Можно проводить осмотр документов, предметов и трупов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно проводить осмотр документов, предметов и трупов.



Можно проводить ОМП – это классическое следственное действие, которое разрешалось на этой стадии длительный период времени, еще по УПК 1961 года.

Когда мы говорим об ОМП, мы первоначально выезжаем на место и описываем ту обстановку, которая имеет место быть к моменту приезда. Не в момент совершения преступления а к моменту приезда специалистов. Почему? Потому что с момента совершения преступления до момента появления сотрудников ПО может пройти большой промежуток времени. Иногда 2-3 часа достаточно, чтобы изменить обстановку совершения преступления.

Кроме того, до возбуждения УД можно провести освидетельствование, т.е. осмотр тела живого человека на предмет наличия синяков, ссадин, царапин, повреждений, т.е. нарушение любой телесной неприкосновенности

Следователь, дознаватель могут требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов. Зачем нужна документальная проверка и ревизия? По делам о налоговых преступлениях НО готовят материалы, по делам об экономических преступлениях, нарушение отчетности, зачастую нужно сначала оценить ситуацию, подпадает ли ситуация под признаки состава преступления, только после этого решать вопрос о возбуждении УД.

К производству следственных действий в неограниченном числе можно привлекать различного рода специалистов. Что значит неограниченное число? Специалистов разных специальностей. Если есть труд – привлекаем специалиста в области суд.-мед. Если вдруг нет соответствующего эксперта по близости, тогда к осмотру трупа привлекаем любого иного врача соответствующей специальности.

Кроме того, органы, проводящие первоначальную проверку, имеют право давать обязательные поручения органам дознания для производства ОРМ.

Этот список не менялся чуть более года. Все может быть, ходят разные разговоры. Почему перечень был расширен? В 2013 году появилась такая форма как сокращенное дознание, оно потребовало расширения досудебной проверки материалов. Сокращенное дознание проводится в ограниченные сроки, поэтому пошли на компромисс.

Как быть с правами участников этой стадии? Ведь на этой стадии нет ни потерпевшего официально (т.к. нет постановления о признании лица потерпевшим), нет подозреваемого, нет обвиняемого, нет свидетелей, тем не менее, появляются эксперты, специалисты, следователи т.д. Со стороны обвинения есть большой объем полномочий. Потерпевший – участник со стороны обвинения, но он не признан таковым. Что делать? Здесь закон тоже пошел на некий компромисс, разрешил этим лицам иметь определенные права. Если соответствующие субъекты имеют определенные права, то следователь и дознаватель имеют определённые обязанности. Поэтому если мы говорим о таких участниках процесса как потенциальный потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, то этим лицам разъясняются права и обязанности обеспечивается возможность осуществления этих прав в той мере, в которой процессуальные действия затрагивают их интересы. Например, при назначении экспертизы, при изъятии, при получении объяснений, при проведении проверок, ревизий, при получении образцов для сравнительного исследования.

Кроме того, лица на этом этапе также как и в стадии предварительного расследования, могут не свидетельствовать против себя, своих супругов и близких родственников, круг этих лиц определен ст.5 УПК РФ. Уже на этой стадии участники процесса могут иметь адвоката (не защитника, не представителя). На этой же стадии в соответствии с Главой 16 УПК РФ допускается возможность обжалования действий и решений лиц, принимающих процессуальное решение (госорганов, ДЛ: дознавателя, следователя, органа дознания, руководителя следственного органа).

Поскольку эти лица, участвующие в процессе на стадии досудебного производства получили определенные права, получают определенную информацию, нужно позаботиться, чтобы эта информация не была использована в ущерб расследованию преступления. Поэтом на стадию досудебного производства (возбуждения УД) распространили действие ст.161 УПК РФ. Когда мы говорили о принципе гласности, упоминали статью 161 УПК РФ. Эта статья ограничивает возможность распространения информации, полученной в ходе уголовного судопроизводства. У участников процесса может быть взято обязательство не разглашать данные на основании ст.161 УПК РФ.

Если есть основания полагать, что в отношении участников в этой стадии будут предприняты незаконные меры со стороны других субъектов, может стоять вопрос об обеспечении безопасности. Ст.166 УПК РФ в полной мере распространяет необходимость применения мер безопасности к участникам процесса на стадии возбуждения УД. Какие меры безопасности? Это физическая охрана, изменение фамилии, документов, места жительства и т.д. в соответствии с УК и ФЗ «О государственной защите». Когда мы говорим о мерах безопасности, выносится специальное постановление, есть органы государственной защиты, которые в рамках ведомств обеспечивают безопасность.

При доследственной проверке получаем определенную информацию. По общему правилу информация не рассматривалась как доказательство. Тем не менее, в связи с расширением круга процессуальных возможностей органов дознания и следствия полученные в ходе проверки сведения могут быть впоследствии использованы в качестве доказательств. Зачем это делается? В целях процессуальной экономии. Но при этом необходимо помнить, что при получении этих сведений должны соблюдаться надлежащие процессуальные правила, эти сведения должны отвечать качествам доказательств: допустимость, достоверность, относимость и достаточность. Обязательно соблюдение УПФ.

Всегда ли мы эти сведения используем как доказательства? Есть некое исключение. После возбуждения УД сторона защиты или потерпевший могут заявить ходатайство о производстве дополнительной или повторной экспертизы, это ходатайство подлежит обязательному удовлетворению. Почему это иногда возникает?

В первый момент, когда назначается экспертиза, можно спросить участников доследственной проверки, какие вопросы они хотели поставить. В этот момент у человека психологически в голове не может возникнуть стройная картина вопросов. Возникает необходимость провести такого рода экспертизу. Дополнительная экспертиза не требует изучения всего массива документов, здесь ставятся дополнительные вопросы, которые не требуют изменений эксперта, т.е. тому же эксперту дополнительные вопросы ставятся, которые не требуют изменения эксперта.

Когда мы говорим о повторной судебной экспертизе, есть основания полагать, что либо эксперт некомпетентен, либо экспертиза проведена некачественно, при назначении повторной экспертизы всегда поручается эта экспертиза новому эксперту. Эксперт, который первоначально проводил исследование, не принимает в нем участие.

Когда мы говорим об информации СМИ, то в данном случае проверка проводится либо следователем, либо дознавателем, но в этой ситуации орган дознания проводит проверку по поручению прокурора. При проведении предварительного расследования в форме предварительного следствия такую проверку проводит следователь по поручению руководителя следственного органа. Именно руководитель соответствующего подразделения является надлежащим субъектом, который первоначально оценивает и дает указания.

Здесь есть некоторые нюансы при проверке информации, обнародованной в СМИ. Почему? Лицо, которое предоставило такую информацию, может делиться информацией со СМИ при определенных условиях. Например, если редакция СМИ не будет разглашать его персональные данные. Это условие является важным. Почему? Когда мы проверяем публикацию какую-то, мы испрашиваем первоначальный материал, мы испрашиваем источник информации. Если источник информации пожелал остаться неизвестным, редакция соответствующего печатного издания или любого СМИ не делится информацией о персональных данных данного конкретного субъекта, не говорит, не раскрывает свои источники. Как же нам проверять? В данном случае проверяется материал, потом уже информация о лице может быть запрошена на основании судебного решения. Посмотреть ФЗ «О СМИ», УПК РФ в данном случае не конкурирует с ФЗ «О СМИ».

Когда принимается решение о возбуждении УД, это решение не остается в тайне, копия такого постановления незамедлительно направляется прокурору. Почему? С момента, когда становится известно о совершенном или готовящемся преступлении, возникает такая отрасль прокурорского надзора как закон за обоснованностью и законностью решения на доследственной проверке, надзор за законностью решений и проведения предварительного расследования. Потому что в этом случае применяются меры процессуального принуждения, могут быть нарушены конституционные права и свободы, нормы УПК РФ. В рамках УПК РФ допускается применение серьезных мер процессуального принуждения: заключение под стражу, домашний арест, залог, отстранение от должности и т.д., прокурор в этом случае имеет свое надзорное производство.

Есть некая специфика возбуждения УД ДЛ, на которые возлагаются обязанности органа дознания. К таким ДЛ относятся капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений РФ. У них иногда нет возможности направить прокурору копию решения о возбуждении УД, в этом случае они уведомляют о начатом расследовании, просят прокурора иметь это ввиду. Постановление уже направляется прокурору в той ситуации, когда есть реальная возможность направить это постановление. Уведомление может быть телеграфом, телетайпом, факсом и т.д. Как только возникает возможность изучить подлинник таких документов – он изучает.

Кроме того, прокурор может не согласиться с решением о возбуждении УД. Как он может не согласиться? В течение 24 часов с момента получения материалов и решения о возбуждении УД прокурор имеет право отменить постановление о возбуждении УД. Отменяет он не просто так – выносит постановление об отмене постановления о возбуждении УД. Почему он может это сделать? При нарушении закона, при отсутствии поводов и оснований к возбуждению УД прокурор может не согласиться с выводами органов расследования. Тем не менее, прокурор должен немедленно сообщить лицу, которое вынесло такое постановление, а следователь, дознаватель, руководитель следственного органа уведомляет заявителя. Это серьезное надзорное полномочие прокурора, прокурор им пользуется.

Чаще всего прокурор отменят постановление об отказе в возбуждении УД. Здесь срабатывает определенная логика. Если возбужденное УД можно прекратить впоследствии, в т.ч. по реабилитирующем основаниям, то по происшествии определённого времени постановление об отказе в возбуждении УД, вопрос о его отмене перестанет быть актуальным. При вынесении постановления об отказе в возбуждении УД может быть нарушено больше прав, чем при постановлении о возбуждении УД.

Подавляющее большинство таких постановлений выносится по факту, а не в отношении лиц. Это удобно и даже в процессуальном смысле слова, потому что если мы выносим постановление в отношении конкретного лица, здесь требуется дополнительное процессуальное действие.

Если мы вынесли постановление о возбуждении УД и прокурор согласился. Дальше несколько вариантов.

Если это дело относится к компетенции органов предварительного следствия, тогда следователь приступает к производству расследования. Здесь нужно дифференцировать две ситуации: когда следователь сам возбудил УД или когда иное лицо возбудило УД и передаёт дело следователю. Когда следователь сам возбудил УД и сам будет его расследовать, композитный документ составляется: постановление о возбуждении УД и принятии его к производству – единый документ. Когда два лица у нас имеются: один следователь возбудил УД, другой будет расследовать, тогда один следовать возбуждает УД, второй выносит постановление о принятии дела к производству. Почему? Потому что при отсутствии такого решения о принятии дела к производству доказательства, полученные следователем, будут признаны недопустимыми, т.к. лицо будет ненадлежащим.

Если дело относится к компетенции следователя, в последующем возбуждает УД орган дознания. Тоже возможно две ситуации: орган дознания возбудил УД и передал следователю, либо орган дознания возбуждает УД и проводит неотложные следственные действия, эти следственные действия и процессуальный порядок деятельности органов дознания определён ст.157 УПК РФ. Эти неотложные процессуальные действия могут проводиться в течение 10 дней с момента возбуждения УД, могут проводиться компетентными органами. Это те органы, которые установлены ст.40 УПК РФ – руководители исправительных учреждений, представители ФТС и т.д. В данном случае орган дознания ограничен этим сроком, за пределами этого срока он не может ничего сделать, исключительно как по поручению следователя. По истечении 10 дней орган дознания передает материалы в следственное подразделение, если не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, то орган дознания проводит розыскные мероприятия на установление такого лица. Орган дознания может проводить следственные действия только по поручению следователя.

Если мы говорим об иной ситуации, когда мы отказываем в возбуждении УД, то здесь выносится такой же документ – постановление об отказе в возбуждении УД. Когда отказываем в возбуждении УД? Когда отсутствуют основания. Когда могут отсутствовать основания? Когда нет признаков состава преступления.

Обратить внимание на ст.24 УПК РФ, которая называется «Основания отказа в возбуждении УД». В этой статье есть ряд оснований и условий, которые позволяют принять такое решение. Например, если установлено, что нет события преступления. Была фактическая ошибка. Когда мы на месте происшествия видим тело человека с определенными повреждениями, какие могут быть варианты? Убийство, самоубийство, несчастный случай. Несчастный случай в силу стихийных причин, в дерево ударила молния, дерево упало не на машину, а на человека. Не убийство, а несчастный случай.

Есть один нюанс – абз.2 слайда. П.2 ч.1 ст.24 УПК РФ предусматривает отказ в возбуждении УД за отсутствием признаков состава преступления. Нет объективной стороны, объекта, субъективной стороны ли субъекта. Действующий УПК РФ предусматривает особый порядок прекращения дела по признакам отсутствия состава преступления в действиях лиц. Отказ допускается только в том случае, если у нас есть конкретное ФЛ, в остальных случаях невозможно. Если лицо не достигло возраста УО, применяется данное основание. Можно ли узнать на момент совершения преступления, достигло лицо возраста или нет? Конечно, нет.

Второй момент – если лицо, которое совершило уголовно-наказуемое деяние, состоит на учете в психдиспансере. Если оно ранее привлекалось к УО и признавалось невменяемым, к нему применялись ПММХ. В литературе часто мы встретим предложение сразу в отношении таких лиц прекращать производство по делу, т.к. они не субъекты и т.д. нельзя так однозначно подходить к этой ситуации, потому что зачастую такого рода душевные заболевания имеют плавнообразный характер течения. В момент прошлого события преступления лицо было невменяемым, в момент совершения данного деяния оно может быть вменяемое. Лицо страдает душевным заболеванием, но оно отдавало отчет в своих действиях, оно руководило своими действиями, оно могло предвидеть наступления последствий. В каждом случае необходимо проводить судебно-медицинскую экспертизу, но в материалах прошлых УД к такому делу приобщается, с учетом этого будет назначена обязательная экспертиза для оценки действий субъекта.

Когда принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В течение суток с момента вынесения постановления его копия направляется прокурору и заявителю, вне зависимости от того, является ли заявитель потенциальным потерпевшим или нет. Почему заявителю и прокурору? Потому что заявитель имеет право обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Куда можно жаловаться заявителю? Есть три источника - прокурору, руководителю следственного органа или в суд. То есть, в рамках прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля рассматриваются такие жалобы. Если жалоба является необоснованной, то отказывается в ее удовлетворении, постановление об отказе в возбуждении УД признается законным. Если же есть основания для отмены постановления о возбуждении уголовного дела, то нужно рассмотреть несколько различных процедур.

Если постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится руководителем следственного органа или следователем, то прокурор имеет право в течение 5 суток с момента получения материала отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. У прокурора есть весьма короткий срок – 5 суток в рамках прокурорского надзора. В этом случае прокурор выносит постановление, в постановлении обязательно указываются мотивы отмены, излагаются конкретные обстоятельства, которые должны быть проверены. Постановление об отмене направляется руководителю следственного органа. Таким образом, в рамках прокурорского надзора осуществляется надзор за законностью и обоснованностью решений на стадии доследственной проверки.

Если это происходит в рамках ведомственного контроля, то есть если решение об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено руководителем следственного органа или следователем, в этом случае вышестоящий руководитель следственного органа отменяет постановление о возбуждении уголовного дела и сам либо возбуждает сам уголовное дело, либо направляет материалы для дополнительной проверки.

Если орган дознания вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в этом случае прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, направляет постановление о проведении дополнительной проверки и устанавливает срок такой проверки.

Если мы жалуемся в суд, то судья признает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, сам он никаких документов не составляет. Решение судьи о признании постановления незаконным и необоснованным направляется для безоговорочного исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания, уведомляется и заявитель о принятом решении.

Мы говорили, что есть разные поводы к возбуждению уголовного дела. Так, среди таких поводов называли постановление прокурора, которое было вынесено по результатам прокурорской проверки. В отношении такого повода есть некоторая специфика отказа в возбуждении уголовного дела. Если отказано в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора, вынесенном по результатам прокурорской проверки, то решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть принято следователем только с согласия руководителя следственного органа. Т.е. следователь должен иметь согласие руководителя.

Если мы говорим об отказе в возбуждении уголовного дела, и проверка проводилась на основании заявления гражданина, то в этом случае есть еще дополнительные условия, которые необходимо выполнить. Если выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если проверка проводилась в отношении конкретного лица, то здесь на руководителя следственного органа (или органа дознания) возлагается обязанность рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении того лица, которое распространило ложное сообщение о преступлении. В последний год часто аэропорт «Пулково» как бы минировался. Как только найдут этого человека, который по телефону сообщает неправду, в этом случае есть специальная статья в УК РФ – лицо будет привлекаться к УО. Также если кто-то написал жалобу на соседа или близкого человека с целью освобождения жилплощади, потом выясняется, что это не соответствует действительности, то отказывается в возбуждении уголовного дела, а заявитель привлекается к УО.

Мы рассмотрели особенности возбуждения уголовных дел публичного обвинения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.016 с.)