Подразделениям органов внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подразделениям органов внутренних дел



 

В части 1 ст. 17 Закона об ОРД законодатель определил легитимную возможность использования помощи граждан органам внутренних дел в борьбе с преступностью, которая может быть реализована в двух юридических формах. Первая связана с оформлением и подписанием контракта, вторая – без такового.

Участие содействующих лиц в оперативно-розыскном процессе предусмотрено на этапе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем сами оперативно-розыскные мероприятия, согласно определению Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. № 681-О-О, проводятся только уполномоченными органами и их должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных законом.

Одним из условий содействия является согласие лица на его участие в оперативно-розыскной деятельности. Подобное согласие должно быть добровольным, исключать физическое либо психическое насилие или угрозы, и при этом следует обеспечить соблюдение прав человека на жизнь, здоровье и безопасность его собственности.

Одностороннее желание гражданина реализовать свое право на оказание содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел не порождает вышеназванные отношения, так как оперативно-розыскные органы наделены исключительным правом устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст. 15 Закона об ОРД), и могут заключать контракты с определенной категорией граждан (ч. 2 ст. 17 Закона об ОРД).

Предусмотрено две формы выражения согласия гражданина оказывать содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел: устная либо письменная. Устная форма может быть выражена в любой вербальной и невербальной форме, понятной обеим сторонам. Письменная форма согласия гражданина на оказание содействия – контракт, представляющий собой соглашение двух сторон: с одной стороны – оперативно-розыскной орган, с другой – лицо, желающее оказать содействие. Предметом контракта служит соглашение об осуществлении лицом, оказывающим содействие, определенной функции, оговоренной в контракте. Он выступает в качестве основания возникновения правоотношений, при его заключении наблюдается автономия воли сторон; условия контракта вырабатываются сторонами, присутствует формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; стороны контракта взаимно ответственны друг перед другом за его нарушение.

Контракт от имени оперативно-розыскного органа подписывают соответствующие руководители, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами.

Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел может быть гласным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться в выполнении специфических функции, обусловленных их знаниями, умениями и навыками (переводчик, эксперт, специалист в определенной области знания и т.д.), в предоставлении оперативным подразделениям принадлежащего им имущества во временное пользование (квартиры, служебные помещения, транспортные средства и т.д.), в выполнении разовых поручений и др.

Наиболее оправдавшей себя на практике формой гласного участия граждан в борьбе с преступностью является внештатное сотрудничество. Внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе[1].

Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, они принимают участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции (далее – ответственный сотрудник), официально и документально закрепленного за ним. При этом ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:

– давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать исполнение;

– участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений;

– повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции;

– распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.

Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:

– поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное проведение оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов и иных документов;

– привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья;

– знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.

Внештатные сотрудники оперативных подразделений под контролем и с участием штатных сотрудников осуществляют: отдельные несложные оперативно-розыскные мероприятия, не связанные с ограничением конституционных прав граждан (наведение справок, наблюдение, проверочная закупка и др.); выявление лиц, подлежащих постановке на профилактический учет и оперативный контроль; проверку образа жизни и поведения лиц, взятых на учет; индивидуальную профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, требующих профилактического контроля и воздействия; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и содействие их устранению; выявление очевидцев преступлений, а также потерпевших от них лиц; установление лиц, подготавливающих и совершающих преступления; поисковые мероприятия в местах вероятного появления лиц, заподозренных в совершении преступлений (по местам сбыта похищенного, концентрации криминального элемента и пр.).

Негласное (конфиденциальное) содействие в противовес гласному содействию оказывается лицом при подготовке и проведении ОРМ, в ходе которых требуется сохранение в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем оно не может гласно дать свидетельские показания по уголовным делам. Возможность негласного получения показаний конфидента на различных стадиях уголовного процесса предусмотрена в ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в которой оговаривается, что при необходимости обеспечить безопасность свидетеля следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвует свидетель, не приводить данные о его личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Сведения о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие, не подлежат оглашению. Согласно ст. 12 Закона об ОРД, такие сведения составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя ОВД при наличии письменного согласия таких лиц.

Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым). Оно наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований, предусмотренных Законом об ОРД.

Разновидностью негласного содействия является анонимное содействие, которое осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, по электронной почте или через посредника.

На лиц, оказывающих содействие, накладывается ряд ограничений. В частности, эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию оперативно-розыскным органам.

Лицо, оказывающее содействие, подписавшее контракт, принимает на себя обязательства перед государством относительно неразглашения доверенных ему сведений, составляющих государственную и служебную тайну, и дает согласие в связи с этим на соответствующее временное ограничение своих прав.

Привлечение к уголовной ответственности лица, оказывающего содействие, в случае разглашения подобных сведений по ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны" возможно только в том случае, если лицо, оказывающее содействие, работает в рамках трудового договора, выполняет трудовую функцию, связанную с допуском к государственной тайне, прошло процедуру допуска и имеет допуск к государственной тайне либо в случае упрощенной процедуры допуска к государственной тайне указанных лиц. Привлечение к уголовной ответственности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, по ст. 283 УК РФ возможно только в том случае, если информация им доверена по работе или в связи с выполнением служебных обязанностей.

Содействие по контракту может оказывать любое совершеннолетнее дееспособное лицо независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений, нет ограничений на привлечение к сотрудничеству с оперативными подразделениями органов внутренних дел граждан иностранных государств и лиц без гражданства.

Запрещено привлекать к конфиденциальному содействию по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений. Это объясняется необходимостью сохранения информации профессионального характера, но не исключает бесконтрактной формы сотрудничества.

Организационные и тактические аспекты конфиденциального содействия граждан с оперативно-розыскными органами определяются ведомственными нормативными актами.

Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и для обеспечения их всесторонней социальной защиты. Именно по этой причине меры социальной и правовой защиты граждан, содействующих оперативно-розыскным органам, нашли свое отражение в ст. 18 Закона об ОРД, которая гарантирует лицам, оказывающим негласное содействие, комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, носит характер гарантий и обязательств. Согласно положениям ст. 18 Закона об ОРД, государство гарантирует такую защиту только при наличии следующих условий: 1) при наличии заключенного контракта; 2) при правомерном выполнении лицом своего общественного долга или возложенных на него обязанностей; 3) при возникновении реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их участием в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности и нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной защите.

Лица, привлекаемые к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел, в том числе по контракту, находятся под защитой государства. Часть 1 ст. 18 Закона об ОРД выступает в данном случае нормой-принципом, определяющим основополагающие идеи социальной и правовой защиты содействующих лиц.

Меры по социальной и правовой защите содействующим лицам предусмотрены, кроме того, в целом ряде других норм Закона об ОРД. Так, согласно ч. 3 ст. 9, "по требованию судьи могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, за исключением данных… о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе". Как уже отмечалось выше, сведения о лицах, оказывающих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 1 ст. 12);органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества лиц, оказывающих им содействие (п. 6 ст. 14); в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (ч. 6 ст. 18). В части 9 ст. 18 Закона об ОРД оговаривается, что при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, выплачивается единовременное пособие, а в ст. 19 установлено, что "обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации…". "Сведения о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц" (ст. 21 Закона об ОРД).

Оперативные подразделения органов внутренних дел обязаны предпринять превентивные меры по недопущению негативных последствий содействия граждан. На них лежит обязанность принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких. Часть 7 ст. 18 Закона об ОРД констатирует, что в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Превентивные меры должны осуществляться в ситуации, когда жизни, здоровью и собственности конфидента угрожает опасность, а физическое или психическое воздействие на него является объективной реальностью. В связи с этим законодатель предлагает сотрудникам оперативных подразделений "принять необходимые меры" (ч. 3 ст. 18 Закона об ОРД), а также "провести специальные мероприятия" (ч. 7 ст. 18 Закона об ОРД).

В первом случае это оперативно-розыскные мероприятия, так как согласно Закону об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1); во втором – перечень мероприятий, оговоренных в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства": личная охрана; охрана жилища и имущества; замена документов; выдача негласному сотруднику средств индивидуальной защиты; изъятие сведений о конфиденте, содержащихся в информационных базах данных; перемещение в безопасное место; изменение места работы, учебы; изменение внешности.

Часть 4 ст. 18 Закона об ОРД устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с сотрудничеством в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Освобождение от уголовной ответственности возможно только при наличии интегрированной совокупности субъективных и объективных оснований: 1. Лицо, подлежащее освобождению от уголовной ответственности, является членом преступной группы. 2. Освобождаемое лицо совершило противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий. 3. Освобождаемое лицо привлечено к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. 4. Освобождаемое лицо активно способствовало раскрытию преступлений. 5. Лицо, подлежащее освобождению от уголовной ответственности, возместило нанесенный ущерб или иным образом загладило причиненный вред.

Основополагающее значение для принятия решения об освобождении от уголовной ответственности имеет сообщаемая конфидентом информация о преступлениях, которые совершили члены преступной группы, так как именно эта информация позволяет принять искомое правовое решение. При этом информация должна содержать сведения не о любых преступлениях группы, а только о тяжких или особо тяжких, так как именно подобная информация позволяет уравновесить баланс интересов государства по раскрытию подобных преступлений и интересов личности по освобождению от уголовной ответственности.

Специфическим (социальным) признаком активного действия, направленного на оказание помощи оперативным подразделениям органов внутренних дел, являются его общественная полезность и правовая обусловленность или необходимость. В связи с этим должно оцениваться как основание освобождения от уголовной ответственности пассивное выполнение задания оперативного сотрудника, приносящее пользу в изобличении преступной группы.

При освобождении от уголовной ответственности содействующих лиц наряду с активным способствованием раскрытию преступлений должна учитываться предоставляемая конфидентом информация, направленная на выявление, предупреждение и пресечение преступлений, так как решение данных задач является одной из основных функций оперативных подразделений органов внутренних дел (ч. 1 ст. 2 Закона об ОРД). Так, превентивные меры относительно некоторых преступлений (таких, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, терроризм, экстремизм, захват заложников, незаконный оборот оружия и т.д.) приносят большую пользу правоохраняемым интересам личности, общества и государства, чем меры по их раскрытию. Кроме того, участие содействующего лица не должно ограничиваться только оперативно-розыскным процессом, его помощь может быть неоценима на этапе расследования преступлений.

Возмещение нанесенного ущерба или заглаживание причиненного вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правовая реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение; восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.

Социальные гарантии лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел, реализуются в рамках нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы социального страхования[2], обеспечиваются Законом об ОРД, а также ведомственными нормативными актами. Например, согласно ст. 18 Закона об ОРД, на конфиденциальных сотрудников распространяются социальные льготы и гарантии (назначение пенсии, компенсационные выплаты и т.д.). Кроме того, ведомственные нормативные акты, разъясняя положение ст. 18 Закона об ОРД, предусматривают финансовое обеспечение дополнительных социальных и правовых гарантий.

Лица, оказывающие содействие оперативно-розыскным органам в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета, согласно ст. 19 Закона об ОРД, выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов внутренних дел.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативно-розыскным органом, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего его постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие оперативно-розыскным органам в осуществлении ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований.

Во-первых, если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе.

Во-вторых, гибель, травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ.

В-третьих, между гибелью лица или его ранением, получением травмы, контузии, увечья и проводимыми с его участием оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в ст. 6 Закона об ОРД, или другими его действиями, выполняемыми по заданию оперативно-розыскных органов, должна существовать прямая или косвенная причинно-следственная связь.

Оформление указанных выплат и пенсий лежит на оперативно-розыскном органе, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.024 с.)