Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды общих и специальных условий осуществления ОРМ.

Поиск

В ФЗ об ОРД предусмотрены четыре общих условия, определяющие допустимость осуществления ОРМ:

1) на всей территории России (но только на ней!), если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8);

2) в отношении каждого, если иное не предусмотрено федеральным законом. Так, гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8, не являются препятствием для проведения в их отношении ОРМ;

3) для достижения всех целей и решения всех задач ОРД, если иное не предусмотрено ФЗ об ОРД (ст. 1 и 2);

4) посредством использования любых технических и иных средств, при условии ненанесения ущерба жизни и здоровью людей и непричинения вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6).

Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены три группы условий осуществления ОРМ, которые содержат исключения из общих правил (их называют специальными условиями):

1) ограничивающие осуществление определенной группы ОРМ;

2) предусматривающие экстренность осуществления отдельных ОРМ. Эти условия связаны с такими ситуациями в ОРД, которые требуют срочного, безотлагательного принятия соответствующих мер воздействия;

3) определяющие осуществление ОРМ для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов.

Характеристика специальных условий осуществления ОРМ.

Сначала проанализируем условия первой группы — ограничивающие осуществление ОРМ.

Выделив эти условия, законодатель нормативно определил соответствующие категории ОРМ. Одновременно эти условия лежат в основе выделения ограничительного состава ОРМ. Известны следующие предусмотренные ФЗ об ОРД условия.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД):

1) на основании судебного решения;

2) и при наличии информации о:

  • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • обследование жилища.

Отдельные ОРМ допустимо проводить только на основании утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа постановления (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

  • оперативный эксперимент;
  • оперативное внедрение;
  • проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;
  • контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

Некоторые из ОРМ допустимо проводить только по тяжким или особо тяжким преступлениям (ч. 4 и 8 ст. 8) Это правило распространяется на:

1) прослушивание телефонных переговоров (прослушивание иных переговоров, кроме телефонных, в ФЗ об ОРД в виде самостоятельного ОРМ не предусмотрено);
2) оперативный эксперимент.

Ряд ОРМ проводится только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России (ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

  • снятие информации с технических каналов связи;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с подключением к станционной аппаратуре;
  • прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре.

Проведение в отношении судьи ОРМ (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается только на основании решения, принимаемого не единолично судьей, а судебной коллегией.

В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда решение принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ.

В отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу ОРМ в отношении судьи производятся в порядке, установленном УПК и ФЗ об ОРД.

Характеристика условий второй группы — экстренного характера осуществления ОРМ. В ФЗ об ОРД предусмотрено три ситуации (случая) экстренного характера, в которых допускается осуществление отдельных ОРМ, влекущих ограничение конституционных прав граждан, с некоторым послаблением, с отступлениями от общих правил (эти условия лежат в основе выделения льготного состава ОРМ). Допускается проведение обследования жилища и других ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД, без получения разрешения судьи. Это допустимо в случаях, во-первых, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления (первая ситуация экстренного характера); во-вторых, при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (вторая ситуация экстренного характера).

В этом случае ОРМ проводится на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч после его проведения. В течение 48 ч с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении или его прекратить.

Третья ситуация экстренного характера предусмотрена для случая возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности отдельных лиц. По заявлению лица или с его согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с его телефона. Это допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Характеристика условий третьей группы — осуществления ОРМ для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов. Для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД (п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД), разрешается без судебного решения и только при наличии письменного согласия гражданина осуществлять такие ОРМ, как:

  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи.

Эти условия лежат в основе выделения льготного состава ОРМ.

Непосредственное проведение оперативно-розыскного мероприятия

Понятие проведения ОРМ.

Проведение ОРМ есть основной (реальный) этап его осуществления. Он заключается в совершении действий, которые характерны для юридического содержания конкретного ОРМ и которые непосредственно направлены на получение искомой информации.

В проведении ОРМ как самостоятельном этапе осуществления ОРМ различают три фазы: 1) начало проведения; 2) непосредственно проведение ОРМ (ход ОРМ); 3) окончание проведения.

Началом проведения ОРМ признается момент, когда оперативник (агент и др.) непосредственно приступил к совершению определенных действий с намерением довести их до конца, например при оперативном внедрении он вступил в непосредственный контакт с представителем организованной преступной группировки, в которую должен внедриться.

Конституционный Суд РФ разъяснил следующее. Когда в ходе ОРД обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, проведение ОРМ в силу ст. 2 и ч. 4 ст. 10 ФЗ об ОРД должно быть прекращено (см. определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-о и от 22 апреля 2005 г. № 198-о).

Непосредственно проведение ОРМ допускается по правилам осуществления конкретного вида ОРМ (см. гл. 1921).

Окончанием проведения ОРМ считается момент, когда все необходимые действия, характерные для конкретного ОРМ, совершены.

Вопросы для повторения

1. Что понимают под осуществлением ОРМ? Каков его порядок?
2. Что такое этапы осуществления ОРМ? Как их классифицируют?
3. Что понимают под формированием оперативного замысла?
4. Что понимают под подготовкой ОРМ?
5. Что понимают под основанием для осуществления ОРМ в законе и в теории?
6. Что такое фактическое основание для осуществления ОРМ?
7. Что понимают под поводом к осуществлению ОРМ? В чем его отличие от фактического основания?
8. Каким образом классифицируют основания для проведения ОРМ?
9. Что понимают под условиями осуществления ОРМ? 10.Какие выделяют виды условий осуществления ОРМ?
11.Какие вам известны общие условия осуществления ОРМ?
12.Какие выделяют специальные условия осуществления ОРМ? Почему их так называют?
13.Что понимают под непосредственным проведением ОРМ?

Рекомендуемые источники



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.012 с.)