Особенности осуществления орм, не влекущих ограничения прав граждан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности осуществления орм, не влекущих ограничения прав граждан.



В целях регламентации проведения правоприменительными органами ОРМ, не предусматривающих ограничение конституционных прав граждан, в 1997 г. приняты три процессуальных кодекса: о наблюдении (наружном), об использовании осведомителей и об операциях «под прикрытием».

Кодекс об использовании осведомителей различает осведомителя и осведомителя-участника. Осведомитель — лицо, самое существование и тождественность которого правоприменительные органы считают необходимым сохранить в тайне от третьих лиц и которое предоставляет информацию о преступлении или лицах, занимающихся преступной деятельностью или нарушением общественного порядка. Осведомитель-участник — осведомитель, которому с «одобрения» соответствующего санкционирующего должностного лица разрешено принимать участие в совершении такого преступления, которое другие лица уже намеревались совершить.

Наиболее существенная отличительная особенность использования осведомителей — возможность привлечения к негласному сотрудничеству несовершеннолетних лиц (до 18 лет, а в Шотландии — до 16 лет) Это предусмотрено кодексом об использовании осведомителей и приказом Государственного секретаря 2000 г. № 2793 о порядке использования несовершеннолетних источников.

К операциям «под прикрытием» относят проверочную закупку, оперативное внедрение и подставу. Проверочная закупка — деятельность подготовленного сотрудника по установлению сущности и (или) пригодности реализуемых законными способами товаров или услуг, имущества, расходов, а также предметов или материалов, приобретение, хранение, использование либо реализация которых образует состав преступления.

Подстава — деятельность соответствующим образом подготовленного сотрудника, который в целях обеспечения осуществления ареста преступника пассивно ставит себя в положение, когда он может стать жертвой намеченного преступления. Разница между внедрением и подставой заключается в форме проведения мероприятия, т.е активности или пассивности действий. Внедрение {infiltration) — это деятельность специально подготовленного сотрудника, личность которого скрыта от третьих лиц использованием вымышленных данных и вымышленного имени, которые дают возможность проникновения в преступную группу, способствуют аресту преступника или противодействию угрозе национальной безопасности или значительной угрозе общественной безопасности и общественным интересам. Сыск и его правовое регулирование в США. Субъекты уголовного и политического сыска. Центрального единого ведомства, выполняющего общефедеральные полицейские функции, в стране нет.

На федеральном уровне расследование преступлений осуществляет Федеральное бюро расследований (ФБР), которое проводит расследования примерно 200 преступлений.

Помощь ФБР оказывают три категории лиц 1) конфиденциальный источник — лицо, передающее ФБР на конфиденциальной основе информацию, к которой это лицо имеет законный доступ, 2) осведомитель — любое другое лицо, передающее ФБР информацию на конфиденциальной основе; 3) осведомитель, или конфиденциальный источник, используемый на «долговременной основе», — лицо, передающее информацию или оказывающее другую существенную помощь ФБР более или менее регулярно (от нескольких раз в году до нескольких раз в неделю).

Кроме ФБР, на федеральном уровне функционирует свыше 50 органов, каждый из которых имеет свой предмет оперативно-розыскного ведения. Среди них Министерство внутренней безопасности (МВБ), Управление по контролю за распространением наркотиков (DEA), Служба иммиграции и натурализации и Таможенная служба (с 2003 г. в составе МВБ).

Таможенной службе предоставлено право приобретать собственность, здания и т д, а также право арендовать территории для проведения операций «под прикрытием» по выявлению и пресечению преступлений против США, подпадающих под юрисдикцию Минфина.

Известны также Инспекция почтового ведомства (старейшая уголовная полиция страны, которая, в частности, расследует кражи почтовых отправлений), Корпус военной полиции Минобороны США, Бюро полиции безопасности ВВС США, Секретная служба и Служба внутренних доходов Минфинансов США и др. Кроме того, существенную роль в правовом регулировании в области ОРД играют суды.

Во вступительной части Инструкции Генерального атторнея о порядке использования осведомителей и конфиденциальных источников отмечается, что «использование осведомителей и конфиденциальных источников судами признано законным и часто имеющим существенное значение для эффективного проведения надлежащим образом санкционированного расследования».

Правовые источники сыска.

ОРД правоприменительных органов (law enforcement agencies) и спецслужб регулируется актами, которые делят на четыре группы:

1) законодательные акты, принимаемые Конгрессом США;
2) исполнительные приказы (executive order) Президента США;
3) ведомственные инструкции (guidelines);
4) судебные решения.

Хотя традиции и значение прецедентного права в стране велики, закон тем не менее занимает ведущее место в системе правовых источников сыска.

Основные нормативные правовые акты в области ОРД:

  • раздел о перехвате проводных и электронных линий связи Всеобщего закона 1968 г. о контроле над преступностью и безопасности на улицах, дополненный Законом 1986 г. (раздел о перехвате устных сообщений);
  • Закон о наблюдении за иностранной разведкой 1978 г., дополненный Законом 1994 г.; Закон об обеспечении правоприменения средствами связи 1994 г.; Инструкции Генерального атторнея:
  • об использовании осведомителей и конфиденциальных источников от 2 декабря 1980 г.; об операциях ФБР «под прикрытием» от 31 декабря 1980 г.;
  • о порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, предприятиях организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме от 7 марта 1983 г.(Эти Инструкции имеют обязательную силу для ФБР, а для других ведомств, осуществляющих ОРД, только если они проводят мероприятия с участием сотрудников или подразделений ФБР);
  • о порядке сбора информации об иностранных разведках и расследования дел о деятельности иностранных разведок (сюда же включаются дела о международном терроризме); о методах добывания документальных материалов, находящихся у третьих лиц.

Закон США 1968 г. содержит подробное перечисление всех преступлений, информация о совершении или о подготовке к совершению которых является основанием для перехвата сообщений (по российской терминологии — для проведения ОРМ, ограничивающих право граждан на тайну переписки и телефонных переговоров). Принятый в 1978 г. Закон о наблюдении за иностранной разведкой уполномочивает Президента США без судебного ордера санкционировать через Генерального атторнея наблюдение, в том числе электронное, на срок до одного года для сбора информации о деятельности иностранных разведок, т.е. по делам, связанным с угрозой национальной безопасности.

Закон о борьбе с международным терроризмом 1984 г. (дополнен в 1994 г.) предусматривает, что в целях предотвращения актов терроризма на территориях, находящихся под юрисдикцией США, Генеральный атторней может санкционировать выдачу денежного вознаграждения за предоставление информации для ареста или осуждения в любой стране любого лица или лиц, совершивших, планирующих совершить либо сговорившихся с целью совершения акта терроризма против США либо их собственности.

Конгрессом США признано право ФБР проводить специальные операции за пределами США (так называемая экстерриториальная юрисдикция), если возникает необходимость их проведения в контрразведывательных целях, предупреждения планируемых актов терроризма или ареста лиц, совершивших их. Однако право санкционирования таких операций принадлежит Президенту США, а не Генеральному атторнею.

Особенности правового регулирования ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (правоограничительных мероприятий). В стране установлен порядок проведения правоограничительных мероприятий в зависимости от целей. В одном случае — это проведение мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, а также в целях противодействия международному терроризму, а в другом — в целях борьбы с общеуголовной преступностью.

Кроме того, по субъекту, санкционирующему проведение ОРМ, их можно разделить на две категории. Первая категория — прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, устных, телеграфных и иных сообщений, а также мероприятия, проводимые с ограничением права на неприкосновенность жилища. Для проведения этих мероприятий требуется решение суда. Вторая категория — остальные мероприятия, для проведения которых не требуется получение санкции суда.

В отличие от предписаний ФЗ об ОРД и аналогичных норм законов европейских государств в США прослушивание телефонных переговоров допускается в связи с совершением (подготовкой) не тяжкого, а любого преступления, наказуемого смертной казнью или лишением свободы на срок более одного года. Причем санкцию на перехват сообщений по ходатайству соответствующих должностных лиц выдает не любой судья, а судья компетентной юрисдикции.

Перехват может быть осуществлен и без ордера, но в таком случае ордер должен быть получен в течение 48 ч после начала перехвата, а в случае невыдачи ордера перехват должен быть прекращен. Общий срок осуществления перехвата — 30 суток.

По федеральным правилам уголовного процесса США информация, полученная в результате проведения правоограничительных мероприятий (по Законам 1968 и 1978 гг.), может быть использована в суде в качестве доказательства. Это возможно при условии, что за десять суток до судебного разбирательства сторонам будут представлены копии ходатайства судье о выдаче ордера на перехват и копии самого ордера, разрешившего перехват.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.009 с.)