Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика особенностей ограничительного состава контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (КПО).

Поиск

Основные положения КПО были рассмотрены ранее (см. § 5 гл. 20). В этом разделе приведены данные только по той части КПО, которая характеризует его ограничительный состав, так как он относится к ОРМ третьей категории (см. § 3 гл. 17).

Оперативно-розыскному законодательству известны специальные условия проведения такого КПО. Они связаны с:

1) подключением к станционной аппаратуре предприятий независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи. В данном случае КПО проводится: только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России (ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД); в особом правовом режиме — в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД;

2) характером и содержанием предмета контроля. Так, контроль отправлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, допускается: при условии соблюдения режима секретного делопроизводства; при наличии мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа, согласованного с соответствующим руководителем федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Субъект в этом составе КПО специфичен: если инициатором задания вправе выступать оперативники всех оперативно-розыскных органов, то исполнителем могут быть только оперативно-технические подразделения ФСБ России, МВД России и ФСКН России; для КПО, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в качестве обязательного субъекта дополнительно выступает «согласующее лицо» — руководитель федерального органа государственной власти, наделенный полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; физические и юридические лица в России, предоставляющие услуги почтовой и электрической связи, обязаны по требованию ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий ФСБ России (см. ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности).

Характеристика особенностей ограничительного состава прослушивание телефонных и иных переговоров (ПТиИП). Основные положения прослушивания рассмотрены в § 6 гл. 20. В этом разделе приведены сведения только о его ограничительном составе, так эта часть прослушивания телефонных и иных переговоров относится к ОРМ третьей категории (см. § 3 гл. 17). Известны специальные условия проведения такого ОРМ. Они связаны с:

1) подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи.

Прослушивание телефонных переговоров проводится: только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России (ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД); в особом правовом режиме — в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД;

2) характером и содержанием предмета контроля. Так, прослушивание переговоров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, допускается при условии соблюдения режима секретного делопроизводства.

Субъект в этом составе ПТиИП также специфичен: если инициатором задания для проведения ПТП вправе выступать оперативники всех оперативно-розыскных органов, то исполнителем могут быть только оперативно-технические подразделения ФСБ России, МВД России или ФСКН России; физические и юридические лица в России, предоставляющие услуги электросвязи всех видов, обязаны по требованию ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий ФСБ России (см. ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности).

Таким образом, особенностями КПО и ПТиИП выступает то, что и в первом, и во втором случаях их основные составы отнесены к ОРМ второй категории, а ограничительные — к третьей

Снятие информации с технических каналов связи

Понятие снятия информации с технических каналов связи как ОРМ и его нормативное определение.

Снятие информации с технического канала связи (далее — СИсТКС) — съем специальными техническими средствами характеристик электромагнитных или других физических полей, возникающих при передаче информации по сетям электрической связи (исключая телефонную и телеграфную сети), в работе компьютерных сетей, баз данных, телекоммуникационных информационных систем, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации и, как правило, их фиксация. СИсТКС является разновидностью оперативно-технического мероприятия, так как информацию в нем получают опосредованно, за счет технических устройств, а не непосредственно самим человеком.

В оперативно-розыскной теории СИсТКС рассматривают как разновидность сыскного съема информации с материальных объектов, включающего съем информации с электронных устройств на каналах связи и съем информации с ее иных материальных носителей (слепок ключа от замка, слепок следа от протектора шины и др.). Нормативно это ОРМ предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5 —8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 63 и 64 ФЗ о связи, ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности, Указе Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации результатов СИсТКС применяют Инструкцию о результатах ОРД.

Характеристика обязательного юридического содержания снятия информации с технических каналов связи.

СИсТКС характеризуется как сложное продолжаемое ОРМ (см. § 1 гл. 17). В оперативно-розыскном законодательстве различают основной и ограничительный составы этого ОРМ.

Кроме того, в оперативно-розыскной теории выделяют льготный состав СИсТКС, когда его проведение хотя и влечет ограничение конституционных прав гражданина, но проводится в экстренном порядке с последующим уведомлением судьи. Объект СИсТКС усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотрена защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком в этом составе ОРМ является предмет — технический канал связи.

Технический канал связи — элемент сети электросвязи, т.е. технологической системы, обеспечивающей один или несколько видов передач: факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.

Электрическая связь (электросвязь) — всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Предметно-практическая сторона основного состава СИсТКС характеризуется следующим.

Виды СИсТКС.

Известны различные классификации. Так, в зависимости от особенностей технического канала связи различают снятие информации с персонального компьютера, телевизионного передатчика, информационной системы и т.д.

В зависимости от длительности проведения СИсТКС бывает, как правило, продолжаемым, длительным по времени.

Форма СИсТКС.

Допустимы как гласная, так и негласная формы его проведения (как правило, его проводят негласно).

Место и время проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определены. Используемые средства. При проведении СИсТКС его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для его проведения наличие технических средств является обязательным признаком состава этого ОРМ. Это вызвано тем, что невозможно снять информацию с технического канала связи без применения соответствующего устройства.

Субъект проведения СИсТКС специфичен. Так, в ФСБ России, МВД России и ФСКН России он может быть простым: основной — сам оперативник или по его заданию агент; дополнительный — специалист по тем или иным техническим каналам и т.п.

Во всех остальных оперативно-розыскных органах (кроме ФСБ России, МВД России и ФСКН России) такой субъект сложный: основной должен содержать не менее трех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника (любого оперативно-розыскного органа); 2) лица, утверждающего задание, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения одного из трех оперативно-розыскных органов: ФСБ России, МВД России или ФСКН России; дополнительный — агент, специалист по тем или иным техническим каналам, оператор связи и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.007 с.)