Оперативно-розыскной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оперативно-розыскной деятельности



ОСНОВЫ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

 

Учебное пособие

Под редакцией

доктора юридических наук, профессора А.Е. Чечетина

Хабаровск 2014


67.621

О-753

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Дальневосточного юридического института МВД России

 

 

Авторский коллектив:

Баженов С.В., канд. юрид. наук – § 1 гл. 2;

Буряков Е.В., канд. юрид. наук, профессор – гл. 8;

Гусев В.А., канд. юрид. наук, доцент – гл. 6;

Давыдов С.И., д-р юрид. наук, доцент – гл. 5, § 2-4 гл. 7;

Луговик В.Ф., д-р юрид. наук, профессор, засл. юрист РФ – гл.10;

Осипенко А.Л., д-р юрид. наук, доцент – § 6 гл. 3;

Павличенко Н.В., д-р юрид. наук, доцент – § 2, 3 гл. 2;

Ударцев С.Ю., канд. юрид. наук, доцент – § 3 гл. 1 (в соавторстве), § 1 гл. 7;

Черепанов Г.Г., канд. юрид. наук, доцент – § 1,2 гл. 9;

Чечетин А.Е.,, д-р юрид. наук, профессор, засл. юрист РФ – § 1-3 гл. 1, § 1-5 гл. 3;

Шатохин И.Д. – § 3 гл. 9;

Шмидт А.А., канд. юрид. наук – гл. 4.

 

Рецензенты:

Шахматов А.В. – д-р юрид. наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России);

Половников В.Н. – заместитель начальника ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу.

 

 

О-753 Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие / под ред. проф. А.Е. Чечетина; Дальневосточный юрид. ин-т МВД РФ. – Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2014. – 264с.

ISBN 978-5-9753-0177-2

 

В работе раскрываются общие, наиболее существенные положения теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, определяющие ее сущность, значение и место в системе государственно-правовых мер борьбы с преступностью.

Предназначено для курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций системы МВД России, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, судей, прокуроров, следователей и адвокатов.

 

 

ISBN 978-5-9753-0177-2 © ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД РФ, 2014

ПЕРЕЧЕНЬ АББРЕВИАТУР И СОКРАЩЕНИЙ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

ГИАЦ – Главный информационно-аналитический центр МВД России;

ГУ МВД России – Главное управление МВД России;

Закон о полиции – Федеральный закон «О полиции»

Закон об ОРД – Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Закон о наркотиках – Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

ИЦ – информационный центр УМВД;

ИПС – информационно-поисковая система;

КоАП РФ – Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации;

Конституционный Суд РФ – Конституционный Суд Российской Федерации;

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации;

НЦБ Интерпола – Национальное центральное бюро Интерпола;

ОВД – орган внутренних дел;

ООН – Организация Объединенных Наций;

ОРД – оперативно-розыскная деятельность;

ОРМ – оперативно-розыскные мероприятия;

ОТМ – оперативно-технические мероприятия;

ПТП – прослушивание телефонных переговоров;

СВР России – Служба внешней разведки Российской Федерации;

СМИ – средства массовой информации;

СНГ – Содружество Независимых Государств;

СПС – справочная правовая система;

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации;

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

УМВД – Управление МВД России;

ФСБ России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФСИН России – Федеральная служба исполнения наказаний РФ;

ФСКН России – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

ЭКП – экспертно-криминалистическое подразделение.


Введение

Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных организациях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных подразделений, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.

С принятием в 1992 г. первого закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" данный вид государственной правоохранительной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности. Это дало новый мощный импульс для развития теории оперативно-розыскной деятельности. За эти годы появилось немалое количество открытой литературы по вопросам оперативно-розыскной деятельности, в том числе учебники и учебные пособия. Однако потребность в открытой учебной литературе по основам оперативно-розыскной деятельности остается пока высокой, поскольку многие работы основаны на нетрадиционных авторских подходах к содержанию учебного курса и трудно воспринимаются обучаемыми.

Авторами настоящего пособия предпринята попытка традиционного изложения учебного курса, основанного на многолетнем опыте его преподавания в вузах МВД России. Вместе с тем особенностью учебного пособия является относительная ограниченность материала, касающегося вопросов организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, которые отнесены к государственной тайне. Основной акцент в работе сделан на раскрытие общих, наиболее важных положений теории ОРД, определяющих ее сущность, роль, значение и место в системе государственно-правовых мер борьбы с преступностью.

Многолетний практический опыт специалистов свидетельствует, что эффективность противодействия различным проявлениям преступности зависит от знания сотрудниками правоохранительных органов основ оперативно-розыскной деятельности, позволяющих правильно ориентироваться в любой обстановке и находить верные решения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях. Необходимо отметить, что целостное восприятие положений теории оперативно-розыскной деятельности неотрывно от изучения основ административного права и административной деятельности, уголовного права и уголовного процесса, криминалистики и криминологии, а также других юридических наук, используемых в оперативно-розыскной практике.

Работа рассчитана, прежде всего, на курсантов (студентов) вузов системы МВД России, чья будущая специальность напрямую связана с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Однако знание ее правовых основ сегодня необходимо следователям, прокурорам, судьям и адвокатам, а также многим другим категориям сотрудников правоохранительных органов, поэтому учебное пособие будет интересно и студентам юридических вузов, чья будущая специальность напрямую не связана с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Оперативные подразделения органов внутренних дел,

Их права и обязанности

 

В статье 13 Закона об ОРД приведен перечень органов, оперативным подразделениям которых предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации. Одним из них являются органы внутренних дел.

В Законе об ОРД отмечено, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Руководители указанных органов определяют перечень входящих в них оперативных подразделений, их полномочия, структуру и организацию работы.

Перечень оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью, определен приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России". Его анализ свидетельствует, что их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности неодинаковы, они зависят от компетенции по применению специальных сил, средств и методов ОРД.

В зависимости от полномочий данные подразделения и службы можно разделить на две группы. Подразделения первой группы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме и наделены полномочиями по применению всех сил, средств и методов ОРД. Эту группу составляют:

- подразделения уголовного розыска;

- подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

- подразделения собственной безопасности;

- подразделения по противодействию экстремизму;

- подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы;

- подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

- оперативно-поисковые подразделения;

- подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения);

- межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне.

Вторую группу составляют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в ограниченном объеме. К ним относятся подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола и подразделения оперативно-разыскной информации.

В зависимости от направлений деятельности и специализации оперативные подразделения ОВД выполняют различные задачи. Так,основными задачами подразделений уголовного розыска являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции уголовного розыска; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, розыск без вести пропавших лиц, установление личности по неопознанным трупам.

В круг задач подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, а также против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Для подразделений собственной безопасности основными задачами являются:

- выявление коррумпированных сотрудников в органах внутренних дел, а также лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих должностные и иные преступления;

- обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и близких, а также лиц, оказывающих содействие подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения преступных элементов в систему органов внутренних дел или оказания негативного влияния на ее деятельность.

Подразделения по противодействию экстремизмуосуществляют предупреждение, выявление и раскрытие преступлений экстремисткой направленности.

Основной задачей подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте является предупреждение, выявление и раскрытие хищений грузов из подвижного состава и складских объектов транспортной инфраструктуры.

Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, применяют меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.

Основной задачей оперативно-поисковых подразделений является получение информации, представляющей оперативный интерес, путем проведения оперативно-поисковых мероприятий с использованием негласных методов и средств.

Назначение подразделений специальных технических мероприятий ОВД состоит в организации и проведении оперативно-технических мероприятий по заданиям оперативно-розыскных служб, техническом обеспечении ОРМ в целях негласного получения информации и документирования преступной деятельности, а также координации своей деятельности с оперативно-техническими подразделениями ФСБ России.

Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий работают в особом режиме конспирации по заданиям оперативных подразделений ОВД.

Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне занимаются координацией деятельности нижестоящих подразделений, а также раскрытием преступлений, имеющих межрегиональный характер.

Основной задачей подразделений по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола является проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий.

Задачами подразделений оперативно-разыскной информации являются:

- оперативно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел;

- обеспечение информационного взаимодействия по обмену оперативно-розыскной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

- анализ оперативной обстановки и прогнозирование ее развития;

- отождествление личности с использованием специальных программно-технических средств обработки фото-, видеоизображений.

Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников, т.е. лиц, имеющих специальные звания полиции, осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России. В оперативных подразделениях ОВД работают должностные лица, которые являются главной частью профессионального ядра подразделений и служб органов внутренних дел и решают задачи, определенные ст. 2 Закона об ОРД.

Правовое положение должностных лиц в борьбе с преступностью неодинаково, оно зависит от компетенции оперативных подразделений, в которых они работают. Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), и оперативных сотрудников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями. Вторые же, к числу которых относятся сотрудники оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, применяют только разведывательные методы по добыванию информации и скрывают свою принадлежность к органам внутренних дел.

К должностным лицам органов внутренних дел относятся следующие категории оперативных сотрудников:

- младшие оперуполномоченные;

- оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные;

- оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные по особо важным делам;

- руководители оперативных подразделений.

Для выполнения возложенных задач штатные гласные сотрудники оперативных подразделений ОВД законодательными и ведомственными нормативными актами наделены соответствующей оперативно-розыскной, административной и уголовно-процессуальной компетенцией.

Оперативно-розыскная компетенция закреплена в Законе об ОРД, где определены обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Органы, осуществляющие ОРД, согласно ст. 14 данного Закона, обязаны:

- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

- исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам;

- выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

- информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

- соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Для эффективного исполнения перечисленных выше обязанностей оперативные подразделения ОВД ст. 15 Закона об ОРД наделены следующими правами:

- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений и организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

- создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных федеральным законом.

В то же время должностные лица оперативных подразделений ОВД наделены административно-правовой компетенцией, поскольку в соответствии с Законом о полиции они являются представителями власти и наделены определенными государственно-властными полномочиями, которые применяются в отношении граждан. Так, для решения задач ОРД они вправе:

- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступлений или полагать, что они находятся в розыске;

- вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;

- в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок получения информации;

- беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследуемым уголовным делам, производству по делам об административных правонарушениях;

- проводить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представляется возможным.

В соответствии с действующим законодательством сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел обладают полномочиями по применению отдельных мер государственного принуждения. К ним относятся: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. Для предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений они имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники оперативных подразделений ОВД в соответствии со ст. 12 Закона о полиции должны выполнять следующие обязанности:

- принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления;

- выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, намеревающихся совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу и некоторые другие.

Уголовно-процессуальная компетенция определена УПК РФ, статья 40 которого оперативные подразделения ОВД отнесла к органам дознаниями и возложила на них дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Оперативно-розыскная, административно-правовая и уголовно-процессуальная компетенции сотрудника оперативных подразделений конкретизируется его специализацией. Выделяют следующие виды специализаций:

- зональная (территориальная);

- линейная;

- объектово-отраслевая;

- функциональная.

Сущность зональной специализации состоит в том, что на сотрудника оперативного подразделения возлагается обязанность по организации и осуществлению оперативно-розыскной деятельности на определенной территории (оперативной зоне).

Линейная специализация – это организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности для борьбы с однородными группами преступлений, например, против личности, краж чужого имущества и т.д.

Объектово-отраслевая специализация состоит в том, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется для выявления и раскрытия отдельных видов преступлений на предприятиях определенной отрасли или на отдельных крупных объектах. Объектово-отраслевая специализация характерна для подразделений ЭБиПК.

Функциональная специализация выражается в том, что сотрудник оперативного подразделения выполняет одну из функций, отнесенных к компетенции оперативного подразделения, например, розыскную работу.

К сотрудникам оперативных подразделений предъявляются специальные профессиональные, морально-этические, психологические и иные требования.

Оперативные подразделения ОВД и представляющие их сотрудники при решении стоящих перед ними задач руководствуются Конституцией РФ, Законом об ОРД, другими законами и ведомственными нормативными актами. Они самостоятельно принимают решения о заведении дел оперативного учета и производстве по ним; планируют ОРМ, определяют основания, организацию и тактику их проведения; принимают другие решения и несут за это ответственность. Их деятельность носит публичный характер. При исполнении служебных обязанностей, являясь представителями власти, они находятся под защитой государства.

На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, закрепленные в ст. 16 Закона об ОРД, суть которых заключается в следующем:

- в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники оперативных подразделений подчиняются только непосредственному и прямому начальнику;

- при получении приказа, противоречащего закону, сотрудники оперативных подразделений обязаны руководствоваться законом;

- при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и интересов допускается вынужденное причинение вреда сотрудниками оперативных подразделений, при правомерном выполнении служебного или общественного долга;

- время выполнения специальных заданий в организованных преступных группах и время их службы в должностях штатных негласных сотрудников подлежит зачету в выслугу лет;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для сотрудников оперативных подразделений;

- никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников оперативных подразделений, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законом. Например, следователь при даче поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий в порядке ст. 144, 152 и 157 УПК РФ указывает только цель, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь не вправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения.

 

Финансовое обеспечение

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Содержание деятельности по раскрытию преступлений

Общие положения розыскной работы органов внутренних дел

 

Слово "розыск" ("сыск") имеет глубокие исторические корни и использовалось в нескольких значениях. Начиная с Судебников 1497 г., 1550 г., а затем и Соборного уложения 1649 г., во-первых, под розыском, или сыском, понималась особая форма судопроизводства, следственный процесс; во-вторых, оно означало установление истины при расследовании обстоятельств (заметим при этом, что основным способом установления истины в "розыске" являлись пытки, меры физического и психического воздействия); а, в-третьих, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников.

В настоящее время в теории оперативно-розыскной деятельности слово "розыск" обычно употребляется в словосочетаниях: оперативно-розыскная деятельность, розыскная работа и часто употребляется как синоним розыскной работы. Поэтому вполне оправданно, что "розыск" и "розыскная работа" – равнозначные понятия.

Розыскная работа в органах внутренних дел в первую очередь возлагается на оперативные подразделения полиции, которые осуществляют розыск и установление личности следующих категорий граждан:

1) обвиняемых и подсудимых (скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение; совершивших побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под стражи (конвоя);

2) лиц, пропавших без вести;

3) несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), специальных школ и специальных училищ; психически больных лиц, ушедших из дома или учреждения, где они содержались;

4) психически больных лиц, в том числе признанных в установленном порядке социально опасными, ушедших из дома или учреждения, где они содержались;

5) лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;

6) погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам;

7) лиц, утративших связь с близкими родственниками, а также супругов, утративших связь между собой.

Розыскная деятельность осуществляется в целях обеспечения расследования преступлений, осуществление правопорядка и выяснения судьбы человека. При этом можно выделить четыре общих задачи розыскной деятельности:

1) розыск скрывшихся преступников;

2) розыск без вести пропавших лиц;

3) установление личности неизвестных лиц (живых и умерших);

4) установление местонахождения лиц, утративших связь с близкими родственниками.

Таким образом, под розыскной работой органов внутренних дел понимается комплексная система организационных, профилактических, процессуальных и иных специальных мероприятий, направленных на обеспечение успешного розыска скрывшихся преступников, лиц, без вести пропавших, и иных категорий разыскиваемых, выявление и устранение условий, способствующих уклонению лиц от следствия и суда, исполнения обязательств, безвестному исчезновению граждан, а также условий, способствующих длительному укрывательству (пребыванию) лиц на обслуживаемой территории.

Розыскная работа детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

Закон об ОРД в качестве одной из основных задач ОРД определил осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших. Получение сведений о таких лицах, а также об обнаружении неопознанных трупов, как установлено его ст. 7, является основанием для проведения ОРМ.

Закон о полиции в числе основных направлений деятельности полиции (ст. 2) также выделил розыск лиц. Для выполнения этой задачи полиция наделена соответствующими обязанностями и правами, закрепленными в ст. 12 и 13 Закона о полиции. Например, сотрудники полиции обязаны осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; оказывать содействие в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов; проводить государственную дактилоскопическую и геномную регистрацию; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.

Для выполнения возложенных на органы внутренних дел обязанностей полиции предоставляется право: проверять документы, удостоверяющие личность граждан; вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о происшествиях; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами; проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц; использовать возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести.

Одним из ключевых элементов организации розыска преступников, без вести пропавших лиц и установления личности неопознанных трупов является использование дактилоскопических учетов. Правовой основой для их формирования выступает Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", который предусматривает как добровольную, так и обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию.

Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан в соответствии с законом проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту жительства. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации, согласно указанному закону, подлежит ряд категорий граждан в силу их профессиональных занятий (сотрудники ОВД, военнослужащие, спасатели и др.), лица, осужденные за совершение преступлений, а также неопознанные трупы.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; неопознанные трупы.

В соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 1992 г. № 31-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 1), а предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29), при этом прокурор информируется о каждом заявлении об исчезновении человека и заведении розыскного дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.88.17 (0.179 с.)