Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации имущества предприятия.
Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации отдельных видов имущества:
o Основных средств в эксплуатации;
o Основных средств в ремонте;
o Нематериальных активов;
o Финансовых вложений;
o Товарно-материальных ценностей:
-на складе;
-в кладовой;
-на ответственном хранении;
-в пути;
-отгруженных;
-в торговле;
o незавершенного производства;
o незавершенного капитального строительства;
o денежных средств.
Основные средства в эксплуатации. По итогам инвентаризации основных средств составляется инвентаризационная опись основных средств по форме № ИНВ-1, в которой должны быть сделаны ссылки на номер и дату распорядительного документа, указаны даты фактического начала и окончания инвентаризации. Обязательно должно быть две расписки материально ответственных лиц: одна — в начале документа (дается перед началом инвентаризации) о том, что все документы сданы в бухгалтерию и все поступившие ценности оприходованы; вторая — в конце документа о том, что претензий со стороны материально ответственных лиц к инвентаризационной комиссии нет. Сведения о наличии основных средств заносятся в таблицу со следующими графами: 1) наименование основного средства; 2) год выпуска, постройки основного средства; 3) инвентарный и заводской номер, номер паспорта; 4) количество и сумма фактического наличия; 5) количество и сумма по данным бухгалтерского учета. Опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии, материально ответственными лицами и лицом, проверившим цены и подсчеты итогов. ^ Основные средства в ремонте. Во время инвентаризации часть основных средств может находиться в ремонте (например, в другом цехе). Сведения о таких основных средствах заносятся в акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № ИНВ-10, в начале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, указываются даты фактического начала и окончания инвентаризации. В конце акта должны быть подписи всех членов инвентаризационной комиссии. Информация об основных средствах, находящихся в ремонте, заносится в таблицу со следующими графами: 1) наименование, инвентарный номер ремонтируемого основного средства; 2) наименование и код заказчика ремонта, номер заказа; 3) стоимость ремонта по смете; 4) процент технической готовности; 5) сметная стоимость выполненного ремонта; 6) фактическая стоимость выполненного ремонта; 7) экономия, перерасход стоимости ремонта основного средства, предусмотренного сметой. ^ Нематериальные активы. При инвентаризации нематериальных активов проверяются наличие соответствующих первичных бухгалтерских и юридических документов, подтверждающих право организации на использование нематериального актива, правильность и своевременность отражения НМА в балансе. Патент на изобретение, свидетельство на полезную модель, патент на промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания требуют государственной регистрации, остальные НМА государственной регистрации не требуют. Утвержденной формы акта инвентаризации нематериальных активов нет. Он составляется в соответствии с общим правилом: приводятся сведения о дате и номере распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи всех членов инвентаризационной комиссии. Итоги инвентаризации НМА должны быть сведены в таблицу, из которой можно сделать вывод о наличии принадлежащих организации НМА по количеству и стоимости, а также правомерности использования норм амортизации по ним. ^ Финансовые вложения. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические расходы организации в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также представленные другим организациям займы. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается: •правильность оформления ценных бумаг; • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; • сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета); • своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации. Если ценные бумаги хранятся в организации, то по итогам инвентаризации составляется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме № ИНВ-16. В начале описи фиксируются номер и дата распорядительного документа, на основании которого проводится инвентаризация, указываются даты фактического начала и окончания инвентаризации. Утвержденная форма акта предусматривает расписку материально ответственного лица о том, что все документы по ценным бумагам сданы в бухгалтерию и ценные бумаги оприходованы. В конце акта расписываются члены инвентаризационной комиссии, материально ответственное лицо и лицо, проверившее расчеты. В этом же акте материально ответственное лицо может указать причины выявленных излишков или недостач. Руководитель предприятия обязан сформулировать свое решение по итогам инвентаризации ценных бумаг в акте. Фактические данные по итогам инвентаризации ценных бумаг и бланков строгой отчетности заносятся в специальную аналитическую таблицу со следующими графами: 1) наименование и код ценной бумаги; 2) наименование и код по СОЕИ единицы измерения ценных бумаг; 3) номер, серия, номинал, количество, сумма расходов на приобретение ценных бумаг; 4) излишек или недостача по номеру, серии, количеству, сумме расходов на приобретение ценных бумаг. Если ценные бумаги организации сданы на хранение в специальные учреждения (банк, депозитарий, специализированное хранилище и др.), то инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации-владельца, с данными выписок специальных учреждений. Форма итогового документа такой инвентаризации не утверждена, однако она должна отвечать общим требованиям акта инвентаризации. Нормативно не установлена форма итогового документа инвентаризации вложений в уставные капиталы и займы, предоставленные другим организациям, однако он должен отвечать общим требованиям инвентаризационного документа. Вложения в уставные капиталы и займы должны быть подтверждены правильно оформленными первичными документами, сведения о которых должны содержать инвентаризационные акты. ^ Товарно-материальные ценности на складе. Итоги инвентаризации на складах заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3, которая отличает от инвентаризационной описи основных средств разными итогов ми накопительными таблицами. В накопительной таблице формы № ИНВ-3 содержатся следующие графы: 1) наименование и номенклатурный номер товарно-материальных ценностей; 2) наименование и код единицы измерения по СОЕИ; 3) цена; 4) количество и сумма товарно-материальных ценностей по итогам фактической проверки; 5) количество и сумма товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета. Во время инвентаризации на складе выдача материальных ценностей прекращается. Поступление материальных ценностей во время инвентаризации заносится в опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», в которой указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного ордера, наименование товара, количество, цена и сумма. На приходном ордере делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности. ^ Товарно-материальные ценности в кладовой. Иногда одно и же материально ответственное лицо отвечает за небольшую кладовую и за склад с большой номенклатурой ценностей. Все инвентаризационные описи составляются по материально ответственным лица а не по местам хранения материальных ценностей. По программе ревизии пересчет ценностей в кладовой может занять у комиссии один день, а на складе — несколько дней. В этой ситуации комиссия может начать инвентаризацию ценностей с кладовой и продолжить ее на основном складе. Форма № ИНВ-3 не позволяет отразить этого. При инвентаризации кладовой заполняется инвентаризационный ярлык по форме № ИНВ-2, который после этой инвентаризации передается материально ответственному лицу на период всей инвентаризации. Этот ярлык является учетным документом, в котором отражаются фактическое наличие ценностей на начало инвентаризации, а также приход и расход из кладовой во время инвентаризации основного склада. После окончания инвентаризации на основном складе составляется инвентаризационная опись по форме № ИНВ-3, в которую переносятся данные из инвентаризационного ярлыка. В ярлыке содержатся ссылки на номер и дату распорядительного документа, в соответствии с которым проводится инвентаризация, приводятся даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи членов комиссии, материально ответственного лица и лица, проверившего подсчеты и цены инвентаризационного ярлыка. Ярлык содержит две таблицы. В первой таблице отражается фактическое наличие товарно-материальных ценностей по следующим графам: 1) номер места хранения ценности (стеллаж, полка, ячейка); 2) наименование и номенклатурный номер ценности; 3) наименование и код единицы измерения по СОЕИ; 4) количество ценностей (цифрами и прописью). Во второй таблице отражается движение материальных ценностей в кладовой во время инвентаризации по следующим графам: 1) дата и номер документа, по которому приходуются или выдают материальные ценности; 2) количество и сумма прихода ценностей; 3) количество и сумма расхода ценностей; 4) количество и сумма остатка ценностей; 5) подпись члена комиссии по каждому номеру ценностей, по которому произошли изменения во время инвентаризации. ^ Товарно-материальные ценности на ответственном хранении. На складе могут находиться товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации, которые заносятся во время инвентаризации в специальную ведомость по форме № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение». Преамбула этой описи и ее заключительная часть имеют те же реквизиты, что и основная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-2, в которой также даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, приводятся две расписки: во-первых, о том, что все документы сданы в бухгалтерию и поступившие ценности оприходованы, а во-вторых, о том, что претензий к инвентаризационной комиссии нет. Итоги инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении, заносятся в таблицу по следующим графам: 1) наименование и код ОКПО поставщика товарно-материальных ценностей; 2) наименование и номенклатурный номер товарно-материальных ценностей; 3) наименование и код по СОЕИ единицы измерения товарно-материальных ценностей; 4) количество и стоимость товарно-материальных ценностей; 5) дата принятия на хранение товарно-материальных ценностей; 6) место хранения; 7) наименование, дата и номер товарно-транспортного документа, по которому поступили товарно-материальные ценности. ^ Товарно-материальные ценности в пути. На начало инвентаризации часть сырья, материалов, товаров может находиться в пути от поставщика. Инвентаризация таких ценностей оформляется актом инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, по форме № ИНВ-6. В преамбуле акта даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, указываются даты фактического начала и окончания инвентаризации. Все члены инвентаризационной комиссии ставят свои подписи в конце документа. Акт оформляется в виде таблицы со следующими графами: 1) наименование и номенклатурный номер товарно-материальных ценностей; 2) наименование и код СОЕИ единицы измерения товарно-материальных ценностей; 3) количество и сумма товарно-материальных ценностей; 4) дата отгрузки товарно-материальных ценностей; 5) наименование и код ОКПО поставщика товарно-материальных ценностей; 6) дата, номер и сумма товарно-транспортного документа, по которому поступят товарно-материальные ценности. ^ Товарно-материальные ценности отгруженные. При инвентаризации готовой продукции часть продукции может быть отгружена, но оплата по ней еще не поступила. В таком случае проводится инвентаризация документов по товарам отгруженным. Итоги инвентаризации заносятся в акт инвентаризации товаров отгруженных по форме № ИНВ-4, в преамбуле которой даются ссылки на номер и дату распорядительного документа, указываются даты начала и окончания инвентаризации. В заключительной части акта расписываются все члены инвентаризационной комиссии. Информация по итогам инвентаризации товаров отгруженных сводится в одну таблицу со следующими графами: 1) наименование и код ОКПО покупателя (плательщика); 2) наименование и номенклатурный номер отгруженных товарно-материальных ценностей; 3) дата отгрузки; 4) дата, номер и сумма товарно-транспортного документа. ^ Товарно-материальные ценности в торговле. По итогам инвентаризации товарно-материальных ценностей в оптовой торговле, где имеется количественный и суммовой учет, составляется инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле по форме № ИНВ-12. Если инвентаризация проводится в магазине розничной торговли, то заполняется инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле по форме № ИНВ-13. ^ Незавершенное производство. Методика проверки незавершенного производства определяется технологией этого производства. Перед началом инвентаризации незавершенного производства необходимо сдать на склад все не нужные цеху материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также детали, узлы, агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Инвентаризационная комиссия совместно с технологами определяет количество заделов, места, где сосредотачиваются детали, узлы, агрегаты, являющиеся полуфабрикатами. Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Используя технологические коэффициенты переработки, инвентаризационная комиссия делает расчет содержащихся в полуфабрикатах исходных продуктов. В некоторых отраслях незавершенное производство представляет собой смеси сырья, материалов (например, в химической промышленности). В этом случае технологи рассчитывают количество исходного сырья, материалов, входящих в состав измеренной смеси, с помощью технологических коэффициентов из регламентов организации. Нормативными документами не предусмотрена итоговая форма акта инвентаризации незавершенного производства. Однако в акте инвентаризации незавершенного производства должны быть сделаны ссылки на номер и дату распорядительного документа, приведены даты фактического начала и окончания инвентаризации. В конце описи должны быть подписи всех членов инвентаризационной комиссии. Итоги инвентаризации незавершенного производства должны быть сведены в таблицу, которая дает возможность членам инвентаризационной комиссии установить, сколько исходных продуктов по количеству и стоимости находится в состоянии обработки и передела, какую стоимость составляет незавершенное производство на момент инвентаризации. Акт составляется на каждое обособленное структурное подразделение организации. В итоговой таблице акта должны быть указаны точные наименования заделов, стадий переработки, оценка степени готовности по количеству или объему. Сырье и материалы, не прошедшие обработку, но находящиеся на рабочих местах, в акт инвентаризации незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельной описи. Забракованные детали в опись незавершенного производства тоже не включаются, по ним составляются отдельные описи. ^ Незавершенное капитальное строительство. Форма итогового акта инвентаризации незавершенного строительства не предусмотрена нормативными документами. Требования к итоговой форме общие: обязательные ссылки на номер и дату распорядительного документа, указание фактических сроков начала и окончания инвентаризации. Акт должен быть подписан всеми членами инвентаризационной комиссии. Специальные требования к итоговому инвентаризационному документу по незавершенному капитальному строительству включают: наименование объекта, объем выполненных работ по объекту, объем выполнения по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию, сравнение сметной и фактической стоимости работ. Инвентаризационная комиссия должна обратить внимание, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое им, оценить готовность законсервированных и временно прекращенных объектов капитального строительства. Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства должен содержать сведения о перерасходе или экономии стоимости работ по сравнению со сметой. ^ Денежные средства. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе организации заносится в акт инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15, в начале которого даются ссылки на номер и дату распорядительного документа, указывается дата фактического проведения инвентаризации кассы, приводятся подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица, а также содержатся две расписки материально ответственного лица: во-первых, о том, что все документы сданы в бухгалтерию и все наличные денежные средства оприходованы, и, во-вторых, о том, что все денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении. В акте предусмотрено место для объяснения материально ответственным лицом причин выявленных излишков или недостач. Руководитель организации обязан в акте отразить решение, принятое по итогам инвентаризации наличных денежных средств.
47 Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации расчетов:
Расходов будущих периодов;
Расчетов:
-С банками, бюджетом;
-С подотчетными лицами;
-С покупателями, поставщиками
Расходы будущих периодов. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов. В соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой комиссия определяет, какие суммы расходов будущих периодов должны быть отнесены на издержки производства и обращения, а какие — на соответствующие источники организации. Итоги инвентаризации расходов будущих периодов заносятся в акт инвентаризации расходов будущих периодов по форме № ИНВ-11, в начале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации. Акт заверяется подписями всех членов инвентаризационной комиссии. Содержательная часть акта инвентаризации расходов будущих периодов сведена в таблицу, которая имеет следующие графы: 1) наименование и код вида расходов будущих периодов; 2) первоначальная сумма, дата возникновения и срок погашения расходов будущих периодов; 3) расчетная сумма к списанию расходов будущих периодов; 4) списано расходов будущих периодов на начало инвентаризации и остаток расходов; 5) расчетный остаток расходов, подлежащий списанию в будущем периоде; 6) сумма, которая подлежит списанию, или излишне списанные суммы, которые необходимо восстановить. ^ Расчеты с банками, бюджетом. Инвентаризационные документы по расчетам с банками и бюджетом Минфином России не утверждены. При их составлении надо руководствоваться общими требованиями: в акте инвентаризации расчетов с банками и бюджетом должны быть сделаны ссылки на дату и номер распорядительного документа, указаны даты фактического начала и окончания инвентаризации. Акты должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии. Проверяя расчеты с банками и бюджетом, инвентаризационная комиссия выверяет обоснованность сумм, числящихся по этим организациям на счетах бухгалтерского учета на момент инвентаризации. Акт инвентаризации расчетов с банками и бюджетом должен содержать сверку фактических данных с данными бухгалтерского учета, ссылки на первичные документы и разработочные таблицы. ^ Расчеты с подотчетными лицами. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования. Итоговый инвентаризационный документ по подотчетным суммам не предусмотрен Минфином России. Он разрабатывается инвентаризационной комиссией самостоятельно и должен отвечать общим требованиям к акту инвентаризации: иметь дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи всех членов инвентаризационной комиссии. Итоговая таблица акта должна содержать сведения по каждому подотчетному лицу, даты выдачи и погашения аванса, оценку его целевого использования. В акте должны содержаться сведения о фактических и бухгалтерских данных по подотчетным суммам. ^ Расчеты с покупателями, поставщиками. Инвентаризация расчетов с покупателями и поставщиками должна подтвердить обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся по счетам бухгалтерского учета. Кроме этого, инвентаризация должна выявить обоснованность сроков исковой давности по кредиторской и дебиторской задолженности. Итоги инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками заносятся в акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17, в начале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации. Все члены инвентаризационной комиссии заверяют данные акта своими подписями. Итоги инвентаризации заносятся в две таблицы. В первой таблице фиксируются сведения по дебиторской задолженности, во второй — по кредиторской. Графы таблиц идентичны, в первом случае речь идет о дебиторах, во втором — о кредиторах: 1) наименование и номер счета бухгалтерского учета, где числится дебиторская (кредиторская) задолженность; 2) сумма задолженности по данным бухгалтерского учета; 3) сумма задолженности, подтвержденная документами дебитора (кредитора); 4) сумма задолженности, не подтвержденная документами дебитора (кредитора); 5) сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности. К данной форме акта Минфин России предусмотрел приложение под названием «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка представляет собой аналитическую таблицу, которая содержит следующие графы: 1) наименование и адрес дебитора, кредитора; 2) за что числится задолженность; 3) дата начала задолженности; 4) сумма дебиторской, кредиторской задолженности; 5) наименование, дата и номер документа, подтверждающего задолженность; 6) лицо, виновное в пропуске срока исковой давности (или по чьей вине возникла задолженность).
48 Документальное оформление окончательных итогов ревизии Инвентаризация является одним из методов проведения ревизии. Как оформляются итоги документальной и фактической ревизии? Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию: • наименование темы ревизии; • дату и место составления акта ревизии; • кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, указание на плановый характер ревизии или ссылка на задание); • проверяемый период и сроки проведения ревизии; •полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); • ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей о • кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным б рганизации; • сведения об учредителях; • основные цели и виды деятельности организации; • имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; • перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;ухгалтером (бухгалтером); • кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии. Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений. В акте ревизии не допускаются различные выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам. В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели. Объем акта ревизии не ограничивается, но должна соблюдаться разумная краткость изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы ревизии. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, составляется отдельный (промежуточный) акт и у этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
49 ИТОГИ РЕВИЗИИ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Материальная ответственность работников организации подразделяется следующим образом: ограниченная; полная; коллективная.
Материальная ответственность – это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации, в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность может существовать одновременно уголовной, административной и дисциплинарной. За одно и то же нарушение на работника может быть возложена материальная, а также уголовная и административная ответственность.
Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, исчисляется по рыночной цене данного имущества, которая действовала в данной местности на день причинения ущерба.
Для установления размера причиненного ущерба и выявления причин его возникновения должна быть создана комиссия с привлечением соответствующих специалистов. С работника должно быть взято письменное объяснение, отказ работника не может освободить его от материальной ответственности.
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба, наступившего вследствие:
o Стихийного бедствия, аварии техногенного характера;
o Необходимой обороны;
o Нормального хозяйственного риска, если без него нельзя было обойтись;
o Крайней необходимости;
o Неисполнения работодателем обязанностей по обеспечению безопасного хранения вверенного работнику имущества.
Ограниченная материальная ответственность – в пределах среднего месячного заработка, а средний месячный заработок исчисляется исходя из расчета последних трех календарных месяцев работы лица, причинившего ущерб.
Полная материальная ответственность означает обязанность возместить ущерб в полном размере. В ст.243 ТК РФ приведен перечень случаев полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб. Ст. 277 ТК РФ определяет полную материальную ответственность руководителя организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
ТК РФ предусматривает полную материальную ответственность работника в случае причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. Состояние опьянения должно подтверждаться справкой или актом очевидцев. Акт составляется руководителем.
К полной материальной ответственности за ущерб работник может быть привлечен:
-В случае административного правонарушения;
-В случае разглашения сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную тайну.
Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997г. № 188. Для привлечения работника к материальной ответственности за разглашение коммерческой тайны необходимо, чтобы обязанность работника сохранять коммерческую тайну была включена в трудовой договор.
-В связи с использованием работником в своих интересах имущества, принадлежащего работодателю.
Коллективная материальная ответственность – при невозможности разграничить ответственность каждого. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.
Полная материальная ответственность работника наступает в том случае, если с ним заключен договор в письменной форме о полной материальной ответственности (дополнительно к трудовому договору).
Договор о полной материальной ответственности может быть заключен только с работником, достигшим 18 лет.
Возмещение ущерба. Ст.138 ТК РФ определен такой порядок материального ущерба – 20% от месячного заработка. Разрешение удерживать у работника 50% может принять суд. В порядке исключения ТК РФ разрешает удерживать 70% зарплаты, если ущерб причинен в результате преступления. Нельзя производить удержание и возмещение ущерба с той части зарплаты, которая начислена ему за работу с вредными условиями труда.
Допускается рассрочка платежа на основе письменного обязательства работника с указанием в нем конкретных сроков платежей. Не погашенная в срок задолженность взыскивается в судебном порядке.
|