Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие судебной системы РФ. Конституционные основы построения судебной системы

Поиск

Судебная система РФ — это единая совокупность раз­личных видов судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, осуществляющих судебную власть в форме консти­туционного, административного, гражданского и уголовно­го судопроизводства.

Построение судебной системы в целом регулируется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, а органи­зация отдельных видов судов — рядом судоустройственных нормативных актов[94].

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе пра­восудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрез­вычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъ­ектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, кра­евые и областные суды, суды городов федерального значе­ния, суд автономной области и суды автономных округов, районные, городские и межрайонные суды, военные и спе­циализированные суды, составляющие систему федераль­ных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арби­тражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арби­тражных судов;

- Дисциплинарное судебное присутствие[95].

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, явля­ющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, единая судебная система РФ состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ, что опреде­ляется федеративным государственным устройством нашей страны, а также из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что связано с их ком­петенцией, особенностями отдельных форм судопроизвод­ства.

К системе конституционной юстиции относятся Консти­туционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Особенностью судопроизводства, осуществляемого данными судами, является то, что они не раз­решают гражданские, уголовные, административные дела по существу, а рассматривают вопросы соответствия кон­ституции или уставу нормативных актов, дают толкование конституции и решают другие правовые вопросы. Судеб­ные постановления конституционных (уставных) судов не обжалуются в Конституционный Суд РФ, т.е. данные суды не связаны отношениями звеньев и инстанций[96].

Как и в любом государстве, наиболее многочисленной является подсистема судов общей юрисдикции, к которой относятся мировые судьи, районные, областные и соот­ветствующие[97] суды и Верховный Суд РФ. Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, в соот­ветствии со ст. 26 Закона о судебной системе могут быть образованы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. В широком значе­нии они также относятся к судам общей юрисдикции.

Подсистема арбитражных судов, созданная для разреше­ния экономических споров и иных дел, сторонами в кото­рых являются юридические лица и граждане, занимающи­еся предпринимательской деятельностью, состоит из ранее названных арбитражных судов субъектов РФ, арбитраж­ных апелляционных судов, арбитражных кассационных су­дов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Судебная система РФ построена на основе принципов единства; учета федеративного и административно-терри­ториального устройства при организации судов; сочетания организационных и функциональных связей между судами.

Единство судебной системы обеспечивается:

- путем установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

- соблюдения всеми судами и мировыми судьями уста­новленных федеральным законом правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международ­ного права и международных договоров РФ, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

- признания обязательности исполнения на всей тер­ритории РФ судебных постановлений, вступивших в за­конную силу;

- законодательного закрепления единства статуса су­дей;

финансирования федеральных судов и мировых су­дей из федерального бюджета.

Принцип учета федеративного и административно- территориального устройства РФ при построении судеб­ной системы вытекает из особенностей государственного устройства нашей страны.

Россия является федеративным государством, обеспечи­вает сочетание интересов единого государства и субъектов, в том числе в сфере организации судебной власти и постро­ения судебной системы.

Как было указано выше, большинство судов нашей стра­ны являются федеральными судами. Исключение составля­ют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и ми­ровые судьи.

Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ за счет средств бюджета соответствующе­го субъекта РФ и рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда, приня­тое в пределах его полномочий, не может быть пересмотре­но иным судом.

В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются обязательным звеном судебной системы, а создаются лишь по инициативе конкретного субъекта.

Мировые судьи, отнесенные законом также к судам субъектов РФ, являются первым звеном системы судов общей юрисдикции, образуются на всей территории РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельность уста­навливаются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов, а вынесенные ими поста­новления могут быть обжалованы в установленном зако­ном порядке в вышестоящие федеральные суды.

Наименования судов в большинстве случаев соответ­ствуют наименованию субъекта РФ или административ­но-территориального образования, на территории которых действует суд (районный суд, областной суд, суд города фе­дерального значения).

Военные суды, относящиеся к подсистеме судов общей юрисдикции, образуются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют су­дебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (во­енные суды гарнизонов, округов (флотов).

Особенностью построения подсистемы арбитражных су­дов является то, что в наименовании суда отражаются виды судебных полномочий в сочетании с территорией деятель­ности (арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ, федеральные арбитражные суды округов — арбитраж­ные кассационные суды).

Территорией деятельности судов могут являться судеб­ный участок, судебный район, судебный округ.

Под судебным участком понимается территория де­ятельности мирового судьи с численностью населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек.

Судебный район — территория деятельности федераль­ного районного суда. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охваты­вает территорию одного района, города или иной соответ­ствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в су­дебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-террито­риальных единиц субъекта РФ.

Судебный округ — территория деятельности федераль­ных арбитражных судов округов, объединяющая несколько субъектов РФ[98].

Территорией деятельности так называемых областных и соответствующих судов является территория субъекта РФ. Следует заметить, что, будучи созданными на уровне субъекта РФ, данные судебные органы не относятся к су­дам субъектов РФ, а являются отдельным звеном федераль­ной судебной системы. Субъекты РФ не могут образовывать самостоятельные судебные системы. В соответствии с п. «г» и «о» ст. 71, ч. 3 ст. 118 и ч. 3 ст. 128 Конституции РФ вопросы судоустройства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.135.227 (0.006 с.)