Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая основа оперативно-розыскной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Перечень таких актов закреплен в ст. 4 Закона об ОРД. Часть 1 данной статьи к правовой основе ОРД относит, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона об ОРД, которые рассматривались выше. В Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115). Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, часть 2 ст. 23 и статья 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД. После Конституции РФ главная роль в правовом регулировании ОРД по праву принадлежит Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", принятому Государственной Думой 5 июля и вступившему в силу 12 августа 1995 г. Этот законодательный акт пришел на смену Закону РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 13 марта 1992 г., который был первым в истории российского права законом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность. До этого данная форма борьбы с преступностью регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера. Первоначальная редакция Закона об ОРД 1995 г. претерпела целый ряд изменений и дополнений. В частности, Федеральный закон от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ внес изменения и дополнения, обусловленные, прежде всего, присоединением Российской Федерации к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и необходимостью в связи с этим совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан в ходе ОРД. Внесение поправок в закон, кроме того, преследовало цель повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности и создания дополнительных гарантий против злоупотреблений при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ внес дополнения в ст. 5 и 8, уточняющие основания и процедуру прослушивания телефонных переговоров. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ внес изменения и дополнения в ст. 6 и 13, обусловленные созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упразднением федеральных органов налоговой полиции. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ дополнил ст. 5 важными мерами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотрев прямой запрет органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, выполнять действия, не совместимые с этой деятельностью, а именно – подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация), а также фальсифицировать результаты ОРД. Этим же законом в ст. 8 было разрешено проведение прослушивания телефонных и иных переговоров, а также оперативного эксперимента не только по тяжким и особо тяжким преступлениям, но и по преступлениям средней тяжести, чем были расширены возможности оперативных служб. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ дополнил Закон об ОРД новой статьей 8.1, детализирующей особенности проведения оперативными подразделениями органов ФСБ ОРМ в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ дополнил ст. 2 новой задачей ОРД, определив в качестве таковой установление имущества, подлежащего конфискации, а также предусмотрел возможность использования результатов ОРД для принятия решений о достоверности сведений, представленных лицами, претендующими на должность судьи. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ в ст. 15 конкретизировал порядок изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, обращая внимание правоприменителя на строгое соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ в ст. 7 наделил органы, осуществляющие ОРД, правом на проверку достоверности и полноты представленных гражданами, претендующими на замещение либо замещающих перечисленные в Законе об ОРД должности государственных или муниципальных служащих, либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Федеральный закон от 10 июля 2012 г. № 114-ФЗ дополнил ст. 9 новыми положениями, касающимися порядка рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав судьи, согласно которым при наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи районного суда, материалы об их проведении на основании решения Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего ОРД, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ дополнил ст. 11 новой частью, допускающей направление результатов ОРД в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц. Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ дополнил ч. 2 ст. 7 пунктом 8, позволяющим органам, осуществляющим ОРД, собирать данные, необходимые для принятия решений о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 369-ФЗ закрепил в качестве задачи добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу информационной безопасности Российской Федерации, предусмотрев при этом наличие сведений об указанных угрозах в качестве основания для проведения ОРМ и наделив органы, осуществляющие ОРД, соответствующим правом. Таким образом, Закон об ОРД находится в состоянии постоянного совершенствования, а наиболее радикальные предложения специалистов сводятся к необходимости разработки и принятия новой редакции этого закона. Правовую основу ОРД, кроме указанного закона, составляют довольно значительное число других законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы: – устанавливающие общие положения осуществления ОРД; – регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД; – регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД. К законодательным актам, устанавливающим общие положения осуществления ОРД, следует отнести Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. Уголовный кодекс определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков является, согласно ст. 7 Закона об ОРД, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может. В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих существенное значение для осуществления ОРД. Так, статья 15 УК РФ раскрывает понятия преступлений средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления, признаки которых, согласно ст. 8 Закона об ОРД, являются одним из основных условий проведения некоторых ОРМ. Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Институты деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ) и примирения с потерпевшим (ст. 76 УК РФ) лежат в основе реализации одной из важных норм Закона об ОРД, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными подразделениями. Установление целого ряда уголовно-правовых запретов (ст. 137–139, 283, 286, 293, 303, 304, 330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, придало органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, статус органов дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Определяя полномочия органа дознания, УПК РФ запретил проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). УПК РФ определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного сотрудника при расследовании преступлений (ч. 4 ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164 УПК РФ); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 150 УПК РФ), что, согласно ст. 8 Закона об ОРД, является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 86-89 УПК РФ), виды доказательств (ст. 74-84 УПК РФ), способы их собирания, проверки и оценки (ст. 70 УПК РФ), понятие результатов оперативно-розыскной деятельности (п. 361 ст. 5 УПК РФ),уголовно-процессуальный закон служит основой для определенияприемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе. Одним из составных элементов правовой базы ОРД являются законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД. Они закладывают основы разграничения полномочий оперативных подразделений, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы: – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", который в число обязанностей полиции, перечисленных в ст. 12, включил осуществление оперативно-розыскной деятельности, а в перечне прав полиции, закрепленных в ст. 13, установил возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, получения сведений, составляющих налоговую тайну, получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, справок и документов; ознакомления с персональными данными граждан и ряд других полномочий, необходимых для осуществления ОРД; – Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральный закон от 15 июня 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, которые закрепили за учреждениями ФСИН право осуществления ОРД для решения возложенных на них задач и оказания содействия другим оперативным службам в предупреждении и раскрытии преступлений; – Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. "О федеральной службе безопасности", который в ст. 10 наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др.); – Таможенный кодекс Таможенного союза, который в ст. 7 закрепил право таможенных органов государств – членов Таможенного союза на осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения возложенных на них задач; – Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О внешней разведке", который наряду с другими функциями наделил органы внешней разведки правом осуществления предусмотренных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения собственной безопасности; – Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", указавший в ст. 30 на возможность осуществления подразделениями пограничной службы оперативно-розыскной деятельности для обеспечения собственной безопасности; – Федеральный закон от 27 мая 1996 г. "О государственной охране", закрепивший в ст. 15 право федеральных органов государственной охраны на осуществление ОРД в интересах решения возложенных на них задач, в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности; – Закон РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", определивший полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести следующие законы: – Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", разграничивший ОРД и частную детективную и охранную деятельность, запретивший частным детективам осуществлять какие-либо ОРМ, отнесенные к компетенции государственных правоохранительных органов, и определивший порядок сбора данных на граждан, обращающихся в ОВД за разрешением на частную детективную и охранную деятельность; – Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", который определил перечень сведений в области ОРД, относящихся к государственной тайне (ст. 5), порядок допуска должностных лиц к оперативно-розыскной деятельности (ст. 21) и доступа к сведениям об ОРД, составляющим государственную тайну (ст. 25); – Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", который в ст. 5 предусмотрел возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения мер безопасности защищаемых лиц; – Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах", в котором разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 36), а органы, осуществляющие ОРД, наделяются правом на проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с их незаконным оборотом (ст. 49); – Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи", установивший в ст. 63 основания для ограничения тайны связи, а в ст. 64 обязанности операторов связи и процедуру ограничения прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий; – Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". К этой же группе можно отнести законодательные акты, регламентирующие процедуры получения сведений, составляющих тайну частной жизни граждан: – Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепивший в ст. 139 понятие служебной и коммерческой тайны, а в ст. 857 – понятие банковской тайны; – Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", установивший обязанность редакции средства массовой информации сохранять в тайне источник опубликованных ею сведений; – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., ограничившие доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях; – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", установивший в ст. 13 понятие врачебной тайны, основания получения сведений, составляющих врачебную тайну; – Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности", установивший в ст. 26 процедуру получения сведений о счетах и вкладах физических и юридических лиц, составляющих банковскую тайну; – Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", установивший в ст. 8 понятие адвокатской тайны и ограничения на проведение ОРМ в отношении адвоката; – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "О персональных данных", установившие ограничения доступа к профессиональной тайне, к информации, составляющей личную или семейную тайну, к персональным данным граждан; а также некоторые другие законодательные акты. К правовой основе ОРД, согласно ч. 1 ст. 3 Закона об ОРД, относятся также иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. К нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу ОРД, относятся три группы документов: – указы Президента Российской Федерации; – постановления Правительства Российской Федерации; – акты Конституционного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства с точки зрения их конституционности. К первой группе нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие указы Президента Российской Федерации: – от 12 июля 1995 г. "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств"; – от 9 января 1996 г. "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"; – от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"; – от 1 марта 2011 г. "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"; – от 28 июля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков"; – от 7 августа 2004 г. "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации"; – от 11 августа 2003 г. "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"; – от 11 февраля 2006 г. "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"; – от 21 сентября 2009 г. "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" и некоторые другие. Ко второй группе иных нормативных правовых актов можно отнести следующие постановления Правительства Российской Федерации: – от 18 июня 1999 г. № 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным"; – от 27 августа 2005 г. № 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность"; – от 5 ноября 2003 г. № 671 "Об утверждении Положения об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки" и некоторые другие. К третьей группе иных нормативных правовых актов, входящих в правовую основу ОРД, можно отнести следующие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации: – от 24 декабря 1993 г. № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации"; – от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"; – от 15 июня 2006 г. № 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"; – от 10 февраля 2009 года № 1 "О порядке рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"; – от 9 июля 2013 года № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях". К этой же группе актов, имеющих общеобязательное значение для всех субъектов ОРД, следует отнести решения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение их прав положениями Закона об ОРД, которых принято уже более ста тридцати. В числе наиболее значимых можно указать следующие: – Постановление от 9 июня 2011 г. № 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта седьмого статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова"; – Определение от 14 июля 1998 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой"; – Определение от 4 февраля 1999 г. "По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; – Определение от 1 декабря 1999 г. № 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барковского К.О. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 127 УПК РСФСР, пунктом 1 части первой статьи 6 и пунктом 3 части первой статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; – Определение от 2 октября 2003 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года "О связи"; – Определение от 16 апреля 2009 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е.Н. Ракова на нарушение его конституционных прав положениями статей 5 и 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; – Определение от 21 апреля 2011 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ю.Г. Панова на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и многие другие. Перечисленные правовые акты являются основными в регулировании ОРД. Однако ими не исчерпываются источники правового регулирования данного вида государственной деятельности. К этой же группе нормативных правовых актов можно отнести ведомственные правовые документы, принимаемые отдельными федеральными органами исполнительной власти, не являющимися субъектами ОРД. К числу таковых, в частности, можно отнести приказ Мининформсвязи РФ от 16 января 2008 г. № 6 "Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий" (часть I. Общие требования). Часть 2 ст. 3 Закона об ОРД закрепляет за органами, осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 нормативные правовые акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты издавать не могут. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Акты утверждаются руководителем органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После регистрации такие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных мероприятий, согласно ст. 12 Закона об ОРД, отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с грифами "секретно" и "совершенно секретно", а их содержание в открытой печати не публикуется. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных подразделений, а также иные должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие: – приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"; – приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"; – Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденная совместным приказом МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФN 776/703/509/507/1820/42/535/398/68от 27 сентября 2013 г. и некоторые другие нормативные акты. В правовую основу ОРД законодатель не включил международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя часть 4 ст. 15 Конституции РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части ее правовой системы. Анализ содержания Закона об ОРД позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. В частности, пункт 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а пункт 3 ст. 14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств. К числу базовых международных правовых актов, закрепляющих основные права личности, соблюдение которых обязаны обеспечивать органы, осуществляющие ОРД, следует отнести: – Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст. 12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции; – Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., провозгласивший право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 17); – Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950 г., запрещающую вмешательство государственных органов в осуществление права граждан на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах государственной безопасности и предотвращения преступлений (ст. 8); – Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., которая закрепила обязанность государств – участников этой международной организации выполнять любые судебные поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления; – некоторые другие международные правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией. Источником правового регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые государствами – членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г., а также в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. Согласно ст. 6 этого документа, стороны обязались оказывать друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством, а также осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследуемого уголовного дела. Конвенция регламентировала содержание и форму поручений об оказании правовой помощи, порядок их исполнения, правила выдачи предметов, которые могут иметь значение доказательств по уголовным делам, и ряд других вопросов, касающихся проведения оперативно-розыскных мероприятий. Отдельную группу международных правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств – участников СНГ, в числе которых можно указать следующие: – Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью (заключено в г. Ташкенте 11 июня 2010 г.) – Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. Стороны договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных действий; – Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписанное в г. Киеве 21 октября 1992 г.; – Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашгабаде 17 февраля 1994 г.; – Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписанное на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ 16-18 декабря 1998 г. в г. Москве, в котором регламентирована процедура выполнения запросов на проведение наблюдения за лицами, обоснованно подозреваемыми в совершении преступлений, при пересечении ими внутренних границ СНГ, а также многие другие многосторонние и двусторонние международные соглашения и договоры в сфере борьбы с преступностью. К числу международных правовых актов, которыми обязаны руководствоваться сотрудники оперативно-розыскных служб, следует отнести и решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в первую очередь принятые по жалобам граждан против Российской Федерации. Эта вытекает из международных обязательств Российской Федерации, взятых на себя при вступлении в Совет Европы в 1996 г. Наиболее известными из числа таких решений являются: – Постановление по делу "Ваньян против Российской Федерации" от 15 декабря 2005 г.; – Постановление по делу "Худобин против Российской Федерации" от 26 октября 2006 г.; – Постановление по делу "Быков против Российской Федерации" от 10 марта 2009 г.; – Постановление по делу "Веселов и другие против Российской Федерации" от 3 октября 2012 г. и некоторые другие. В этих решениях ЕСПЧ признал нарушение прав заявителей действиями оперативных сотрудников, а потому применяемые ими тактические приемы, которые стали поводом для разбирательства в Европейском суде, следует признавать незаконными и исключать из арсенала оперативно-розыскной тактики. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием успешного ее осуществления. В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая основа ОРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.017 с.) |