Система организации учетов ОВД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система организации учетов ОВД



 

Уровни системы МВД Степень концентрации информации Виды учетов и учетные подразделения
оперативные, оперативно-справочные, розыскные, криминалистические учеты экспертно-криминалистические учеты
Отдел полиции, УМВД, ОМВД России по району, городу субъекта Федерации Местные учеты Учетно-аналити-ческая группа (специально выделенный сотрудник) Эксперт-криминалист (группа), экспертно-криминалистические подразделения
МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту Федерации Региональные учеты   Централизованные учеты Информационные центры Экспертно-криминалистические центры
  МВД России Федеральные учеты Главный информационно-аналитический центр МВД России Экспертно-криминалистический центр МВД России

 

В соответствии с ведомственными нормативными актами можно выделить следующие видыучетов:

- оперативный;

- оперативно-справочный, криминалистический и розыскной;

- экспертно-криминалистические.

Оперативный учет – это специализированная информационно-поисковая система данных об объектах, представляющих оперативный интерес, формируемая оперативными подразделениями органов внутренних дел, для использования в деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию преступлений, а также в розыске скрывшихся преступников. Формировать информационные массивы оперативного учета и обращаться к ним могут только органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

По своей сущности данный вид учета следует считать составной частью оперативно-справочных учетов. Однако этот вид учетов имеет свои особенности (строго ограниченная сфера использования, засекреченность составляющих его данных и т.д.), поэтому он имеет право на самостоятельное существование.

Объектами оперативного учета являются:

- лица, представляющие интерес для оперативных подразделений органов внутренних дел (проверяемые и разрабатываемые по делам оперативного учета, наблюдаемые по делам накопительно-наблюдательного производства; лица, оказывающие негласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел);

- дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства;

- информация, представляющая оперативный интерес, в том числе, поступающая от лиц, оказывающих негласное содействие.

Основными формами ведения оперативного учета являются: картотеки, фото-, видеотеки, журналы, дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства, автоматизированные банки данных, банки криминальной информации оперативно-розыскного назначения.

На местном уровне (в отделах полиции, ОМВД, УМВД России по району, городу субъекта Федерации) ведутся:

1. Картотеки:

- лиц, проходящих по делам оперативного учета;

- разыскиваемых лиц;

- лиц, событий и предметов, проходящих по материалам оперативной проверки, сведения, полученные от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество.

2. Фото-, видеотеки: на всех лиц, представляющих оперативный интерес.

3. Дела оперативно-розыскного производства (виды дел определяются ведомственным нормативным актом ограниченного доступа).

4. Журналы учета:

- лиц, оказывающих негласное содействие ОВД;

- информации, поступающей от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество ОВД;

- дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства.

На региональном уровне (ИЦ УМВД по субъекту РФ) осуществляется оперативный учет дел оперативно-розыскного производства, лиц, разрабатываемых по делам оперативного учета, лиц, оказывающих конфиденциальное содействие на контрактной основе и некоторых других категорий лиц, представляющих оперативный интерес.

Оперативно-справочные учеты состоят из пофамильного и дактилоскопического учетов.

Объектами оперативно-справочных учетов являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства:

- подозреваемые, обвиняемые, осужденные;

- разыскиваемые;

- подвергнутые административному аресту;

- совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

- иностранные граждане или лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории РФ;

- не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.

- иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории РФ.

Учет указанных лиц осуществляется ГИАЦ (федеральный учет), информационными центрами МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту Федерации путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо автоматизированных банков данных.

Проверказадержанных лиц, представляющих оперативный интерес, привлекаемых к уголовной ответственности, неизвестных трупов, а также следов рук по дактилоскопическим и пофамильным учетам оформляется в виде:

- запросов по каналам связи в соответствии с порядком, установленным ГИАЦ;

- требований;

- списков лицдля проверки по оперативно-справочным учетам ИЦ;

- дактилоскопических карт,приложенных к требованиям или мотивированным письмам (для проверки по дактилоскопическому учету);

- дактилоскопических карт с наклеенными фотоснимками отпечатков или следов, изъятых с мест происшествий, неопознанных трупов;

- информационных картсо следами рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений;

- шифротелеграмм (только для подразделений, осуществляющих ОРД) и телеграмм;

- мотивированных писем в произвольной форме.

Запросы исполняются в течение 10 рабочих дней, с пометкой "Срочно" – в течение суток.

Криминалистические и розыскные учеты служат для накопления, обработки и использования информации об объектах, всегда причинно связанных с событиями преступлений. Их ведение предполагает использование специальных (технико-криминалистических) познаний, а также соответствующих методов и средств.

Основной целью ведения криминалистических учетов является информационное обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями ОВД.

Объектами централизованного учета преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, являются событие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Для постановки на учет преступлений, а также лиц, их совершивших, заполняется информационно-поисковая карта.

Централизованный учет похищенных и изъятых номерных вещей и документовосуществляется в рамках формирования и ведения подсистемы "Номерные вещи". Объектами указанного учета являются номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений; похищенные средства мобильной связи, независимо от тяжести совершенного преступления. Основанием для постановки на учет является уголовное дело, а также некоторые виды дел оперативного учета. Для постановки на учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов, коррекции данных, снятия их с учета, используется информационно-поисковая карта (ИПК-В).

Одним из видов розыскного учета является централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.Данный вид учета осуществляется в форме ведения баз данных АИПС "Опознание". Объектами такого учета являются граждане РФ, а также иностранные граждане или лица без гражданства:

- пропавшие без вести, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными (в том числе: лица, утратившие связь с близкими родственниками; несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также совершившие побег из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, спецшкол, спецучилищ и специнтернатов; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии, ушедшие из дома или медицинских учреждений);

- находящиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

- неопознанные трупы или их фрагменты (независимо от состояния на момент обнаружения).

Основанием для постановки на рассматриваемый учет является уголовное дело, а также некоторые дела оперативного учета. Сведения об объектах, подлежащих постановке на учет, направляются на бланках опознавательных карт.

К розыскному учету относится централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск.Рассматриваемый вид учета осуществляется на базе подсистемы "ФР–Оповещение". На учет ставятся лица:

- подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда;

- совершившие побег из ИВС, из-под охраны, стражи (конвоя), исправительных учреждений и СИЗО;

- пропавшие без вести, а также лица, утратившие связь с близкими родственниками;

- иные категории лиц, определенные правовыми актами МВД России.

Постановка на учет осуществляется путем вынесения постановления об объявлении федерального розыскаи направления его в ИЦ МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту Федерации.

Централизованный учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения осуществляется путем формирования и ведения банка данных подсистемы "Оружие". Учету подлежит утраченное и выявленное вооружение следующих видов: боевое, ручное, стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей; гранатометы, огнеметы, ствольные и реактивные артиллерийские системы, газовое оружие, боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер, специальные приспособления (например, НРС-2-нож разведчика стреляющий или иные); иные виды вооружения.

Для постановки утраченного и выявленного вооружения на учет заполняется идентификационная карта на разыскиваемое вооружение.

Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств осуществляется с использованием подсистемы "Автопоиск". Учету подлежат любые разыскиваемые автотранспортные средства, включая прицепы, имеющие идентификакционные номера.

Основанием постановки транспортных средств на учет являются зарегистрированные в ОВД в установленном порядке заявления (сообщения) об угоне или хищении транспортного средства, а также постановления об объявлении розыска транспортного средства следователя, дознавателя или лица, производящего дознание, судьи, в чьем производстве либо рассмотрении находится уголовное дело.

Централизованный учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, осуществляется на базе подсистемы "Антиквариат". Данный вид учета организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. Учету не подлежат современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного, массового производства. Основанием постановки на учет является документально подтвержденный факт хищения объекта учета, а также сообщение НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола, поступившее в НЦБ Интерпола, о хищении предметов.

Централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в отношении их, осуществляется путем ведения базы данных АИС "Криминал-И". В составе указанной базы данных функционируют такие подсистемы, как:

- "Административная практика" ("Адмпрактика");

- "Преступление";

- "Наказание".

Подсистема "Адмпрактика" предназначена для обеспечения информацией об иностранных гражданах или лицах без гражданства, совершивших административные правонарушения на территории Российской Федерации, а также об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации.

Подсистема "Преступление"предназначена для обеспечения информацией о преступлениях (происшествиях), совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, а также в отношении их.

Подсистема "Наказание"предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Экспертно-криминалистические учеты – система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации об определенных объектах учета, используемая для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Экспертно-криминалистическая информация представляет собой индивидуальную совокупность криминалистически значимых признаков объекта учета, выявляемых и фиксируемых с использованием специальных знаний экспертно-криминалистических методов и средств.

Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:

- следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;

- данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений;

- данные ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представилось возможным;

- пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений;

- контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия;

- самодельное (переделанное) оружие;

- самодельные взрывные устройства и их части;

- поддельные денежные билеты, бланки ценных бумаг и бланки документов;

- поддельные монеты;

- фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;

- следы подошв обуви;

- следы орудий взлома;

- следы протекторов шин транспортных средств;

- субъективные портреты устанавливаемых и(или) разыскиваемых лиц;

- микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла);

- черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

При наличии необходимости соответствующего организационно-штатного и материально-технического обеспечения в экспертно-криминалистических подразделениях может осуществляться учет иных объектов, поступающих в экспертно-криминалистические подразделения.

Формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета. В случаях, предусмотренных приказом МВД России от 10 июня 2006 г. № 70 "Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации", к информационным картам прилагаются натурные объекты.

Основанием постановки объекта на экспертно-криминалисти-ческий учет, а также проверки объекта по экспертно-криминалисти-ческому учету является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный его руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.034 с.)