Правительство рф как субъект внешнего государственного контроля над орд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство рф как субъект внешнего государственного контроля над орд.



Полномочия Правительства РФ определены в Конституции и в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». К ним, в частности, относится осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции).

Правительство РФ наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (ст. 12 Закона о Правительстве РФ), а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (ст. 19) и по обеспечению обороны и государственной безопасности страны (ст. 20). Кроме того, Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит Президент РФ (ст. 32).

Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования федеральными органами исполнительной власти предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач воздействия на преступность. Эти функции реализуются в процессе анализа информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивания докладов и отчетов на заседании Правительства РФ руководителей соответствующих органов.

Важным направлением контрольной деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касающихся ОРД, Конституции и федеральному законодательству. Кроме того, в компетенцию Правительства РФ входит проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД соответствующих оперативно-розыскных органов. Эта проверка проводится Минфином России через специально выделяемых для этих целей сотрудников.

Представители Минфина России как субъекты государственного финансового контроля над ОРД. Контроль над расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, осуществляют не только руководители государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД, но и специально уполномоченные на то представители Минфина России (ч. 3 ст. 19 ФЗ об ОРД).

Следовательно, представители Минфина России в ОРД выступают должностными лицами, уполномоченными законодателем на проведение внешнего государственного контроля над расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД. На представителей Минфина России возлагаются обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Минфина России.

Нормативной правовой базой финансового контроля над ОРД служат прежде всего нормы ФЗ об ОРД, Бюджетного кодекса РФ, Положения о Минфине России, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, и Положения о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета ОРМ, утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. № 103н. Представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. После допуска к ним они становятся полномочными должностными лицами, которым необходимые им документы о финансировании ОРД должны предоставляться в полном объеме.

Должностные лица прокуратуры, уполномоченные проводить прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Понятие уполномоченного на осуществление прокурорского надзора за ОРД прокурора. Круг уполномоченных прокуроров. В соответствии с федеральным законом далеко не все прокуроры уполномочены осуществлять прокурорский надзор за ОРД. Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД прокурорский надзор за его исполнением осуществляют: Генеральный прокурор РФ; уполномоченные им прокуроры.

Уполномоченный прокурор есть должностное лицо прокуратуры, наделенное законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченное Генеральным прокурором РФ надзирать за исполнением законов в ОРД.

Уполномочивает определенных прокуроров проводить прокурорский надзор за ОРД Генеральный прокурор РФ.

Круг уполномоченных прокуроров. Прокурорский надзор за ОРД возлагается на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, округов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ — на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Надзор за исполнением ФЗ об ОРД осуществляют прокуроры:

  • территориальные — в отношении соответствующих территориальных органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России;
  • военные — в отношении соответствующих органов ФСБ России в войсках, ФСО России, СВР России, а в территориальных органах ФСБ России — только по материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала;
  • транспортные — в отношении соответствующих органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов;
  • войсковых частей — в отношении соответствующих органов внутренних дел, а также иных органов, уполномоченных осуществлять ОРД, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах; ФСИН России — в отношении оперативных подразделений ФСИН России.

Нормативное правовое обоснование прокурорского надзора за ОРД. Оно изложено прежде всего в ФЗ об ОРД (ст. 21 и др.) и Федеральном законе о прокуратуре (ст. 29 и др.). Основным документом, детализирующим практические аспекты прокурорского надзора за ОРД, является приказ Генерального прокурора РФ от 24 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, ряд предписаний нормативного свойства содержится в некоторых других нормативных правовых актах.

Основные положения прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Содержание предмета прокурорского надзора за ОРД и его ограничения.

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением ФЗ об ОРД составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав.

В соответствии с Федеральным законом о прокуратуре (ст. 29) предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • соблюдение порядка выполнения ОРМ и проведения расследования;
  • законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД (о проведении и (или) прекращении ОРМ;
  • рассекречивании данных, полученных в ходе ОРМ;
  • заведении и (или) прекращении дела оперативного учета; представлении результатов ОРД органу дознания (дознавателю), следователю или в суд;
  • нормативной правовой защите оперативников и лиц, оказывающих содействие в осуществлении ОРД);
  • исполнение предписаний ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 21), включая рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 3 ст. 5).

В содержание надзорной деятельности входит также применение прокурором предусмотренных законом мер реагирования (внесение представления, принесение протеста, отмена незаконного постановления, возбуждение дисциплинарного производства, возбуждение уголовного дела) на выявленные нарушения закона.

Среди средств предупреждения преступлений, связанных с ненадлежащим применением норм ФЗ об ОРД, используют предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено прокурором в случае и в порядке согласно ст. 25 Федерального закона о прокуратуре. Одним из способов реагирования прокурора на нарушения ФЗ об ОРД является представление прокурора об устранении допущенного нарушения ФЗ об ОРД. Прокурор вносит это представление в оперативно-розыскной орган (его должностным лицам), который компетентен устранить нарушение Закона (в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению допущенного нарушения, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших ему, а о результате письменно доведено прокурору).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.007 с.)