Юридическая ответственность оперативника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность оперативника.



Под такой ответственностью понимается применение к оперативнику, нарушившему оперативно-розыскное законодательство, мер принуждения в установленном для этого порядке. Юридическая ответственность есть обязательный элемент компетенции оперативника как субъекта ОРД (наряду с обязанностями и правами).

Может наступить только та юридическая ответственность, которая предусмотрена законодательством, и только при наличии основания — совершение оперативником правонарушения.

Основными видами юридической ответственности для оперативника являются дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Дисциплинарная ответственность — это разновидность служебного воздействия на оперативника — нарушителя служебной дисциплины, путем наложения на него различных дисциплинарных взысканий, например за должностной проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. В оперативно-розыскных органах применяют различные виды дисциплинарных взысканий. Так, в соответствии с п. «л» ч. 6 ст. 19 Закона о милиции сотрудник милиции может быть уволен со службы «за грубое либо систематическое нарушение дисциплины».

В соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (утратил силу) однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы являются нарушение федерального закона, указа Президента РФ либо неисполнение или ненадлежащее их исполнение и вступивших в законную силу решений судов.

Административная ответственность наступает для должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. Важнейшим актом, которым регулируется порядок привлечения к этому виду ответственности, является КоАП РФ. (Военнослужащие, сотрудники оперативных подразделений — ФСО России, ФСБ России и др. — несут административную ответственность по дисциплинарным уставам.) За совершение административных правонарушений налагаются административные взыскания.

Материальная ответственность — в трудовом праве ответственность работодателей и работников в сфере труда. Отношения, связанные с материальной ответственностью, урегулированы Трудовым кодексом РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

С учетом того что в четырех из восьми оперативно-розыскных органов оперативники являются военнослужащими, большую роль в правовом регулировании материальной ответственности играет Федеральный закон «О материальной ответственности военно-служащих». Так, в соответствии с его правилами военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного УК (ст. 5), и наоборот, не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы (ч. 3 ст. 3).

Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконными действий (решений) оперативника. Она состоит в применении к правонарушителю установленных законом или договором (в том числе оперативно-розыскным контрактом) определенных мер воздействия. Такие меры могут повлечь для оперативника невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков), а также последствия морального свойства (возмещение морального вреда).

Уголовная ответственность наступает за совершение оперативником в ходе ОРД определенного преступления.

Типичными преступлениями являются:

  • против конституционных прав и свобод человека и гражданина — нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137 УК), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ч. 2 ст. 138), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139). отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • против общественной безопасности и общественного порядка — незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222) и небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224); против основ конституционного строя и безопасности государства — разглашение государственной тайны (ст. 283), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284);
  • против государственной власти, интересов государственной службы — злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292) и халатность (ст. 293);
  • против правосудия — провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311); против порядка управления — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320); против военной службы — неисполнение приказа (ст. 332).

Понятие руководителя оперативно-розыскного органа. Руководитель оперативно-розыскного органа — высшее должностное лицо соответствующего государственного органа, осуществляющего ОРД, которое назначено на управленческую должность, организует и руководит работой подчиненных. Назначение происходит в соответствии с федеральным законом, прежде всего с учетом предписаний Федерального закона об основах государственной службы, указом Президента РФ и (или) ведомственным нормативным правовым актом. Перечень должностных лиц, относящихся в ОРД к руководителям, устанавливается согласно ФЗ об ОРД в соответствующих нормативных правовых актах конкретных оперативно-розыскных органов.

Руководитель не только организует работу по осуществлению ОРД и руководит ею, но и контролирует ее исполнение (включая принятие решений, влекущих юридически значимые последствия, в том числе ограничивающих конституционные права человека и гражданина). Он несет персональную ответственность за качество исполнения. Обязанности и права руководителя оперативно-розыскного органа. Как и на каждого оперативника, на руководителя оперативно-розыскного органа возлагают соответствующие обязанности и ему предоставляют необходимые права. Однако полномочия руководителя в ОРД относительно всех иных категорий оперативников наиболее широки и значимы.

Различают обязанности и права:

  • единые для руководителей всех оперативно-розыскных органов (изложены в ФЗ об ОРД);
  • распространяющиеся только на руководителей конкретного оперативно-розыскного органа (изложены в «ведомственных» законах, положениях о конкретном органе и т.п.).

Среди обязанностей и прав руководителя оперативно-розыскного органа, которые установлены в ФЗ об ОРД, выделяют полномочия:

1) общие (как должностного лица ответственного за всю ОРД):

  • определяет в оперативно-розыскном органе перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их функции, структуру и организацию работы (ч. 3 ст. 13);
  • по требованию прокурора представляет ему соответствующие оперативно-служебные документы (ч. 2 ст. 21);
  • устанавливает порядок расходования оперативно-розыскным органом финансовых средств, предназначенных для обеспечения ОРД (ч. 1 ст. 19), и контролирует их расходование (ч. 3 ст. 19);

2) конкретные или специальные (как правило, по осуществлению определенных ОРМ):

  • в экстренных ситуациях выносит мотивированное постановление о проведении ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД (ч. 3 ст. 8);
  • утверждает постановление, содержащее разрешение о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов лиц, для которых возникла угроза Жизни, здоровью, собственности (ч. 4 ст. 8);
  • утверждает постановление, разрешающее проведение проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие (ч. 5 ст. 8); выносит мотивированное постановление, которое служит основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9 (ч. 2 ст. 9);
  • утверждает постановление, которое служит основанием для представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (ч. 3 ст. 11);
  • выносит постановление, которое служит основанием для рассекречивания ряда сведений, составляющих в ОРД государственную тайну (ч. 1 ст. 12), и др. Персональная ответственность руководителя оперативно-розыскного органа.

Руководитель несет персональную (личную) ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ (ст. 22 ФЗ об ОРД). В этой ответственности различают два аспекта: позитивный и негативный. Позитивная ответственность выражается в понимании социальной и государственной значимости своих действий и добровольном осознанном образцовом их исполнении, а также гарантированном лично им решении задач ОРД, достижении положительных результатов в работе.

Негативная ответственность наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе он отвечает за упущения подчиненных). Тогда руководитель должен быть привлечен к юридической или моральной ответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.006 с.)