Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика сыска в государствах с англосаксонской правовой системойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Типичными представителями англосаксонской правовой системы, для которой характерен такой правовой источник, как судебный прецедент (Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.), выступают правовые системы Великобритании, а также отчасти США. На примере их моделей сыска рассмотрим, кто, по каким правилам и как осуществляет сыск в государствах с прецедентной правовой системой. Сыск и контроль над ним в Великобритании. Субъекты сыска (уголовного и политического). В учебных целях в понятие этих субъектов в Великобритании включены все правоприменительные органы, уполномоченные осуществлять ОРД, так как имеют одни и те же правовые основания проведения ОРМ. К таким органам относятся:
Кроме того, важную роль в правотворчестве в области сыска играют суды, создающие обязательные правила поведения субъектов сыска — прецеденты. Субъекты контроля над ОРД. Одной из существенных особенностей контроля над сыском выступает наличие специальных судебных органов — ее трибуналов, предназначенных рассматривать ситуации, связанные с правоограничительной деятельностью субъектов сыска. С 2000 г. все трибуналы объединены в единый Трибунал. Он фактически является первой и последней инстанцией, куда может обратиться человек в связи нарушением его конституционных прав в ОРД. В стране функционирует также институт Специального уполномоченного (Commissioner). В 2000 г. были образованы институты уполномоченных: для спецслужб страны — Специальный уполномоченный по разведывательным службам (Intelligence Service Commissioner); для полицейских органов — Специальный уполномоченный по вопросам перехвата сообщений (Interception Communications Commissioner), Специальный уполномоченный полиции, Специальный уполномоченный по розыскным полномочия в Северной Ирландии (Investigatory Powers Commissioner for Northern Ireland). Кроме того, имеется институт Главного уполномоченного по наблюдению (Chief Surveillance Commissioner), который решает вопросы, не входящие в компетенцию вышеназванных уполномоченных. Правовые источники ОРД. Они делятся на:
К парламентским относятся в основном акты, регулирующие деятельность субъектов сыска, связанную с вмешательством в частную жизнь и ограничением конституционных прав граждан. В их число входят Акты о Службе безопасности 1989 г., о разведывательных службах 1994 г., о полиции 1997 г., другие законодательные акты, содержащие нормы, касающиеся ОРД (Среди них можно выделить Акты о защите баз данных 1998 г, о полицейских и уголовных доказательствах 1984 г, о защите государственных секретов 1911, 1920 и 1989 гг., о телеграфной связи 1949 г.), а также Акт о регулировании розыскных полномочий 2000 г. (базовый законодательный акт в области ОРД). С принятием в 2000 г. Акта о регулировании розыскных полномочий произошел своеобразный «прорыв» в систематизации оперативно-розыскного законодательства. Это не просто консолидированный акт, а своего рода результат кодификации оперативно-розыскного законодательства, касающегося ограничения конституционных прав и использования оперативных источников информации. Акт 2000 г. — первый систематизированный законодательный акт вообще и в ОРД в частности Он направлен на регулирование полномочий всех субъектов ОРД по использованию конфиденциальных источников информации, а также проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Акт о регулировании розыскных полномочий отменил большинство норм других законодательных актов, касающихся ОРД, оставив в них только ссылки на сам Акт о регулировании розыскных полномочий и установив единый для всех оперативно-розыскных органов порядок осуществления правоограничительных ОРМ с учетом некоторых исключений для спецслужб. Содержание законодательных актов Великобритании в области ОРД, как и в США, различается от направленности их правил на борьбу с преступностью или на достижение разведывательных либо контрразведывательных целей. Однако вне зависимости от субъекта и целей ОРД строго соблюдается принцип «ubijus ibi remedium» («право там, где есть средства его защиты»), т.е. каждым актом предусматривается подробный порядок рассмотрения жалоб лиц, которым, вероятно, причинен вред. В Великобритании все чаще прибегают к использованию делегированного права. Акты делегированного права, более подробно регламентирующие порядок проведения отдельных ОРМ и операций, относятся ко второй группе. Из-за своей обширности акты делегированного права стали называться процессуальными кодексами {Code of Practice). В области ОРД действуют кодексы о наблюдении, об операциях под прикрытием и об использовании осведомителей. Кодексы издаются в целях регламентации группы однородных ОРМ или операций, и в каждом из них даются определения понятиям, устанавливаются задачи и цели, основания, условия и сроки проведения ОРМ, порядок хранения полученной информации и ее правомерного раскрытия. Третья группа нормативных актов — это закрытые и открытые ведомственные инструкции и приказы. В настоящее время их издают в основном Служба безопасности, Секретная разведывательная служба и Штаб-квартира правительственной связи; они касаются организации и тактики проведения отдельных мероприятий. Однако приказы или инструкции могут быть изданы и государственными секретарями в целях уточнения отдельных норм законодательных актов. После принятия Акта 2000 г. Государственным секретарем издано несколько приказов и инструкций, касающихся ОРД. Инструкции о регулировании розыскных полномочий (дела источников) от 1 ноября 2000 г. и о регулировании розыскных полномочий (отмена санкций) от 6 ноября 2000 г, приказы о регулировании розыскных полномочий (несовершеннолетние лица) от б ноября 2000 г., о регулировании розыскных полномочий (Би-Би-Си) от 16 марта 2001 г. Важным источником права выступает судебный прецедент. Отмечается растущее влияние на английское прецедентное право решений Европейского суда по правам человека. Так, в результате обращения британских студентов в Европейский суд по правам человека по делу Мэлоун против Соединенного Королевства (1985 г.), по которому суд Великобритании отказал в защите Мэлоуну в связи с прослушиванием его телефонных переговоров столичной полицией, был принят Акт о перехвате сообщений 1985 г Европейский суд не признал прослушивание телефона незаконным, однако указал, что законодательство Великобритании в данном вопросе «неопределенно». Осуществление правоограничительных ОРМ. По Акту о регулировании розыскных полномочий 2000 г. такие мероприятия поводят в зависимости от полномочий соответствующих органов и в целевом порядке. Целевой порядок предусматривает разные правила проведения право-ограничительных мероприятий в зависимости от целей, для достижения которых они проводятся. По этому критерию их делят на три категории. Первая категория — прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых, телеграфных и электронных сообщений. Эти мероприятия проводятся в целях защиты интересов национальной безопасности, предупреждения и выявления тяжких преступлений и сохранения экономического благосостояния Соединенного Королевства. Вторая категория — наблюдение. Оно осуществляется в тех же целях, что и мероприятия первой категории, а также в интересах обеспечения общественной безопасности, защиты здоровья населения, в целях предупреждения беспорядков и оценки налогов, пошлин, пеней и других сборов, подлежащих уплате Правительству. Но в отличие от ОРМ первой категории мероприятия второй категории могут быть санкционированы в целях предупреждения и выявления любых преступлений, а не только тяжких. Третья категория — мероприятия по добыванию сведений из баз данных, собираемых, накапливаемых и хранящихся различными службами, независимо от форм собственности. Такие мероприятия, кроме того, могут проводиться в целях предупреждения опасности для жизни, физического и психического здоровья индивида. Каждый субъект уголовного сыска имеет свои пространственные пределы деятельности, в пределах которых он полномочен осуществлять ОРД. В отличие от них спецслужбы имеют право проведения ОРМ в любой части территории Соединенного Королевства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.01 с.) |