Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ограничения предмета прокурорского надзора за орд.
Содержание книги
- Раздел I оперативно-розыскная деятельность и правовое регулирование возникающих в ней общественных отношений
- Современная оперативно-розыскная наука. Возникновение и формирование единой оперативно-розыскной теории.
- Система оперативно-розыскной теории и ее принципы.
- Реализация общеправового принципа гуманизма в ОРД.
- Понятие правовой основы орд и ее нормативное закрепление.
- Виды толкования норм оперативно-розыскного закона по степени обязательности (юридической силе).
- Аналогия в правоприменительной оперативно-розыскной работе.
- Юридический статус оперативника.
- Юридическая ответственность оперативника.
- Отличие конфидента от других лиц.
- Специальные права и обязанности агента.
- Определение защищаемого лица и его признаки.
- Должностное лицо, которое рассматривает материалы.
- Правительство рф как субъект внешнего государственного контроля над орд.
- Ограничения предмета прокурорского надзора за орд.
- Основные виды решений в ОРД.
- Характеристика отдельных решений, принимаемых оперативником.
- Реальные проявления орм. Характеристика простых орм и их перечень.
- Характеристика отдельных комплексов ОРМ.
- Виды общих и специальных условий осуществления ОРМ.
- Форма проведения наблюдения.
- Основные правила осуществления отождествления личности.
- Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как единого орм и его нормативная фиксация.
- Понятие контролируемой поставки как орм и ее нормативное обоснование.
- Характеристика особенностей ограничительного состава контролируемой поставки.
- Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения как орм и его нормативное обоснование.
- Понятие прослушивания телефонных переговоров как орм и его нормативное обоснование.
- Характеристика особенностей ограничительного состава контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (КПО).
- Характеристика оперативно-розыскных мер пресечения, предусмотренных оперативно-розыскным законом и выработанных практикой
- Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
- Понятия дела оперативного учета и его юридическое значение.
- Поиск, сбор и проверка информации (сыскное доказывание) в оперативно-розыскном процессе
- Понятия безвестного отсутствия и без вести пропавшего.
- Основания для начала административной оперативно-проверочной работы.
- Характеристика сыска в государствах с англосаксонской правовой системой
- Особенности осуществления орм, не влекущих ограничения прав граждан.
- Правовые источники сыска и их характеристика.
Похожие статьи вашей тематики
Такие ограничения предусмотрены в ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД. В ней изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Этими данными являются сведения о лицах:
- внедренных в организованные преступные группы;
- штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД;
- оказывающих содействие в ОРД на конфиденциальной основе. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Кроме того, в предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи о допустимости проведения ОРМ, влекущего ограничение конституционного права гражданина.
Обязанности прокурора в ОРД.
На прокуроров обязанности в ОРД возложены Федеральным законом о прокуратуре (ст. 30), ФЗ об ОРД, а также УПК. Полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (см. ст. 30 Федерального закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).
Законом предусмотрены следующие обязанности уполномоченного прокурора в ОРД:
- рассматривать жалобы (ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД);
- принимать меры по восстановлению прав лиц (ч. 9 ст. 5);
- проверять законность решений оперативно-розыскного органа (ч.2 ст. 21);
- обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых ему документах и материалах (см. ч. 4 ст. 21);
- проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении без вести пропавших лицах (не реже одного раза в месяц).
Права прокурора в ОРД.
Как и обязанности, права уполномоченным прокурорам в ОРД предоставлены Федеральным законом о прокуратуре (ст. 30), ФЗ об ОРД и УПК. Полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (см. ст. 30 Федерального закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).
Права уполномоченного прокурора в ОРД:
- требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими федерального закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения (ч. 1 ст. 22 Федерального закона о прокуратуре);
- давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД); в письменной форме — о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 ФЗ об ОРД); затребовать (в письменной форме) необходимые оперативно-служебные документы (дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств и др.), учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты (ч. 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре).
В случае незаконного отказа в представлении документов в зависимости от обстоятельств такой отказ должен расцениваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности (см. приказ Генерального прокурора от 25 апреля 2000 г. № 56) Прокурору предписывается в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном порядке к ответственности, вплоть до уголовной;
- опротестовывать противоречащие ФЗ об ОРД решения руководителей оперативно-розыскных органов (например, незаконное и необоснованное постановление); выносить постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (при наличии к тому оснований); требовать привлечение лица, нарушившего ФЗ об ОРД, к иному виду юридической ответственности, помимо уголовной (посредством возбуждения уголовного дела). Вместе с тем следует учитывать, что решением Генерального прокурора РФ уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от их нарушений должностными лицами, осуществляющими ОРД, и проведении проверок по другим основаниям использовать определенные федеральным законом методы прокурорского надзора: давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам ОРМ, расширении их комплекса или требовать их прекращения;
- требовать письменные объяснения от оперативников, допустивших нарушение федерального закона при проведении ОРМ;
- опротестовывать противоречащие закону ведомственные нормативные акты, а также незаконные и необоснованные решения руководителей оперативно-розыскных органов, включая постановление о передаче результатов ОРД следователю и органу дознания;
- вносить представления об устранении нарушений федерального закона, допущенных должностными лицами оперативно-розыскных органов;
- требовать от руководителей оперативно-розыскных органов отстранения подчиненных им оперативников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими федерального закона.
Уполномоченный прокурор не вправе:
- участвовать в осуществлении любого ОРМ или самому его готовить или проводить; отменить решение о проведении ОРМ. Решение о проведении конкретного ОРМ: 1) принимает оперативник самостоятельно, 2) или разрешает его проведение руководитель оперативно-розыскного органа, 3) или санкционирует проведение ОРМ, ограничивающее конституционные права гражданина, судья (причем, два последних решения должны быть приняты в форме постановления). Правом отмены ни одного из трех решений законодатель уполномоченного прокурора не наделяет. Однако прокурор при наличии к тому оснований может опротестовать решение, принятое оперативником или руководителем оперативно-розыскного органа (решение судьи о проведении ОРМ прокурор опротестовывать не вправе);
- отменить решение о заведении (прекращении) дела оперативного учета. Вместе с тем прокурор полномочен проверить законность решения оперативно-розыскного органа о заведении (прекращении) дела оперативного учета (ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД).
Поводы прокурорского надзора за ОРД.
Различают два повода прокурорского надзора за ОРД:
1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом); 2) по инициативе уполномоченного прокурора.
Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.
Нормативно предписано проводить проверки установленного порядка осуществления ОРД и законности принимаемых при этом решений:
- по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;
- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
- в других случаях с учетом состояния законности в ОРД и отсутствия положительных результатов по выявлению и раскрытию преступлений, розыску обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Вопросы для повторения
1. Кто является субъектом внешнего государственного контроля над ОРД? Каков перечень этих субъектов? 2. В чем состоят полномочия Президента РФ как субъекта внешнего контроля над ОРД? 3. Что в ОРД полномочно контролировать Федеральное Собрание РФ? 4. Какова компетенция Правительства РФ как субъекта внешнего контроля над ОРД? 5. В чем заключаются полномочия представителя Минфина России как субъекта финансового контроля над ОРД? 6. Кто является уполномоченным на осуществление прокурорского надзора за ОРД прокурором? 7. Каково содержание предмета прокурорского надзора за ОРД? В чем заключаются его ограничения? 8. Каковы обязанности уполномоченного прокурора в ОРД? 9. Каковы права уполномоченного прокурора в ОРД? 10. Какие вам известны поводы прокурорского надзора за ОРД?
Рекомендуемые источники
|