Общая характеристика обязательств по осуществлению безналичных расчетов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика обязательств по осуществлению безналичных расчетов



Безналичные расчеты - это отношения контрагентов по сделке и банка по поводу списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. В экономической литературе они считаются более рациональными и экономичными по сравнению с наличными.

Банки, обслуживающие плательщика и получателя, связаны между собой корреспондентскими отношениями (непосредственными, через Банк России в лице расчетно-кассового центра, или через третью кредитную организацию, в которой открыт корреспондентский счет банка-получателя).

Взаимоотношения сторон друг с другом и с кредитной организацией по поводу проведения расчетов зависят от выбранной сторонами формы расчетов. Выбор определенной формы расчетов зависит от многих факторов: договорных условий, вида товара, характера связей контрагентов и их местоположения, скорости оборота денежных средств и документов, финансового положения контрагентов, издержек обращения расчетных операций и т.д.

Оформление расчетов производится с помощью расчетных документов, которые подготавливаются и передаются в банк плательщиком или получателем и которые выполняют учетные и информационные функции.

41.Платежное поручение - это расчетный документ, оформленный на бланке установленной формы, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку (банку-эмитенту) о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение оформляется, как правило, в четырех экземплярах, один из которых возвращается плательщику со штампом банка и выполняет функцию расписки о приеме расчетного документа к исполнению.

При расчетах посредством платежного поручения банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на банковский счет указанного плательщиком лица в предусмотренный законом или договором срок (ст. 863 ГК РФ).

Обязанность банка-эмитента о проведении расчетов существует на основании заключенного договора банковского счета или банковского вклада. Поэтому он не может отказаться от исполнения платежного поручения, кроме случаев, указанных в законе:

· если содержание и форма платежного поручения не соответствует требованиям закона и банковских правил;

· если на счете плательщика нет средств.

Действия банка по исполнению платежного поручения состоят в перечислении указанной в нем денежной суммы в банк получателя для зачисления на счет, указанный в нем (ст. 865 ГК). Перечисление средств означает выполнение банком нескольких обязанностей:

1. по списанию суммы со счета плательщика и

2. по обеспечению перевода ее на счет получателя.

Данная обязанность считается исполненной не в момент надлежащего зачисления на корреспондентский счет банка получателя, а в момент зачисления на счет получателя, так как банк отвечает не только за свои действия, но и за действия субъектов, привлеченных им для осуществления расчетов (исполняющего банка, клирингового центра, органов связи, оказывающих банку услуги по передаче информации и др.). Обусловлено это тем, что плательщик связан договорными отношениями только с банком-эмитентом, поэтому другие лица перед ним не отвечают.

Отношения банка-эмитента с другими субъектами регулируются договорами между ними (о корреспондентских отношениях и др.). Исключение из этого правила предусмотрено п. 2 ст. 866 ГК: ответственность может быть возложена на исполняющий банк по усмотрению суда, если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения имело место по его вине.

Еще одной обязанностью банка является информирование плательщика по его требованию об исполнении поручения.

Платежные поручения могут использоваться для расчетов как юридических, так и физических лиц.

Расчеты по аккредитиву

Ст. 867 ГК РФ устанавливает, что при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется

произвести платежи получателю средств или

· оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо

· дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.

Расчеты по аккредитиву распространены на практике гораздо меньше, но считаются одной из наиболее приемлемых форм расчетов, обеспечивающих оплату товара только после его поставки ивысокую гарантию оплаты.

Аккредитивное правоотношение является сложным по своей структуре, так как состоит из нескольких правоотношений банка-эмитента с разными субъектами:

· с приказодателем (плательщиком),

· с исполняющим банком,

· с привлеченным банком,

· с бенефициаром (получателем средств).

Привлеченными называются банки, привлекаемые банком-эмитентом для осуществления расчетов. Это может быть авизующий банк (т.е. банк, передающий условия аккредитива), подтверждающий банк (т.е. исполняющий банк, по просьбе банка-эмитента подтверждающий безотзывной аккредитив, что означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж) и др.

Банком-эмитентом может быть как банк, в котором открыт счет плательщика, так и банк, в котором счета плательщика нет. Иными словами, договор банковского счета не является основанием возникновения аккредитивного обязательства.

Таким основанием выступает договор об открытии аккредитива - договор об оказании банковской услуги по поводу расчетов в форме аккредитива, предусматривающий обязательство банка-эмитента произвести платеж конкретному лицу при соблюдении последним определенных условий. Аккредитивный договор обособлен от основного договора. Так, банк не проверяет условия аккредитива на соответствие договору поставки и не может не исполнить его при обнаружившемся несоответствии.

Данный договор требует простой письменной формы, и на практике, как правило, заключается способом обмена документами. Офертой является заявление плательщика-приказодателя по форме банка об открытии аккредитива, а акцептом - выставление банком аккредитива на бланке установленной Банком России формы.

Выставление аккредитива является односторонней сделкой, порождающей обязанность банка произвести платеж, оплатить или акцептовать переводной вексель. Для расчетов по аккредитиву используется не банковский счет клиента, а открывается особый счет - аккредитивный, который часто в литературе называется аккредитивом. Но с правовой точки зрения данный термин имеет другое значение.

Аккредитив (от лат. аccredo - доверяю) - расчетный документ, устанавливающий условное обязательство банка произвести по поручению плательщика платеж при условии предъявления получателем определенного списка документов. Основным условием аккредитива является платеж против предоставления документов (таковыми могут быть счета-фактуры, реестры к ним, транспортные документы, страховые договоры, сертификаты качества и др.), поэтому эти документы должны быть индивидуализированы с максимально возможной полнотой. Банк может быть освобожден от ответственности, если произвел оплату по предоставлении документов с теми же названиями, которые были указаны в аккредитиве, содержание и другие реквизиты которых не совпали с ожиданиями плательщика, но не уточнялись в договоре об аккредитиве. Банк проверяет только внешние признаки документов, оговоренные в договоре. При отказе от оплаты банк информирует получателя и банк-эмитент с указанием причин отказа.

Таким образом, общую последовательность действий при расчетах по аккредитиву можно представить следующим образом:

1. подача заявления об открытии аккредитива;

2. составление банком аккредитива;

3. зачисление исполняющим банком средств на открытый для расчетов по аккредитиву отдельный лицевой счет балансового счета "Аккредитивы к оплате" (при покрытом аккредитиве) или "Гарантии, поручительства, полученные банком" (при непокрытом аккредитиве);

4. уведомление получателя об открытии аккредитива;

5. выполнение получателем действий по исполнению своих обязательств по основному договору;

6. предоставление получателем документов, предусмотренных в аккредитиве;

7. проверка соответствия представленных документов аккредитиву;

8. списание исполняющим банком средств с аккредитивного счета и зачисление на расчетный счет получателя.

Законодательством предусмотрено несколько видов аккредитивов:

1) по характеру денежного обеспечения:

· покрытый (депонированный) - предполагает перечисление банком средств за счет плательщика или предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок аккредитива;

· непокрытый (гарантированный) - предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива.

2) по возможности отмены:

· отзывной аккредитив - может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. По общему правилу аккредитив является отзывным;

· безотзывной аккредитив - не может быть отменен без согласия получателя средств.

3) по способу исполнения:

· с платежом по предъявлении (немедленно после проверки документов);

· с рассрочкой платежа (в срок, указанный плательщиком);

· предусматривающий акцепт переводного векселя (получатель предъявляет в банк переводной вексель, в котором плательщиком указан подтверждающий банк или банк-эмитент и акцепт которого производится по результатам проверки документов);

· с негоциацией (банк обязуется купить (учесть, оплатить) переводной вексель при получении документов, составляющих условия аккредитива);

· револьверный - исполнение осуществляется по частям (применяется при отгрузке продукции частями).

Расчеты по инкассо

О практике рассмотрения споров, связанных с использованием инкассовой формы расчетов, см.Обзор Президиума ВАС РФ от 15 января 1999 г. N 39

При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (п. 1 ст. 874 ГК).

Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В отличие от описанных выше форм расчетов, при инкассовой операции инициатива по обращению в банк принадлежит не плательщику, а получателю средств, поэтому в международной практике данная форма получила название дебетового перевода. Банком-эмитентом в данном случае является не банк плательщика, а банк получателя.

Расчеты по инкассо применяются в случаях, предусмотренных:

· законом (например, по исполнительным документам, в случаях бесспорного порядка взыскания);

· договором между плательщиком и получателем.

Получатель обращается в банк с поручением направить требование о платеже в установленной форме плательщику. Форма требования зависит от выбранного сторонами вида расчетного документа.

При расчетах по инкассо применяются следующие расчетные документы:

1. платежное требование, требующее акцепта;

2. платежное требование, не требующее акцепта;

3. инкассовое поручение.

Помимо расчетного документа получатель предъявляет в банк и иные - инкассируемые документы (например, отгрузочные документы о поставке товара). Банк-эмитент, принимая документы, проверяет их полноту и соответствие установленной форме бланка.

При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

При отказе плательщика акцептовать документы они возвращаются в банк-эмитент с извещением о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Расчеты чеками

Расчеты чеками считаются самой удобной формой расчетов, так как подразумевают оплату после получения товара, предоставляя определенные гарантии платежа для продавца. Тем не менее, в Российской Федерации чеки не имеют такого широкого хождения, как за рубежом.

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (ст. 877 ГК). Она выдается чекодателем (покупателем по основному договору) чекодержателю (поставщику) в счет оплаты приобретенного товара (работ, услуг). Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Обязательство будет считаться исполненным только после того, как чекодержатель предъявит чек в банк, а последний произведет его оплату.

См. форму универсального стандартизированного чека, введенную в хозяйственный оборот РФпостановлениемПрезидиума ВС РФ от 13 января 1992 г. N 2174-I

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Для того чтобы расчеты чеками стали возможны, между чекодателем и банком должен быть заключен договор (о расчетах чеками, о чековом обслуживании, т.п.) либо соответствующее условие может быть включено в договор банковского счета. На основании этого договора чекодателю выдается чековая книжка, содержащая чеки, изготовленные по форме банка с учетом требований законодательства о реквизитах чека (ст. 878 ГК). На отдельном счете (депозите) может быть депонирована денежная сумма для оплаты чеков при их предъявлении.

Чек может быть оплачен только той кредитной организацией, которая выпустила его, за счет средств чекодателя при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом. Кроме того, чек используется в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских соглашений.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.

Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

Лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Чек предоставляет повышенные гарантии платежа и дополнительные преимущества, что обеспечивается:

1) его безотзывным характером (п. 3 ст. 877 ГК);

2) возможностями чека как ценной бумаги:

· платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля - поручительства третьего лица за платеж по чеку обязанным лицом (ст. 881 ГК);

· ордерный и предъявительский чеки могут быть переданы чекодержателем другому лицу. При этом индоссамент на плательщика имеет силу расписки за получение платежа, а совершенный плательщиком индоссамент считается недействительным (ст. 880 ГК);

· чек может быть передан чекодержателем в обслуживающий его банк для инкассирования (ст. 882 ГК);

· в случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель может предъявить требование об уплате суммы чека, своих издержек и процентов в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК к любому или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалисту, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность (ст. 885 ГК).

В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность.

42. Правовая основа рекламы

Основой законодательства о рекламе является ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения закона начали действовать с 1 января 2007 г.

Цели данного Федерального закона определены его первой статьей. Согласно указанной статье, закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, закон обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно ст. 4 ФЗ «О рекламе», законодатель признает приоритет данного закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Основные принципы рекламной деятельности:

· вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной;

· всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;

· никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества.

· огласно Международному кодексу рекламной практики Международной торговой палаты, реклама не должна:

· содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности;

· злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний;

· без обоснованных причин играть на чувстве страха, на суевериях и предрассудках;

· содержать ничего, что могло бы спровоцировать акты насилия;

· поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку;

· содержать заявлений и образов, которые непосредственно или косвенно, умышленно или по оплошности, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличений могут ввести в заблуждение потребителя, в частности, по отношению к таким характеристикам, как:

· характер, сорт, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления;

· ценность продукции и реально оплачиваемая цена;

· другие условия платежа, такие, как продажа в рассрочку, долгосрочная аренда, выплата по частям и продажа в кредит;

· доставка, обмен, возврат, ремонт и техническое обслуживание;

· гарантийные условия;

· авторские права и права промышленной собственности, такие, как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования;

· официальное признание или одобрение, присуждение медалей, призов и дипломов;

· размеры преимуществ в случае участия в благотворительных мероприятиях;

· содержать свидетельств или ссылок на них, если они не являются подлинными и не основаны на опыте лиц, их дающих. Не должны использоваться свидетельства или ссылки, которые устарели или уже неприменимы по другим причинам;

· содержать прямую либо косвенную клевету на любую фирму, промышленную или коммерческую деятельность (профессию) и на любую продукцию. Клеветой считается также попытка вызвать презрение или насмешку;

· содержать образы любых лиц (или ссылки на них), как частных, так и занимающих общественные посты, без получения от них предварительного согласия на это. Реклама также не должна без предварительного на то разрешения изображать собственность любого лица (или ссылаться на нее) способом, который может создать впечатление о подтверждении этим лицом содержания рекламы;

· необоснованно использовать наименования или аббревиатуры других фирм, компаний или организаций, а также престиж, присущий тому или иному лицу, товарному знаку или продукции другой фирмы;

· имитировать общую композицию, текст, лозунги, видеоряд, музыку, звуковые эффекты и другие элементы других реклам таким образом, при котором она может ввести в заблуждение или быть принята за другую рекламу;

· без оснований, объяснимых образовательными или социальными причинами, содержать изображения или любые описания опасных ситуаций, в которых проявляется пренебрежение мерами безопасности. Особенная осторожность должна проявляться в рекламе, предназначенной для детей и молодежи или изображающей их;

· злоупотреблять свойственной детям доверчивостью или отсутствием опыта у молодежи, а также злоупотреблять их чувством долга;

· содержать никаких заявлений и образов, способных нанести детям и молодежи физический или моральный вред, если реклама предназначена для них или способна оказать на них влияние;

· быть выполнена таким образом, чтобы само сравнение не могло оказаться вводящим в заблуждение, а также должна соответствовать правилам добросовестной конкуренции.

Поскольку реклама представляет собой сложную продукцию, предназначенную для самых разных групп потребителей, и служит для реализации широкого диапазона, функций, то и классифицировать ее весьма не просто. Удалось разделить рекламу на восемь основных категорий.

1. По составу целевой аудитории - сильно-, средне-, и слабосегментированная. В данном случае следует пояснить, что сегментация - это разделение потребительской аудитории на сегменты по характерным социальным, профессиональным и прочим признакам. Чем специфичнее товар или услуга, тем уже сегмент аудитории, среди которой они могут быть прорекламированы.

2. По целевому воздействию - коммерческая (товарно-сервисная) и некоммерческая (политическая и социальная). Коммерческая реклама служит для создания, поддержания и наращивания спроса на определенные наименования продукции, создания наилучших условий для их реализации потребителям. Некоммерческая реклама может распространяться для привлечения внимания и создания на этой основе позитивного образа предпринимателя, предприятия, группы предприятий и даже целой отрасли.

3. По широте распространения - глобальная, общенациональная, региональная, местная. Глобальная реклама - это стремительное развитие процесса глобализации экономики в целом. Интерактивные видеосюжеты, транс мировое радио и спутниковое телевидение, все охватывающий интернет, иные новейшие средства коммуникации. Три другие вида рекламы предназначены для «рекламной обработки» населения в границах отдельно взятого государства, области, штата, города, поселка, наконец, микрорайона или квартала.

4. По способу передачи - печатная, электронная, внешняя.

5. По способу исполнения - текстовая, визуальная, текстово - визуальная. Текстовая реклама подразделяется на простую и сложную, а визуальная на статистическую и динамическую. Простая текстовая реклама - обычное объявление. Сложная текстовая реклама включает в себя набор обязательных компонентов - заголовок, подзаголовок, основной текстовый модуль, слоган и т.п. Примером статистической рекламы может послужить соответствующее фотоизображение или рисунок, а динамической - видеоклип, компьютерная анимация.

6. По методу воздействия - прямая и косвенная. Прямая реклама - Это реклама, ставящая нас перед фактом: вот продукт, извольте приобрести. Цена такая-то, телефон такой-то… Косвенная реклама - явление иного рода. Она действует, почти что, на подсознательном уровне. И мы, не замечая того, поддаемся, впитывая рекламную информацию постепенно.

7. По способу обращения - безличная и персонифицированная. В последнем случае, ее олицетворяют собой известные личности, либо знатоки рекламируемого предмета, либо сами потребители - то есть как раз те, к кому обращена реклама.

 

8. По способу оплаты - платная и бесплатная. Бесплатная реклама встречается редко. В большинстве случаев это общественная или социальная реклама, не преследующая коммерческих целей.

Общие требования к рекламе состоят в следующем.

· Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.

· Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.

Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

Специальные требования, предъявляемые к рекламе Специальные требования к рекламе установлены в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию. Законодательством установлен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения. Требования связаны прежде всего с видом продукции.

Специальные требования, предъявляемые к рекламе товаров

Требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков. Эти требования относятся к содержанию рекламной продукции, способам, месту, форме ее размещения, лицам, рекламирующим алкогольную продукцию. Законом установлено, что реклама этой продукции не должна создавать у потребителей рекламы впечатление о том, что употребление алкоголя - залог достижения успеха.

Требования, предъявляемые к рекламе отдельных видов услуг

Требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг. Российское законодательство содержит специальные требования, предъявляемые к банкам, финансовым, страховым и инвестиционным организациям, а также иным юридическим лицам, привлекающим средства граждан и юридических лиц.

Требования, предъявляемые к рекламе деятельности по организации азартных игр и пари Законодательством определены требования, устанавливающие ограничения по рекламе такой деятельности.

Требования, предъявляемые к способам размещения рекламы Рекламная информация может доводиться до потребителей через периодическую печать, путем размещения в радио- и телепрограммах, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании. Реклама может размещаться на стендах, световых табло и тому подобных технических средствах - так называемая наружная реклама. Возможно распространение рекламы на транспортных средствах и на почтовых отправлениях. В отношении каждого способа размещения рекламы предусмотрено специальное правовое регулирование.

Требования, предъявляемые к рекламе, обращенной к несовершеннолетним

Эти требования установлены Законом "О рекламе" и направлены на защиту интересов несовершеннолетних. В ст. 20 Закона предусмотрено, что при производстве, размещении и распространении рекламы не допускаются: - дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; - внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары; - привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект; - размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; - преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних; - создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетних.

43. Правовое регулирование конкуренции

Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, связанные с объектами исключительных прав, попадают в сферу его применения тогда, когда использование данных объектов направлено на ограничение конкуренции. На услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, Закон распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, являются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях".

Наряду с законами, правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных нормативных актов. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены мероприятия по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 годах. Большую роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа.

Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ "О недрах", ст. 32 Федераль-ногс^закона "О банках и банковской деятельности", ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ст. 15, 17, 20 Федерального закона "О связи" и другие акты.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые

1. направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,

2. противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и

3. причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции").

Она представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав и (или) наносит ущерб потребителям.

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им - их права защищаются потребительским законодательством.

Добросовестность хозяйствующего субъекта проявляется в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.

Признаки недобросовестной конкуренции:

· в отличие от монополистической деятельности может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения (бездействия) не предусмотрена;

· данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям до­бропорядочности, разумности, справедливости;

· целью активных действий субъектов недобросовестной конку­ренции является приобретение преимуществ в предприниматель­ский деятельности;

· в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации (причем, достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции).

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лицсвоим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами мо



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.023 с.)