Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Результаты оперативно-розыскной деятельности и порядок их использование

Поиск

План: 1.Понятие и виды результатов оперативно-розыскной деятельности

2. Направления и общий порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности

3. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности, предоставляемых органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Ключевые слова: результатов оперативно-розыскной деятельности

Понятие результатов оперативно-розыскной деятельно­сти однозначной трактовки в научной и учебной литературе не имеет. Наиболее распространена трактовка, в соответствки с которой под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в уста­новленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавли­ваемого, совершаемого или совершенного преступления, о ли­цах, подготавливающих, совершающих или совершивших пра­вонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести про­павших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства.

Однако, данная трактовка представляет результаты ОРД лишь в узком смысле, а именно как фактические данные (сведения, документы, предметы), полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целом ОРД, имеющие значение для решения задач ОРД.

В то же время, результаты ОРД далеко не всегда нахо­дят выражение в конкретных полученных в ходе ОРМ мате­риалах и данных, которые можно было бы увидеть, прочитать и т.д. Например, оказание содействия руководству страны в осуществлении важного политического мероприятия, вынуж-дение объекта отказаться от преступных намерений представ­ляют собой существенные результаты ОРД не являясь при этом какими-либо материалами и данными. Отсюда вытекает, что результаты оперативно-розыскной деятельности следует рассматривать не только в узком, но и в широком смысле, а именно как степень решенности одной или нескольких задач орд.

Таким образом, результаты ОРД могут находить свое практическое отражение в следующих видах:

1) Необходимые для решения задач ОРД: - сведения;

ОРД:

- документы;

- предметы.

2) Достигнутые в результате воздействия на объектов

- выгодные нам решения и действия объектов ОРД;

- желательные для нас ситуации (в политической, эко­номической, оперативной и других областях).

Результаты ОРД излагаются или отражаются в оператив­но-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.) К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведе­нии ОРМ. В частности, в случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий (ОТМ) результаты ОРД могут быть зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кино­лентах, фотопленках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

В зависимости от содержательности и целесообразности дальнейшего использования результаты оперативно-розыскной деятельности проходят соответствующее оформление и при­общаются к делам оперативного документирования (учета), уголовным делам, делам об административных правонаруше­ниях или отражаются в них в виде справок и других докумен­тов. Направления и общий порядок использования ре­зультатов ОРД

Закон Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" рассматривает результаты оперативно-розыскной деятельности только в узком смысле, как опреде­ленные материалы, данные, имеющие значение для ОРД и следствия. В соответствии с этим в нем излагается и порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельно­сти. В частности, в статье 14 Закона об ОРД говорится, что материалы, полученные в процессе оперативно-розыскной дея­тельности, могут быть использованы:

- для подготовки и осуществления следственных дейст­вий;

- для проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению пресечению и раскрытию преступлений;

- в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки и оформления в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Следует сказать, что указанный перечень возможного использования результатов оперативно-розыскной деятельно­сти является неполным даже при понимании результатов лишь в узком смысле, так как отражает только задачи правоохрани­тельной функции и игнорирует задачи специальной функции ОРД. В соответствии с этим, на взгляд автора, он должен быть дополнен следующими пунктами:

- для подготовки информации Президенту и другим ин­станциям;

- для подготовки и осуществления мероприятий по ока­занию содействия руководству страны в проведении политиче­ской и экономической деятельности как внутри государства, так и за его пределами;

- в мероприятиях по обеспечению безопасности Прези­дента и других охраняемых лиц;

- в мероприятиях по оперативному обеспечению охраны государственной границы;

- в мероприятиях по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;

- в мероприятиях по сохранности сведений, составляю­щих государственную и другую охраняемую законом тайну; содействия предприятиям, учреждениям и организациям в за­щите коммерческой тайны.

Материалы, полученные в результате проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, до облечения их в форму, пре­дусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный про­цесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интере­сов физических и юридических лиц.

Не подлежат разглашению сведения об организации опе­ративно-розыскной деятельности, конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, источниках и способах получения информации, составляющие государственную или иную охра­няемую законом тайну, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством, а также сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан.

За разглашение сведений об оперативно-розыскной дея­тельности лица, которым они стали известны в результате вы­полнения профессиональных обязанностей, несут ответствен­ность, предусмотренную законодательством Республики Ка­захстан.

В зависимости от того, каким образом предполагается использовать результаты ОРД, они должны отвечать опреде­ленным требованиям и быть соответствующим образом оформлены.

Порядок использования результатов ОРД, пред­ставляемых органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Результаты ОРД, представляемые органу дознания, сле­дователю, прокурору или в суд, в зависимости от предполагае­мых для решения с их помощью задач должны отвечать ряду требований.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Сысалов М.П. Оперативная розыскная деятельность в РК. Учебное пособие. – Алматы: «Данекер», 2002.-380с.

2. Сысалов М.П. Теория оперативно-розыскной деятельности в РК. Монография.- Алматы: «Данекер», 2003.-326с.

3. Паташков С.В., Чекин Ж.М., Каймулдинов Е.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие.-Алматы: Юный полиграфист, 2002.

4. Плетнев В.С. Основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций.- Алматы: КазГЮУ, 2002.

5. Гинзбург А.Я., Григорьев В.И., Алесковский С.Ю., Основы оперативно-розыскной деятельности,- Алматы: Гуманитарный институт им. Д.А. Кунаева, 1999.

Дополнительная литература:

6. Громов Н.А., Пономоренков В.А., Гущин А.Н., Франциферов Ю.В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие.- М.: Издательство ПРИОР,2001

7. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. – Свердловск,1987

8. Краткая сыскная энциклопедия. Сост. А.Ю. Шумилов. -М.: Издатель Шумилова И.И.,2000.-227с.

9. Криминалистика/ Под ред.В.А. Образцова.- М.: «Юристъ», 1997-760с.

10. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность-необходимость и законность.- Н. Новгород, 1997.

11. Махинин В.И. Основы управление в органах безопасности: Учебник / Отв. Ред. Б.С. Тетерин.- М.: Издатель Шумилова И.И., 2001.-183с.

12. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М.: Юридическая литература, 1996.

13. Шумилов А.Ю. Направление совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. -М.: Издатель Шумилова И.И.,1998.

14. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России.- М.: Издатель Шумилова И.И., 1997.

15. Нурахметов Т.Н. Проблемы нравственности в деятельности сотрудников органов национальной безопасности. -Алматы: “Жеті Жарғы”,1996.

16. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов/ Под ред. В.Б. Рушайло.- СПб.: Издательство «Лань», 2001.-720с.

17. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Учебно-практическое пособие / Под общей редакцией В.В. Черникова,В.Я.Кикотя.

18. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений. Монография.- М.: Мир безопасности, 2000.160с.

19. Столяренко А.Д. Основы психологии. – Ростов –на –Дону, 1997.

20. Практика уголовного сыска. Научно- практический сборник/ Под редакцией А.И. Алексеева. Составитель – А. Ваксян- М.: Лига Разум, 1999

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Республики Казахстан. -Алматы: “Жеті Жарғы”,1996.

2.Закон Республики Казахстан “Об оперативно-розыскной деятельности”//Советы Казахстана от 18 октября 1994 г.

3. Указ Президента Республики Казахстан,имеющий силу закона, “ О Службе охраны Президента Республики Казахстан» от 21 декабря 1995г. №2483.- Алматы: “Жеті Жарғы”, 1995.

4. Указ Президента РК, имеющий силу закона “Об органах внутренних дел РК” от 21 декабря 1995 г. № 2707.- Алматы: “Жеті Жарғы”, 1995.

5. Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О прокуратуре РК» от 21 декабря 1995г. № 2709.- Алматы “Жеті Жарғы”, 1996

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.006 с.)