Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы организации и деятельности органов прокуратурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под принципами понимаются руководящие начала, положенные законодателем в основу регулирования организации и деятельности прокурорских органов при осуществлении ими своих полномочий. Данные принципы сформулированы в Конституции РФ (ст. 129), Законе о прокуратуре, других федеральных законах. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры подразделяются на три группы — общие, специфические прокурорские и отраслевые. Наличие первой группы принципов связано с тем, что прокуратура представляет собой часть государственного аппарата, и потому для ее организации и деятельности характерны наиболее общие принципы, определяющие организацию и деятельность государственного аппарата в целом. Однако каждой части государственного аппарата присущи свои особенности. Это относится и к прокуратуре, поскольку она выполняет специфическую надзорную функцию, что и обусловило наличие второй группы принципов, отражающих особенности организации и деятельности органов прокуратуры. Третью группу образуют специфические принципы того процесса, в котором прокурор принимает участие: принципы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса, административного процесса. К общим принципам относятся принципы законности и гласности. Принцип законности нашел отражение в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Исходя из этого принцип законности можно сформулировать как предъявляемое Конституцией РФ ко всем органам государства требование о строгом и точном исполнении законов. Принцип законности в деятельности прокуратуры имеет особую значимость, поскольку ее цели — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре). В деятельности прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю, определяющую назначение прокурорского надзора, и внутреннюю, обусловливающую подзаконность правовых средств его осуществления. Первая касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предприятиями. Эти отношения возникают и развиваются только в связи с исполнением ими законов, подзаконных актов. Единственно с точки зрения законов проводится прокурорская проверка действий организаций и граждан. Действия всех субъектов оцениваются прокурором в свете соответствия либо несоответствия их закону. Все иные критерии — целесообразность, справедливость, правильность в отрыве от законности при осуществлении надзора использоваться не могут, ибо законность представляет собой одновременно и целесообразность, и справедливость, и правильность. Принцип законности великолепно отражен в латинской формуле: «Pereat mundus et fiat justitia» (Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир). Внутренняя сторона принципа законности выражается в том, что органы прокуратуры сами обязаны соблюдать законы и руководствоваться ими. Принцип гласности нашел отражение в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, где говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Элементом гласности является создание в Генеральной прокуратуре Управления по взаимодействию со средствами массовой информации, а в прокуратурах субъектов РФ и приравненных прокуратурах — введение должности старшего помощника прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации. В соответствии с п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации Федерального Собрания РФ указанный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты. К специфическим (прокурорским) принципам относятся принципы независимости, централизации, единоначалия и единства. Принцип независимости заключается в том, что все полномочия прокурор реализует на основе внутреннего убеждения, руководствуясь требованиями правовых норм. Этот принцип закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, устанавливающем, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими I на территории РФ законами. Принципом независимости определяется правовое положение прокуратуры в системе государственных органов. Этот принцип двусторонен. Во-первых, прокуратура не подчиняется каким бы то ни было органам власти и управления (за исключением Федерального Собрания РФ и Президента РФ), что обеспечивается рядом гарантий: а) прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре); б) прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений (п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре); в) прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских органон или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным до- говором РФ или законодательством РФ (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре); г) воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона о прокуратуре); д) прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством (п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре). Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения (п. 3 ст. 5 Закона о прокуратуре). Во-вторых, прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы. Она осуществляет надзор, но не управление поднадзорными субъектами. Прокурор сам, за некоторыми исключениями, не вправе отменять их незаконные решения, а вправе лишь передать рассмотрение этого вопроса суду илииному специально уполномоченному субъекту. Принцип единства прокуратуры обусловливается тем, что прокуратура — единая федеральная централизованная система прокуратур. Создание и деятельность на территории РФ прокуратур, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается. Органы прокуратуры РФ характеризуются функциональным единством целей и задач, единством полномочий прокурора. Обеспечение единого понимания и применения законов на всей территории России предполагает построение прокуратуры на основе строгой централизации. Централизация и единство законности в организации прокуратуры неразрывны. Если принцип независимости отражает внешние отношения, складывающиеся при осуществлении прокурорами своих полномочий, то принцип централизации передает отношения внутренние, складывающиеся в системе самих прокурорских органов, а также отношения с органами, которым они подконтрольны. Обеспечение единого понимания и применения законов на территории всего государства обязательно предполагает построение прокуратуры на основе строгой централизации. Централизация применительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения — внутреннее и внешнее. Внешнее подчинение нашло отражение в ст. 129 Конституции РФ, предусмотревшей назначение Генерального прокурора Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Внутреннее подчинение касается самой прокурорской системы, где каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему и все прокуроры одному центральному органу — Генеральному прокурору РФ, который обеспечивает единство законности на территории всего государства. Внутренняя подчиненность осуществляется в руководстве, которое включает в себя: - принятие управленческих решений, дачу указаний нормативного и индивидуального характера, контроль их исполнения; - осуществление контроля за текущей работой нижестоящих органов; - устранение вскрытых недостатков, нарушений законности; решение кадровых вопросов. Таким образом, централизация — это подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим с общим подчинением их Генеральному прокурору РФ. Это предполагает и установление порядка назначения прокуроров — все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Принцип единоначалия связан со способом, которым управляется прокуратура. Управление может осуществляться в формах коллегиальной и единоличной. Законодатель здесь избрал единоначалие, так как оно в большей степени соответствует функциональному предназначению прокуратуры, обеспечивает законность и оперативность прокурорской деятельности. Вместе с тем в прокуратуре широко используется коллективный опыт. В Генеральной прокуратуре РФ, а также и прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах создаются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.007 с.) |