Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их виды и задачи

Поиск

 

С принятием Федерального закона «Об оперативно­розыскной деятельности» (далее в этой главе — Закон об ОРД) оперативно-розыскная деятельность была при­знана самостоятельной функцией уголовной юстиции и элементом уголовной политики государства при решении правоохранительных задач.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятель­ности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномочен­ных на то указанным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных меро­приятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения без­опасности общества и государства от преступных посяга­тельств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от орга­нон дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголов­ного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях иди действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, воен­ной, экономической или экологической безопасности Рос­сийской Федерации;

-установление имущества, подлежащего конфискации (Ст. 2 Закона об ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а так­же на принципах конспирации, сочетания гласных и не­гласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД).

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, Закон об ОРД, другие феде­ральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-ро­зыскную деятельность, издают в пределах своих полномо­чий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведе­ния оперативно-розыскных мероприятий.

Органы (должностные лица), осуществляющие опера­тивно-розыскную деятельность, при проведении оператив­но-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблю­дение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновен­ность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельно­сти проводятся следующие оперативно-розыскные меро­приятия:

1. опрос;

2. наведение справок;

3. сбор образцов для сравнительного исследования;

4. проверочная закупка;

5. исследование предметов и документов;

6. наблюдение;

7. отождествление личности;

8. обследование помещений, зданий, сооружений, участ­ков местности и транспортных средств;

9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10. прослушивание телефонных переговоров;

11. снятие информации с технических каналов связи;

12. оперативное внедрение;

13. контролируемая поставка;

14. оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных меро­приятий может быть изменен или дополнен только феде­ральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудио­запись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с кон­тролем почтовых отправлений, телеграфных и иных со­общений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собствен­ности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с техни­ческих каналов связи, проводятся с использованием опе­ративно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ в порядке, определяемом межведомствен­ными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность[145].

Должностные лица органов, осуществляющих оператив­но-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно­розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граж­дан с их согласия на гласной и негласной основе.

Законом об ОРД предусмотрены условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. В частности, про­слушивание телефонных и иных переговоров допускается голько в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых к совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

И соответствии со ст. 23 Конституции РФ, предусмо­тревшей ограничение тайны переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только на основании судебного решения, Законом об ОРД уста­новлены основания и порядок судебного рассмотрения ма­териалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты оперативно-розыскной деятельности мо­гут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оператив­но-розыскных мероприятий по выявлению, предупрежде­нию, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывших­ся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имуще­ства, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претенду­ющим на должность судьи, предусмотренных федеральны­ми законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуальиого законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД (ст. 11 Закона об ОРД).

Статьей 13 Закона об ОРД определены органы, осущест-И вляющие оперативно-розыскную деятельность. Так, на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) службы внешней разведки РФ;

6) ФСИН России;

7) органов по контролю за оборотом наркотических Я средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Минобороны России проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен я только федеральным законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными за­конами и федеральными законами, а прокурорский надзор осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.143 (0.008 с.)