Органы дознания, их виды, задачу полномочия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы дознания, их виды, задачу полномочия



 

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания — государственные органы и должностные ПИца, уполномо­ченные в соответствии с УПК РФ осуществляхь дознание п другие процессуальные полномочия.

Согласно ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

1) органы внутренних дел РФ и входящие состав территориальные, в том числе линейные, управления (от­делы, отделения) полиции, органы по контролю оборо­том наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру меж­районные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной вл1СТИ1 наделенные н соответствии с федеральным законов полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ России, ФТС России, ФСКН России и т.д.);

2) органы ФССП России;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов,

4) органы государственного пожарного надзора феде­ральной противопожарной службы.

К полномочиям органов дознания отнесено:

1) осуществление предварительного расследования пре­ступлений в форме дознания по делам о Греступлениях не­большой и средней тяжести (это преступления которые наказание не превышает пяти лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела Доводятся преду­смотренные законом следственные дегСтвия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, Экспертизы и др.) п целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление.

Срок проведения — 30 суток со дня зозбуждения уго­ловного дела, но он может быть продлен прокурором до 30 суток, а в случаях, предусмотренных ст. 223 УПК РФ, до 6 месяцев или до 12 месяцев.

По окончании расследования составляется обвинитель­ный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы рас­следования передаются прокурором в cуд;

3) выполнение неотложных следственных действий по козбужденным уголовным делам с тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксацииследов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководите лю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и опера­тивно-розыскные мероприятия только по поручению следо­вателя.

По поручению следователя органами дознания произво­дятся отдельные следственные действия, ими исполняются его постановления о задержании, приводе, об аресте, о про­изводстве иных процессуальных действий.

Органы дознания обязаны оказывать следователю со­действие при осуществлении различных процессуальных действий.

Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:

- капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по делам о преступлениях, совер­шенных на этих судах;

- руководители геологоразведочных партий и зимо­вок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по делам о преступлениях, совершенных в местах нахожде­ния этих партий и зимовок;

- главы дипломатических представительств и кон­сульских учреждений РФ — по делам о преступлениях, со­вершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений.

Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлитель­но при появлении для этого реальной возможности.

Руководство дознанием осуществляет начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусмотрел также такую процессуальную фигуру, как начальник под­разделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное под­разделение, которое осуществляет предварительное рассле­дование в форме дознания), а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Начальник подразделения дознания по от­ношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство до­знания по уголовному делу; изымать уголовное дело у до­знавателя и передавать его другому дознавателю с обяза­тельным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостанов­лении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необо­снованных постановлений дознавателя об отказе в возбуж­дении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему произ- нодству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник под­разделения дознания вправе: проверять материалы уго­ловного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных дей­ствий, об избрании в отношении подозреваемого меры пре­сечения, о квалификации преступления и об объеме обви­нения.

Указания начальника подразделения дознания по уго­ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дозна­ния или прокурору материалы уголовного дела и письмен­ные возражения на указания начальника подразделения до­знания (ст. 40.1 УПК РФ).

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавате­ля начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведе­нию дознания на то лицо, которое проводило или проводит но данному уголовному делу оперативно-розыскные меро­приятия.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дозна­ния, согласие прокурора и (или) судебное решение; осу­ществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, дан­ные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознава­теля. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания про­курора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

13.3. Органы предварительного следствия: задачи и полномочия

 

Предварительное следствие представляет собой форму проводимого следователем расследования, состоящую в де­тальном, всестороннем и исчерпывающем исследовании фактических обстоятельств дела с последующей передачей уголовного дела в суд для наказания виновных лиц.

В форме предварительного следствия расследуются уго­ловные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета РФ:

- по делам о наиболее тяжких преступлениях (напри­мер, убийство, причинение смерти по неосторожности, до­ведение до самоубийства, похищение человека, изнасило­вания, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, террори­стический акт, бандитизм, должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности че­ловечества), а также дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депу­татами и специальными субъектами, указанными в ст. 447 УПК РФ;

- о преступлениях, совершенных должностными ли­цами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, таможенных органов, военнослужащими игражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, моинских формирований и органов в связи с исполнени­ем ими своих служебных обязанностей или совершенных и расположении части, соединения, учреждения, гарнизо­на, за исключением определенных законом случаев, а так­же- о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

- по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несо- иершеннолетних;

следователями Федеральной службы безопасности — но делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (например, террористи­ческий акт, организация незаконных вооруженных форми­рований или участие в них, государственная измена, шпио­наж, разглашение государственной тайны);

2) следователями органов внутренних дел — по делам о преступлениях против здоровья граждан, половой непри­косновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и обществен­ной нравственности и ряд других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, развратные действия, кража, мошенни­чество, грабеж, разбой, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов или сборов, организация пре­ступного сообщества, дача и получение взяток);

3) следователями ФСКН России — по делам о престу­плениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В соответствии с п. 41 ст. 5 и ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в преде­лах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Независимо от принадлежности к тоиу или иному ведомству следователи обладают равным объемом процес­суальных полномочий: возбуждать уголовное дело, прини­мать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход рас­следования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения илисогласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные пору­чения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об ис­полнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также по­лучать содействие при их осуществлении; обжаловать с со­гласия руководителя следственного органа решение проку­рора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для про­изводства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с требова­ниями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письмен­ные возражения руководителю следственного органа, кото­рый информирует об этом прокурора.

Для собирания и проверки доказательств следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмо­тры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

При производстве по уголовному делу задачами следо­вателя являются доказывание наличия события преступле­ния, виновности лица в совершении преступления, выяв­ление мотивов преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельств, необхо­димых для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения предварительного следствия — не бо­лее двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителем следствен­ного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного орга­на, — до трех месяцев, руководителем следственного орга­на по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, а также их за­местителями — до 12 месяцев. Дальнейшее продление воз­можно только Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их замести­телями.

По окончании расследования следователь составляет об- нииительное заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.

В УПК РФ предусмотрен и такой процессуальный субъ­ект, как руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ). Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изы­мать уголовное дело у следователя и передавать его дру­гому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять се состав либо принимать уголовное дело к своему произ­водству;

2) отменять по находящимся в производстве подчинен­ного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следо­вателя (дознавателя) другого органа предварительного рас­следования;

3) давать следователю указания о направлении рассле­дования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресече­ния, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участво­вать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве ино­го процессуального действия, которое допускается на осно­вании судебного решения, лично допрашивать подозревае­мого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного хода­тайства;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя след­ственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по у головному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руково­дителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключе­нием случаев, специально указанных в законе.

Полномочия руководителя следственного органа осу­ществляют Председатель Следственного комитета РФ, ру­ководитель Главного следственного управления Следствен­ного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следствен­ных отделов Следственного комитета РФ по районам, го­родам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполни­тельной власти (при соответствующих федеральных орга­нах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объ­ем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководите­лями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих фе­деральных органах исполнительной власти).

Следственный комитет РФ

 

Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федера­ции» на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ создан Следственный комитет РФ. Его организация и деятельность регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЭ «О Следственном коми­тете Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о Следственном комитете).

В соответствии с данным Законом Следственный коми­тет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Он так­же осуществляет иные полномочия, установленные феде­ральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ, который осуществляет руководство дея­тельностью Следственного комитета, утверждает Положе­ние о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета РФ яв­ляются:

1) оперативное и качественное расследование престу­плений в соответствии с подследственностью, установлен­ной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уго­ловных дел, производстве предварительного расследова­ния, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятель­ности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих пол­номочий выявления обстоятельств, способствующих совер­шению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий между­народного сотрудничества в сфере уголовного судопроиз­водства;

6) разработка мер по реализации государственной поли­тики в сфере исполнения законодательства РФ об уголов­ном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулиро­вания в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной рабо­те, процессуальном контроле.

Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются Законом о Следственном комитете, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации[146] и ины­ми нормативными правовыми актами Президента РФ.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектон РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иньши органами (ст. I Закона о Следственном комитете).

Правовой основой деятельности Следственного комите­та являются Конституция РФ, общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные до­говоры РФ, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федера­ции, а также иные нормативные правовые акты РФ (ст. 2 Закона о Следственном комитете).

Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники След­ственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, коор­динационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необхо­димую статистическую и иную информацию в целях обе­спечения координации деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью.

Следственный комитет при раскрытии и расследова­нии преступлений взаимодействует с правоохранительны­ми органами, органами предварительного расследования и органами дознания (ст. 9 Закона о Следственном коми­тете).

Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правитель­ство РФ проекты федеральных констигуционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Прези­дента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятель­ности.

Руководитель следственного органа Следственного ко­митета вправе разрабатывать предложения о совершен­ствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере де­ятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете).

В следственных органах Следственного комитета в соот­ветствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных ор­ганов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном УПК РФ (ст. 11 Закона о Следственном комитете).

Статьи 5 и б Закона о Следственном комитете устанав­ливают принципы деятельности Следственного комитета — независимость, централизм, единоначалие, единство.

В систему Следственного комитета РФ входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета, в ко­тором создаются подразделения (в том числе по федераль­ным округам) в соответствии с Положением о Следствен­ном комитете Российской Федерации. В настоящее время и состав центрального аппарата Следственного комитета РФ включены следующие подразделения:

- Главное следственное управление;

- Главное управление процессуального контроля;

- Главное организационно-инспекторское управление;

- Главное управление криминалистики;

- Главное управление обеспечения деятельности След­ственного комитета РФ.

Созданы также Главное следственное управление но Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, Следственные управления по Центральному, Северо-За­падному, Уральскому, Приволжскому, Сибирскому, Даль­невосточному федеральным округам, Военное следственное управление;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным окру­гам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения След­ственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

В системе Следственного комитета в соответствии с за­конодательством РФ могут создаваться научные и образо­вательные учреждения, а также иные организации, необхо­димые для обеспечения его деятельности.

Следственный комитет РФ, Главное военное следствен­ное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъек­там РФ (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанный следственные органы, следственные отделы и следствен­ные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием.

В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного ко­митета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их И первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следо­вателей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, и следователей-криминалистов, старших следователей-кри- миналистов и другие должности.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ; он осуществляет полномочия по руководству СК РФ в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 13 Закона о Следственном комитете).

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) I следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Пред­седателем Следственного комитета в соответствии с Поло­жением о Следственном комитете Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета имеет первого за­местителя и заместителей, которые назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Президентом РФ пи представлению Председателя Следственного комитета (ст. 13, 14 Закона о Следственном комитете). Количество ниместителей Председателя Следственного комитета уста- намливается Президентом РФ.

Служба в Следственном комитете является федераль­ной государственной службой, которую проходят сотруд­ники Следственного комитета в соответствии с Законом 11 Следственном комитете и иными нормативными право- мыми актами РФ.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обя- шиности по замещаемой должности федеральной государвенной службы с учетом особенностей, предусмотренных Маконом о Следственном комитете, другими федеральными анконами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На сотрудников Следственного комитета (кроме воен­нослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законом о Следствен­ном комитете.

Должности в военных следственных управлениях Следвенного комитета, военных следственных отделах След- гтиенного комитета могут замещаться военнослужащими Сооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. Порядок прохождения ими военной службы н Следственном комитете регулируется Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете и иными нормативными правовыми актами РФ.

Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители глав­ных следственных управлений, следственных управлений но субъектам РФ, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юри­дическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие не­обходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специл лизированных, следственных подразделений Следственно го комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образователь ных учреждениях высшего профессионального образова­ния и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граж­дане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образо­вания, полученного в имеющем государственную аккредн тацию образовательном учреждении высшего професси опального образования и соответствующего замещаемой должности.

На должности руководителей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по рай­онам, городам и приравненных к ним, в том числе специалн зированных, следственных отделов Следственного комите- та назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов ис­полнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений гю административным округам) и приравненных к ним спе­циализированных следственных управлений и следствен­ных отделов Следственного комитета назначаются гражда­не не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной нласти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководи­телей производится на срок не более пяти лет, пребывание к занимаемой должности более двух сроков подряд не до­пускается.

Для граждан, впервые принимаемых на службу в След­ственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматри- иаться испытание. Срок испытания устанавливается про­должительностью до шести месяцев.

Законом о Следственном комитете установлены также меры материального и социального обеспечения сотрудни­ков Следственного комитета и меры их государственной защиты.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте понятие оперативно-розыскной деятельности и оха­рактеризуйте ее задачи и принципы.

2. Какие оперативно-розыскные мероприятия вы знаете?

3. Назовите органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

4. Охарактеризуйте виды дознания и органы дознания.

5. При каких органах исполнительной власти созданы органы предварительного следствия, их задачи и полномочия?

6. Охарактеризуйте Следственный комитет РФ как право­охранительный орган, расскажите о принципах его организации и деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Александров, М. С. Дознание на судах, находящихся в плава- м и и // Российский судья. — 2010. — № 6. — С. 31—35.

2. Алимамедов, Э. Н. Понятие этапа окончания предваритель­ного следствия с обвинительным заключением // Российский следователь. — 2010. — № 11. — С. 2—4.

3. Барсуков, С. И. Комментарий к Федеральному закону «О по- лиции» (постатейный) / С. И. Барсуков, А. Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2011.

4. Басков, В. И. Оперативно-розыскная деятельность: учебно* методич. пособие. — М.: Бек, 1997.

5. Дибиров, Ю. С. Проблемы конституционно-правовых оснои организации и деятельности Генеральной прокуратуры и След­ственного комитета при Генпрокуратуре РФ / // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 6. — С. 68—71.

6. Дьяконова, О. Г. О создании единого органа по расследова* нию преступлений // Российский следователь. — 2010. — № 12. -I С. 32-34.

7. Зажицкий, В. И. Об использовании в доказывании результа • тов оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. —• 11 2010,-№7.-С. 61-71.

8. Куприянов, А. А. Суд свяжет следствию «провода» // Уго­ловный процесс. — 2010. — № 6. — С. 10.

9. Павличенко, Н. В. Участие лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, i в уголовном процессе (в решениях Европейского суда по правам | человека) // Современное право. — 2010. — № 6. — С. 96—100.

10. Рыжаков, А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Московская финансово-промышленная) академия, 2011.

11. И. Саакян, А. Г. К вопросу о содержании концепции орга- низационно-правового механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в отечественном досудебном производстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010.-№3.

12. Ургалкин, А. Допустимость результатов оперативно-розыск­ной деятельности в качестве доказательств // Закон и право. 2010.-№ 8.-С. 78-81.

13. Феоктистова, Е. Е. Международное сотрудничество органон предварительного расследования по уголовным делам: процессуаль* { но-правовые и криминалистические аспекты: монография. — М., ‘ Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2010.

14. Чечулин, И. В. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудеб­ного производства // Российский следователь. — 2010. — № 11. — 'I С. 12-15.

 

 

Глава 14 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: систему и структуру центральных и территориальных органов Минюста России;

уметь: оперировать юридическими категориями, свойственными правовой природе органов юстиции России: «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина», «регистрация некоммерческих организаций», «обеспечение установленного порядка деятельности судов», «контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния», «судебные приставы», «исполнение уголовного наказания» и т.д.;

владеть: навыками сравнения и сопоставления компетенции различ­ных органов юстиции.

Министерство юстиции РФ: задачи и полномочия

 

Минюст России — орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реали­зации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности в пре­делах установленных полномочий.

Деятельность Минюста России регламентируется По­ложением о Министерстве юстиции Российской Федера­ции, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.075 с.)