Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.



В зависимости от функционального предназначения специальные технические средства для негласного получения информации подразделяют на несколько видов. Так, различают специальные технические средства для негласного:

  • прослушивания телефонных переговоров;
  • перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и документов;
  • получения и регистрации акустической информации (микрофоны, устройства передачи, приема, ретрансляции, регистрации и обработки речевой информации и иных звуковых сигналов и т.п.);
  • визуального наблюдения и документирования (оптические приборы наблюдения и фотосъемки, телевизионные камеры, устройства передачи, приема, ретрансляции и регистрации видеоинформации и т.п.);
  • проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
  • контроля над перемещением транспортных средств и других объектов;
  • идентификации личности; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

Система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).

На сетях электросвязи России задействуются специальные системы технических средств по обеспечению ОРМ (СОРМ) (См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891). СОРМ обеспечивает проведение ОРМ на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования, находящихся в эксплуатации и вводимых в эксплуатацию, на сетях электросвязи, входящих в состав взаимоувязанной сети связи России, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности(См: Приказ Минсвязи России от 25 июля 2000 г. № 130).

Внедрение СОРМ является обязательным условием для подключения к сетям электросвязи общего пользования и неотъемлемой частью лицензий на осуществление деятельности по связи на территории России, в том числе возможности использования на российском телекоммуникационном рынке систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС)(См.: Приказ Председателя Гостелекома России от 21 июля 1999 г. № 22).

Госкомсвязь России утвердил технические требования к системам СОРМ на электронных телефонных станциях, сетях подвижной радиотелефонной связи (мобильная телефонная связь), сетях персонального радиовызова общего пользования (пейджинговая связь), в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи, на сетях (службах) документальной электросвязи (используемых для предоставления услуг передачи данных и телеметрических служб, включая сеть «Интернет»)(См.: Приказы Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. № 47 и от 20 апреля 1999 г. № 70, а также приказ Гостелекома России от 9 июля 1999 г. № 15).

Запреты на использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. ФЗ об ОРД содержит запрет на проведение ОРМ и использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то Законом физическими и юридическими лицами (ч. 6 ст. 6). В развитие этого предписания принят Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Разработка, ввоз в Россию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление ОРД физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 7 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Понятие сроков в оперативно-розыскной деятельности, их исчисление, действие, продление и восстановление

Понятие сроков в ОРД, их нормативное определение и классификация.

Под сроками в ОРД (оперативно-розыскным сроками) понимают установленные оперативно-розыскным законодательством временные пределы (границы), в течение которых могут и должны действовать решения и (или) совершаться ОРМ, меры оперативно-розыскного пресечения, другие поведенческие акты и в целом протекать ОРД.

Большинство оперативно-розыскных сроков предназначены для правового регулирования своевременности решений и действий оперативников (оперативных подразделений). Часть сроков определяет временные рамки деятельности других субъектов ОРД. Эти сроки установлены для подачи жалоб на действия и решения, касающиеся законных прав и интересов участников ОРД и др. Однако предназначение всех оперативно-розыскных сроков едино — обеспечить, во-первых, оперативность и эффективность решений и действий субъектов ОРД и, во-вторых, соблюсти конституционные права и свободы человека и гражданина. Правовые нормы, определяющие оперативно-розыскные сроки и наделяющие соответствующих субъектов ОРД правом устанавливать такие сроки, образуют один из правовых институтов оперативно-розыскного права.

Нормативно оперативно-розыскные сроки определены в оперативно-розыскном законодательстве. Кроме того, они могут устанавливаться в оперативно-розыскном контракте. Различают сроки:

  • непосредственно предусмотренные в ФЗ об ОРД;
  • указанные в законодательных актах, применяющихся в ОРД;
  • определенные в контракте, который оперативно-розыскной орган заключает с лицом, оказывающим конфиденциальное содействие;
  • установленные в нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов;
  • установленные в нормативных правовых актах других, кроме оперативно-розыскных, некоторых федеральных органов исполнительной власти (например, Минсвязи России).

В ФЗ об ОРД сроки непосредственно указаны в ч. 7 ст. 5, ч. 3 и 4 ст. 8, ч. 1 и 5 ст. 9, ч 5 ст. 16, ч. 6 ст. 18. Кроме того, некоторые сроки можно рассчитать путем толкования норм ФЗ об ОРД. Так, согласно ч. 3 ст. 23 было предложено Президенту РФ и поручено Правительству РФ привести их нормативные правовые акты в соответствие с ФЗ об ОРД. Разумеется, работа по упорядочиванию актов не может быть бессрочной. Среди многих законодательных актов, применяемых в ОРД и содержащих нормативные предписания о тех или иных сроках, — Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В нем изложены сроки обращения гражданина в соответствующий орган с жалобой. Нормы этого Закона в необходимом случае подлежат применению в системе с нормами ФЗ об ОРД. Так, вместе с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД, согласно которому лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокурору или в суд.

В контракте, который заключают согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД оперативно-розыскной орган и конфидент, могут оговорить различные сроки (прежде всего срок оказания конфиденциального содействия). Причем государство гарантирует конфидентам выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом (см. ч. 2 ст. 18). Эти гарантии распространяются и на обязательства, связанные с какими-либо сроками, предусмотренными контрактом.

В нормативных актах оперативно-розыскных органов могут устанавливаться сроки как проведения ОРМ, так и иные (сроки ведения дел оперативного учета и т.д.). Однако эти сроки не должны противоречить тем, которые непосредственно указаны в ФЗ об ОРД.

Классификация сроков в ОРД.

Известны различные критерии систематизации оперативно-розыскных сроков. Так, сроки различают в зависимости от: исчисления; фиксации (непосредственного отражения в ФЗ об ОРД или их определения иным способом); субъекта, который их определяет; регламентации ОРМ или иных действий либо решений.

Все сроки в ОРД условно можно разделить на две группы:

1) частично предусмотренные в ФЗ об ОРД и рассчитанные на все случаи возникновения однородных правоотношений, включая оперативно-розыскные. Так, согласно ч. 5 ст. 16 время выполнения должностными лицами оперативно-розыскных органов специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников этих органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении;

2) устанавливаемые оперативно-розыскными органами (оперативниками), осуществляющими оперативно-розыскное производство, а также иными должностными лицами (например, судьей) в рамках конкретных правоотношений. Исчисление сроков в ОРД. Оперативно-розыскные сроки исчисляются часами, сутками (днями), месяцами и годами (градация приводится на основе предписаний ФЗ об ОРД).

При исчислении сроков часами срок истекает в последнюю минуту последнего часа. При исчислении сроков сутками срок истекает в 12 ч ночи последних суток. При исчислении сроков месяцами срок истекает в соответствующее число месяца, а если он не имеет соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца (например, при вынесении постановления 31 декабря сроком на два месяца этот срок истечет 28 февраля).

При исчислении сроков годами срок истекает в последнее число 12-го месяца со дня начала исчисления срока.

Действие сроков в ОРД.

Особенность исчисления сроков в ОРД заключается в том, что начало течения исчисления срока и начало его исчисления не всегда совпадают. При исчислении сроков в соответствии с ФЗ об ОРД не принимаются в расчет те часы и сутки, которыми начинается течение срока (например, в случае вынесения судьей постановления об ограничении конституционного права гражданина в ходе проведения ОРМ не принимаются в расчет те час и день, в которые судья вынес соответствующее постановление).

Продление сроков в ОРД.

В ФЗ об ОРД предусмотрено только одно предписание, регламентирующее его продление. Так, согласно ч. 5 ст. 9 при необходимости продления срока действия постановления, разрешающего проведение ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, судья должен вынести судебное решение на основании вновь представленных материалов. Причем предел продлеваемого срока в ФЗ об ОРД не установлен.

В отличие от ФЗ об ОРД практике известны различные варианты продления сроков в ОРД. Это касается прежде всего сроков продления длящихся ОРМ, не требующих разрешения судьи, и сроков производства дел оперативного учета. Продление этих сроков требует вынесения специального решения, которое оформляется, как правило, соответствующим постановлением.

Восстановление срока в ОРД.

Восстановление срока означает восстановление права, утраченного в связи с пропуском срока на подачу жалобы.

Если срок, установленный законом для подачи жалоб, пропущен по уважительной причине (болезнь жалобщика, стихийное бедствие и т.д.), он восстанавливается постановлением соответствующего должностного лица (прокурора, судьи). Срок подачи жалобы не считается пропущенным, если она была сдана до истечения срока на узел почтовой связи. Время сдачи жалобы на почтовое предприятие определяется по штемпелю соответствующего почтового предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.172.3 (0.025 с.)