Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности

Поиск

План: 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

2. Цели и признаки оперативно-розыскной деятельности

3. Задачи оперативно-розыскной деятельности

4. Функции оперативно-розыскной деятельности

Ключевые слова: оперативно розыскная деятельность

В статье 1 Закона Республики Казахстан "Об оператив­но-розыскной деятельности" приводится следующее определе­ние оперативно-розыскной деятельности:

Оперативно розыскная деятельность - это научно обос­нованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществ­ляемых в соответствии с Конституцией Республики Казах­стан, настоящим Законом, другими законами и нормативно-правовыми актами Республики Казахстан специально уполно­моченными государственными органами в пределах своей ком­петенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и за­конных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных пося­гательств, а также от разведывательно-подрывной деятель­ности специальных служб иностранных государств и между­народных организаций.

При этом законодатель в примечании уточняет, что под термином "граждане" следует понимать граждан Республики Казахстан, лиц без гражданства и иностранных граждан, по­стоянно или временно пребывающих на территории республи­ки.

В определении подчеркивается правовая и научная обос­нованность системы гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, ограничивается круг субъектов ОРД, указываются ее цели.

В соответствии с этой статьей оперативно-розыскная деятельность это прежде всего система мероприятий, осу­ществляемых специально уполномоченными государст­венными органами. Эти мероприятия перечислены в статье 11, а органы, уполномоченные их проводить, в статье 6 Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельно­сти".

Цели оперативно-розыскных мероприятий сформулиро­ваны в Законе в соответствии с положениями Конституции

Республики Казахстан и включают в себя:

- защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных инте­ресов граждан Республики Казахстан, постоянно проживаю­щих или временно пребывающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства;

- защиту собственности (государственной, частной);

- обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных го­сударств и международных организаций.

Следует отметить, что если первые две цели сформули­рованы в Законе достаточно четко, то формулировка третьей представляется не совсем точной.

Во-первых, разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств против Республи­ки Казахстан в соответствии с уголовным законодательством нашего государства уже сама по себе является противоправной (преступной), и выделять ее дополнительно нет ни какой необ­ходимости.

Во-вторых, говорить о преступных посягательствах про­тив Республики Казахстан международных организаций или их специальных служб, по крайней мере, некорректно. Деятель­ность подавляющего большинства международных организа­ций направлена на благие цели и ни в коем случае не является преступной. Более правильно было бы сказать о противоправ­ной деятельности, направленной против Республики Казах­стан, международных, а также других преступных организа­ций, осуществляемой с территории Казахстана и зарубежных государств. Но поскольку эта деятельность является противо­правной, то необходимости ее отдельного выделения, так же как и деятельности специальных служб иностранных госу­дарств, не существует.

Кроме того, в изложенной в Законе формулировке треть­ей цели оперативно-розыскной деятельности упущены от­дельные лица, которые, не являясь сотрудниками или агентами специальных служб иностранных государств, а также участни­ками каких-либо преступных организаций, могут осуществлять противоправную деятельность против Республики Казахстан.

С учетом сказанного, формулировку третьей цели опера­тивно-розыскной деятельности можно было бы ограничить только ее первой частью и определить в следующем виде: обеспечение безопасности общества и государства от пре­ступных посягательств. Данная формулировка предусматри­вает защиту общества и государства от преступных действий против Республики Казахстан специальных служб иностран­ных государств, международных и других преступных органи­заций, а также отдельных лиц. Кстати сказать, в Законе Рос­сийской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" приводится именно такая формулировка одной из целей ОРД, что подтверждает правильность приведенных выше рассужде­ний.

В то же время в соответствии с Законом Республики Ка­захстан "О национальной безопасности" 1998 года националь­ная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз, а на­циональные интересы включают в себя политические, эконо­мические, социальные и другие потребности Республики Ка­захстан, от реализации которых зависит способность государ­ства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основопола­гающих государственных институтов. Поскольку безопасность общества и безопасность государства являются составляющи­ми элементами национальной безопасности, ограничивать цель оперативно-розыскной деятельности только защитой общества и государства от преступных посягательств, то есть правоохра­нительной функцией, видимо, не совсем верно. Эта деятель­ность должна быть также направлена на содействие присущи­ми ей методами, силами и средствами государственным и об­щественным институтам в обеспечении указанных выше по­требностей Республики Казахстан. Более того, Закон об ОРД предусматривает такую специальную функцию оперативно-розыскной деятельности, что нашло свое отражение, в частно­сти, в статье 2 Закона, в которой перечисляется целый ряд за­дач, не связанных или лишь частично связанных с правоохра­нительной функцией ОРД. Например, задача содействия в ук­реплении экономического и оборонного потенциала государства, задача по обеспечению безопасности Президента Респуб­лики Казахстан и других охраняемых лиц, задача по обеспече­нию охраны государственной границы. В связи с этим еще более правильным было бы изложить формулировку третей цели оперативно-розыскной деятельности следующим обра­зом: обеспечение безопасности общества и государства.

Мероприятия, осуществляемые в оперативно-розыскной деятельности, составляют сущность этой деятельности и под­разделяются, прежде всего, на гласные и негласные. Гласные - это мероприятия, проводимые открыто, без применения специ­альных (секретных) средств, методов и приемов. Негласные -это мероприятия, осуществляемые скрытно от объектов, в от­ношении которых они проводятся, а также от окружения, с ис­пользованием специальных (секретных) сил, средств, методов и приемов.

Кроме того, мероприятия в соответствии с Законом об ОРД делятся на:

- оперативно-розыскные (общие и специальные, статья 11 Закона; будут рассмотрены в главе 6 настоящего пособия);

- организационные (направленные на организацию опе­ративно-розыскной деятельности, в первую очередь, создание и совершенствование нормативной правовой базы ОРД);

- управленческие (обеспечивающие управление опера­тивно-розыскной деятельностью).

Следует сказать, что в соответствии с теорией управле­ния более верно было бы не разделять мероприятия на органи­зационные и управленческие, а говорить только об управлен­ческих мероприятиях, так как функция управления включает в себя и организационную функцию.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что какого-либо научного обоснования системы оперативно-розыскных мероприятий, о котором говорится в статье 1 Зако­на об ОРД, в настоящее время не существует, можно следую­щим образом сформулировать уточненное понятие оператив­но-розыскной деятельности:

Оперативно-розыскная деятельность - это система гласных, и негласных оперативно-розыскных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом об ОРД, другими закона­ми и нормативными правовыми актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.

 

 

Лекция 3.

Тема: Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона

План: 1. Понятие оперативно-розыскного закона

1. Действие оперативно-розыскного закона во времени

2. Оперативно-розыскного закона в пространстве

3. Оперативно-розыскного закона кругу лиц

4. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды.

Ключевые слова: оперативно-розыскной закон

Законодательство в области оперативно-розыскной деятельности (иначе – оперативно-розыскное законодательство), понимаемое в “узком” смысле слова;

Оперативно-розыскное законодательство в “узком” смысле слова – это совокупность которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий.

Оперативно-розыскное законодательство в “широком” смысле слова – это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт.

Правовая система оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая – к подзаконным актам.

В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях. Базовый, фундаментальный источник правового регулирования ОРД – это Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995года. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РК.

Оперативным сотрудникам и другим правоприменителям следует знать, что в казахстанском законодательстве предусмотрена система защитных нормативно-правовых мер, направленных на недопущение разглашения тайны личной жизни граждан и некоторых видов профессиональной тайны.

Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности – это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей казахстанского права.

При исследовании пределов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности нельзя не опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ по крайне мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств:

во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности;

во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.

Факторы, обуславливающие пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т.е. общественные отношения, подлежащие регулированию и упорядочению. В теории права определено, что возможно урегулировать все виды общественных отношений в онтологическом срезе и что потенциально пределы регулирования возрастают по мере изменения в различных сферах жизни соотношения объективного и волевого в пользу последнего. Следовательно, вся оперативно-розыскная деятельность (понимаемая как в “широком”, так и в “узком” смысле слова) вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя.

Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения. То есть сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения человека в каждой данной типовой ситуации.

Третьим фактором, определяющим пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.

Лекция 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.007 с.)