Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие сведения о путях сообщения↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Организация автомобильных перевозок и дорожного движения"
ПУТИ сообщения И их транспортные качества
Методические указания для студентов специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" заочной формы обучения
Минск 2005 УДК 656.13 (075.4) ББК 39.31я73-9 П 90
Составитель: Е.Н. Кот Рецензенты: В.А.Курейчик, В.К.Хатковский Методические указания содержат программу дисциплины "Пути сообщения и их транспортные качества", а также исходные данные и методику выполнения курсовой работы.
ã Кот Е.Н. составление, 2005 В в е д е н и е
Курс "Пути сообщения и их транспортные качества" имеет цель дать студентам четкое представление о характеристиках путей сообщения видов транспорта и их влиянии на условия перевозок грузов и пассажиров. Функционирование транспортной системы в условиях перехода от плановой экономики повышает требования к организации перевозок с тщательным учетом условий движения. Себестоимость и безопасность перевозок в значительной степени определяются транспортными качествами путей сообщения. С другой стороны, движение транспортных средств с нерасчетными характеристиками вызывает ускоренный износ или разрушение путей сообщения или их элементов и тяжелые последствия при возникновении аварийных ситуаций. Инженер по управлению, работающий в области организации перевозок и процесса движения, должен хорошо знать транспортно- эксплуатационные качества путей сообщений разных типов (прежде всего для профилирующего вида транспорта), уметь их оценивать и учитывать при организации перевозок и процесса движения. Кроме того, инженер должен иметь общее представление о методах сооружения путей сообщения. Изложение курса "Пути сообщения и их транспортные качества" основывается на знаниях, ранее полученных студентами при изучении дисциплин физико-математического цикла. Оно направлено на достоверную оценку влияния характеристик путей сообщения на эксплуатационные показатели транспорта. В связи с этим особое значение имеют лабораторные работы на сети путей сообщения и курсовая работа. При выполнении лабораторных работ изучающий может в реальных условиях оценить, как изменение характеристик путей сообщения отражается на режимах движения. При разработке курсовой работы студент выполняет комплексный анализ характеристик пути сообщения, устанавливает его транспортные качества, выявляет опасные участки и намечает мероприятия по улучшению условий движения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекционные занятия Дорожные одежды Требования автомобильного транспорта к дорожным одеждам. Конструктивные слои современных дорожных одежд. Классификация дорожных одежд. Конструкция наиболее распространенных типов дорожных одежд.
Транспортно - эксплуатационные качества автомобильных дорог. Скорости движения одиночных автомобилей и транспортных потоков в различных дорожных условиях. Влияние элементов трассы, ровности и шероховатости покрытий на скорости движения и эксплуатационные показатели работы транспорта. Интенсивность движения и пропускная способность дороги. Понятие об уровнях удобства. Обследования дорог и мероприятия по повышению их транспортных качеств. Определение продольных уклонов, радиусов кривых в плане и продольном профиле. Оценка видимости. Способы оценки прочности дорожных одежд. Оценка ровности и коэффициентов сцепления покрытий.
Автомобильные магистрали. Особенности проектирования автомобильных магистралей. Требования, предъявляемые к автомобильным магистралям. Классификация магистралей и их поперечные профили. Особенности трассы автомобильных магистралей. Пространственная плавность дороги. Оптимальные сочетания элементов трассы в плане и продольном профиле. Клотоидное трассирование. Зрительное ориентирование водителей. Проложение автомобильных магистралей в районе крупных населенных пунктов.
Городские улицы и дороги. Функциональное зонирование городской территории. Планировочные схемы улично-дорожной сети городов. Особенности проектирования городских улиц. Принципы планировки городов. Элементы улиц: проезжая часть, трамвайное полотно, тротуары, велосипедные дорожки, зеленые насаждения. Требования различных городских транспортных средств к элементам улиц. Поперечные профили городских дорог и улиц и принципы их конструирования. Подземные инженерные сети и принципы их размещения. Система отвода ливневых вод. Особые случаи проектирования поперечных профилей на набережных, подходах к мостам, парковых улицах. Особенности проектирования улиц в продольном профиле. Планировка площадей. Городские скоростные магистрали. Особенности конструкции дорожных одежд на городских улицах.
Работа автомобильных дорог. Воздействие на дорогу движения и природных факторов. Износ дорожных покрытий. Ровность дорожных покрытий и ее влияние на транспортные качества дороги. Способы оценки ровности. Служба содержания дорог. Деформации дорожных одежд и способы их устранения. Пучины на дорогах и способы борьбы с ними. Ограничения движения по дорогам в весенний период. Заносимость дорог снегом. Снегозащитные ограждения и посадки, снегоочистка. Борьба с гололедом. Ремонтные работы и организация движения на ремонтируемых участках. Роль владельцев транспортных средств в сохранении и поддержании работоспособности дороги. Правила пользования дорогами.
Лабораторные занятия 1. Измерение ровности покрытия дорожной одежды с помощью трехметровой рейки. 2. Измерение ровности покрытия дорожной одежды косвенными методами. 3. Измерение коэффициента сцепления покрытия дорожной одежды. 4. Исследование влияния топологии путей сообщения на уровень развития региона. 5. Оценка пропускной способности участка улично- дорожной сети города. 6. Определение расстояний видимости на кривой в плане и выпуклой вертикальной кривой. 7. Определение расстояний видимости на пересечении дорог. КУРСОВАЯ РАБОТА Тема курсовой работы: "Оценка условий движения по участку существующей дороги" Цель выполнения работы – изучение методов определения транспортно - эксплуатационных показателей дороги и оценки ее пригодности к осуществлению заданного объема движения. Перечень разделов курсовой работы: 1. Построение плана трассы и определение его характеристик. 2. Исследование характеристик поперечного профиля на соответствие требованиям действующих нормативов. 3. Оценка уровня загрузки дороги при движении транспортного потока заданной интенсивности. 4. Определение сопротивления качению и сцепления шин с покрытием, максимального преодолеваемого подъема. 5. Выявление опасных участков дороги методом коэффициентов аварийности. 6. Оценка необходимости усиления дорожной одежды методом допустимого упругого прогиба. 7. Разработка мероприятий по улучшению условий движения. Исходные данные для курсовой работы: 1. Участок продольного профиля дороги. Каждому студенту определяется для исследования участок существующей дороги протяженностью 3 км. 2. Линейный график дороги. Исходные данные в линейном графике приведены для трех участков, каждый из которых соответствует одному километру дороги. 3. Конструкция дорожной одежды. Приведен перечень слоев дорожной одежды (сверху вниз) с указанием материалов каждого слоя и толщины слоев. Указан вид грунта земляного полотна, на котором расположена дорожная одежда, и его модуль упругости в летний (сухой) период года. Верхний слой дорожной одежды должен быть идентичным указанному в п.12 линейного графика. Содержание курсовой работы 2.1.1. Построение плана трассы и определение его характеристик Трассой называется положение геометрической оси дороги в пространстве. План трассы - это проекция трассы на горизонтальную плоскость. Построение плана трассы выполняется по исходным данным, приведенным на продольном профиле дороги в графах “Прямые и кривые в плане” (либо “План линии”, либо “Условный план трассы”), “Пикеты”, “Километры”, “Развернутый план трассы с ситуацией”. План трассы вычерчивается в масштабе 1:5000 (в 1 см 50 м) на листе формата А3 либо в масштабе 1:10000 (в 1 см 100 м) на листе формата А4. Вначале из точки начала дороги проводится луч в направлении, определяемом румбом первого прямолинейного участка. Румбом называется угол между направлением участка дороги и линией "север-юг", отсчитываемый от 0 до 90 град в пределах одного из четырех секторов азимутального круга. Секторы обозначаются буквами (СВ- северо-восточный, ЮВ- юго-восточный, ЮЗ- юго-западный, СЗ- северо-западный). Если румб не указан, луч проводится в северном направлении (вверх). На луче откладывается отрезок, равный в масштабе длине первого прямолинейного участка, и таким образом определяется положение точки начала первой кривой в плане (НК1). Если исследуемый участок дороги начинается не с начала километра, длину первого прямолинейного участка следует рассчитать, исходя из количества пикетов (участков длиной 100 м), размещенных на исследуемом отрезке, и расстояния от ближайшего пикета до точки начала (конца) соседней кривой в плане, указанного возле этой точки. От полученной точки НК1 далее по лучу откладывается расстояние, равное тангенсу кривой в плане (Т1), и определяется положение вершины угла поворота №1 (ВУ1). В вершине угла в необходимом направлении (вправо или влево) откладывается угол поворота (угол между продолжением первоначального направления трассы и ее новым направлением). Направление поворота определяется по данным графы продольного профиля “Прямые и кривые в плане” либо по данным графы “Развернутый план трассы”. В графе “Прямые и кривые в плане” при движении слева направо повороту направо соответствует расположение дугообразного элемента, обозначающего кривую в плане, выше среднего положения трассы, и наоборот, повороту налево соответствует расположение условного обозначения кривой в плане ниже среднего положения трассы. В графе “Развернутый план трассы” новое направление трассы показано стрелкой, выходящей из точки, обозначающей вершину угла поворота. В новом направлении трассы от вершины угла вновь откладывается расстояние Т1 и определяется положение точки окончания первой кривой в плане (КК1), от которой далее по лучу откладывается расстояние, соответствующее длине второго прямолинейного участка. От полученной точки начала второй кривой в плане (НК2) откладывается тангенс второй кривой (Т2) для получения вершины угла поворота №2. Далее процесс построения плана трассы аналогичен рассмотренному выше и продолжается до прибытия в точку конца дороги. Для построения криволинейных участков определяется положение центров каждого из поворотов. Из точек НК и КК перпендикулярно трассе проводятся лучи. Точка их пересечения определяет положение центра поворота. Расстояние от центра поворота до точек НК и КК будет соответствовать радиусу поворота. После построения плана трассы он разбивается на пикеты. Расставляются указатели километров (в каждом километре 10 пикетов), обозначаются вершины углов поворота и их центры (обозначаются буквами О с соответствующими индексами), точки начала и конца кривых в плане, характеристики прямолинейных участков и углов поворота. Далее вдоль трассы наносится ситуация по 50 м в каждую сторону от нее - расположение пересечений дорог, мостов, населенных пунктов, отдельных строений, линий электропередач, лесных массивов, полей и т.д. Сведения о наличии и размещении таких элементов содержатся в графе “Развернутый план трассы с ситуацией”. При отсутствии на продольном профиле, выданном в качестве исходного задания, населенных пунктов, пересечений дорог, мостов, остановочных пунктов автобусов указанные объекты должны быть размещены студентом самостоятельно с учетом следующих правил: 1. На дороге должен находиться один населенный пункт длиной 200 – 300 м (на любом из участков); 2. На каждом километровом участке должны располагаться (как минимум): одно пересечение (примыкание) дорог, один мост, один остановочный пункт автобуса. Конкретное место размещения каждого из указанных объектов определяется с учетом местных условий. Масштаб изображения ситуации на плане трассы в поперечном направлении от оси дороги целесообразно принять М 1:10000 (в 1 см 100 м). Пример построения плана трассы приведен на рис. 1. После выполнения графической части рассчитываются основные характеристики плана трассы: Суммарная длина прямых участков; Средняя протяженность прямолинейного участка (отношение суммарной длины прямых к количеству прямолинейных участков); Суммарная длина кривых в плане; Средняя протяженность кривой в плане (отношение суммарной длины кривых в плане к их количеству); Количество углов поворота; Удельное количество углов поворота на 1 км дороги; Средняя величина угла поворота; Коэффициент развития трассы (коэффициент извилистости ) - отношение фактической длины дороги к кратчайшему расстоянию между ее начальным и конечным пунктами, измеренному по прямой линии, их соединяющей (“воздушной линии”).
Полученное значение сравнивается со значениями, обычными для типичных видов Рис. 1. План трассы рельефа на территории Республики Беларусь: равнинного (значение до 1,1) либо слабохолмистого (1,1 - 1,15). 9. Минимальный радиус кривой в плане на каждом километре исследуемого участка. Полученные значения сравниваются со значениями, определенными нормативными документами в зависимости от категории дороги (приложение 1). Категория дороги определяется по интенсивности движения (п.1 линейного графика). Выводы по разделу должны содержать результаты сравнения характеристик плана трассы с нормативными значениями.
Рис. 2. Поперечные профили
Рис. 3. Графики пропускной способности и уровня загрузки (фрагмент) Таблица 2 Рис. 4. Графики коэффициентов аварийности (фрагмент) Рис 5. Конструкция дорожной одежды
Оценка выполняется в следующей последовательности: 1. Определяется эквивалентный модуль упругости существующей конструкции дорожной одежды Еэкв путем расчета в соответствии с пособием /7/. 2. Определяется требуемый модуль упругости дорожной одежды Етр, при котором обеспечивается пропуск заданного транспортного потока без ее повреждения. Проверяется полученное значение Етр на соответствие минимальным требованиям с учетом типа дорожной одежды (приложение 9, последний столбец). Если Етр < Етр.мин, в качестве Етр принимается Етр.мин, определенное из приложения 9. 3. Рассчитывается отношение Еэкв/Етр. Полученное значение сравнивается с нормативным значением коэффициента прочности Кп р (приложение 9). Конструкция дорожной одежды удовлетворяет требованиям надежности и прочности по критерию упругого прогиба, если Кп р < Еэкв/Етр. (14) 2.1.6.1. Определение эквивалентного модуля упругости Еэкв Расчет выполняют в два этапа (для двухслойной дорожной одежды), на каждом из которых определяют модуль упругости двухслойной системы, состоящей из разнородных материалов. Последовательность выполнения этапов - от нижних слоев дорожной одежды к верхним. Характеристики прочности (модули упругости) некоторых материалов, применяемых в дорожном строительстве, приведены в приложении 11. На первом этапе определяют модуль упругости двухслойной системы, состоящей из грунта земляного полотна (нижний слой системы) и основания дорожной одежды (верхний слой). Определяют отношения Е0 / Е1 и h1 / D, где Е0 - модуль упругости нижнего слоя (грунта земляного полотна), МПа; Е1 -модуль упругости верхнего слоя (основания дорожной одежды), МПа; h1 - толщина верхнего слоя, см; D - диаметр круга, равновеликого по площади отпечатку колеса на дорогу, см. Величина D зависит от расчетной (эквивалентной) нагрузки на ось, к которой приводятся все типы транспортных средств, движущихся по дороге, а также от вида нагрузки, прикладываемой к дорожной одежде (движущейся или неподвижной). Расчетная нагрузка (100 кН либо 60 кН) выбирается в зависимости от категории дороги по приложению 2, величина D – по приложению 8. Вид нагрузки зависит от места устройства дорожной одежды. Для полос движения принимается движущаяся нагрузка, для стоянок, участков перед железнодорожными переездами, остановочных площадок маршрутных транспортных средств – неподвижная. После определения отношения Е0 / Е1 и h1 / D полученные значения откладывают на осях номограммы (приложение 7), и проводят из них горизонтальную и вертикальную линии. В точке пересечения линий по наклонным линиям номограммы получают отношение Еобщ / Е1, где Еобщ -общий модуль упругости двухслойной системы «грунт земляного полотна - основание дорожной одежды». По известному модулю упругости основания дорожной одежды Е1 определяют Еобщ. На втором этапе расчета определяют модуль упругости двухслойной системы, характеристикой нижнего слоя которой является полученное на предыдущем этапе значение Еобщ, а верхним слоем является покрытие дорожной одежды с характеристиками Е2 и h2. Последовательность расчетов аналогична первому этапу: · определяется отношения Еобщ / Е2 и h2 / D; · по номограмме (приложение 7) определяется отношение Еэкв / Е2, где Еэкв -эквивалентный (итоговый) модуль упругости двухслойной системы «Еобщ - покрытие дорожной одежды»; · по известному модулю упругости покрытия дорожной одежды Е2 определяют Еэкв.
Расчет Еэкв повторяют для расчетного (наиболее неблагоприятного) весеннего периода года, когда из-за повышенного увлажнения в наибольшей степени снижается прочность грунтового основания. Перед началом расчета необходимо уменьшить прочность грунта земляного полотна. Степень снижения прочности зависит от вида грунта земляного полотна: * для песчаных грунтов - на 10%; * для супесей - на 20%; * для суглинков - на 30%.
2.1.6.2. Определение требуемого модуля упругости Етр Заданную интенсивность движения на каждом участке дороги приводят к расчетной нагрузке на ось (100 кН либо 60 кН), используя коэффициенты приведения. , прив. ед./сут., (15) где - приведенная интенсивность движения по наиболее загруженной полосе проезжей части, прив. ед./сут.; - коэффициент многополосности, учитывающий распределение транспортного потока обоих направлений по полосам проезжей части (для дорог c 2 полосами для движения в обоих направлениях = 0,55, для трехполосных дорог – 0,5, для четырехполосных – 0,35); - фактическая интенсивность движения в обоих направлениях i - го вида транспортных средств, авт./сут.; - коэффициент приведения i- го вида транспортных средств, применяемый при расчете дорожной одежды (приложение 10), при этом для автопоездов коэффициенты приведения тягача и прицепа (полуприцепа) суммируются; m - количество градаций состава транспортного потока (видов, групп, марок транспортных средств, на которые распределен транспортный поток). Определяют требуемый модуль упругости на каждом из участков, используя номограмму (приложение 6). На оси абсцисс откладывают найденное значение и проводят из этой точки вертикальную линию до пересечения с линией, соответствующей необходимой расчетной нагрузке. Затем из точки пересечения проводят горизонтальную линию до оси ординат и получают значение Етр (в МПа). Проверяют полученное значение на соответствие минимальному нормативному значению (приложение 9). Если Етр < Етр мин , в качестве Етр принимается значение Етр мин.
2.1.6.3. Определение коэффициента прочности Кпр Для каждого участка дороги определяется отношение Еэкв/Етр. Полученное значение сравнивается с нормативным значением коэффициента прочности Кп р (приложение 9). Результаты расчетов сводятся в таблицу, в которой для каждого участка дороги приводятся значения Еэкв в летний период и в расчетный (весенний) период, , Етр, Еэкв/Етр (в оба периода), К пр. Вывод по разделу должен содержать информацию, удовлетворяет ли дорожная одежда на каждом из участков требованиям надежности и прочности по критерию упругого прогиба. Оформление курсовой работы Материал работы включает пояснительную записку с расчетами, а также следующие рисунки и графики: * план трассы с окружающей обстановкой и рассчитанными показателями; * поперечные профили земляного полотна (существующее состояние, требуемые корректировки); * графики пропускной способности и уровня загрузки с частными коэффициентами снижения пропускной способности (для исходного состояния и с учетом реализации разработанных предложений); * график итогового коэффициента аварийности с частными коэффициентами аварийности (для исходного состояния и с учетом реализации разработанных предложений); * схема конструкции дорожной одежды с указанием очередности, толщины и материала слоев. Расчетно-пояснительная записка курсовой работы должна быть написана чернилами на одной стороне стандартной бумаги формата А4 /297х210 мм/, аккуратно, без помарок. Допускается компьютерный набор текста с последующей распечаткой. Содержание расчетов должно быть четким, ясным, не допускающим повторений. В тексте не должно быть зачеркнутых и сокращенных слов (за исключением общепринятых сокращений). Текст необходимо располагать на листах таким образом, чтобы слева оставались поля шириной 30 мм, справа - 10 мм, вверху - 15 мм и внизу - 20 мм. Приводимые в расчетах схемы, рисунки должны быть пронумерованы. Принятые в формулах обозначения должны быть расшифрованы с указанием размерностей входящих в них параметров. Весь графический материал выполняется на миллиметровой бумаге шириной 297 мм и длиной по потребности (около 700 мм), тушью или карандашом, и подшивается в пояснительную записку. Горизонтальный масштаб линейных графиков должен соответствовать горизонтальному масштабу продольного профиля - 1:5000. Рисунки должны располагаться в конце раздела, к которому они относятся (кроме рисунка 5, приводимого в начале раздела). В конце курсовой работы приводится список литературных источников, использованных при ее выполнении. Л и т е р а т у р а 1. Бабков В.Ф., Андреев О.А. Проектирование автомобильных дорог.- М.: Транспорт, 1983. - 376 с. 2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения.-М.: Транспорт, 1982.- 288 с. 3. Сильянов В.В. Транспортно - эксплуатационные качества автомобильных дорог. Учеб. пособие.- М.: Транспорт, 1984. 4. Краткий автомобильный справочник НИАТ Министерства автомобильного транспорта РСФСР.- М.: Транспорт, 1982.- 464 с. 5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.- М.:Госстрой СССР,1986.-52 с. 6. Пособие П1-2001 к СНиП 2.05.02-85. Нормы проектирования автомобильных дорог низших категорий.- Мн.: Белгипродор, 2001.-52 с. 7. Пособие 3.03.01-96 к СНиП 2.05.02-85. Проектирование дорожных одежд нежесткого типа.- Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 1997.-86 с. 8. СНБ 3.03.02-97. Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов. Мн.: Белстандарт, 1998. - 54 с. 9. СТБ 1300-2002. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения. - Мн.: Госстандарт, 2002.- 98 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Организация автомобильных перевозок и дорожного движения"
ПУТИ сообщения И их транспортные качества
Методические указания для студентов специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" заочной формы обучения
Минск 2005 УДК 656.13 (075.4) ББК 39.31я73-9 П 90
Составитель: Е.Н. Кот Рецензенты: В.А.Курейчик, В.К.Хатковский Методические указания содержат программу дисциплины "Пути сообщения и их транспортные качества", а также исходные данные и методику выполнения курсовой работы.
ã Кот Е.Н. составление, 2005 В в е д е н и е
Курс "Пути сообщения и их транспортные качества" имеет цель дать студентам четкое представление о характеристиках путей сообщения видов транспорта и их влиянии на условия перевозок грузов и пассажиров. Функционирование транспортной системы в условиях перехода от плановой экономики повышает требования к организации перевозок с тщательным учетом условий движения. Себестоимость и безопасность перевозок в значительной степени определяются транспортными качествами путей сообщения. С другой стороны, движение транспортных средств с нерасчетными характеристиками вызывает ускоренный износ или разрушение путей сообщения или их элементов и тяжелые последствия при возникновении аварийных ситуаций. Инженер по управлению, работающий в области организации перевозок и процесса движения, должен хорошо знать транспортно- эксплуатационные качества путей сообщений разных типов (прежде всего для профилирующего вида транспорта), уметь их оценивать и учитывать при организации перевозок и процесса движения. Кроме того, инженер должен иметь общее представление о методах сооружения путей сообщения. Изложение курса "Пути сообщения и их транспортные качества" основывается на знаниях, ранее полученных студентами при изучении дисциплин физико-математического цикла. Оно направлено на достоверную оценку влияния характеристик путей сообщения на эксплуатационные показатели транспорта. В связи с этим особое значение имеют лабораторные работы на сети путей сообщения и курсовая работа. При выполнении лабораторных работ изучающий может в реальных условиях оценить, как изменение характеристик путей сообщения отражается на режимах движения. При разработке курсовой работы студент выполняет комплексный анализ характеристик пути сообщения, устанавливает его транспортные качества, выявляет опасные участки и намечает мероприятия по улучшению условий движения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекционные занятия Общие сведения о путях сообщения Значение путей сообщения в развитии народно - хозяйственного комплекса Республики Беларусь. Требования транспорта к современным путям сообщения: экономичность, скорость, безопасность и удобство пассажирских и грузовых перевозок. Значение знания транспортно - эксплуатационных характеристик путей сообщения при организации перевозок. Взаимодействие транспортного средства и пути сообщения и учет особенностей восприятия водителями транспортных средств условий движения, как научная база проектирования и эксплуатации путей сообщения. Общая классификация путей сообщения различных видов транспорта: дорожного (автодорожного), железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного. Классификация путей сообщения дорожного транспорта (в дальнейшем дорог) Республики Беларусь. Расчетные скорости движения по загородным автомобильным дорогам, улицам и дорогам населенных пунктов, их обоснование. Технико - экономические показатели строительства и эксплуатации дорог. Современное состояние дорожного хозяйства Республики Беларусь. Планы развития и совершенствования системы путей сообщения дорожного транспорта в Республике Беларусь - повышение характеристик опорной сети дорог, реконструкция и развитие сети дорог общего пользования, создание развернутой сети внутрихозяйственных сельских дорог.
1.1.2. Элементы дорог и требования к ним Полоса отвода. Земляное полотно и его элементы. Проложение дороги в насыпях и выемках. Проезжая часть, обочины, велосипедные и пешеходные дорожки, тротуары, тракторные пути. Дорожная одежда. Система отвода воды с дороги. Водопропускные сооружения - мосты и трубы, их габариты и расчетные нагрузки. Сооружения обслуживания движения. Поперечные профили земляного полотна в насыпях, выемках и на косогорах. Поперечный профиль проезжей части. Разделительная полоса на автомобильных магистралях. Краевые полосы. Обочины. Обоснование ширины полосы движения. Скорость движения одиночных автомобилей и транспортных потоков в разных дорожных условиях. Пропускная способность полосы движения и обоснование числа полос движения на проезжей части. Крутизна откосов земляного полотна. Изображение поперечных профилей в проектах дорог. Понятие трассы. Элементы трассы. Прямые и кривые. Обоснование величины радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Виражи и уширения проезжей части на кривых. Расчетная видимость дороги в плане. Боковая видимость придорожной полосы. Приемы обеспечения видимости. План трассы дороги, его оформление. Проектная линия. Необходимое возвышение дороги над прилегающей местностью из условий осушения и снегозаносимости. Рабочие отметки. Грунтовый профиль. Обоснование величины максимальных продольных уклонов. Смягчение переломов продольного профиля вогнутыми и выпуклыми вертикальными кривыми. Видимость в продольном профиле и обоснование требований к радиусам вертикальных кривых. Скорость движения автомобилей по вертикальным кривым. Изображение продольного профиля.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.012 с.) |