Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документов и процедура прокурорской проверкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Согласно ст. 21 Закона об ОРД по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие: 1) дела оперативного учета; 2) материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств; 3) учетно-регистрационную документацию; 4) ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Анализ законодательства показывает, что применительно к надзору за оперативно-розыскной деятельностью перечень оперативно-служебных документов, представляемых прокурору, носит исчерпывающий характер. Более того, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД). По смыслу закона, если подобные сведения содержатся в документах представленного перечня (делах оперативного учета, учетно-регистрационной документации и др.), то они прокурору представляются с учетом требования ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД. Как мы уже отмечали, прокурору представляются лишь те документы, которые отражают сведения, входящие в предмет прокурорского надзора. Казалось бы, именно они имеют правовое значение, "интересны" для прокурора и должны им изучаться. Но делопроизводство в сфере оперативно-розыскной деятельности построено таким образом, что подобные документы концентрируются в делах вместе с теми, которые содержат сведения, не входящие в предмет надзора. Речь идет, прежде всего, о делах оперативного учета, которые заводятся в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 10 Закона об ОРД). В них документально фиксируются, в том числе, и сведения, не входящие в предмет прокурорского надзора. Это планы, отчеты, справки, сводки и т.п. Более того, зачастую путем анализа дел оперативного учета можно установить сведения о лицах, оказывающих в соответствии со ст. 17 Закона об ОРД содействие оперативным подразделениям полиции. К сожалению, до настоящего времени организационно и технически вопрос разделения информационных массивов на подлежащих и не подлежащих представлению прокурору не решен. Конечно, на страницах научных изданий предлагались варианты обеспечения конспирации и режима секретности при представлении материалов судьям и прокурорам, но они не увенчались успехом. В качестве иллюстрации приведем мнение А.П. Киселева. Он предлагает материалы дела оперативного учета, из которых можно получить сведения о конфиденциальных источниках, закрывать в конверты, исключающие прочтение текста, и после этого представлять уполномоченному лицу[7]. Возникает вопрос: а что помешает прокурору или другому должностному лицу убрать конверт и ознакомиться с документом? Вполне очевидна неприемлемость и надуманность такого предложения. Вариантом решения проблемы соблюдения режима секретности и конспирации при работе по делам оперативного учета могло бы стать ведение таких дел в двух частях (разделах). В одном из них могли бы концентрироваться документы, содержащие сведения, не входящие в предмет прокурорского надзора, в частности: 1) о лицах, внедренных в организованные преступные группы; 2) о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 3) о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе; 4) об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности; 5) о результатах оперативно-розыскной деятельности[8]. Соответствующие разделы (части) могли бы формироваться не во всех делах оперативного учета, а лишь в тех, где такая необходимость существует. Основанием их формирования могло бы стать ходатайство оперуполномоченного или решение (указание) руководителя. К сожалению, как отмечается в решении Конституционного Суда РФ, в Законе о прокуратуре не закреплены процедуры надзорной деятельности прокуратуры и не предусматриваются гарантии прав тех лиц, в отношении которых осуществляется возложенный на прокуратуру надзор за исполнением законов[9]. В этой связи при представлении оперативно-служебных документов прокурору необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими охрану государственной тайны и работу с документами особой важности, совершенно секретными и секретными. Как уже отмечалось, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют уполномоченные прокуроры. Согласно Указанию Генпрокуратуры России, МВД России от 29 сентября 2008 г. № 215/69, 1/7818 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований Закона об ОРД возлагается на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров, которыми являются прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов, округов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченные прокуроры, а в Генеральной прокуратуре РФ – заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями. Руководители прокуратур должны обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к секретным, совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности. Уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами надлежаще оформленный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров руководители прокуратур обязаны своевременно доводить до соответствующих органов внутренних дел, а также направлять его в вышестоящую прокуратуру. К надзорной проверке допускаются только те прокуроры, которые указаны в перечне, и только им могут предоставляться соответствующие оперативно-служебные документы. При представлении оперативно-служебных документов прокурору необходимо соблюдать законодательство в сфере охраны государственной тайны. Несоблюдение режима секретности может повлечь привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности сотрудников оперативных подразделений. Здесь необходимо проявлять принципиальность и учитывать, что на прокуроров полностью распространяются требования Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", часть 2 ст. 32 которого гласит, что доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии со ст. 25 данного закона. Согласно ч. 1 ст. 25 Закона "О государственной тайне" порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо (в данном случае, прокурор) знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей. Главным нормативным документом Правительства РФ, изданным во исполнение ч. 1 ст. 25 Закона "О государственной тайне", выступает Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63. Она определяет следующий порядок доступа должностных лиц, в том числе прокуроров, к документам, содержащим государственную тайну. 1. Уполномоченный прокурор допускается к сведениям, составляющим государственную тайну, после предъявления им руководителю полиции: а) предписания на выполнение задания (форма 5 – приложение к Инструкции); б) документов, удостоверяющих личность; в) справок о допуске по соответствующей форме (формы 6-8 приложение к Инструкции) – пункт 66 Инструкции. 2. Предписание на выполнение задания подписывается руководителем прокуратуры, заверяется печатью и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий. В предписании на выполнение задания указывается основание для командирования и надзорной проверки. Предписание на выполнение задания выдается для посещения только одной организации – пункт 70 Инструкции. 3. Прокурор может иметь доступ в присутствии работников принимающей организации, ответственных за прием командированных лиц, только к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые ему необходимы для выполнения задания, указанного в предписании на выполнение задания. Доступ прокуроров к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по письменному разрешению руководителя принимающей организации. Разрешение оформляется на предписании на выполнение задания с указанием конкретных носителей сведений, составляющих государственную тайну, с которыми можно его ознакомить (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1123) – пункт 71 Инструкции. 4. Предписание на выполнение задания и справка о допуске по соответствующей форме регистрируются в журнале учета командированных. После регистрации справка о допуске по соответствующей форме остается в режимно-секретном подразделении принимающей организации, а предписание на выполнение задания с отметкой о форме допуска командированного гражданина передается принимающему его должностному лицу. Указанное должностное лицо заполняет на оборотной стороне предписания на выполнение задания справку, после чего данное предписание передается в режимно-секретное подразделение принимающей организации, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Справка о допуске по соответствующей форме возвращается прокурору для сдачи в выдавшее ее режимно-секретное подразделение. На обороте справки о допуске по соответствующей форме делается запись с указанием степени секретности сведений, с которыми ознакомился командированный гражданин, и даты ознакомления, которая заверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения принимающей организации и печатью этой организации. Все опрошенные нами руководители оперативных подразделений и оперуполномоченные неоднократно сталкивались с ситуациями, когда прокурор по телефону требует доставить к нему для проверки оперативно-служебные документы. Нужно заметить, что нормативными актами предусмотрено, что документы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, могут быть направлены только по письменному запросу. При этом сотрудники органов внутренних дел должны руководствоваться не указаниями прокуроров, а нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими порядок работы с документами, содержащими государственную тайну. Прокурорский надзор – это достаточно специфический вид деятельности, и сотрудники оперативных подразделений, занимающиеся деятельностью по предупреждению и раскрытию преступлений, а также розыскной работой, далеко не всегда знают соответствующие нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления прокурорского надзора, полномочия прокурора, особенности реагирования на протесты и представления и т.п. Что же касается руководителей отделов полиции и оперативных подразделений, то они предпочитают не конфликтовать с прокуратурой и стремятся удовлетворить даже незаконные требования прокуроров, в том числе и о наказании сотрудников. Чтобы обеспечить законность и режим секретности при осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, руководителям органов внутренних дел и оперативных подразделений необходимо предпринять ряд организационных мер. В этом перечне мер следует назвать следующие. 1. В оперативном подразделении необходимо выделить сотрудника по взаимодействию с прокурором, осуществляющим надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Это может быть заместитель начальника подразделения либо оперуполномоченный, закрепленный по линии организации оперативной работы (линия "А"). В должностной инструкции сотрудника необходимо предусмотреть соответствующие обязанности. 2. В УМВД по области или органе внутренних дел целесообразно издать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок представления прокурору оперативно-служебных документов. 3. Практиковать регулярные выступления на служебных совещаниях и занятиях по служебной подготовке сотрудника, осуществляющего взаимодействие с прокурором, уполномоченным надзирать за оперативно-розыскной деятельностью. 4. В органе внутренних дел выделить помещение для представления прокурору оперативно-служебных документов. 5. Провести в подразделении изучение федеральных законов "Об оперативно-розыскной деятельности", "О прокуратуре Российской Федерации", Закона РФ "О государственной тайне", Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 (ред. от 1 ноября 2012 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", Указания Генпрокуратуры России и МВД России от 29 сентября 2008 г. № 215/69, 1/7818 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" с принятием зачетов. 6. Регулярно рассматривать типичные нарушения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и предусматривать меры по их недопущению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.168 (0.011 с.) |