Должностное лицо, которое рассматривает материалы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должностное лицо, которое рассматривает материалы.



Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД эти материалы рассматриваются единолично судьей. Вместе с тем конкретные полномочия по рассмотрению поступивших оперативно-служебных документов судья, как правило, получает от председателя соответствующего суда. Не исключен вариант, при котором материалы могут быть рассмотрены дежурным судьей. Рассмотрение материалов судьей единолично означает, что, во-первых, не требуется принятия решения на судебном заседании и, во-вторых, именно конкретный судья обязан и вправе принять юридически значимое решение по существу ходатайства оперативно-розыскного органа. Вместе с тем судья может консультироваться у председателя «своего» суда и т.п. С его согласия при изучении оперативно-служебных документов может присутствовать и давать необходимые пояснения представитель оперативно-розыскного органа, который ходатайствует о проведении ОРМ. Срок рассмотрения материалов. Такие материалы должны быть рассмотрены судьей незамедлительно. Это означает, что судья (не занятый в судебном процессе) должен принять должностное лицо оперативно-розыскного органа немедленно, т.е. в любой промежуток рабочего времени, без какой-либо очереди и без неоправданных задержек.

Ход рассмотрения материалов.

Он заключается прежде всего в изучении обоснованности постановления руководителя оперативно-розыскного органа, поступившего судье. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 9 по требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ.

Итоги рассмотрения материалов. По результатам рассмотрения материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ или отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 9 ФЗ об ОРД). Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов. При любом решении (как положительном, так и отрицательном) судья обязан вынести мотивированное постановление. Он не вправе ограничиться резолюцией (как разрешающей, так и запрещающей) на представленном ему оперативно-розыскным органом постановлении.

В постановлении судьи, которое может быть составлено в произвольной форме, должно быть указано: какое конкретно ОРМ просит разрешить оперативно-розыскной орган; какие материалы представлены; можно ли на их основе сделать вывод о наличии условий, предусмотренных ст. 7 и 8 ФЗ об ОРД, и др.

В обязательном порядке должны быть возвращены подлинник постановления и все полученные из оперативно-розыскного органа оперативно-служебные документы. В случае необходимости с постановления могут быть сняты копии (их количество определяется фактической потребностью), которые регистрируются и хранятся по правилам секретного делопроизводства.

Постановление в обязательном порядке подлежит заверению печатью, т.е. на его тексте (как правило, в месте подписи судьи) должен быть проставлен ясно видимый оттиск гербовой печати суда, судья которого санкционировал проведение ОРМ. Срок действия решения по сути представленных материалов. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении (ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД). При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов (подробнее о сроках см. гл. 23).

Вопросы для повторения

1. В чем состоит сущность судебного контроля над ОРД?
2. Кто из судей непосредственно проводит контроль над ОРД?
3. Каков предмет судебного контроля над ОРД? Есть ли в нем ограничения?
4. Каковы обязанности судьи по контролю над ОРД?
5. В чем заключаются права судьи по контролю над ОРД?
6. В каких судах рассматривают материалы на проведение ОРМ, влекущих ограничение конституционных прав граждан?
7. В чем состоит территориальная подсудность рассмотрения ходатайств оперативно-розыскных органов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ?

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и документы

1. Конституция (ч. 4 ст. 29, ч. 1 ст. 45, ст. 118—120).
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 11).
3. ФЗ об ОРД (ч. 3—5 ст. 5, ст. 9).
4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 7 ст. 16 и др.)
5. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-о «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой».
6. Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года «О связи».
7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» (п. 1).

Дополнительная литература

1. Козусев А. Ф. Проблемы правового регулирования прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. — М.: ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2002.
2. Колоколов НА. Судебный контроль в стадии предварительного расследования: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Закон и право; ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — 6-е изд. — М: ИД Шумиловой И.И., 2004.
4. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /Под ред. К.К. Горяинова, В С. Ов-чинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник /Под ред. В.Б. Рушайло. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2000.
6. Ривман ДВ. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — СПб.: Питер, 2003.
7. Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МНЮИ, 2005.
8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч.-практ. коммент. /Под ред. В.В. Николюка. — М: Спарк, 2003.
9. Шумилов А Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2003. — С. 62.
10. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2 кн. Кн. I: Общие положения. Науч.-практ. пособие. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2005. — С. 93—97.

Глава 13. Субъекты внешнего контроля над оперативно-розыскной деятельностью. Прокурорский надзор за ней и его должностные лица

Понятие внешнего (вневедомственного) контроля над оперативно-розыскной деятельностью и его субъекты

Понятие внешнего (вневедомственного) контроля над ОРД и его виды.

Такой контроль является разновидностью внешнего воздействия на ОРД (подробнее об этом см. § 3 гл. 6). На его субъектов распространяются все требования, предъявляемые к субъектам внешнего воздействия.

Внешний (вневедомственный) контроль над ОРД — это ее законная проверка со стороны представителей российского государства или общественности. Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности оперативно-розыскных органов и их должностных лиц целям, задачам, принципам и правилам, установленным Конституцией, ФЗ об ОРД и оперативно-розыскным законодательством, а также принятыми для реализации их предписаний нормативных правовых актов, включая ведомственные. Конечная цель этого контроля состоит в том, чтобы не допустить в ОРД отклонений от установленных нормативов, а при необходимости — скорректировать деятельность оперативно-розыскных органов и их должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы. Виды внешнего (вневедомственного) контроля над ОРД. В зависимости от того, представитель государства или общества проводит такой контроль над ОРД, различают два его вида:

1) государственный — контроль со стороны государства, его органов и должностных лиц;
2) общественный — со стороны различных общественных организаций, движений и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.005 с.)