Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оперативно-розыскной деятельности↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Учебное пособие Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.Е. Чечетина Хабаровск 2014 67.621 О-753 Рекомендовано редакционно-издательским советом Дальневосточного юридического института МВД России
Авторский коллектив: Баженов С.В., канд. юрид. наук – § 1 гл. 2; Буряков Е.В., канд. юрид. наук, профессор – гл. 8; Гусев В.А., канд. юрид. наук, доцент – гл. 6; Давыдов С.И., д-р юрид. наук, доцент – гл. 5, § 2-4 гл. 7; Луговик В.Ф., д-р юрид. наук, профессор, засл. юрист РФ – гл.10; Осипенко А.Л., д-р юрид. наук, доцент – § 6 гл. 3; Павличенко Н.В., д-р юрид. наук, доцент – § 2, 3 гл. 2; Ударцев С.Ю., канд. юрид. наук, доцент – § 3 гл. 1 (в соавторстве), § 1 гл. 7; Черепанов Г.Г., канд. юрид. наук, доцент – § 1,2 гл. 9; Чечетин А.Е.,, д-р юрид. наук, профессор, засл. юрист РФ – § 1-3 гл. 1, § 1-5 гл. 3; Шатохин И.Д. – § 3 гл. 9; Шмидт А.А., канд. юрид. наук – гл. 4.
Рецензенты: Шахматов А.В. – д-р юрид. наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России); Половников В.Н. – заместитель начальника ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу.
О-753 Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие / под ред. проф. А.Е. Чечетина; Дальневосточный юрид. ин-т МВД РФ. – Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2014. – 264с. ISBN 978-5-9753-0177-2
В работе раскрываются общие, наиболее существенные положения теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, определяющие ее сущность, значение и место в системе государственно-правовых мер борьбы с преступностью. Предназначено для курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций системы МВД России, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, судей, прокуроров, следователей и адвокатов.
ISBN 978-5-9753-0177-2 © ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД РФ, 2014 ПЕРЕЧЕНЬ АББРЕВИАТУР И СОКРАЩЕНИЙ ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации; ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации; ГИАЦ – Главный информационно-аналитический центр МВД России; ГУ МВД России – Главное управление МВД России; Закон о полиции – Федеральный закон «О полиции» Закон об ОРД – Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; Закон о наркотиках – Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»; ИЦ – информационный центр УМВД; ИПС – информационно-поисковая система; КоАП РФ – Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации; Конституционный Суд РФ – Конституционный Суд Российской Федерации; МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации; НЦБ Интерпола – Национальное центральное бюро Интерпола; ОВД – орган внутренних дел; ООН – Организация Объединенных Наций; ОРД – оперативно-розыскная деятельность; ОРМ – оперативно-розыскные мероприятия; ОТМ – оперативно-технические мероприятия; ПТП – прослушивание телефонных переговоров; СВР России – Служба внешней разведки Российской Федерации; СМИ – средства массовой информации; СНГ – Содружество Независимых Государств; СПС – справочная правовая система; УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации; УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; УМВД – Управление МВД России; ФСБ России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации; ФСИН России – Федеральная служба исполнения наказаний РФ; ФСКН России – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; ЭКП – экспертно-криминалистическое подразделение. Введение Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных организациях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных подразделений, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен. С принятием в 1992 г. первого закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" данный вид государственной правоохранительной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности. Это дало новый мощный импульс для развития теории оперативно-розыскной деятельности. За эти годы появилось немалое количество открытой литературы по вопросам оперативно-розыскной деятельности, в том числе учебники и учебные пособия. Однако потребность в открытой учебной литературе по основам оперативно-розыскной деятельности остается пока высокой, поскольку многие работы основаны на нетрадиционных авторских подходах к содержанию учебного курса и трудно воспринимаются обучаемыми. Авторами настоящего пособия предпринята попытка традиционного изложения учебного курса, основанного на многолетнем опыте его преподавания в вузах МВД России. Вместе с тем особенностью учебного пособия является относительная ограниченность материала, касающегося вопросов организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, которые отнесены к государственной тайне. Основной акцент в работе сделан на раскрытие общих, наиболее важных положений теории ОРД, определяющих ее сущность, роль, значение и место в системе государственно-правовых мер борьбы с преступностью. Многолетний практический опыт специалистов свидетельствует, что эффективность противодействия различным проявлениям преступности зависит от знания сотрудниками правоохранительных органов основ оперативно-розыскной деятельности, позволяющих правильно ориентироваться в любой обстановке и находить верные решения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях. Необходимо отметить, что целостное восприятие положений теории оперативно-розыскной деятельности неотрывно от изучения основ административного права и административной деятельности, уголовного права и уголовного процесса, криминалистики и криминологии, а также других юридических наук, используемых в оперативно-розыскной практике. Работа рассчитана, прежде всего, на курсантов (студентов) вузов системы МВД России, чья будущая специальность напрямую связана с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Однако знание ее правовых основ сегодня необходимо следователям, прокурорам, судьям и адвокатам, а также многим другим категориям сотрудников правоохранительных органов, поэтому учебное пособие будет интересно и студентам юридических вузов, чья будущая специальность напрямую не связана с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Оперативные подразделения органов внутренних дел, Их права и обязанности
В статье 13 Закона об ОРД приведен перечень органов, оперативным подразделениям которых предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации. Одним из них являются органы внутренних дел. В Законе об ОРД отмечено, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Руководители указанных органов определяют перечень входящих в них оперативных подразделений, их полномочия, структуру и организацию работы. Перечень оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью, определен приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России". Его анализ свидетельствует, что их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности неодинаковы, они зависят от компетенции по применению специальных сил, средств и методов ОРД. В зависимости от полномочий данные подразделения и службы можно разделить на две группы. Подразделения первой группы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме и наделены полномочиями по применению всех сил, средств и методов ОРД. Эту группу составляют: - подразделения уголовного розыска; - подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции; - подразделения собственной безопасности; - подразделения по противодействию экстремизму; - подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы; - подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; - оперативно-поисковые подразделения; - подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения); - межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне. Вторую группу составляют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в ограниченном объеме. К ним относятся подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола и подразделения оперативно-разыскной информации. В зависимости от направлений деятельности и специализации оперативные подразделения ОВД выполняют различные задачи. Так,основными задачами подразделений уголовного розыска являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции уголовного розыска; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, розыск без вести пропавших лиц, установление личности по неопознанным трупам. В круг задач подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, а также против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Для подразделений собственной безопасности основными задачами являются: - выявление коррумпированных сотрудников в органах внутренних дел, а также лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих должностные и иные преступления; - обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и близких, а также лиц, оказывающих содействие подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; - выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения преступных элементов в систему органов внутренних дел или оказания негативного влияния на ее деятельность. Подразделения по противодействию экстремизмуосуществляют предупреждение, выявление и раскрытие преступлений экстремисткой направленности. Основной задачей подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте является предупреждение, выявление и раскрытие хищений грузов из подвижного состава и складских объектов транспортной инфраструктуры. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, применяют меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества. Основной задачей оперативно-поисковых подразделений является получение информации, представляющей оперативный интерес, путем проведения оперативно-поисковых мероприятий с использованием негласных методов и средств. Назначение подразделений специальных технических мероприятий ОВД состоит в организации и проведении оперативно-технических мероприятий по заданиям оперативно-розыскных служб, техническом обеспечении ОРМ в целях негласного получения информации и документирования преступной деятельности, а также координации своей деятельности с оперативно-техническими подразделениями ФСБ России. Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий работают в особом режиме конспирации по заданиям оперативных подразделений ОВД. Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне занимаются координацией деятельности нижестоящих подразделений, а также раскрытием преступлений, имеющих межрегиональный характер. Основной задачей подразделений по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола является проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий. Задачами подразделений оперативно-разыскной информации являются: - оперативно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел; - обеспечение информационного взаимодействия по обмену оперативно-розыскной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности; - анализ оперативной обстановки и прогнозирование ее развития; - отождествление личности с использованием специальных программно-технических средств обработки фото-, видеоизображений. Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников, т.е. лиц, имеющих специальные звания полиции, осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России. В оперативных подразделениях ОВД работают должностные лица, которые являются главной частью профессионального ядра подразделений и служб органов внутренних дел и решают задачи, определенные ст. 2 Закона об ОРД. Правовое положение должностных лиц в борьбе с преступностью неодинаково, оно зависит от компетенции оперативных подразделений, в которых они работают. Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), и оперативных сотрудников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями. Вторые же, к числу которых относятся сотрудники оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, применяют только разведывательные методы по добыванию информации и скрывают свою принадлежность к органам внутренних дел. К должностным лицам органов внутренних дел относятся следующие категории оперативных сотрудников: - младшие оперуполномоченные; - оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные; - оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные по особо важным делам; - руководители оперативных подразделений. Для выполнения возложенных задач штатные гласные сотрудники оперативных подразделений ОВД законодательными и ведомственными нормативными актами наделены соответствующей оперативно-розыскной, административной и уголовно-процессуальной компетенцией. Оперативно-розыскная компетенция закреплена в Законе об ОРД, где определены обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Органы, осуществляющие ОРД, согласно ст. 14 данного Закона, обязаны: - принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; - исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; - выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; - информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; - соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Для эффективного исполнения перечисленных выше обязанностей оперативные подразделения ОВД ст. 15 Закона об ОРД наделены следующими правами: - проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; - устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; - использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; - использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений и организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; - создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных федеральным законом. В то же время должностные лица оперативных подразделений ОВД наделены административно-правовой компетенцией, поскольку в соответствии с Законом о полиции они являются представителями власти и наделены определенными государственно-властными полномочиями, которые применяются в отношении граждан. Так, для решения задач ОРД они вправе: - проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступлений или полагать, что они находятся в розыске; - вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях; - в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок получения информации; - беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследуемым уголовным делам, производству по делам об административных правонарушениях; - проводить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представляется возможным. В соответствии с действующим законодательством сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел обладают полномочиями по применению отдельных мер государственного принуждения. К ним относятся: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. Для предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений они имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники оперативных подразделений ОВД в соответствии со ст. 12 Закона о полиции должны выполнять следующие обязанности: - принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; - прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления; - выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, намеревающихся совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу и некоторые другие. Уголовно-процессуальная компетенция определена УПК РФ, статья 40 которого оперативные подразделения ОВД отнесла к органам дознаниями и возложила на них дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Оперативно-розыскная, административно-правовая и уголовно-процессуальная компетенции сотрудника оперативных подразделений конкретизируется его специализацией. Выделяют следующие виды специализаций: - зональная (территориальная); - линейная; - объектово-отраслевая; - функциональная. Сущность зональной специализации состоит в том, что на сотрудника оперативного подразделения возлагается обязанность по организации и осуществлению оперативно-розыскной деятельности на определенной территории (оперативной зоне). Линейная специализация – это организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности для борьбы с однородными группами преступлений, например, против личности, краж чужого имущества и т.д. Объектово-отраслевая специализация состоит в том, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется для выявления и раскрытия отдельных видов преступлений на предприятиях определенной отрасли или на отдельных крупных объектах. Объектово-отраслевая специализация характерна для подразделений ЭБиПК. Функциональная специализация выражается в том, что сотрудник оперативного подразделения выполняет одну из функций, отнесенных к компетенции оперативного подразделения, например, розыскную работу. К сотрудникам оперативных подразделений предъявляются специальные профессиональные, морально-этические, психологические и иные требования. Оперативные подразделения ОВД и представляющие их сотрудники при решении стоящих перед ними задач руководствуются Конституцией РФ, Законом об ОРД, другими законами и ведомственными нормативными актами. Они самостоятельно принимают решения о заведении дел оперативного учета и производстве по ним; планируют ОРМ, определяют основания, организацию и тактику их проведения; принимают другие решения и несут за это ответственность. Их деятельность носит публичный характер. При исполнении служебных обязанностей, являясь представителями власти, они находятся под защитой государства. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, закрепленные в ст. 16 Закона об ОРД, суть которых заключается в следующем: - в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники оперативных подразделений подчиняются только непосредственному и прямому начальнику; - при получении приказа, противоречащего закону, сотрудники оперативных подразделений обязаны руководствоваться законом; - при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и интересов допускается вынужденное причинение вреда сотрудниками оперативных подразделений, при правомерном выполнении служебного или общественного долга; - время выполнения специальных заданий в организованных преступных группах и время их службы в должностях штатных негласных сотрудников подлежит зачету в выслугу лет; - органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для сотрудников оперативных подразделений; - никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников оперативных подразделений, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законом. Например, следователь при даче поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий в порядке ст. 144, 152 и 157 УПК РФ указывает только цель, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь не вправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения.
Финансовое обеспечение ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Содержание деятельности по раскрытию преступлений Общие положения розыскной работы органов внутренних дел
Слово "розыск" ("сыск") имеет глубокие исторические корни и использовалось в нескольких значениях. Начиная с Судебников 1497 г., 1550 г., а затем и Соборного уложения 1649 г., во-первых, под розыском, или сыском, понималась особая форма судопроизводства, следственный процесс; во-вторых, оно означало установление истины при расследовании обстоятельств (заметим при этом, что основным способом установления истины в "розыске" являлись пытки, меры физического и психического воздействия); а, в-третьих, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников. В настоящее время в теории оперативно-розыскной деятельности слово "розыск" обычно употребляется в словосочетаниях: оперативно-розыскная деятельность, розыскная работа и часто употребляется как синоним розыскной работы. Поэтому вполне оправданно, что "розыск" и "розыскная работа" – равнозначные понятия. Розыскная работа в органах внутренних дел в первую очередь возлагается на оперативные подразделения полиции, которые осуществляют розыск и установление личности следующих категорий граждан: 1) обвиняемых и подсудимых (скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение; совершивших побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под стражи (конвоя); 2) лиц, пропавших без вести; 3) несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), специальных школ и специальных училищ; психически больных лиц, ушедших из дома или учреждения, где они содержались; 4) психически больных лиц, в том числе признанных в установленном порядке социально опасными, ушедших из дома или учреждения, где они содержались; 5) лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения; 6) погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам; 7) лиц, утративших связь с близкими родственниками, а также супругов, утративших связь между собой. Розыскная деятельность осуществляется в целях обеспечения расследования преступлений, осуществление правопорядка и выяснения судьбы человека. При этом можно выделить четыре общих задачи розыскной деятельности: 1) розыск скрывшихся преступников; 2) розыск без вести пропавших лиц; 3) установление личности неизвестных лиц (живых и умерших); 4) установление местонахождения лиц, утративших связь с близкими родственниками. Таким образом, под розыскной работой органов внутренних дел понимается комплексная система организационных, профилактических, процессуальных и иных специальных мероприятий, направленных на обеспечение успешного розыска скрывшихся преступников, лиц, без вести пропавших, и иных категорий разыскиваемых, выявление и устранение условий, способствующих уклонению лиц от следствия и суда, исполнения обязательств, безвестному исчезновению граждан, а также условий, способствующих длительному укрывательству (пребыванию) лиц на обслуживаемой территории. Розыскная работа детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня. Закон об ОРД в качестве одной из основных задач ОРД определил осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших. Получение сведений о таких лицах, а также об обнаружении неопознанных трупов, как установлено его ст. 7, является основанием для проведения ОРМ. Закон о полиции в числе основных направлений деятельности полиции (ст. 2) также выделил розыск лиц. Для выполнения этой задачи полиция наделена соответствующими обязанностями и правами, закрепленными в ст. 12 и 13 Закона о полиции. Например, сотрудники полиции обязаны осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; оказывать содействие в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов; проводить государственную дактилоскопическую и геномную регистрацию; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. Для выполнения возложенных на органы внутренних дел обязанностей полиции предоставляется право: проверять документы, удостоверяющие личность граждан; вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о происшествиях; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами; проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц; использовать возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести. Одним из ключевых элементов организации розыска преступников, без вести пропавших лиц и установления личности неопознанных трупов является использование дактилоскопических учетов. Правовой основой для их формирования выступает Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", который предусматривает как добровольную, так и обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию. Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан в соответствии с законом проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту жительства. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации, согласно указанному закону, подлежит ряд категорий граждан в силу их профессиональных занятий (сотрудники ОВД, военнослужащие, спасатели и др.), лица, осужденные за совершение преступлений, а также неопознанные трупы. В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; неопознанные трупы. В соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 1992 г. № 31-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 1), а предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29), при этом прокурор информируется о каждом заявлении об исчезновении человека и заведении розыскного дела. К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Основными из них являются Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.012 с.) |