Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды решений в ОРД.

Поиск

Виды решений классифицируют следующим образом.

По субъекту принятия различают решения, принимаемые:

1) должностным лицом, являющимся субъектом ОРД:

  • оперативником, включая руководителя оперативно-розыскного органа;
  • следователем, органом дознания или дознавателем, которые полномочны давать поручения (в письменной форме) оперативным подразделениям о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству (см. п. 2 ст. 14 ФЗ об ОРД);
  • судьей, который делает вывод об обоснованности (необоснованности) ограничения конституционного права гражданина при проведении ОРМ и оформляет его актом в виде мотивированного постановления (ст. 9);

2) должностным лицом, выступающим в качестве субъекта внешнего воздействия на ОРД:

  • прокурором, который при нарушении, в частности, органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц, обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (см. ч. 9 ст. 5 и др.);
  • иным должностным лицом (представитель Минфина России и др.);

3) субъектом ОРД, не являющимся должностным лицом: лицом, оказывающим содействие в осуществлении ОРД, защищаемым или изучаемым лицом.

В зависимости от истинности выделяют решение: правильное; ложное. Это решение может быть ошибочным или принятым умышленно (фальсификацией). В последнем случае факт его наличия влечет при влечение к юридической ответственности, вплоть до уголовной, должностного лица, его принявшего, за превышение или злоупотребление должностными полномочиями, а иного лица, например агента, — за умышленное предоставление ложной информации.

По последствиям юридического свойства решения систематизируют на: влекущие юридически значимые последствия (например, решение которое ограничивает конституционные права человека и гражданина на частную жизнь); не влекущие таковых (например, решение агента провести опросную беседу с определенным человеком).

Формы решения в ОРД.

По форме отражения вовне (фиксации) в ОРД выделяют решение устное, письменное и документально оформленное (например, постановление о прослушивании телефонных переговоров).

Значение принятия решения в ОРД. Оно многогранно. То или иное его значение зависит прежде всего от того, какой субъект его принял. Так, принятие решения оперативником всегда предшествует осуществлению ОРМ или совершению других его действий в ОРД (такое решение является обязательным структурным элементом каждого поведенческого акта непосредственного участника ОРД (см. гл. 14). От правильности (неправильности) принятого оперативником решения зависит успех проведения ОРМ, совершения результативных актов (например, засады) и в целом ОРД. Каждое дело оперативного учета заводится, продлевается или прекращается на основании определенного решения. Кроме того, ряд правомочных решений влечет ограничение конституционных прав граждан, а отдельные из них приводят к закреплению конфиденциальных отношений.

Однако решение любого непосредственного участника ОРД (оперативника, конфидента и др.), предусмотренное в оперативно-розыскном законодательстве, всегда влечет установленные этим законодательством последствия. Отдельные из них порождают юридические факты и влекут определенные юридически значимые последствия.

Правовые нормы, определяющие решения и наделяющие соответствующих субъектов ОРД правом принимать такие решения, образуют правовой институт оперативно-розыскного права.

Требования, предъявляемые к решению, и его составные части. Вступление решения в силу

Требования, предъявляемые к решению в ОРД.

Такие требования есть необходимая и достаточная совокупность общеобязательных распоряжений, предъявляемых законодателем к содержанию и форме решения в ОРД и (или) выработанных оперативно-розыскной практикой, которые направлены на реализацию принципов и основных начал ОРД.

Выделяют два основных требования — к содержанию решения, а также к его форме. Во-первых, требования различают в зависимости от формы принятия решения. Так, решение, которое допустимо принимать в любой, кроме документально оформленной (письменной), форме (например, приказа), должно быть принято уполномоченным на то законом или иным соответствующим нормативным правовым актом должностным лицом (как правило, руководителем оперативно-розыскного органа), отдано внятно и понятно, доведено без искажений до исполнителя и др.

Особые требования предъявляют к каждому решению, которое влечет ограничение конституционных прав человека и гражданина (прослушивание телефонных переговоров, обследование жилища, контроль почтовых отправлений и др.). Оно обязательно оформляется документально, т.е. должно являться документом по форме, иметь соответствующее название, предусмотренное ФЗ об ОРД (постановление, приказ и др.) и другие необходимые реквизиты.

Реквизиты (от лат. requisitum — необходимое) в ОРД — обязательные данные, установленные законодательными или иными нормативными правовыми актами, которые указываются в конкретном документе (например, в постановлении о заведении дела оперативного учета, постановлении судьи об ограничении конституционного права человека и гражданина) для признания его действительным. Как правило, такими данными выступают название и дата составления документа, подпись (и оттиск печати) физического (или юридического) лица Отсутствие одного либо нескольких реквизитов в ряде случаев, оговоренных законом, влечет недействительность или оспоримоегь документа.

Во-вторых, требования предъявляют к содержанию решения. Любое решение в ОРД должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Рассмотрим эти требования на примере документально оформленного решения, влекущего ограничение конституционного права человека и гражданина. Законность этого решения предполагает его принятие надлежащим должностным лицом, соответствие его формы требованиям, предъявляемым к документу (наличие соответствующего названия и других реквизитов), соответствие его содержания полученной фактической информации, исключающей вымысел, и т.п. Обоснованность решения означает, что должностное лицо при его принятии исходило из анализа документально оформленных материалов и строило свои выводы на фактических данных в их совокупности, которая исключает другое решение, кроме принятого.

Мотивированность решения призвана объяснить, почему должностное лицо приняло решение, почему использовало (не использовало) те или иные аргументы, т.е. должно содержать объяснения и доводы в обоснование занятой позиции. Составные части решения в ОРД. Выделяют следующие три составные части документально оформленного решения (рассмотрим на примере содержания постановления о представлении результатов ОРД следователю):

1) вводная, которая включает название документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения постановления;

2) описательная, в которой излагается, в итоге какого поведенческого акта получены материалы (ОРМ, меры пресечения и др.) и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и проведения следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось, например конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть заканчивается ссылкой на соответствующую статью ФЗ об ОРД (в данном примере — ст. 11 и ч. 4 ст. 12);

3) резолютивная, в которой формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Перечисляются подлежащие направлению конкретные документы. Вступление решения в силу. Момент вступления решения в силу зависит от нескольких факторов, прежде всего от формы решения и субъекта его принятия. Устное решение (например, приказ) вступает в силу, как правило, после его оглашения.

Решение, которое оформлено документально, может вступить в силу с момента:

  • его подписания (в необходимом случае — утверждения);
  • непосредственно указанного в тексте документа;
  • ознакомления с ним непосредственного исполнителя (под личную роспись).

Момент вступления в силу решения зависит также от субъекта, который его принимает. Так, для вступления в силу постановления о заведении дела оперативного учета достаточно его письменного утверждения руководителем оперативно-розыскного органа.

Совсем иначе обстоит дело со вступлением в силу решения, которое влечет ограничение конституционного права человека и гражданина. В этом случае недостаточно утверждения постановления о проведении ОРМ (например, прослушивания телефонных переговоров) руководителем оперативно-розыскного органа. Кроме его разрешения, необходимо получить разрешение судьи, которое также должно быть оформлено в виде мотивированного постановления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.01 с.)