Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Розыскная работа органов внутренних делСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие положения розыскной работы органов внутренних дел
Слово "розыск" ("сыск") имеет глубокие исторические корни и использовалось в нескольких значениях. Начиная с Судебников 1497 г., 1550 г., а затем и Соборного уложения 1649 г., во-первых, под розыском, или сыском, понималась особая форма судопроизводства, следственный процесс; во-вторых, оно означало установление истины при расследовании обстоятельств (заметим при этом, что основным способом установления истины в "розыске" являлись пытки, меры физического и психического воздействия); а, в-третьих, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников. В настоящее время в теории оперативно-розыскной деятельности слово "розыск" обычно употребляется в словосочетаниях: оперативно-розыскная деятельность, розыскная работа и часто употребляется как синоним розыскной работы. Поэтому вполне оправданно, что "розыск" и "розыскная работа" – равнозначные понятия. Розыскная работа в органах внутренних дел в первую очередь возлагается на оперативные подразделения полиции, которые осуществляют розыск и установление личности следующих категорий граждан: 1) обвиняемых и подсудимых (скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение; совершивших побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под стражи (конвоя); 2) лиц, пропавших без вести; 3) несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), специальных школ и специальных училищ; психически больных лиц, ушедших из дома или учреждения, где они содержались; 4) психически больных лиц, в том числе признанных в установленном порядке социально опасными, ушедших из дома или учреждения, где они содержались; 5) лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения; 6) погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам; 7) лиц, утративших связь с близкими родственниками, а также супругов, утративших связь между собой. Розыскная деятельность осуществляется в целях обеспечения расследования преступлений, осуществление правопорядка и выяснения судьбы человека. При этом можно выделить четыре общих задачи розыскной деятельности: 1) розыск скрывшихся преступников; 2) розыск без вести пропавших лиц; 3) установление личности неизвестных лиц (живых и умерших); 4) установление местонахождения лиц, утративших связь с близкими родственниками. Таким образом, под розыскной работой органов внутренних дел понимается комплексная система организационных, профилактических, процессуальных и иных специальных мероприятий, направленных на обеспечение успешного розыска скрывшихся преступников, лиц, без вести пропавших, и иных категорий разыскиваемых, выявление и устранение условий, способствующих уклонению лиц от следствия и суда, исполнения обязательств, безвестному исчезновению граждан, а также условий, способствующих длительному укрывательству (пребыванию) лиц на обслуживаемой территории. Розыскная работа детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня. Закон об ОРД в качестве одной из основных задач ОРД определил осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших. Получение сведений о таких лицах, а также об обнаружении неопознанных трупов, как установлено его ст. 7, является основанием для проведения ОРМ. Закон о полиции в числе основных направлений деятельности полиции (ст. 2) также выделил розыск лиц. Для выполнения этой задачи полиция наделена соответствующими обязанностями и правами, закрепленными в ст. 12 и 13 Закона о полиции. Например, сотрудники полиции обязаны осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; оказывать содействие в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов; проводить государственную дактилоскопическую и геномную регистрацию; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. Для выполнения возложенных на органы внутренних дел обязанностей полиции предоставляется право: проверять документы, удостоверяющие личность граждан; вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о происшествиях; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами; проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц; использовать возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести. Одним из ключевых элементов организации розыска преступников, без вести пропавших лиц и установления личности неопознанных трупов является использование дактилоскопических учетов. Правовой основой для их формирования выступает Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", который предусматривает как добровольную, так и обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию. Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан в соответствии с законом проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту жительства. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации, согласно указанному закону, подлежит ряд категорий граждан в силу их профессиональных занятий (сотрудники ОВД, военнослужащие, спасатели и др.), лица, осужденные за совершение преступлений, а также неопознанные трупы. В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; неопознанные трупы. В соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 1992 г. № 31-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 1), а предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29), при этом прокурор информируется о каждом заявлении об исчезновении человека и заведении розыскного дела. К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Основными из них являются Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД, Минюста, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302; приказ МВД России от 21 июля 1993 г. № 349 "Об организации медико-криминалистического обеспечения установления личности неопознанных трупов"; приказ Генпрокуратуры, МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан", а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел СНГ от 7 сентября 2007 г. (г. Баку) и ряд других. В целом же, характеризуя ведомственную правовую базу в области розыскной деятельности, следует отметить множественность и несистематизированность действующих нормативных актов: в настоящее время действует более трех десятков приказов МВД России, около десяти указаний, решений и разъяснений МВД России и Генеральной прокуратуры, около полутора десятков соглашений между МВД стран СНГ, что приводит к противоречивости, несогласованности некоторых их положений. В Российской Федерации сложилась определенная система розыска, которая включает в себя следующие виды розыска: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Местный розыск – это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта Федерации по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При этом не исключается возможность проведения отдельных розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов. Федеральный розыск – это вид розыска, проводимого на территории всей Российской Федерации, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Межгосударственный розыск – это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД стран СНГ. Международный розыск – это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.007 с.) |