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковая направленность.

Кроме того, рассматривая ОРД как частный случай социально полезной деятельности можно выделить такие ее основные черты, как предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Особо подчеркнем, что ОРД по своей природе — это политическая, исторически конкретная деятельность.

Содержание ОРД (как предметно-практической деятельности) и ее элементы.

Содержание ОРД есть система взаимосвязанных и взаимообусловленных обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений.

Элементы содержания ОРД. «Цепочку» этих элементов составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оперативно-розыскные меры и средства ОРД на основе оперативно-розыскного законодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения задач ОРД и организации и тактики ОРД, воздействуя на объект оперативно-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ об ОРД.

Все содержательные элементы ОРД сгруппированы вокруг основного элемента — субъектов ОРД и подчинены единой цели ОРД — защите от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ об ОРД (жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство).

ОРД как многоаспектная деятельность. В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.

Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом:

· непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

· составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти России;

· организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;

· научная работа;

· педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.

Таким образом, проявления ОРД многообразны.

Внутренние разновидности ОРД. С учетом регулирования ФЗ об ОРД различных правовых отношений ОРД является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых различают основные и дополнительные. Основным видом ОРД в соответствии с ФЗ об ОРД и сложившимся на протяжении веков сыскным обычаем является уголовно-розыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса (см. гл. 26).

Дополнительными видами современной ОРД являются:

  • удостоверителъно-розыскная работа (неуголовно-правового характера; см. гл. 27). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц (см. ст. 2 ФЗ об ОРД); установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами России (см. п. 6 ч. 1 ст. 7);
  • а дминистративная оперативно-проверочная работа (см. гл. 28). Она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.); поисково-информационная работа неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России вне непосредственных преступных посягательств (см. абз. 3 ст. 2).

Формы осуществления ОРД.

Форма осуществления ОРД есть внешнее выражение содержания данной разновидности государственной правоохранительной деятельности. В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 1) различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД:

1) гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов могут официально (гласно) представлять интересы конкретного органа, осуществляющего ОРД (оперативного подразделения), или выступать по его поручению от его имени;
2) негласную, или конфиденциальную.

Конфиденциальность означает доверительность, секретность. Это свойство чего-либо, предполагающее сохранение его в тайне от посторонних (например, конфиденциальность информации). Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характеризующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемый в основном секретно, негласно.

Использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.

Социальная роль ОРД.

ОРД (в широком смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства для достижения поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей.

Оперативно-розыскная политика есть компонент политики государства в области сыскной деятельности и одновременно часть уголовно-правовой политики в воздействии на преступность. Эта политика реализуется по двум основным направлениям: а) в процессе правотворческой деятельности государства, разрабатывающего и устанавливающего правила оперативно-розыскного воздействия на преступность; б) в правоприменительной деятельности уполномоченных на то федеральным законом представителей государства, которые непосредственно проводят ОРД или ее контролируют.

Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 55) в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.007 с.)