Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация общеправового принципа гуманизма в ОРД.

Поиск

Гуманизм (совокупность взглядов, Признающих высокое общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение его достоинства) является одним из присущих ОРД общеправовых принципов. Он непосредственно не указан в ст. 3 ФЗ об ОРД, однако вытекает из сути оперативно-розыскной практики и содержания норм оперативно-розыскного законодательства.

Принцип гуманизма в ОРД является конкретизацией закрепленного в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанность государства сводится к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому целью ОРД является защита лиц от преступных посягательств.

В ОРД принцип гуманизма отражает следующие стороны гуманизма в праве:

  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3, 5, ч. 2 и 4 ст. 8, ч 3 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД);
  • предупредительный характер ОРД (ст. 2, ч. 1 ст. 10);
  • осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. когда иными мерами защита охраняемых интересов от преступных посягательств невозможна или объективно затруднена (ч. 3 и 6 ст. 8).

Гуманизм в ОРД проявляется в приоритетности мер, принимаемых оперативно-розыскными органами, направленных на предупреждение совершения преступлений. Никакие меры оперативно-розыскного воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Кроме того, в ОРД запрещено проводить ОРМ или выносить решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принцип гуманизма распространяется как на защищаемых в ОРД лиц, так и на всех изучаемых лиц (см. гл. 10 и 11).

Принцип оперативности (или наступательности) непосредственно не указан в ст. 3 ФЗ об ОРД. Он вытекает из сути оперативно-розыскной практики и содержания норм оперативно-розыскного законодательства (см., например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих ОРД качеств, в которые входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств и т.п. Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета; предпринимать все предусмотренные законодательством в области ОРД действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УК, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению, и др.

Этот принцип проявляется в направленности ОРД на опережение:

  • умышленного совершения лицами общественно опасного противоправного деяния (т.е. на предупреждение совершения преступления, обнаружение его на этапе, называемом в теории уголовно права «голым умыслом»);
  • умышленных действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение преступления на стадиях приготовления и покушения); действий лиц, совершающих длящееся преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности).

В оперативности как принципе ОРД отражена защитная функция ОРД, раскрывается ее поисковый, предупреждающий характер.

Принцип соразмерности (адекватности) оперативно-розыскного воздействия.

Этот принцип ОРД вытекает из конституционного предписания, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Этот принцип означает, что.

ОРД — вынужденное средство, применяемое для защиты от преступных посягательств исключительно согласно воле законодателя. ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры (уголовно-процессуальные и др.) исчерпаны или они не действенны для обеспечения безопасности защищаемых объектов; характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа все ОРМ классифицируют на три категории (простые, острые и специальные).

Общие начала оперативно-розыскной деятельности и ее гарантии

Понятие общих начал ОРД.

Общие начала ОРД есть ее основополагающие правила, которые предопределяют сущность ОРД и пронизывают все ее содержание. Общие начала ОРД во многом схожи с принципами этой деятельности, но не тождественны. Если принципы — идеи, из которых не может быть исключений, то общие начала, хотя и являются базовыми правилами для ОРД, тем не менее в отдельных случаях допускают изъятия.

Среди общих начал ОРД выделяют прежде всего нравственно-этические и уголовно-правовые.

Нравственно-этические начала ОРД. Этика ОРД заключается в особом действии норм как общеэтических, так и специальных норм профессиональной морали, возникающих и бытующих среди участников ОРД (оперативников, агентов и др). В ОРД выработана профессиональная этика оперативника. Она может быть определена как система категорий и норм нравственного поведения, которыми руководствуется оперативник в профессиональной деятельности, в том числе во взаимоотношениях с лицами, с которыми он контактирует в связи с реализацией своих полномочий (другие оперативники и агенты, защищаемые и изучаемые лица, судьи, прокуроры и т.п.).

Основополагающим этическим началом в ОРД выступает то, что в ней признается не только законным, но и этичным допущение ограничений отдельных личных прав человека (например, чтение чужих писем с санкции судьи) для предотвращения (выявления и т.п.) совершения преступления (например, убийства).

В ФЗ об ОРД непосредственно предусмотрены правовые нормы, совокупность которых позволяет понять нравственно значимый характер ОРД. Среди этих правил, в частности:

  • неуклонное требование уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД (ст. 3);
  • установление нравственно положительных целей ОРД — защита интересов человека, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1);
  • установление закрытого перечня допустимых ОРМ, законных оснований и условий для их осуществления, и др.

Применение сыскных средств и методов вызвано объективными потребностями воздействия на преступность. Вне ОРД очень трудно добывать упреждающие сведения о скрытых намерениях лиц, подозреваемых в проведении преступной деятельности. С этой стороны ОРД не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует их реализации, являясь средством позитивного воздействия на преступность, так как последняя есть крайняя форма аморального поведения. Тем не менее достижение в ОРД морально оправданных целей связано порой с применением возможностей негативного свойства (негласное проникновение в жилище, чтение чужих писем и т.п.). Поэтому ОРД относится к тем видам деятельности, в которых соответствующий поведенческий акт может не быть нравственно безупречным, но является необходимым для достижения общесоциальной цели.

В целом тот или иной поведенческий акт в ОРД будет признан нравственно допустимым только тогда, когда его осуществление повлечет за собой меньшие нравственные, физические или психологические страдания, материальный и (или) иной ущерб, чем его несовершение. Нравствен в ОРД тот результат, который служит целям ОРД и достигается законно, с учетом принципов ОРД и ее основных начал. Уголовно-правовые начала ОРД. Хорошо известно, что уголовное право является материально-правовой базой для отдельных процессуальных отраслей права, регулирующих соответствующие виды государственной правоохранительной деятельности, которые характеризуются наличием комплексов процессуальных процедур (уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная деятельность). Вместе с тем аналогичную роль уголовное право выполняет и применительно к ОРД Каждый элемент уголовно-правовой системы (их совокупность) в той или иной мере является определяющим для оперативно-розыскной работы.

Целеуказующее значение для ОРД выполняют нормы уголовного закона, определяющие преступление (ст. 14 УК). Так, в ФЗ об ОРД провозглашено, что целью ОРД является защита указанных в Законе объектов от преступных посягательств (ст. 1). Однако понятия такого посягательства в ФЗ об ОРД не найти. Оно раскрыто в ст. 14 УК. Предписание уголовного закона об основании уголовной ответственности также предопределяет содержание ОРД. Так как основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК (ст. 8), то обнаружение в ОРД признаков, свидетельствующих только о вероятном совершении преступления, не может служить основанием уголовной ответственности. Вместе с тем такое обнаружение свидетельствует: а) о возможном установлении (впоследствии) латентного преступления; б) о том, что преступление не совершалось и не будет совершено и следует принимать меры превентивного характера.

Вместе с тем значение состава преступления для ОРД этим не ограничивается.

Так, описание в УК признаков конкретных составов преступлений:

  • гарантирует правильное применение уголовного закона в ОРД, исключает произвол правоприменителей;
  • позволяет дать правильную, а не ложную уголовно-правовую квалификацию содеянного виновным;
  • выступает эталоном полноты и относимости получаемой в ОРД информации о совершенном или готовящемся преступлении (есть ли состав преступления, если есть, то какой конкретно, какой оперативно-розыскной орган должен заниматься его выявлением и т.п.);
  • может выступать законодательной моделью при решении вопроса о наличии материальных оснований для индивидуальной профилактики преступлений. Не меньшее значение для ОРД имеет деление преступлений на четыре категории (ст. 15 УК).

Именно в зависимости от характера и степени общественной опасности в ОРД разрешено, например, осуществлять те или иные ОРМ. Так, оперативный эксперимент допустим только для обнаружения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Все принципы уголовного закона (см. ст. 3—7 УК) в силу их общеправовой направленности реализуются в ОРД. Вместе с тем для нее особое значение имеет соблюдение законности. Этот общеправовой принцип, характерный как для уголовного права, так и для ОРД (см., например, ст. 3 УК, ст. 3 ФЗ об ОРД), существенно гарантирован уголовным законом.

Законодатель в гл 19 «Преступления против конституционных прав человека и гражданина» УК предусмотрел группу уголовно-правовых запретов на совершение общественно опасных деяний, которые могут быть совершены субъектами ОРД. Они изложены в статьях, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138). неприкосновенности жилища (ст. 139), а также за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140)

Все, что связано с институтом квалификации преступлений, т.е. установлением и юридическим закреплением точного соответствия признаков совершенного общественно опасного деяния и состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой, описанной в уголовном законе, в ОРД реализуется в обнаружение признаков конкретных составов преступлений. Оперативник, сталкиваясь с противоправными действиями конкретных граждан (получая о них информацию), пытается квалифицировать их как, например, следователь. Однако в силу специфики ОРД квалификация преступлений здесь проводится прежде всего в рамках ее разновидности — уголовно-правовой оценки оперативно-розыскной информации. Институт стадий совершения преступления определяет характер реагирования оперативно-розыскных органов на преступное поведение, которое развивается, как правило, тайно. В УК предусмотрены три стадии, через которые проходит в своем развитии умышленное преступление (причем совершаемое только с прямым умыслом): 1) приготовление к преступлению, 2) покушение на преступление и 3) оконченное преступление. Кроме того, в уголовно-правовой теории известна еще одна стадия — возникновение (формирование) преступного умысла. Хотя последняя и не включена законодателем в уголовный закон и не несет уголовно-правовых последствий, она точно так же, как и остальные стадии совершения преступления, в ОРД обязательно учитывается (играет важную роль в превентивной работе оперативников). Так, реализация института стадий совершения преступления ориентирует оперативников на ведение тактически грамотной, эффективной сыскной работы, состоящей в создании всех возможных препятствий на пути к достижению лицами, совершающими преступление, конечного результата их преступного действия.

Большое значение для эффективной ОРД имеет институт соучастия в преступлении (особенно для борьбы с организованной преступностью). Согласно УК выделяют четыре вида соучастников: 1) исполнитель, 2) организатор, 3) подстрекатель и 4) пособник (ст. 33). Роль каждого из них в совершении преступления обязательно учитывается в ходе ОРД. Еще в ее начале составляют модели преступной деятельности каждого из соучастников, а затем в ходе оперативной разработки организованной преступной группы (преступной организации) модели поведения ее участников постоянно корректируют. Учет ролевого поведения этих лиц помогает оперативно-розыскным органам получать достаточно четкое представление о структуре соответствующей организованной преступной группы, иерархии среди ее участников, общественной опасности каждого из них. В конечном счете именно использование института соучастия в преступлении помогает четко установить все преступные связи внутри изучаемой организованной преступной группы (преступной организации).

Для достижения целей и задач уголовного и оперативно-розыскного законодательства посредством сыскных возможностей важен институт обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. 37—42 УК). Все они так или иначе реализуются в ОРД. Наряду с обоснованным риском и т.п. для ОРД важную роль играет учет такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, каким является разрабатываемый теорией правовой институт выполнения должностных (профессиональных) обязанностей и обществен-ного долга. Условие правомерности сводится к тому, что в таких стаях осуществляется причинение вреда значительно менее важным интересам, чем те, которые пострадали бы при невыполнении должностной (профессиональной) функции или другой юридической обязанности.

Значительные возможности для достижения целей ОРД и решения ее задач предоставляет институт добровольного отказа от преступления, т.е. прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца (ст. 31 УК).

Для ОРД, особенно в борьбе с организованной преступностью, чрезвычайно важно положение ч. 4 ст. 31 УК, согласно которой не подлежат уголовной ответственности даже организатор преступления и подстрекатель к преступлению, если они своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили введение преступления исполнителем до конца. Более того, в соответствии с ч. 5 ст. 31, если действия организатора или подстрекателя по предотвращению преступления не привели к положительному результату, предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания. Не подлежит также уголовной ответственности и пособник преступления, если он предпринял все зависшие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления

Гарантии государства в ОРД.

Такие гарантии есть, ручательство России обеспечить защиту и охрану определенных ценностей в ОРД (прав и свобод человека и гражданина, интересов отдельных юридических лиц, всего общества). Выделяют следующие гарантии в ОРД:

  • соблюдения прав и свобод человека и гражданина (см. гл. 3);
  • защиты лица от преступных посягательств;
  • защиты собственности от преступных посягательств;
  • неразглашения данных о личности штатного негласного сотрудника оперативно-розыскного органа и агента (ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД и др.); законности ОРМ и в целом ОРД (ст. 6—8 ФЗ об ОРД м др.);
  • недопущения использования возможностей ОРД в интересах политических партий и т.п.

Средствами реализации гарантий государства в ОРД выступают:

  • наличие оперативно-розыскного законодательства;
  • внешний (включая судебный) и внутренний контроль, над ней;
  • прокурорский надзор за ОРД;
  • право каждого на обжалование незаконных действий и решений оперативников и оперативно-розыскных органов, и др.

Вопросы для повторения

1. Что понимают под принципом ОРД?
2. Какова система принципов ОРД?
3. В чем состоит значение принципов ОРД?
4. Каково содержание принципов, непосредственно указанных в ФЗ об ОРД?
5. Какие известны принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой?
6. Что понимают под общими началами ОРД? В чем отличие этих начал от принципов?
7. Каково содержание нравственно-этических начал ОРД?
8. Каково содержание уголовно-правовых начал ОРД?
9. Что понимают под гарантиями государства в ОРД? Какие гарантии вам известны?

Рекомендуемые источники



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.015 с.)