Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения как орм и его нормативное обоснование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения как орм и его нормативное обоснование.



Контроль почтового отправления, телеграфного или иного сообщения (далее — КПО) — конспиративное прочтение или просмотр письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративное установление отправителя и (или) адресата

Нормативно это ОРМ определено в п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5 —8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 63 и 64 ФЗ о связи, ст. 15 Федерального закона о почтовой связи, ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности, Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его результатов применяют Инструкцию о результатах ОРД. При КПО также учитывают Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, и Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222.

Характеристика обязательного юридического содержания контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. КПО характеризуется как сложное ОРМ с альтернативными действиями (см. § 1 гл. 17).

Различают основной, ограничительный и льготный составы этого ОРМ. Причем его основной состав относится ко второй категории ОРМ, а ограничительный состав — к третьей (см. § 1 гл. 21).

Объект КПО усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотрена защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком в объекте этого ОРМ является предмет. Он представлен в качестве почтового отправления, телеграфного сообщения и иного сообщения. Почтовое отправление — адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Письменная корреспонденция — это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы (почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых), бандероли и мелкие пакеты

Посылка — почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством Прямой почтовый контейнер — почтовое отправление с товарами и другими материальными ценностями, опломбированное (опечатанное) отправителем в установленном порядке и направляемое к месту назначения.

Телеграфное сообщение — разновидность корреспонденции. Состоит в адресованной электропередаче информации по техническому каналу связи (телеграфному) с фиксацией выходных данных на материальном носителе (бумаге и др.) в виде печатного текста. Этим материальным носителем является телеграмма — текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи. В зависимости от страны нахождения отправителя и адресата различают внутреннюю и международную телеграмму (см. Правила оказания услуг телеграфной связи). Иное сообщение — любая, кроме почтового отправления и телеграфного сообщения, корреспонденция, отправленная по сети почтовой, электрической связи или иным способом.

В зависимости от способа передачи среди иных сообщений различают передаваемые:

  • по сети почтовой связи Им может стать, в частности, почтовый перевод денежных средств, т е услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств,
  • по сети электрической связи — письменный текст, изображение, знаки, символы, сигналы, звуки или иная выраженная вовне информация, которую передают по провод ной, радиорелейной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам, за исключением телефонных и телеграфных передач;
  • иным способом. Им может стать записка (письмо), которое передают с нарочным (через знакомого и т.п.) и др.

Предметно-практическая сторона простого состава КПО характеризуется следующим.

Виды КПО.

Известны различные классификации. Так, в зависимости от характера корреспонденции различают контроль: почтовых отправлений;

  • телеграфных сообщений, включая посланные по каналу «Телекс» — временному соединению для приема и передачи текстовых сообщений телеграфной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием в сети «Телекс»;
  • иных сообщений.

В зависимости от адресата различают КПО:

  • адресованный конкретному лицу;
  • исходящий от конкретного лица;
  • независимо от конкретного адреса отправителя или получателя (при условии, что корреспонденция содержит признаки тайнописи, меточных средств, шифров и т.д.).

По согласованию с оперативным подразделением такая корреспонденция после документального оформления может быть пропущена адресату в целях последующего проведения ОРМ или следственных действий. В зависимости от объема выделяют КПО:

  • сплошной (вся корреспонденция);
  • выборочный (заранее отобранные отдельные экземпляры отправлений).

Форма КПО.

Единственной формой является негласная перлюстрация почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Место проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определено.

Время (сроки) КПО. Законодателем установлен предел возможного проведения такого контроля — 180 суток со дня вынесения санкционированного судьей постановления. Иные сообщения, кроме почтовых и телеграфных, подпадают под этот режим только в случае, когда отправитель (адресат) принимает меры для обеспечения тайны его содержания (среди таких способов — использование посыльных, ведомственной связи).

В зависимости от продолжительности проведения КПО бывает разовым или продолжаемым. Для продления контроля необходимо получить решение судьи, принимаемое им на основании вновь представленных оперативным подразделением материалов.

Используемые средства.

При проведении КПО его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения КПО наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ. Так, невозможно прочитать содержание письма без того, чтобы предварительно не вскрыть его, причем, не повредив конверт. Прочтение же текста «вслепую», не вскрывая конверта, тем более невозможно без использования специальных приспособлений и устройств.

В результате КПО в обязательном порядке возникают юридически значимые последствия:

  • негативного свойства — ограничение конституционного права каждого на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции);
  • законно расширяется круг носителей тайны связи (за счет оперативников, судей и других субъектов участников КПО), с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и ответственности.

Тайну связи образует информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения (ст. 15 Федерального закона о почтовой связи).

Субъект проведения КПО сложный: основной должен содержать не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа; дополнительный — специалист (в области криптографии, полиграфии и т.д.).

Кроме того, операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами, обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения этих мероприятий (ст. 64 ФЗ о связи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.005 с.)