Тема 1. Предмет, задачи, система и методы науки криминалистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи, система и методы науки криминалистики



Боргояков А. Н.

Практические задания по подготовке студентами дисциплины

«Криминалистика»

Абакан, 2010


Содержание практических разделов дисциплины

Планы семинарских занятий.

Раздел I. Теория криминалистики

Тема 1. Предмет, задачи, система и методы науки криминалистики

Количество часов аудиторной работы: 2часа.

Вопросы к теме

1. Механизм преступления. Информационное отражение события преступления вовне в виде материальных и нематериальных (идеальных) следов последствий.

2. Криминалистическая характеристика преступления.

3. Криминальные и криминалистические ситуации.

4. Связь криминалистики с судебной медициной, судебной психиатрией, судебной статистикой, общей и юридической психологией.

5. Система методов криминалистики. Взаимосвязь методов научного и практического криминалистического исследования криминалистики с юридическими, общественными, естественными и техническими науками.

 

Литература

  1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. В З-х т. — М.: Юрист, 1997
  2. Белкин Р. С. Общая теория советской криминалистики. — Саратов: СГУ, 1986
  3. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общие и частные теории. — М.: Юрид. лит., 1987
  4. Васильев А.Н., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. — М.: МГУ, 1994
  5. Краснобаев Ю.И. Совершенствование предварительного следствия и предмет советской криминалистики: Учебное пособие / Под ред. Р.С. Белкина. — Волгоград, 1979
  6. Криминалистика /Под ред. В.А. Образцова. — М.: 1997
  7. Криминалистика: Учебник /Под ред. А.Г. Филиппова, А.Ф. Волынского. — М., 1998
  8. Лавров В.П. Предмет, история, методология криминалистики. Вып. 1. - М.: ЮИ МВД РФ, 1994
  9. Селиванов Н.А. Советская криминалистика: система поня­тий. — М.: Юрид. лит., 1982

 

Количество часов на самостоятельную работу студентов: 8 часа.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

История развития криминалистического учения.

Роль криминалистики в оптимизации деятельности органов внутренних дел по обнаружению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений на современном этапе.

Использование в криминалистике и практической деятельности общенаучных, естественнонаучных и иных методов познания. Специальные методы криминалистики.

 

Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов, устный опрос студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).

 

Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика

Количество часов аудиторной работы: 2часа.

Вопросы к теме

1. Понятие и значение криминалистической идентификации для расследования преступлений. Ее научные основы

2. Объекты, виды и формы криминалистической идентификации.

3. Понятие установления групповой принадлежности и ее значение для процесса доказывания.

4. Стадии процесса идентификации: предварительное, раздельное, сравнительное исследование, оценка результатов. Общая методика экспертного исследования на каждой стадии.

5. Понятие криминалистической диагностики и ее значение для раскрытия и расследования преступлений.

Литература

  1. Колдин В. Я. Идентификация и ее роль в установлении истины по уголовным делам. — М.: МГУ, 1969
  2. Колдин В. Я. Идентификация при расследовании преступлений. — М.: Юрид. лит., 1978
  3. Колмаков В.П. Идентификационные действия следователя. — М.: Юрид. лит., 1977
  4. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследо­вании преступлений: Научно-практическое пособие. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998
  5. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристъ, 1997
  6. Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы: Учебное пособие /Под ред. В.А. Снеткова. - М.: ЭКЦ МВД России, 1993
  7. Седова Т.А. Проблемы методологии и практики нетрадиционной криминалистической идентификации. — Л., 1986
  8. Шевченко Б. И. Теоретические основы трасологической идентификации в криминалистике. — М., 1975

Количество часов на самостоятельную работу студентов: 8 часа.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

Криминалистическая идентификация как процесс криминалистического исследования.

Роль идентификационных, классификационных и диагностических признаков в исследовании материальных следов преступлений.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов, устный опрос студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).

 

Тема 3. Общие положения криминалистической техники

Количество часов аудиторной работы: 2часа.

Вопросы к теме

  1. Понятие, задачи и система криминалистической техники.
  2. Связь криминалистической техники с другими разделами криминалистики.
  3. Понятие технико-криминалистического обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений.

4. Средства криминалистической техники, применяемые для обнаружения, фиксации и изъятия следов и иных доказательств.

5. Методы, средства и возможности предварительного исследования следов преступления.

Содержание занятия

1. Ознакомиться с комплектом приборов и принадлежностей в следственном чемодане. Записать их в тетрадь.

2. Записать в тетрадь перечень порошков, применяемых для выявления следов рук.

3. Ознакомиться с поисковыми приборами и приборами, работа которых основана на свойствах лучей невидимого спектра.

4. Ознакомиться с комплектом для дактилоскопирования.

Материальное обеспечение

1. Унифицированный чемодан следователя ЧС-2001.

2. Кисть магнитная дактилоскопическая КМ-01, КМШ.

3. Кисть «флейц» М 24 (№ 20-22).,

4. Набор порошков и принадлежностей для дактилоскопирования.

5. Дактилоскопическая пленка (светлая и темная).

6. Поисковые приборы, ЭОП, УФО-4А, ОЛД-41. •

Количество часов на самостоятельную работу студентов: 8 часа.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

Комплекты научно-технических средств, применяемые в работе следователя, оперативного работника, специалиста и прокурора-криминалиста.

Технические средства и методы, применяемые для исследования вещественных доказательств.

Литература

  1. Бородин В.И., Шайтанов А.В. Оперативно-техническое обеспечение раскрытия преступлений органами внутренних дел: Лек­ция. - М., 1994
  2. Герасимов В.Н. Научно-технические средства в работе следователя. - М., 1985
  3. Грамович Г.И. Основы криминалистической техники. — Минск, 1981
  4. Ищенко Е.П. ЭВМ в криминалистике: Учебное пособие. — Свердловск, 1987
  5. Ищенко Е.П. ЭВМ в криминалистике: Учебное пособие. — Свердловск, 1990
  6. Ищенко П.П. Специалист в следственных действиях. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты. — М., 1990
  7. Образцов В.А. Криминалистика. Теория, понятие и виды криминалистической техники. Тактические основы следственных действий. Общие методики расследования. — М., 1994
  8. Черенков A.M. Экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в условиях мегаполиса. — М., 1999

 

 

Тема 4. Криминалистическая фотография и видеозапись

Количество часов аудиторной работы: 2часа.

Вопросы к теме

  1. Общие положения судебной фотографии
  2. Основные сведения об устройстве фотокамер и фотопринадлежностей
  3. Подготовка фотоаппарата к съемке
  4. Фотографирование при проведении отдельных следственных действий
  5. Криминалистическая видео- и аудиозапись

 

Содержание занятия

1. Ознакомиться с комплектом приборов и принадлежностей для фотосъемки. Записать их в тетрадь.

2. Изучить сравнительную характеристику классической и цифровой фототехники. Составить классификации для классических и цифровых фотоаппаратов.

3. Изучить принципиальное устройство зеркального фотоаппарата (на примере камер семейства «Зенит»).

4. Изучить принципиальное устройство цифрового фотоаппарата

5. Изучить виды, устройство и основные характеристики объективов.

6. Изучить виды запечатлевающей фотосъемки при производстве следственных действий, процессуальные и технико-криминалитсические требования к их производству.

Материальное обеспечение

1. Фотоаппарат «Зенит», со сменными объективами

2. Фотоаппарат «Canon Power Shot A320» 8 Мп

3. Комплект фотоматериалов для «мокрой» фотографии.

Количество часов на самостоятельную работу студентов: 8 часа.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

История развития судебной фотографии.

Основные процессуальные и технико-криминалистические правила проведения видеозаписи в процессе фиксации хода и результатов отдельных следственных действий.

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Особенности фотосъемки на открытой местности и в помещении

2. Выбор точки съемки при осмотре места происшествия

3. Определение параметров экспозиции

4. Наведение на резкость и определение глубины резкости фотографируемого пространства

 

Содержание занятия

1. Произвести ориентирующую фотосъемку (может быть выполнена способами круговой или линейной панорамы)

2. Произвести обзорную фотосъемку

3. Произвести узловую фотосъемку.

4. Произвести детальную фотосъемку с применением масштабной линейки.

Полученные результаты следует оформить в виде фототаблиц в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Материальное обеспечение

1. Фотоаппарат цифровой «Canon Power Shot A320».

2. Линейка масштабная металлическая (5 шт.).

 

Литература

  1. Башкатов В. К. Фотографирование места происшествия и вещественных доказательств в затрудненных условиях. – М., 1967
  2. Грабовский В. Д., Гапонов Ю. С. Использование средств фотокиносъемки и видеозаписи для фиксации следов преступления. – Горький, 1988
  3. Ищенко Е. П. Ищенко П. П. Основы судебной фотографии, киносъемки и видеозаписи. – Екатеринбург, 1992
  4. Морозов Б. Н. Использование криминалистической фотографии при расследвоании преступлений. – Ташкент, 1990
  5. Новожилова С. Л., Сорокин В. Г. Использование фотокиносъемки и видеозаписи в органах внутренних дел. – М., 1994
  6. Полевой Н. С., Уситнов А. И. Судебная фотография и ее применение в криминалистической экспертизе. – М., 1960

 

Вопросы к теме

1. Понятие и виды следов в криминалистике.

2. Механизм образования следов-отображений внешнего строения объектов.

3. Следы рук, структура, морфологические особенности и свойства.

4. Следы ног и обуви человека, их классификация.

5. Следы зубов и других частей тела человека, их свойства, обнаружение и фиксация.

6. Трассологические экспертные исследования, их виды, порядок назначения, разрешаемые вопросы и основные методы исследования.

 

Количество часов на самостоятельную работу студентов: 8 часа.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

.

Следы рук

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Классификация следов рук. Типы и виды папиллярных узоров, их свойства и криминалистическое значение.

2. Способы выявления, фиксации и изъятия следов пальцев.

3. Следы рук и их информационное значение.

Содержание занятия

1. Ознакомиться с техникой дактилоскопирования живых лиц и трупов.

2. Произвести дактилоскопирование друг друга.

3. Определить типы и виды папиллярных узоров.

4. Схематически зарисовать узоры в тетради, указав тип и вид каждого узора.

Материальное обеспечение

3. Принадлежности для дактилоскопирования (валик дактилоскопический, стекло дактилоскопическое, типографская краска).

4. Бланки дактилокарт.

5. Лупы криминалистические (2,5х, 3,5х —7х).

6. Линейка масштабная металлическая.

7. Ветошь.

8. Учебные фильмы: «Следы рук», «Дактилоскопия».

Содержание занятия

1. Осмотреть объект, выявить маловидимые следы пальцев рук визуальным способом.

2. Описать объект со следами пальцев рук в виде фрагмента протокола осмотра.

iv 3. Обсудить составленные описания.

Материальное обеспечение

1. Объекты-следоносители со следами пальцев рук.

2. Измерительные масштабные линейки.

3. Лупы криминалистические (2,5х, 3,5х —7х).

 

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Принадлежности для выявления следов пальцев рук физическим способом.

2. Способы фиксации и изъятия следов пальцев рук, выявленных физическим способом.

3. Реактивы, применяемые для обнаружения следов пальцеврук химическим способом.

4. Порядок работы с химическими реактивами по выявлению следов пальцев рук.

Содержание занятия

1. Ознакомиться с техническими средствами обнаружения, фиксации и изъятия следов пальцев рук физическим способом.

2. Выявить слабовидимые следы пальцев рук на различных объектах магнитной кистью и кистью «флейц».

3. Два наиболее четко выявленных следа перекопировать на дактилоскопические пленки (светлую и темную).

4. Описать объект со следами пальцев рук в виде фрагмента протокола осмотра.

5. Обсудить составленные описания.

6. Оформить дактилопленки со следами пальцев рук в соответствии с процессуальными требованиями.

7. Написать постановление о назначении дактилоскопической экспертизы.

Материальное обеспечение

1. Объекты-следоносители со следами пальцев рук.

2. Измерительные масштабные линейки.

3. Лупы криминалистические (2,5х, 3,5х —7х).

4. Кисти «флейц».

5. Магнитные кисточки.

5. Набор порошков.

6. Дактилоскопическая пленка (темная и светлая).

7. Раствор азотнокислого серебра.

8. Раствор нингидрина.

6. Пинцеты.

7. Емкости для раствора.

Следы ног

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Следы ног человека, их виды, значение и использование в расследовании преступлений.

2. Дорожка следов ног и ее криминалистическое значение.

3. Способы обнаружения, фиксации и изъятия объемных следов ног.

4. Способы обнаружения, фиксации и изъятия поверхностных следов ног.

5. Порядок описания следов ног в протоколе осмотра.

6. Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой следов ног (обуви) человека.

Содержание занятия

1. Осмотреть дорожку следов ног, определив все ее элементы.

2. Сделать схематический рисунок дорожки следов ног.

3. Составить описание дорожки следов и отдельно взятого следа в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия.

4. Изготовить гипсовый слепок с наиболее четко отобразившегося следа.

Материальное обеспечение

1. Дорожка объемных следов ног.

2. Гипс и набор «Слепок» (принадлежности и емкость для разведения гипса).

3. Арматура, бирки, бечева.

4. Рулетка (2 — 10 м).

5. Масштабные линейки.

6. Транспортир.

7. Трассировочный шнур.

8. Учебные фильмы: «Трасология», «Следы ног».

 

Следы транспортных средств

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке- к занятию

1. Виды следов транспортных средств.

2. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

3. Признаки, отобразившиеся в следах транспортных средств, по которым можно определить тип, модель и направление движения автомобиля.

4. Порядок описания следов транспортных средств в протоколе осмотра.

5. Подготовка материалов для трасологической экспертизы по следам транспортных средств.

6. Возможности и методика проведения трасологической экспертизы по следам транспортных средств.

Содержание занятия

1. Осмотреть следы транспортного средства.

2. Измерить и зарисовать следы транспортного средства, обозначив на схеме их элементы и размеры.

3. Определить направление движения транспортного средства.

4. Изготовить гипсовый слепок с части следа.

5. Описать в виде фрагмента протокола осмотра осмотренные следы.

6. Обсудить составленные описания.

7. Написать постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств и проанализировать его.

Материальное обеспечение

1. Следы транспорта

2. Гипс и набор «Слепок».

3. Рулетка (2 м, 10-20 м).

4. Масштабные линейки, транспортир и угольник (30/60/90
градусов).

5. Арматура, бирки, бечева.

6. Трассировочный шнур и лента ограждения.

7. Учебные фильмы: «Трасология», «Расследование ДТП».

Следы орудий взлома

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Виды и криминалистическое значение следов орудий взлома.

2. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов орудий взлома и инструментов.

3. Порядок описания следов орудий взлома в протоколе осмотра.

4. Подготовка материалов для экспертизы следов орудий взлома и инструментов.

5. Идентификационные и диагностические вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой следов орудий взлома.

Содержание занятия

1. Осмотреть орудие взлома и объекты со следами орудий взлома.

2. Изготовить слепки с объемных следов орудий взлома.

3. Описать в виде фрагмента протокола осмотра орудие взлома и осмотренные следы.

4. Обсудить составленные описания.

5. Написать постановление о назначении трасологической экспертизы по следам орудий взлома и проанализировать его.

Материальное обеспечение

1. Орудия взлома.

2. Объекты со следами орудий взлома.

3. Масштабные линейки и штангенциркуль.

4. Пластилин, фольга, бирки и бечева.

5. Учебный фильм «Сейф».

Литература

1. Криминалистика. Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Том 2 / Под ред. Б.П. Смагоринско-го. — Волгоград, 1994

2. Железняк А.С. Исследование следов орудий взлома. ВНИИ МВД СССР, М.:1971 -Грановский Г. Л. Методы обнаружения и фиксации следов рук. - М., 1973

3. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Особенная часть. ВНИИ МВД СССР, 1974

4. Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. ЛГУ, 1976

5. Криминалистическая техника: Учебник. — М.: Юрлитформ, 2002

6. Найдис И. Д. Использование следов орудий взлома и инструментов при расследовании преступлений. — Харьков, 1980

7. Баранов Н.Н., Фирсов Е.П. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам о краже грузов. — М., 1981

8. Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия

 

Вопросы к теме

1. Понятие судебной баллистики, ее задачи и значение в следственной, экспертной и судебной практике.

2. Объекты судебной баллистики.

3. Виды боеприпасов к огнестрельному оружию. Их классификация.

4. Механизм образования следов на пулях, гильзах и преградах в процессе выстрела.

5. Виды следов выстрела на преградах, механизм их образования.

6. Средства и методы обнаружения следов выстрела и поврежденных преград.

7. Правила описания следов выстрела в протоколе.

8. Идентификация оружия по следам на стреляных гильзах и выстрелянных пулях.

 

Содержание занятия

1. Осмотреть огнестрельное оружие.

2. По результатам осмотра составить фрагмент протокола осмотра места происшествия.

3. Написать постановление о назначении судебно-баллистической экспертизы.

4. Обсудить составленные описания.

Материальное обеспечение

1. Набор учебного оружия.

2. Лупы криминалистические.

3. Масштабные линейки и штангенциркуль.

4. Архивные экспертные материалы баллистических и взрыво-технических исследований.

5. Учебный фильм «Судебная баллистика».

 

Исследование пуль и гильз

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Средства и методы обнаружения следов выстрела.

2. Правила описания пули и гильзы в протоколе.

3. Возможности идентификации оружия по стреляной пуле и гильзе.

Содержание занятия

1. Осмотреть стреляную пулю и гильзу, составить фрагмент протокола осмотра.

2. Написать постановление соответствующей экспертизы.

3. Обсудить составленные описания.

Материальное обеспечение

1. Набор стреляных пуль и гильз.

2. Набор гильз и пуль.

3. Лупы криминалистические.

4. Масштабные линейки и штангенциркуль.

5. Учебный фильм «Следы на гильзах».

 

 

Содержание занятия

1. Осмотреть холодное оружие и составить фрагмент протокола осмотра.

2. Составить постановление о назначении экспертизы холодного оружия.

3. Обсудить составленные описания.

Материальное обеспечение

1. Набор холодного оружия.

2. Лупы криминалистические.

3. Штангенциркуль.

4. Масштабные линейки.

Литература

1. Аханов B.C. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. — Волгоград, 1979

2. Егоров А. Г. Пределы точности и достоверности установления дистанции выстрела из ружья дробью. Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Вып. 2. — Саратов, 1987

3. Егоров А. Г. Установление дистанции и направления выстрела из охотничьего ружья по рассеиванию дроби: Учебное пособие. — Волгоград, 1982

4. Комаринец Б.М. Криминалистическое отождествление огнестрельного оружия по выстрелянным гильзам. — М., 1985

5. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристь, 1997

6. Криминалистика. Том 2: Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений: Учебник для вузов МВД России / Под ред. Б.П. Смагоринского. — Волгоград: ВСШ МВД России, 1994

7. Молоков Э.П. и др. Особенности исследования некоторых объ­ектов традиционной криминалистической экспертизы: Учебное пособие. - М.,1993

8. Подшибякин А. С. Холодное оружие: уголовно-правовое и криминалистическое исследование. — Саратов, 1980

9. Русаков М.Н. Криминалистическое исследование оружия и следов его применения: Учебное пособие. — Омск, 1981

10. СумарокаА.М., Стальмахов А. В., Егоров А. Г. Холодное и метательное оружие. — Саратов, 2000

11. Чулков И. А. Отождествление огнестрельного оружия по следам на гильзах: Лекция. — Волгоград, 1994

Содержание занятия

1. Описать внешние признаки одного из студентов по методу «словесного портрета».

2. Составить словесный портрет человека по опознавательному фотоснимку.

3. Обсудить составленные описания.

Материальное обеспечение

1. Учебные фильмы «Субъективные портреты», «Судебно-портретная идентификация».

Практическое занятие (время2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Значение полученной информации о внешности человека для
раскрытия и расследования преступлений.

2. Основы экспертного отождествления человека по признакам

внешности.

3. Подготовка следователем материалов на экспертизу.

Содержание занятия

1. По предложенной преподавателем фабуле с использованием архивных экспертных материалов и фотоснимков составить поста­новление о назначении судебно-портретной экспертизы.

2. Обсудить результаты работы. *

Материальное обеспечение

1. Опознавательные (сигналитические) фотоснимки.

2. Архивные экспертные материалы.

Темы рефератов

1. Использование методики «словесного портрета» в оперативно-розыскной и следственной практике.

2. Возможности и методы экспертного отождествления личности по признакам внешности.

Литература

1. Дубягин Ю.П., ТорбинЮ.Г. Использование данных о внешности человека в раскрытии и расследовании преступлений: Учебное пособие. — М., 1987

2. Криминалистическое описание внешности человека: Справоч­ное пособие / Под ред. В.А. Снеткова. — М., 1988

3. Криминалистика. Том 2: Техника, тактика, организация и ме­тодика расследования преступлений: Учебник для вузов МВД России / Под ред. Б.П. Смагоринского. — Волгоград: ВСШ МВД России, 1994

4. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристь, 1997

5. Снетков В.А., Зинин A.M. Современные технические средства изготовления композиционных портретов. — М., 1978

6. Снетков В.А. Габитоскопия. — Волгоград, 1979

7. Снетков В. А. Методические рекомендации по изготовлению субъективных портретов. — М., 1980

8. Снетков В.А. Использование признаков внешности в работе ор­ганов внутренних дел: Учебное пособие. — М.: ЭКЦ МВД РФ, 1993

9. Степин В. С. и др. Криминалистическое отождествление чело­века по разноракурсным фотопортретам: Методические рекоменда­ции. - М., 1992

Содержание занятия

1. Осмотреть документ, удостоверяющий личность, составить фрагмент протокола осмотра.

2. Составить постановление о назначении технико-криминалистической экспертизы документов.

3. Анализ составленных фрагмента протокола и постановления о назначении технико-криминалистической экспертизы.

Материальное обеспечение

1. Документы, удостоверяющие личность.

3. Лупы криминалистические.

4. Приборы ультрафиолетового и инфракрасного излучения.

5. Учебный фильм «Криминалистическое исследование документов».

 

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Понятие письма и почерка.

2. Признаки письменной речи. Общие и частные признаки почерка.

3. Подготовка материалов для судебно-почерковедческой экспертизы.

Содержание занятия

1. Ознакомление студентов с постановлениями о назначении судебно-почерковедческой экспертизы и архивных заключений экспертов.

2. Осмотр свободных и экспериментальных образцов рукописного текста с целью предварительного исследования почерка и принятия решения о подготовке материалов для назначения судебно-почерковедческой экспертизы.

3. Составление по фабуле преподавателя и архивным экспертным материалам постановления о назначении судебно-почерковедческой экспертизы.

4. Анализ составленных постановлений.

Материальное обеспечение

1. Набор исследуемых текстов и экспериментальных образцов рукописного текста.

2. Таблица признаков почерка

3. Лупы криминалистические.

4. Учебный фильм «Криминалистическое исследование письма».

Литература

1. Винберг Л.А., Шванкова М.В. Почерковедческая экспертиза:

2. Виницкий Л. В. Некоторые вопросы криминалистической экспертизы машинописных текстов: Учебное пособие. — Караганда, 1975

3. Криминалистика. Том 2: Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Учебник для вузов МВД России / Под ред. Б.П. Смагоринского. — Волгоград: ВСШ МВД России, 1994

4. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юрисгъ, 1997

5. Комплексное криминалистическое исследование документов, изготовленных полиграфическим способом: Методическое пособие для экспертов. — М., 1985

6. Моисеев А.П. и др. Таблицы признаков почерка: Пособие для экспертов. — М., 1984

7. Общие положения технико-криминалистической экспертизы документов. — М., 1987

8. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентифика­ции. - М., 1973

9. Судебно-почерковедческая экспертиза. — М., 1971

10. Технико-криминалистическая экспертиза документов: Учебник для вузов МВД СССР. - Волгоград, 1978

11. Технико-криминалистическое исследование поддельных доку­ментов при расследовании хищений. — М., 1992

Тема 9. Микрообъекты и следы запаха как источники криминалистической информации. Криминалистическое исследование средств звуко-, видеозаписи и акустической информации (видеофоноскопическая экспертиза).

 

Практическое занятие {время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

1. Понятие и классификация микрообъектов

2. Технические средства, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов и запаховых следов.:

3. Правила обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов.

4. Правила обнаружения, изъятия (отбора) и консервации запаховых следов.

Содержание занятия

1. Просмотреть учебные фильмы «Микрообъекты» и «Запаховые следы».

2. Обсудить фильмы.

3. Ознакомиться с техническими средствами, используемыми для обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов и запаховых следов.

4. Осмотреть и описать в виде фрагмента протокола осмотра предметы с микрочастицами, их анализ.

5. Составить постановление о назначении экспертизы по одному из видов КИМВИ.

Материальное обеспечение

1. Набор «Капля».

2. Стеклянные пробирки и предметные стекла.

3. Предметы с микрообъектами.

4. Криминалистические и бинокулярные лупы (4х—7х).

5. Масштабные линейки.

6. Осветитель ультрафиолетовый. «

7. Стеклянные банки с крышками и пробирки лабораторные.

8. Шприц «Жане».

9. Фланелевая ткань, фольга.

10. Учебные фильмы «Микрообъекты» и «Запаховые следы».

Темы рефератов

1. Использование запаховых следов в процессе раскрытия и расследования преступлений.

2. Криминалистическое значение микрообъектов и запаховых следов в следственной, экспертной и судебной практике.

Литература

1. Бибиков В.В. Микрообъекты в раскрытии и расследовании преступлений: Учебное пособие. — М., 1985

2. Воробьева И.Б., Маланьина Н.И. Следы на месте преступле­ния: Учебное пособие. - Саратов: СГАП и СВШ МВД РФ, 1996

3. Зуев Е.И. и др. Трасологическое исследование микрочастиц (микрообъектов — объектов) — М., 1979

4. Ищенко П. П. Микрообъекты в следственной и экспертной практике: Лекция. — Волгоград, 1987

5. Кириченко В.В. Основы криминалистической одорологии: Лек­ция. - Л., 1988

6. Коновалов Е.Ф. Следы запаха человека: криминалистические и процессуальные аспекты (в порядке обсуждения) / Судебно-экспертное исследование человека и его деятельности: Межвуз. науч. сб. — Свердловск, 1985

7. Лемасов А.И. и др. Криминалистические методы обнаружения, фиксации и изъятия микроследов на месте происшествия: Учебное пособие. — Волгоград, 1990

8. Пучков В.А. Вопросы криминалистической одорологии // ВНИИ. Вопросы судебной экспертизы: Сборник. — 1980. — № 43

9. Салтевский М.В. Использование запаховых следов для раскрытия и расследования преступлений: Лекция. — Киев: КВШ МВД СССР, 1982

10. Старовойтов В.И. Криминалистическая экспертиза запаховых следов / Криминалистическая экспертиза: трасология и судебно-бал-листическое исследование: Сборник научных статей. — Саратов, 1991

11. Селиванов Н.А., Старовойтов В. И. Установление человека по запаху // Социалистическая законность. — 1991. — № 11

12. Сулимое К. Т., Старовойтов В.И. Кинологическое выявление ви-

13. дового запаха человека//Экспертная практика. — 1991. — Вып. 31 Шамонова Т.Н. и др. Использование запаховой информации при расследовании убийств и других преступлений личности. — М., 1997

Содержание занятия

1. Изучить дактилоскопическую карту, вывести основную дактилоскопическую формулу.

2. Просмотр и обсуждение учебных фильмов: «Оперативно-справочные учеты», «Дактилоскопические учеты».

Материальное обеспечение

1. Дактилоскопические карты.

2. Учебные фильмы «Оперативно-справочные учеты», «Дактилоскопические учеты».

Темы рефератов

1. Понятие, научные, правовые и организационные основы криминалистических учетов.

2. Значение криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений.

Литература

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р. С, Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белки­на. - М.: Норма, 2000

2. Апсаликов А.Н., Хатыпов Р.Н. Система криминалистической регистрации в органах внутренних дел Российской Федерации: Лекция. - Уфа, 1995

3. Бажакин Г.А., Гнездилов И.В., Качанов А.Я. и др. Использова­ние следователем учетов, картотек иных банков данных. — М., 1994

4. Волынский А.Ф., Российская Е.Р. Криминалистическая регистрация. — М., 1992

5. Корниенко Н.А. Учеты и учетная документация, используемые при расследовании уголовных дел: Учебное пособие. — СПб., 1998

6. Ялышев С.А. Криминалистическая регистрация: Учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России, 1999

Тема 11. Общие положения криминалистической тактики

(изучается самостоятельно)

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Понятие криминалистической тактики, ее задачи, структура и содержание.

2. Структура тактики отдельного следственного действия.

3. Понятие тактического приема и рекомендации.

4. Критерии допустимости тактических приемов в уголовном судопроизводстве.

5. Понятие тактической операции и ее структура.

Темы рефератов

1. Связь криминалистической тактики с другими разделами

2. криминалистики.

3. Научные, правовые и нравственные основы криминалистической тактики.

4. Классификация тактических приемов и рекомендаций, критерии их допустимости: законность, эффективность, научность.

5. Понятие и виды тактических решений.

6. Принятие решений в условиях тактического риска.

Литература

1. Баев О. Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессу­альный закон. — Воронеж: ВорГУ, 1977

2. Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. — Воронеж: Мод эк, 1995

3. Баранов А.П., Цветков СИ. Компьютерные системы под­держки принятия следователем тактических решений. — М.: Ака­демия МВД РФ, 1992

4. Васильев А.Н. Следственная тактика. — М.: Юрид. лит., 1976

5. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий. — ■ М.: Юрид. лит., 1981

6. Дулов А. В. Тактические операции при расследовании преступ­лений. — Минск: Вышэйшая школа, 1979

7. Комиссаров В. И. Теоретические проблемы следственной такти­ки. - Саратов: СГУ, 1987

8. Лившиц Е.М., Белкин Р. С. Тактика следственных действий. — М., 1997

9. Марочкин Н.А. Теоретические проблемы тактических операций в криминалистике: Учебное пособие. - Саратов: СГУ, 1999

10. Марочкин Н.А., Решетников В. Я. Тактические операции в тео­рии криминалистики и практике расследования посягательств на имущество граждан: Учебно-методическое пособие. — Саратов, 2001

11. Митричев СП. Следственная тактика. — М., 1975

12. Поташник Д.П. Криминалистическая тактика. — М.: МГУ, 1998 Следственные действия (процессуальная характеристика, так­тические и психологические особенности): Учебное пособие / Под ред. Б.М. Смагоринского. - М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994 Хайду ков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. — Саратов, 1984

13. Якунин СЮ. Тактические приемы при расследовании преступ­лений. - Казань: КазГУ, 1983

Содержание занятия

1. Просмотр фрагментов учебных фильмов «Звенья одной цепи», «Поиск следов на месте происшествия».

2. Обсуждение тактики осмотра места происшествия.

Материальное обеспечение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.268 с.)