Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и развития арбитражных судов в России

Поиск

Органы по рассмотрению экономических споров в до­советский период. Возникавшие между участниками хо­зяйственных и торговых отношений споры еще в давние времена стали разрешаться арбитрами. Слово «арбитр» (лат. arbiter) означает «посредник», «третейский судья». «В Древнем Риме должности арбитров занимали умудрен­ные опытом старцы, и их деятельностью снискало себе сла­ву арбитражное правосудие»[105].

В России о судах для торгового сословия впервые упо­минается в Уставной грамоте князя Всеволода Мстиславо­вича (1135 г.), но не в качестве законодательного введения, а как указание на обычное общеизвестное установление[106]. Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества предпринял царь Алексей Михайлович в 1667 г.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Пе­тре Великом. Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях.

Указом Императора Николая I от 14 мая 1832 г. были ут­верждены Учреждение коммерческих судов и правила судо­производства для них — Устав торгового судопроизводства. Коммерческие суды были созданы в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.) и других городах России. Коммерческим судам были подведомствен­ны три категории дел (ст. 40, 43 Устава торгового судопро­изводства): 1) торговые дела на сумму свыше 150 руб. (под торговыми делами понимались иски, вытекающие из торговых отношений и сделок торгового оборота); 2) вексельные дела на сумму свыше 500 руб.; 3) дела о торговой несостоя­тельности (неоплата долгов, явившаяся результатом торговых операций лица, взявшего купеческое или промысловое свидетельство)[107].

В результате судебной реформы 1864 г. все торговые суды, за исключением коммерческих, были упразднены. Коммерческие суды остались лишь в столицах и Одессе. Востальных местностях дела, подведомственные коммер­ческим судам, разрешались общими судами.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 г.

Органы по разрешению хозяйственных споров в 1917— 1991 гг. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» коммерческие суды были упразднены, а все споры, возни­кающие между организациями, предприятиями и учреж­дениями, переданы на рассмотрение общих судов. Однако вскоре Декретом ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» было установлено, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Разногласия, возникавшие между предприятиями и организациями, раз­решались в административном порядке вышестоящими ор­ганами управления.

С развитием хозяйственных отношений в период новой экономической политики возникла необходимость в соз­дании специальных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Таки­ми органами стали арбитражные комиссии, образованные в 1922 г.[108] Дела в арбитражных комиссиях рассматривались коллегиально в составе трех членов комиссии, причем один из арбитров должен был быть юристом, второй — хозяй­ственным руководителем. Эта организационная процедура явилась истоком двойственной оценки природы арбитраж­ных комиссий: и как органов правосудия, и как органов хо­зяйственного управления[109].

Административные методы регулирования хозяйствен ных отношений в конце 1920-х гг. диктовали необходимое упразднения арбитражных комиссий. Постановлениями ЦИК от 13 декабря 1929 г. и СНК СССР от 4 марта 1931 г,были ликвидированы ведомственные и государственные арбитражные комиссии соответственно.

3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено первое Положение о государственном арбитражей установившее трехзвенную систему государственного арбитража: Государственный арбитраж при Совете Министром СССР; государственный арбитраж при советах министром союзных республик; государственный арбитраж при сове­тах министров автономных республик, областных, краевых, городских (в Москве и Ленинграде) советах.

В Положении указывалось, что государственный арбитраж учреждается для разрешения имущественных споров между предприятиями, организациями в направлении, обе­спечивающем укрепление договорной и плановой дисци­плины.

Ведомственные арбитражи предназначались для раз­решения преддоговорных и имущественных споров между организациями, входившими в состав одного ведомства, министерства, кооперативной системы. Ведомственный арбитраж по своему характеру являлся органом государ­ственного управления, а если он организовывался в составе} кооперативной системы — органом общественного управ­ления[110].

С принятием Конституции СССР 1977 г. арбитраж был признан конституционным органом. Организация и по­рядок деятельности органов государственного арбитража; стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР», а также Правилами рассмотрения хозяйственных споров, утвержденны­ми постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. Система органов государственного арбитража оста­лась прежней. Организация органов ведомственного арби­тража также не изменилась.

В правовой науке существовали разные взгляды на сущ­ность арбитража: его рассматривали как суд (особый, хо­зяйственный, специальный или третейский); как вспомогательное образование при органах государственного управлении; как орган государственного, хозяйственного или функционального управления; как орган руководства народным хозяйством; как орган, являющийся одновремен­но и судом, и органом управления[111]. Неясная правовая при­рода арбитража ставила перед специалистами задачу приведения ее в соответствие с какими-либо существующими структурами, выдвигались различные идеи о реорганиза­ции арбитража.

С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений к концу 80-х гг. XX в. возникла необходимость в создании взамен ведом­ственного и государственного арбитража независимой си­стемы специализированных арбитражных судов, приспосо­бленных для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собствен­ности.

Образование и развитие системы арбитражных судов и России. В 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесе­ны изменения, в соответствии с которыми органы государ­ственного и ведомственного арбитража преобразовывались н арбитражные суды. 4 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». С 1 октября 1991 г. арби­траж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство в арбитражном суде стало осуществляться по правилам, установленным АПК РФ.

Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении возникающих в процессе предприниматель­ской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоот­ношений в сфере управления с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей.

Систему арбитражных судов образовала Высший Ар­битражный Суд РСФСР; высшие арбитражные суды ре­спублик в составе РСФСР; краевые арбитражные суды; об­ластные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов.

Необходимость дальнейшего совершенствования арби­тражного процессуального законодательства и системы арбитражных судов привела к разработке и принятию АПК РФ и Закона об арбитражных судах. Система арбитражных судов России превратилась в трехзвенную — были созданы 10 федеральных арбитражных судов округов.

В 2002 г. был принят новый АПК РФ, значительно усо­вершенствовавший и более тщательно регулирующий по­рядок судопроизводства в арбитражных судах, учитыва­ющий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия[112].

4 июля 2003 г. был принят Федеральный конституцион­ный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражным судах в Российской Федерации”», согласно которому по­этапно должны были образовываться 20 арбитражных апелляционных судов в целях «обеспечения лучших усло­вий для судебной деятельности и независимости судей при осуществлении правосудия»[113].

6 декабря 2011 г. Федеральным конституционным зако­ном № 4-ФКЗ в систему арбитражных судов был включен специализированный арбитражный суд — Суд по интеллек­туальным правам, который должен быть образован не позд­нее 1 февраля 2013 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.54 (0.007 с.)