Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, компетенцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из элементов гражданского общества является создание в Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека. Его деятельность регламентируется следующими нормами. Конституция РФ относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (п. «д» ч. 1 ст. 103). Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности определяет Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон об Уполномоченном по правам человека). Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоупргвления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Средствами, определенными указанным Законом, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области npaв человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека). Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, Законом об Уполномоченном по правам человека, другими законами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ (ст. 2 Закона об Уполномоченном по правам человека). Деятельность Уполномоченного дополняет существуют средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 Закона об Уполномоченном по правам человека). Введение режима чрезвычайного или военного положения та всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции (ст. 4 Закона об Уполномоченном по правам человека). Нa должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст. 6 Закона об Уполномоченном по правам человека). Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом ЭФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного (ст. 7 Закона об Уполномоченном по правам человека). Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести». Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги (ст. 9 Закона об Уполномоченном по правам человека). Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд (ст. 10 Закона об Уполномоченном по правам человека). Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного (ст. 11 Закона об Уполномоченном по правам человека). Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях: 1) нарушения требований ст. 11 Закона об Уполномоченном по правам человека; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой РФ также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 13 Закона об Уполномоченном по правам человека). Закон об Уполномоченном по правам человека подробно определяет компетенцию Уполномоченного. Он, в частности, рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (заявители) (ст. 15 Закона об Уполномоченном по правам человека). Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, но мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (ст. 17 Закона об Уполномоченном по правам человека). Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции (ст. 21 Закона об Уполномоченном по правам человека). При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25 Закона об Уполномоченном по правам человека). О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной Законом об Уполномоченном по правам человека (ст. 26 указанного Закона). Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 27 Закона об Уполномоченном по правам человека). До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия (ст. 28 Закона об Уполномоченном по правам человека). По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному (ст. 35 Закона об Уполномоченном по правам человека). Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ (ст. 37 Закона об Уполномоченном по правам человека). Местом постоянного нахождения Уполномоченного является г. Москва (ст. 42 Закона об Уполномоченном по правам человека). 17.2. Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ (на примере Свердловской области)
В соответствии с Уставом Свердловской области Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 28 сентября 2010 г. принят Закон Свердловской области № 72-03, которым устанавливаются правовой статус Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, порядок его назначения, вступления в должность и прекращения полномочий, порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, а также основы обеспечения его деятельности. Должность Уполномоченного по правам человека в Свердловской области учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностными лицами. Должность Уполномоченного по правам человека является государственной должностью Свердловской области. Уполномоченный по правам человека своей деятельностью дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина и взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и его представителями, с Уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области, уполномоченными по правам человека в других субъектах РФ, уполномоченными по правам ребенка в других субъектах РФ, общественной наблюдательной комиссией, образованной в Свердловской области. Уполномоченный по правам человека в пределах своих полномочий независим от государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностных лиц. Основными задачами Уполномоченного по правам человека являются: 1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина; 2) содействие беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина, а также восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина государственными органами Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностными лицами, а также содействие мерам по противодействию коррупции; 4) обеспечение в целях защиты прав и свобод человека и гражданина согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; 5) содействие государственным органам Свердловской области в защите прав и свобод человека и гражданина, а также в создании условий для развития институтов гражданского общества; 6) содействие совершенствованию законодательства РФ о правах и свободах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 7) правовое просвещение и разъяснение гражданам их нрав и свобод, форм и методов их защиты; 8) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона). Правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные законы, Устав Свердловской области, указанный Закон и другие законы Свердловской области. На должность Уполномоченного по правам человека может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, обладающий познаниями в сфере прав и свобод человека и гражданина, опытом их защиты и пользующийся доверием общественности. Уполномоченный по правам человека назначается Палатой представителей Законодательного Собрания Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на пять лет. Уполномоченный по правам человека вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: «Клянусь всеми силами защищать права и свободы человека и гражданина, быть беспристрастным и руководствоваться только законом и голосом совести». Деятельность Уполномоченного по правам человека осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, законности, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с государственными органами и органами местного самоуправления. К полномочиям Уполномоченного по правам человека относятся: 1) рассмотрение обращений граждан, в том числе жалоб на действия, бездействие или решения государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина; 2) направление заключений, содержащих предложения, подготовленных по результатам рассмотрения жалоб граждан, государственным органам Свердловской области и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностным лицам, допускающим нарушения прав и свобод человека и гражданина; осуществление других полномочий, предусмотренных федеральными законами, указанным Законом и другими законами Свердловской области. По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный по правам человека подготавливает и направляет государственному органу Свердловской области, органу местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, их должностным лицам, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченный по правам человека усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод. Копия указанного заключения направляется Уполномоченным по правам человека в вышестоящие органы либо вышестоящему должностному лицу. По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный по правам человека вправе: 1) предложить государственному органу Российской Федерации, государственному органу Свердловской области, должностные лица которых уполномочены в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Свердловской области составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным по правам человека усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 2) предложить работодателю, его представителю, представителю нанимателя рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным по правам человека усматриваются нарушения нрав и свобод человека и гражданина; 3) информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Государственные органы Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностные лица, получившие заключение Уполномоченного по правам человека, содержащее предложения о мерах но восстановлению нарушенных прав и свобод, обязаны в течение месяца со дня его получения рассмотреть заключение и направить Уполномоченному по правам человека письменный ответ о результатах рассмотрения заключения и принятых мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод. В случае если содержащиеся в заключении Уполномоченного по правам человека предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения. По результатам обобщения информации, содержащейся в жалобах граждан о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека совершает одно или несколько из следующих действий: 1) направляет государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам, обладающим правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в федеральные законы и (или) законы Свердловской области, если Уполномоченный по правам человека полагает, что действия, бездействие или решения, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение федеральных законов и (или) законов Свердловской области или в силу существующих пробелов в федеральных законах и (или) законах Свердловской области, а также если федеральные законы и (или) законы Свердловской области противоречат общепризнанным принципам и нормам международной! права, международным договорам РФ; 2) направляет государственным органам Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, их должностным лицам предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина и совершенствованию административных процедур, и другие действия. Контрольные вопросы и задания
1. Каково предназначение института Уполномоченного по правам человека? 2. Сделайте сравнительный анализ полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. 3. Каков порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Свердловской области? 4. Как разграничиваются полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Свердловской области с другими органами защиты прав и свобод человека и гражданина? 5. В чем особенности деятельности уполномоченного по правам человека по защите прав граждан? 6. Какие формы реагирования на нарушения прав человека у уполномоченного по правам человека? Рекомендуемая литература 1. Бойцова, В. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» / В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова. — М.: Норма, 1997. 2. Бойцова, В. В. Правовой статус омбудсмена в условиях современного общественного развития / В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова. — М., 1990. 3. Бойцова, В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. — М., 1996. 4. Комарова, В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской! Федерации // Государство и право. — 1999. — № 9. 5. Лебедев, А. И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. — 2000. — № 1. 6. Общая теория прав человека / рук. авт. колл, и отв. ред. д-р юрид. наук Е. А. Лукашева. — М.: НОРМА, 1996. 7. Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. — М., 1996. 8. Жаманева, Н. Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. — М., 1997. 9. Хаманева, Н. Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан. — М., 1998. 10. Хаманева, Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. — 1997. — № 9. 11. Цымбалова, Н. А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование // Государство и право. — 2000. — № 8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.008 с.) |