Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности 2. Цели и признаки оперативно-розыскной деятельности 3. Задачи оперативно-розыскной деятельности 4. Функции оперативно-розыскной деятельности Ключевые слова: оперативно розыскная деятельность В статье 1 Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" приводится следующее определение оперативно-розыскной деятельности: Оперативно розыскная деятельность - это научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, другими законами и нормативно-правовыми актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. При этом законодатель в примечании уточняет, что под термином "граждане" следует понимать граждан Республики Казахстан, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно пребывающих на территории республики. В определении подчеркивается правовая и научная обоснованность системы гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, ограничивается круг субъектов ОРД, указываются ее цели. В соответствии с этой статьей оперативно-розыскная деятельность это прежде всего система мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами. Эти мероприятия перечислены в статье 11, а органы, уполномоченные их проводить, в статье 6 Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности". Цели оперативно-розыскных мероприятий сформулированы в Законе в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан и включают в себя: - защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства; - защиту собственности (государственной, частной); - обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. Следует отметить, что если первые две цели сформулированы в Законе достаточно четко, то формулировка третьей представляется не совсем точной. Во-первых, разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств против Республики Казахстан в соответствии с уголовным законодательством нашего государства уже сама по себе является противоправной (преступной), и выделять ее дополнительно нет ни какой необходимости. Во-вторых, говорить о преступных посягательствах против Республики Казахстан международных организаций или их специальных служб, по крайней мере, некорректно. Деятельность подавляющего большинства международных организаций направлена на благие цели и ни в коем случае не является преступной. Более правильно было бы сказать о противоправной деятельности, направленной против Республики Казахстан, международных, а также других преступных организаций, осуществляемой с территории Казахстана и зарубежных государств. Но поскольку эта деятельность является противоправной, то необходимости ее отдельного выделения, так же как и деятельности специальных служб иностранных государств, не существует. Кроме того, в изложенной в Законе формулировке третьей цели оперативно-розыскной деятельности упущены отдельные лица, которые, не являясь сотрудниками или агентами специальных служб иностранных государств, а также участниками каких-либо преступных организаций, могут осуществлять противоправную деятельность против Республики Казахстан. С учетом сказанного, формулировку третьей цели оперативно-розыскной деятельности можно было бы ограничить только ее первой частью и определить в следующем виде: обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данная формулировка предусматривает защиту общества и государства от преступных действий против Республики Казахстан специальных служб иностранных государств, международных и других преступных организаций, а также отдельных лиц. Кстати сказать, в Законе Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" приводится именно такая формулировка одной из целей ОРД, что подтверждает правильность приведенных выше рассуждений. В то же время в соответствии с Законом Республики Казахстан "О национальной безопасности" 1998 года национальная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз, а национальные интересы включают в себя политические, экономические, социальные и другие потребности Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов. Поскольку безопасность общества и безопасность государства являются составляющими элементами национальной безопасности, ограничивать цель оперативно-розыскной деятельности только защитой общества и государства от преступных посягательств, то есть правоохранительной функцией, видимо, не совсем верно. Эта деятельность должна быть также направлена на содействие присущими ей методами, силами и средствами государственным и общественным институтам в обеспечении указанных выше потребностей Республики Казахстан. Более того, Закон об ОРД предусматривает такую специальную функцию оперативно-розыскной деятельности, что нашло свое отражение, в частности, в статье 2 Закона, в которой перечисляется целый ряд задач, не связанных или лишь частично связанных с правоохранительной функцией ОРД. Например, задача содействия в укреплении экономического и оборонного потенциала государства, задача по обеспечению безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц, задача по обеспечению охраны государственной границы. В связи с этим еще более правильным было бы изложить формулировку третей цели оперативно-розыскной деятельности следующим образом: обеспечение безопасности общества и государства. Мероприятия, осуществляемые в оперативно-розыскной деятельности, составляют сущность этой деятельности и подразделяются, прежде всего, на гласные и негласные. Гласные - это мероприятия, проводимые открыто, без применения специальных (секретных) средств, методов и приемов. Негласные -это мероприятия, осуществляемые скрытно от объектов, в отношении которых они проводятся, а также от окружения, с использованием специальных (секретных) сил, средств, методов и приемов. Кроме того, мероприятия в соответствии с Законом об ОРД делятся на: - оперативно-розыскные (общие и специальные, статья 11 Закона; будут рассмотрены в главе 6 настоящего пособия); - организационные (направленные на организацию оперативно-розыскной деятельности, в первую очередь, создание и совершенствование нормативной правовой базы ОРД); - управленческие (обеспечивающие управление оперативно-розыскной деятельностью). Следует сказать, что в соответствии с теорией управления более верно было бы не разделять мероприятия на организационные и управленческие, а говорить только об управленческих мероприятиях, так как функция управления включает в себя и организационную функцию. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что какого-либо научного обоснования системы оперативно-розыскных мероприятий, о котором говорится в статье 1 Закона об ОРД, в настоящее время не существует, можно следующим образом сформулировать уточненное понятие оперативно-розыскной деятельности: Оперативно-розыскная деятельность - это система гласных, и негласных оперативно-розыскных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом об ОРД, другими законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.
Лекция 3. Тема: Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона План: 1. Понятие оперативно-розыскного закона 1. Действие оперативно-розыскного закона во времени 2. Оперативно-розыскного закона в пространстве 3. Оперативно-розыскного закона кругу лиц 4. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды. Ключевые слова: оперативно-розыскной закон Законодательство в области оперативно-розыскной деятельности (иначе – оперативно-розыскное законодательство), понимаемое в “узком” смысле слова; Оперативно-розыскное законодательство в “узком” смысле слова – это совокупность которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий. Оперативно-розыскное законодательство в “широком” смысле слова – это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Правовая система оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая – к подзаконным актам. В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях. Базовый, фундаментальный источник правового регулирования ОРД – это Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995года. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РК. Оперативным сотрудникам и другим правоприменителям следует знать, что в казахстанском законодательстве предусмотрена система защитных нормативно-правовых мер, направленных на недопущение разглашения тайны личной жизни граждан и некоторых видов профессиональной тайны. Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности – это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей казахстанского права. При исследовании пределов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности нельзя не опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ по крайне мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности; во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения. Факторы, обуславливающие пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т.е. общественные отношения, подлежащие регулированию и упорядочению. В теории права определено, что возможно урегулировать все виды общественных отношений в онтологическом срезе и что потенциально пределы регулирования возрастают по мере изменения в различных сферах жизни соотношения объективного и волевого в пользу последнего. Следовательно, вся оперативно-розыскная деятельность (понимаемая как в “широком”, так и в “узком” смысле слова) вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя. Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения. То есть сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения человека в каждой данной типовой ситуации. Третьим фактором, определяющим пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом. Лекция 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.012 с.) |