Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и направления деятельности прокуратуры

Поиск

Если окунуться в вопросы истории создания прокуратуры. Она была создана как око, с помощью которого Петр 1 надеялся отлеживать исполнения указов. Особых изменений не произошло.

В настоящее время это орган надзирающий, он занимается защитой прав, интересов личности и общество, укрепление законности и правопорядка.

Специфика прокуратуры как органа в системе, механизме государства и специфика прокурорского надзора

Отличие надзор и контроль:

1. Основное отличие между этими понятиями состоит в том, что при осуществлении надзорных функций соответствующий орган надзора не вправе, к.п., вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных организаций, учреждений, предприятий, в отличие от контролирующих органов, которые этим правом обладают.

2. Прокурор оперативным вмешательством не обладает.

3. Прокуратура осуществляет надзор от имени государства: генеральный прокурор непосредственно подотчетен Президенту, а прокуроры обладают всей полнотой власти.

4. Прокуратура осуществляет надзор за контролирующими органами, т.е. если в деятельности контролирующего органа обнаружены нарушения, то прокурор может «вмешаться» и призвать к порядку.

5. Прокурорский надзор имеет весьма широкие границы и не ограничивается какой-либо одной сферой хозяйствования или сферой экономической жизни.

6. Специфика применяемых прокурором средств реагирования на правонарушения (формы прокурорского реагирования). Протест, предписание, представления, выдача санкций, дача указаний, официальное предупреждение, постановлениеформы прокурорского реагирования

Итог: прокуратура не относится к какой-либо ветви власти, это орган надзора и назначение такого органа надзора состоит в той системе «сдержек и противовесов», орган необходимый в механизме государства. Во всех странах этот орган имеется, отличие состоит в широте полномочий. В РБ у прокуратуры имеются большой объем полномочий в плане надзора (по мнению лектора это не совсем правильно).

Направление деятельности прокуратуры:

ВНИМАНИЕ

1. (основное) прокурорский надзор,
который в свою очередь делится на 5 направлений прокурорского надзора, по которым прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства:
надзор за исполнением законодательства. В более узких сферах. Ранее называлось это направление общий надзор. Таким названием указывалось, что здесь нет какой-то отдельной сферы. Теперь этот термин убрали, как и в Российской Федерации. Сейчас осталось название, которые было приведено выше (надзор за исполнением законодательства). Прокуратура не осуществляет такой надзор за деятельностью главы государства, в отношении Парламента, как органа законодательной власти, в отношении Совета Министров (и только), комитета государственного контроля, за деятельностью судов.! Но ни решений, за ними осуществляет. За всеми другими органами государственной власти, начиная с министерств и заканчивая гражданами, надзор осуществляется.
надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законности при их исполнении. Указывалось, что прокуратурой осуществлялся надзор за законностью деятельности судов. Некоторые продолжают утверждать, что прокуратура не должна вообще осуществлять надзор за законностью решений. Лектор считает, что с этим согласиться нельзя, потому что 1000 решений отменяются по протестам прокурора. Надзор за законностью судебных постановлений не означает их отмены, прокурор только просит вышестоящий суд проверить законность и обоснованность решений, и не всегда суд соглашается с данным протестом.
надзор за исполнением законодательства в ходе досудебного производства и предварительного расследования. Т.е. здесь прокурор осуществляет надзор за законностью действий дознавателей и следователей. Здесь прокурор обладает весьма широкими полномочиями по вмешательству по расследованию уголовного дела, т.е. направление прокурорского надзора является исключением из того правила, что прокурор не имеет право вмешиваться в ход и результаты расследования дела.
Проблема: связана с созданием следственного комитета (с 1 января 2012 г.). Проблема связана с уточнением полномочий прокурора и следователей (надо ли давать право прокурорам вмешиваться в ход и результаты расследования дела).

надзор за законностью проведения или осуществления оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Задача прокурора состоит в том, чтобы все действия, проводимые ОРД соответствовали Закону «Об ОРД».
Проблемы: при регламентации некоторых оперативно-розыскных мероприятий желает быть лучшей, а также о природа этих мероприятий.

надзор за соответствием законодательству деятельности в местах исполнения наказаний и т.д.
Все эти 5 направлений называются отрасли прокурорского надзора

2. расследование преступлений
Пока еще действуют следователи, но прокуроры могут сами расследовать преступления

3. поддержание государственного обвинения в судах
Прокурор выступает как государственный обвинитель. Такое участие обязательно, кроме частного обвинения.

4. участие прокуроров в рассмотрении гражданских и хозяйственных дел
Прокуроры участвуют как прокуроры. Их назначение – высказывать собственного мнения, аргументы и т.д.

5. координация деятельности правоохранительных органов и органов, участвующих в борьбе с преступностью
Прокуратура наделена обязанностью координировать деятельность правоохранительных органов. Основная форма – коордиционное совещание. Рассматриваются вопросы, принимаются решения. Деятельность направлена не только на координацию, но и на профилактику.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы – это наиболее важные положения.

Принципы организации и деятельности прокуратуры:

1. принцип единства органов прокуратуры и правового статуса прокурора
Означает, что по сути дела все прокуроры обладают едиными полномочиями по реагированию на нарушение законности. За некоторыми исключениями, едины у генерального прокурора и прокурора района какого-либо. Единственное отличие – географические масштабы. Каждый прокурор является представителей генерального прокурора на месте. Некоторые прокуроры, прежде всего прокуроры районов, не наделены некоторыми полномочиями, которыми наделены прокуроры выше (обращение в надзорную инстанцию).

2. централизация органов прокуратуры
Принцип организации прокуратуры. Он означает, что все прокуроры подчиняются только вышестоящему прокурору и в конечном итоге все они подчиняются генеральному прокурору РБ (Конюк). Действует принцип подчиненности по вертикали. В отличие от организации судебной системы. В свое время, когда в РФ 1922г. решался вопрос об организации прокуратуры, одним из самых проблемных вопросов был вопрос, должна ли быть прокуратура централизованным органом (подчиняться только прокурорам вышестоящим) или осуществить двойное подчинение (прокурорам вышестоящим прокурорам и исполкомам или районным администрациям (руководителям)). По вертикали централизованного либо орган двойного подчинения. Ленин считал, что прокуратура должна быть строго централизованна. Это мнение обоснованное и правильное, по мнению лектора.

3. принцип равенства граждан
принцип гласности

4. принцип независимости прокуроров

5. принцип законности

ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА

 

Органы предварительного расследования (ОПР)

1. Понятие и виды органов предварительного расследования

Органы предварительного расследования - это специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на установление обстоятельств преступления, изобличение лиц (лица), привлечение таких лиц в качестве обвиняемых и не допущением привлечение в качестве обвиняемых невиновных в совершении преступления (самая главная задача).

Выводы ОПР являются рекомендательными. Прямая связь между качественным расследованием делом и качеством рассмотрения дела в суде.

В настоящее время в РБ предварительное расследование осуществляется в 2ух основных формах:

1. предварительное следствие

2. дознание

Органы:

1. органы предварительного следствия
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, на момент 10 ноября 2011 г. у нас в РБ имеется 4 вида органов предварительного следствия, 4 следственных аппарата:
следователи прокуратуры
следователи органов внутренних дел
следователи органов государственной безопасности
следователи комитета государственного контроля, ДФР
В основу разграничения подследственности дел прежде всего положен предметный признак, т.е. вид совершенного преступления позволяет определить какой следователь будет расследовать данное преступление. Следователи прокуратуры расследуют убийства, изнасилования, должностные преступления (взятка, злоупотребление власти, превышения полномочий), преступления против правоохранительных органов и др. Следователи прокуратуры расследуют наиболее серьезные преступления, за исключением государственных преступлений (следователи государственной безопасности). Следователи органов внутренних дел расследуют такие преступления, как причинение телесных повреждений, грабежи, разбои и др. Следователи ДФР, КГК расследуют преступления, которые связаны с незаконным предпринимательством, неуплатной налогов и др.
Кроме предметного признака, существует (182 УПК) альтернативная подследственность (по некоторым составам преступлений, расследование их может осуществляться следователями 2 следственных аппаратов). Расследует тот, кто первый возбудил уголовное дело. Территориальная подследственность – преступление расследует следователь того следственного аппарата, на территории юрисдикции которого совершено данное преступление. Из этого правила есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: дело может быть расследовано по месту проживания большинства свидетелей. ОСНОВНАЯ ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ. с 1 января 2012 г. преступления будут расследоваться в форме предварительного следствия и только.
Следователи, как особые должностные лица, являются фигурами процессуально самостоятельными, т.е. они самостоятельно при обнаружении признаков преступления, избирают ход направления расследования, избирают те процессуальные действия, которые они будут производить, возбуждают уголовное дело, с одной стороны, с другой стороны, прокурор обладает неограниченными возможностями по вмешательству в ход расследования дел, в т.ч. прокурор в настоящее время имеет право провести любое следственное действие, давать указания следователю, обязательные к исполнению, отменять незаконное решение следователя, передавать материалы дела от одного следователя к другому (ГДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА). В УПК указан перечень указаний прокурора, при несогласии с которыми следователь приостановив их исполнение может обратиться к вышестоящему прокурору (по наиболее важным обстоятельствам дела: квалификации преступления, объем обвинения, о направлении дела в суд и о прекращении дела). (Вышестоящий прокурор) это обязанность, считает лектор, хотя в УПК это является правом. Вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю. В 2012 г. будет функционировать следственный комитет, в который войдут следователи прокуратуры, органы внутренних дел и следователи ДФР и КГК. Следственный комитет и следователи органов государственной безопасности – будут 2 следственных аппарата. Комитет гос. безопасности отстоял право расследования определенного перечня государственных преступлений (просит включить должностные преступления: лектор считает, что это не правильно). В нынешнем проекте нет такого, только государственные преступления. Все остальные преступления будут расследоваться следователями следственного комитета. Они будут подчиняться по вертикали, это сделано для того, чтобы повысить процессуальную самостоятельность следователей. Будут некоторые полномочия у прокурора изъяты: полномочия по даче обязательных указаний следственному комитету (следователю), предлагается ввести новый вид требований прокурора, который определяется как обязательное к рассмотрению. Обязательные указания даются начальником следственного комитета. У прокурора изымается право продлевать сроки расследования, проводить следственные действия по делам, которые находятся у следователя и др. Полномочия прокурора сужаются, а полномочия начальника соответственно расширяются.

2. органы дознания
Дознание это тоже форма предварительного расследования, но она не основная, а дополнительная, вспомогательная. Осуществляют ораны дознания, которые можно разделить на 2 группы (ст.37 УПК – 10 видов органов дознания и их можно разделить на 2 группы):
общей компетенции. Не определяются перечень преступлений. Относится министерство внутренних дел и территориальные органы внутренних дел (теоретически могут осуществлять расследования в форме дознания по всем видам преступлений), командиры воинских частей, соединений, военных учебных заведений (они имеют право проводить дознание по всем преступлениям, совершенных на территории их части), капитаны морских судов и речных судов, находящихся вне пределов РБ, командиры воздушных судов, находящихся за пределами РБ и главы дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, начальники исправительных учреждений (на территории данных заведений преступления). Все другие органы дознания являются органами специальной компетенции
специальной компетенции.
Органы государственной безопасности, государственный пограничный комитет, таможенные органы, органы финансовых расследований и органы государственного пожарного надзора. Эти органы, выполняя свои основные задачи, непосредственно сталкиваются (часто) сталкиваются с преступлениями пограничными. Формы дознания:
дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Обнаружив преступление (теоретически любое), орган дознания (министерство внутренних дел и территориальные органы в первую очередь) возбуждает УД, проводит по нему неотложные следственные действия (задержание, обыск, опрос) и в срок не более 10 суток передает дело следователю, для того, чтобы следователь закончил дело (возникает несколько вопросов: что за орган? Орган дознания в общем виде, а дознание осуществляет дознаватели (осуществляют неотложные действия)(затем, с 1 января 2011 г., они будут называться лицами, проводящими дознание) почему следователь не может преступить к расследованию дела сам? Следователь может быт физически нагружен, не может немедленно появиться на месте.
дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно.
С 1 января 2011 г. ее уже не будет. Проводится по 60 составам УД. Менее тяжкое телесное повреждение, легкое телесное повреждение, истязание, заражение ВИЧ-инфекцией и по некоторым другим составам. Длительное время у нас считалось, что по такого рода составам преступления нужно допускать дознавателя. Отличается от предварительного следствия тем, что установлен срок для окончания расследования в форме дознания в 1 месяц, все наиболее важные решения дознавателя должны утверждаться начальником органа дознания и тех решений, где требуется санкция прокурора, на дознавателя, который действует практически как следователь, не распространяются требования ч.4 ст.36 УПК.
Изменения:
изменение компетенции органов дознания.
не будет дознавателя, будет лицо, производящее дознание.
Предусмотренные реформы через 20 лет начали реализовываться, а именно сейчас.

 

Адвокатура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.01 с.)