Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Розыск лиц, пропавших без вести

Поиск

 

В оперативно-розыскном понятии "пропавший без вести" – это лицо, внезапно исчезнувшее с постоянного места нахождения без видимых причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными и для обнаружения которого необходима специальная розыскная деятельность органов внутренних дел.

Причины безвестного исчезновения людей весьма разнообразны. Располагая сведениями о чертах характера разыскиваемого, его образе жизни и поведении накануне исчезновения, легче понять суть случившегося, а поэтому, исходя из закономерностей исчезновения граждан, причины исчезновения человека можно классифицировать следующим образом:

1) совершение в отношении пропавшего преступления: нанесение телесных повреждений, разбойное нападение, похищение и др.;

2) наступление смерти: ненасильственной (от старости, в результате хронического заболевания) и насильственной (в результате убийства или самоубийства вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, неудовлетворенности жизнью, психического расстройства, алкоголизма, наркомании, лишения средств к существованию, инвалидности; к самоубийству также склонны лица, внезапно получившие тяжелую психическую травму, узнавшие или подозревающие у себя неизлечимую болезнь, мучимые страхом одиночества, публичного позора, терзаемые чувством обиды, ревности, вины, разочарования);

3) в результате несчастного случая, как связанного со смертью, так и не связанного, происшедшего на воде, при пожаре, в колодцах, подземных коммуникациях, от голода, отравления, переохлаждения, неумелого обращения с оружием и боеприпасами; погребения в результате завала снегом, породой; нападения хищников; потери ориентировки на местности; в результате техногенных аварий и стихийных бедствий, наезда автомобильного и железнодорожного транспорта и т.д.;

4) по причине, не связанной со смертью, в результате разрыва отношений с родственниками, побега из дома, детского дома, интерната, дома инвалидов и психиатрической больницы, тайного вступления в брак, тайного лечения, выезда в другую местность, производства аборта, уклонения от возврата долгов, боязни мести, ведения преступного образа жизни, ареста, поломки автотранспорта, отсутствия средств связи, беспомощного состояния, малолетнего возраста и других причин.

Целенаправленная работа по сбору сведений о личности без вести пропавшего: чертах его характера, образе жизни, взаимоотношениях с окружающими и поведении накануне исчезновения способствует правильной организации и тактике розыскной работы, особенно на первоначальном этапе, и скорейшему обнаружению лиц данной категории.

При поступлении заявления о безвестном исчезновении лица детально регламентируется деятельность сотрудников органа внутренних дел. Во-первых, заполняется формализованный бланк протокола заявления; заявления и сообщения регистрируются в книгах учета заявлений и рассматриваются в порядке ст. 144 УПК РФ. Во-вторых, организуются опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего. В-третьих, обеспечивается выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы для выяснения обстоятельств исчезновения, осмотра жилища пропавшего, прилегающей местности и проверки мест его возможного нахождения. В-четвертых, осуществляется проверка по учетам: задержанных и арестованных; спецприемников; медицинских учреждений, моргов; бюро регистрации несчастных случаев. В-пятых, ориентируются на розыск по приметам наряды патрульно-постовой службы, соседние органы внутренних дел. В-шестых, организуются поисково-спасательные работы при наличии предположений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни, а при исчезновении малолетних – в обязательном порядке.

В первую очередь внимание должно уделяться опросу заявителя. Затем должны опрашиваться родственники и знакомые исчезнувшего лица. В ходе опросов целесообразно получить полные сведения, касающиеся факта исчезновения и обстоятельств, предшествовавших этому событию, психического и физического состояния без вести пропавшего, его взаимоотношений с родственниками и иными связями. В частности, желательно получить ответы о том, в каких отношениях находился опрашиваемый с разыскиваемым; при каких обстоятельствах и от кого опрашиваемый узнал об исчезновении данного лица; каков был образ жизни разыскиваемого, его увлечения, наклонности, распорядок дня; какие планы у него были перед исчезновением, чем он намеревался заниматься, с кем встретиться в ближайшее время; имеются ли у него родственные или иные связи, собирался ли куда-либо уезжать исчезнувший, уезжал ли он ранее, не поставив родных в известность (когда, куда, с кем, зачем и на какой срок); кто видел, как он уезжал, каким транспортом, кто с ним при этом находился; что и из каких источников стало известно о факте прибытия или неприбытия исчезнувшего к месту назначения; каковы вероятные места временного пребывания (время препровождения) исчезнувшего, сведения о находящихся там связях разыскиваемого; когда и при каких обстоятельствах опрашиваемый видел без вести пропавшего в последний раз, кто при этом присутствовал, в чем был одет разыскиваемый и какие предметы имел при себе; каково было состояние его здоровья, какие травмы и заболевания он перенес, каким операциям подвергался, в каких учреждениях здравоохранения лечился; есть ли основания объяснить факт исчезновения данного лица самоубийством; была ли исчезнувшая беременной, намеревалась ли сделать аборт, при чьем содействии, где, когда.

При получении объяснений от опрашиваемых следует акцентировать внимание на вопросах, касающихся взаимоотношений между исчезнувшим и его окружением. При этом нужно выяснить состав семьи, наличие и характер родственных и иных связей; участвовал ли разыскиваемый незадолго до исчезновения в драках, скандалах, с кем, причины таких конфликтов, последствия их разрешения, стали ли они предметом разбирательства в правоохранительных органах; имели ли место случаи угроз, их содержание и причины; имелись ли среди его окружения лица, склонные к агрессивности, с повышенной сексуальностью, враждовавшие с ним, заинтересованные в его смерти, в чем выражались подобные факты.

Рядом специфических особенностей обладает осмотр места происшествия по заявлениям и сообщениям о безвестном исчезновении лиц. Прежде всего, это выражается в задачах, стоящих перед должностными лицами следственно-оперативной группы, к которым относятся: сбор информации, необходимой для идентификации без вести пропавшего лица, получение сведений об обстоятельствах исчезновения и обнаружение признаков, свидетельствующих о совершении преступления в осматриваемом месте.

Осмотр целесообразно проводить поэтапно. Перед выездом на место происшествия лицу, которое будет производить осмотр, необходимо ознакомиться с содержанием заявления и результатами опросов, а также иных, уже проведенных мероприятий; разъяснить заявителю необходимость проведения осмотра и получить от него сведения об объектах, которые необходимо осмотреть; обеспечить сбор следственно-оперативной группы; решить вопрос о привлечении к осмотру необходимых специалистов.

При обследовании (осмотре) жилища пропавшего лица целесообразно осуществлять сбор информации, необходимой для его идентификации в случае обнаружения неопознанного трупа. Путем исследования личных вещей исчезнувшего необходимо принять меры к обнаружению и изъятию: следов пальцев рук разыскиваемого; образцов волос; образцов почерка; вещей и предметов со следами тканей и выделений человека, принадлежащие без вести пропавшему лицу, для последующего исследования биологического материала в целях получения геномной информации; фотоснимков и видеозаписей; медицинских документов (медицинские карты, рентгенограммы); предметов гардероба без вести пропавшего лица; принадлежащих ему документов, переписки, записных книжек, записей телефонного автоответчика, определителя телефонного номера; информации, содержащейся в персональном компьютере и мобильном телефоне.

Важно внимательно изучить предметы гардероба и обихода без вести пропавшего, различные документы, принадлежащие ему, переписку и записи. Детальное исследование переписки и записей, принадлежащих разыскиваемому, обнаружение предметов и документов, без которых не мог обойтись исчезнувший, и умелое использование в дальнейшем полученных сведений зачастую также играют решающую роль в раскрытии замаскированных убийств.

Выявление следов должно проводиться путем тщательного обследования всего помещения и предметов обстановки. В подобных случаях от следственно-оперативной группы требуется применение выработанных криминалистикой приемов поиска слабовидимых и невидимых следов крови, частиц мышечной ткани, костных останков, следов выстрела, борьбы, признаков маскировки и уничтожения следов преступления и трупа исчезнувшего. Поиск подобных следов должен производиться по всему месту осмотра, но более тщательно там, где вероятнее всего они могли остаться после убийства либо расчленения трупа. Такими местами могут быть кухня, ванная комната, балкон, погреб, сарай, гараж, дача. Необходимо также осмотреть постельные принадлежности, поскольку значительное количество убийств совершается в ситуациях беспомощного состояния потерпевшего, например, во время сна.

В целях обнаружения орудий преступления осматриваются все находящиеся в помещении колюще-режущие и рубящие предметы, а также предметы, пригодные для нанесения телесных повреждений, опасных для жизни (утюги, гантели и т.п.). На возможность их использования преступником в качестве орудия совершения убийства и расчленения трупа могут указывать прилипшие волосы, пятна бурого цвета, похожие на кровь, частицы кожи и т.д.

Осмотр, как неотложное следственное действие, должен проводиться в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями, направленными на получение дополнительной информации об обстоятельствах исчезновения гражданина и выявление криминальных признаков подобного исчезновения: с опросами граждан, которые могут сообщить интересующие сведения, а также обследованием территории, прилегающей к месту осмотра. Необходимо выяснять, не проводился ли в квартире ремонт, не переносились ли с места на место сараи, туалеты, обследовать колодцы, обращать внимание на свежевскопанную землю. В целях установления места захоронения трупа в земле желательно использовать кинолога со служебно-розыскной собакой, а также проводить выборочное раскапывание рыхлых участков земли.

В необходимых случаях с привлечением дополнительных сил может проводиться поквартирный (подворный) обход, направленный на выявление граждан, располагающих какими-либо сведениями, имеющими значение для дела. При этом возможно получение данных о месте, где разыскиваемого видели в последний раз, направлении его движения, а также о лицах, с которыми он контактировал перед исчезновением.

В зависимости от обстоятельств исчезновения и характера местности должна быть обследована территория, прилегающая к месту следственного осмотра. Чаще всего объектами обследования являются чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал разыскиваемый; приусадебный участок и территория, непосредственно к нему прилегающая (места, где без вести пропавшего видели в последний раз; места, которые обычно посещал разыскиваемый; контейнеры, расположенные вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора), а также пустыри, участки лесополосы и зоны отдыха, заброшенные строения и другие места, которые могли быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств; лесные массивы, болота, заросли кустарников, овраги по маршруту возможного направления движения без вести пропавшего.

Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводится органом внутренних дел, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого. Указанное правило распространяется и на лиц, пропавших без вести в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом. Их розыск осуществляется транспортными органами внутренних дел МВД России.

После проведения первоначальных розыскных мероприятий дежурной частью собранный материал передается на дальнейшую проверку в розыскное подразделение. О каждом заявлении об исчезновении граждан и заведении розыскного дела информируется прокурор.

Лица, пропавшие без вести, объявляются в федеральный розыск по истечении 3 месяцев со дня начала местного розыска, а пропавшие при криминальных обстоятельствах – объявляются в розыск шифротелеграммой одновременно с заведением оперативно-поискового дела.

Нередко совершение убийства на бытовой почве маскируется под безвестное исчезновение жертвы. Необходимо отметить, что анализ сложившейся практики реагирования на сигналы о безвестном исчезновении граждан показывает неумение оперативных сотрудников распознавать признаки, указывающие на криминальный характер их исчезновения. В связи с этим редко выдвигаются версии о возможном убийстве пропавших.

В работе на первоначальной стадии раскрытия преступления, связанного с исчезновением лица, в первую очередь должны быть опрошены заявитель и его родственники. Дальнейшие усилия необходимо направить на установление лиц, которые могли бы сообщить, где именно, в каком месте, при каких обстоятельствах видели его в последний раз. Все эти сведения требуют тщательного изучения. Полученная информация позволит определить круг дополнительных вопросов, подлежащих выяснению, об обстоятельствах исчезновения человека, образе жизни, связях и взаимоотношениях с заявителем и окружающими лицами.

В процессе проверки заявления о безвестном исчезновении граждан могут выдвигаться две основные группы версий: связанные со смертью человека, в том числе насильственной, и не связанные с его смертью. В первом случае проверка версии должна быть направлена на выявление лиц, причастных к убийству разыскиваемого, установление местонахождения трупа, обнаружение орудий преступления. Сотрудникам розыскных подразделений целесообразно обращаться к квалифицированным сотрудникам уголовного розыска, специализирующимся на делах об убийствах, привлекать экспертов-криминалистов.

Успех раскрытия убийства, замаскированного под безвестное отсутствие, во многом зависит от своевременного выявления признаков, указывающих на криминальный характер исчезновения человека: отсутствие объективных данных, указывающих на намерение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить жилище; отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве; наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; наличие у пропавшего значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников; исчезновение человека с автотранспортом; отсутствие в течение длительного времени данных о местонахождении исчезнувшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи); исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности; наличие в месте последнего пребывания (местонахождения) исчезнувшего (в том числе в автотранспорте), рабочем помещении или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления; отсутствие в правоохранительном органе заявления о безвестном исчезновении человека (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать; наличие у исчезнувшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами; наличие угроз в адрес исчезнувшего лица; наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении против пропавшего без вести; безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц; внезапный (срочный) ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез; длительное неполучение гражданином начисленной пенсии и иных социальных выплат (пособий) при отсутствии уважительных причин; поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (переоформление или продажа собственности и имущества пропавшего, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом); исчезновение сотрудников государственных органов власти и управления (в том числе сотрудников правоохранительных органов); наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях пропавшего; исчезновение женщин, занимающихся проституцией или иными видами сексуальных услуг.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими обстоятельствами в процессе практической деятельности или с учетом местных особенностей.

При поступлении в орган внутренних дел сообщения о безвестном исчезновении гражданина с признаками совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, после регистрации оно незамедлительно передается в Следственный комитет. При проведении оперативно-розыскных мероприятий по сообщению о безвестном исчезновении лица баз данных о совершении преступления подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг связей разыскиваемого лица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.015 с.)