Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы становления и развития арбитражных судов в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Органы по рассмотрению экономических споров в досоветский период. Возникавшие между участниками хозяйственных и торговых отношений споры еще в давние времена стали разрешаться арбитрами. Слово «арбитр» (лат. arbiter) означает «посредник», «третейский судья». «В Древнем Риме должности арбитров занимали умудренные опытом старцы, и их деятельностью снискало себе славу арбитражное правосудие»[105]. В России о судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте князя Всеволода Мстиславовича (1135 г.), но не в качестве законодательного введения, а как указание на обычное общеизвестное установление[106]. Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества предпринял царь Алексей Михайлович в 1667 г. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом. Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. Указом Императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и правила судопроизводства для них — Устав торгового судопроизводства. Коммерческие суды были созданы в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.) и других городах России. Коммерческим судам были подведомственны три категории дел (ст. 40, 43 Устава торгового судопроизводства): 1) торговые дела на сумму свыше 150 руб. (под торговыми делами понимались иски, вытекающие из торговых отношений и сделок торгового оборота); 2) вексельные дела на сумму свыше 500 руб.; 3) дела о торговой несостоятельности (неоплата долгов, явившаяся результатом торговых операций лица, взявшего купеческое или промысловое свидетельство)[107]. В результате судебной реформы 1864 г. все торговые суды, за исключением коммерческих, были упразднены. Коммерческие суды остались лишь в столицах и Одессе. Востальных местностях дела, подведомственные коммерческим судам, разрешались общими судами. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 г. Органы по разрешению хозяйственных споров в 1917— 1991 гг. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» коммерческие суды были упразднены, а все споры, возникающие между организациями, предприятиями и учреждениями, переданы на рассмотрение общих судов. Однако вскоре Декретом ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» было установлено, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Разногласия, возникавшие между предприятиями и организациями, разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием хозяйственных отношений в период новой экономической политики возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, образованные в 1922 г.[108] Дела в арбитражных комиссиях рассматривались коллегиально в составе трех членов комиссии, причем один из арбитров должен был быть юристом, второй — хозяйственным руководителем. Эта организационная процедура явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия, и как органов хозяйственного управления[109]. Административные методы регулирования хозяйствен ных отношений в конце 1920-х гг. диктовали необходимое упразднения арбитражных комиссий. Постановлениями ЦИК от 13 декабря 1929 г. и СНК СССР от 4 марта 1931 г,были ликвидированы ведомственные и государственные арбитражные комиссии соответственно. 3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено первое Положение о государственном арбитражей установившее трехзвенную систему государственного арбитража: Государственный арбитраж при Совете Министром СССР; государственный арбитраж при советах министром союзных республик; государственный арбитраж при советах министров автономных республик, областных, краевых, городских (в Москве и Ленинграде) советах. В Положении указывалось, что государственный арбитраж учреждается для разрешения имущественных споров между предприятиями, организациями в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины. Ведомственные арбитражи предназначались для разрешения преддоговорных и имущественных споров между организациями, входившими в состав одного ведомства, министерства, кооперативной системы. Ведомственный арбитраж по своему характеру являлся органом государственного управления, а если он организовывался в составе} кооперативной системы — органом общественного управления[110]. С принятием Конституции СССР 1977 г. арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража; стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР», а также Правилами рассмотрения хозяйственных споров, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. Система органов государственного арбитража осталась прежней. Организация органов ведомственного арбитража также не изменилась. В правовой науке существовали разные взгляды на сущность арбитража: его рассматривали как суд (особый, хозяйственный, специальный или третейский); как вспомогательное образование при органах государственного управлении; как орган государственного, хозяйственного или функционального управления; как орган руководства народным хозяйством; как орган, являющийся одновременно и судом, и органом управления[111]. Неясная правовая природа арбитража ставила перед специалистами задачу приведения ее в соответствие с какими-либо существующими структурами, выдвигались различные идеи о реорганизации арбитража. С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений к концу 80-х гг. XX в. возникла необходимость в создании взамен ведомственного и государственного арбитража независимой системы специализированных арбитражных судов, приспособленных для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Образование и развитие системы арбитражных судов и России. В 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственного и ведомственного арбитража преобразовывались н арбитражные суды. 4 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». С 1 октября 1991 г. арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство в арбитражном суде стало осуществляться по правилам, установленным АПК РФ. Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей. Систему арбитражных судов образовала Высший Арбитражный Суд РСФСР; высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства и системы арбитражных судов привела к разработке и принятию АПК РФ и Закона об арбитражных судах. Система арбитражных судов России превратилась в трехзвенную — были созданы 10 федеральных арбитражных судов округов. В 2002 г. был принят новый АПК РФ, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия[112]. 4 июля 2003 г. был принят Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражным судах в Российской Федерации”», согласно которому поэтапно должны были образовываться 20 арбитражных апелляционных судов в целях «обеспечения лучших условий для судебной деятельности и независимости судей при осуществлении правосудия»[113]. 6 декабря 2011 г. Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ в систему арбитражных судов был включен специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам, который должен быть образован не позднее 1 февраля 2013 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.20.252 (0.007 с.) |