Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации имущества предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации имущества предприятия.



Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации отдельных видов имущества:

o Основных средств в эксплуатации;

o Основных средств в ремонте;

o Нематериальных активов;

o Финансовых вложений;

o Товарно-материальных ценностей:

-на складе;

-в кладовой;

-на ответственном хранении;

-в пути;

-отгруженных;

-в торговле;

o незавершенного производства;

o незавершенного капитального строительства;

o денежных средств.

Основные средства в эксплуатации. По итогам инвентариза­ции основных средств составляется инвентаризационная опись основ­ных средств по форме № ИНВ-1, в которой должны быть сделаны ссыл­ки на номер и дату распорядительного документа, указаны даты фак­тического начала и окончания инвентаризации.
Обязательно должно быть две расписки материально ответствен­ных лиц: одна — в начале документа (дается перед началом инвентари­зации) о том, что все документы сданы в бухгалтерию и все поступившие ценности оприходованы; вторая — в конце документа о том, что претензий со стороны материально ответственных лиц к инвентари­зационной комиссии нет.
Сведения о наличии основных средств заносятся в таблицу со сле­дующими графами:
1) наименование основного средства;
2) год выпуска, постройки основного средства;
3) инвентарный и заводской номер, номер паспорта;
4) количество и сумма фактического наличия;
5) количество и сумма по данным бухгалтерского учета. Опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии, материально ответственными лицами и лицом, проверив­шим цены и подсчеты итогов.
^ Основные средства в ремонте. Во время инвентаризации часть основных средств может находиться в ремонте (например, в другом цехе). Сведения о таких основных средствах заносятся в акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № ИНВ-10, в начале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, указываются даты фактического начала и окончания ин­вентаризации. В конце акта должны быть подписи всех членов инвен­таризационной комиссии. Информация об основных средствах, на­ходящихся в ремонте, заносится в таблицу со следующими графами:
1) наименование, инвентарный номер ремонтируемого основ­ного средства;
2) наименование и код заказчика ремонта, номер заказа;
3) стоимость ремонта по смете;
4) процент технической готовности;
5) сметная стоимость выполненного ремонта;
6) фактическая стоимость выполненного ремонта;
7) экономия, перерасход стоимости ремонта основного средства, предусмотренного сметой.
^ Нематериальные активы. При инвентаризации нематериаль­ных активов проверяются наличие соответствующих первичных бух­галтерских и юридических документов, подтверждающих право орга­низации на использование нематериального актива, правильность и своевременность отражения НМА в балансе. Патент на изобрете­ние, свидетельство на полезную модель, патент на промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания требуют государственной регистрации, остальные НМА государственной регистрации не тре­буют.
Утвержденной формы акта инвентаризации нематериальных активов нет. Он составляется в соответствии с общим правилом: при­водятся сведения о дате и номере распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи всех чле­нов инвентаризационной комиссии.
Итоги инвентаризации НМА должны быть сведены в таблицу, из которой можно сделать вывод о наличии принадлежащих органи­зации НМА по количеству и стоимости, а также правомерности ис­пользования норм амортизации по ним.
^ Финансовые вложения. При инвентаризации финансовых вло­жений проверяются фактические расходы организации в ценные бу­маги и уставные капиталы других организаций, а также представлен­ные другим организациям займы.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавли­вается:
•правильность оформления ценных бумаг;
• реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
• сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
• своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эми­тентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фак­тической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каж­дой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
Если ценные бумаги хранятся в организации, то по итогам ин­вентаризации составляется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме № ИНВ-16. В нача­ле описи фиксируются номер и дата распорядительного документа, на основании которого проводится инвентаризация, указываются даты фактического начала и окончания инвентаризации. Утвержденная форма акта предусматривает расписку материально ответственного лица о том, что все документы по ценным бумагам сданы в бухгалте­рию и ценные бумаги оприходованы.
В конце акта расписываются члены инвентаризационной комис­сии, материально ответственное лицо и лицо, проверившее расчеты. В этом же акте материально ответственное лицо может указать при­чины выявленных излишков или недостач. Руководитель предприя­тия обязан сформулировать свое решение по итогам инвентаризации ценных бумаг в акте.
Фактические данные по итогам инвентаризации ценных бумаг и бланков строгой отчетности заносятся в специальную аналитиче­скую таблицу со следующими графами:
1) наименование и код ценной бумаги;
2) наименование и код по СОЕИ единицы измерения ценных бумаг;
3) номер, серия, номинал, количество, сумма расходов на при­обретение ценных бумаг;
4) излишек или недостача по номеру, серии, количеству, сумме расходов на приобретение ценных бумаг.
Если ценные бумаги организации сданы на хранение в специ­альные учреждения (банк, депозитарий, специализированное храни­лище и др.), то инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета органи­зации-владельца, с данными выписок специальных учреждений. Форма итогового документа такой инвентаризации не утверждена, однако она должна отвечать общим требованиям акта инвентаризации.
Нормативно не установлена форма итогового документа инвентаризации вложений в уставные капиталы и займы, предоставленные другим организациям, однако он должен отвечать общим требованиям инвентаризационного документа. Вложения в уставные капиталы и займы должны быть подтверждены правильно оформленными первичными документами, сведения о которых должны содержать инвентаризационные акты.
^ Товарно-материальные ценности на складе. Итоги инвентаризации на складах заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3, которая отличает от инвентаризационной описи основных средств разными итогов ми накопительными таблицами. В накопительной таблице формы № ИНВ-3 содержатся следующие графы:
1) наименование и номенклатурный номер товарно-материальных ценностей;
2) наименование и код единицы измерения по СОЕИ;
3) цена;
4) количество и сумма товарно-материальных ценностей по итогам фактической проверки;
5) количество и сумма товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета.
Во время инвентаризации на складе выдача материальных ценностей прекращается. Поступление материальных ценностей во время инвентаризации заносится в опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», в которой указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного ордера, наименование товара, количество, цена и сумма. На приходном ордере делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности.
^ Товарно-материальные ценности в кладовой. Иногда одно и же материально ответственное лицо отвечает за небольшую кладовую и за склад с большой номенклатурой ценностей. Все инвентаризационные описи составляются по материально ответственным лица а не по местам хранения материальных ценностей. По программе ревизии пересчет ценностей в кладовой может занять у комиссии один день, а на складе — несколько дней. В этой ситуации комиссия может начать инвентаризацию ценностей с кладовой и продолжить ее на основном складе. Форма № ИНВ-3 не позволяет отразить этого.
При инвентаризации кладовой заполняется инвентаризационный ярлык по форме № ИНВ-2, который после этой инвентаризации пере­дается материально ответственному лицу на период всей инвентари­зации. Этот ярлык является учетным документом, в котором отража­ются фактическое наличие ценностей на начало инвентаризации, а так­же приход и расход из кладовой во время инвентаризации основного склада. После окончания инвентаризации на основном складе состав­ляется инвентаризационная опись по форме № ИНВ-3, в которую переносятся данные из инвентаризационного ярлыка.
В ярлыке содержатся ссылки на номер и дату распорядительно­го документа, в соответствии с которым проводится инвентаризация, приводятся даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи членов комиссии, материально ответственного лица и лица, проверившего подсчеты и цены инвентаризационного ярлыка.
Ярлык содержит две таблицы. В первой таблице отражается фактическое наличие товарно-материальных ценностей по следующим графам:
1) номер места хранения ценности (стеллаж, полка, ячейка);
2) наименование и номенклатурный номер ценности;
3) наименование и код единицы измерения по СОЕИ;
4) количество ценностей (цифрами и прописью).
Во второй таблице отражается движение материальных ценно­стей в кладовой во время инвентаризации по следующим графам:
1) дата и номер документа, по которому приходуются или выда­ют материальные ценности;
2) количество и сумма прихода ценностей;
3) количество и сумма расхода ценностей;
4) количество и сумма остатка ценностей;
5) подпись члена комиссии по каждому номеру ценностей, по которому произошли изменения во время инвентаризации.
^ Товарно-материальные ценности на ответственном хранении. На складе могут находиться товарно-материальные ценности, не при­надлежащие организации, которые заносятся во время инвентариза­ции в специальную ведомость по форме № ИНВ-5 «Инвентаризацион­ная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение». Преамбула этой описи и ее заключитель­ная часть имеют те же реквизиты, что и основная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-2, в которой также дают­ся ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты факти­ческого начала и окончания инвентаризации, приводятся две расписки: во-первых, о том, что все документы сданы в бухгалтерию и поступившие ценности оприходованы, а во-вторых, о том, что претензий к ин­вентаризационной комиссии нет.
Итоги инвентаризации товарно-материальных ценностей, нахо­дящихся на ответственном хранении, заносятся в таблицу по следу­ющим графам:
1) наименование и код ОКПО поставщика товарно-материаль­ных ценностей;
2) наименование и номенклатурный номер товарно-материаль­ных ценностей;
3) наименование и код по СОЕИ единицы измерения товарно-материальных ценностей;
4) количество и стоимость товарно-материальных ценностей;
5) дата принятия на хранение товарно-материальных ценностей;
6) место хранения;
7) наименование, дата и номер товарно-транспортного докумен­та, по которому поступили товарно-материальные ценности.
^ Товарно-материальные ценности в пути. На начало инвента­ризации часть сырья, материалов, товаров может находиться в пути от поставщика. Инвентаризация таких ценностей оформляется актом инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, по форме № ИНВ-6. В преамбуле акта даются ссылки на дату и номер распоря­дительного документа, указываются даты фактического начала и окон­чания инвентаризации. Все члены инвентаризационной комиссии ставят свои подписи в конце документа.
Акт оформляется в виде таблицы со следующими графами:
1) наименование и номенклатурный номер товарно-материаль­ных ценностей;
2) наименование и код СОЕИ единицы измерения товарно-ма­териальных ценностей;
3) количество и сумма товарно-материальных ценностей;
4) дата отгрузки товарно-материальных ценностей;
5) наименование и код ОКПО поставщика товарно-материальных ценностей;
6) дата, номер и сумма товарно-транспортного документа, по которому поступят товарно-материальные ценности.
^ Товарно-материальные ценности отгруженные. При инвен­таризации готовой продукции часть продукции может быть отгруже­на, но оплата по ней еще не поступила. В таком случае проводится инвентаризация документов по товарам отгруженным. Итоги инвен­таризации заносятся в акт инвентаризации товаров отгруженных по форме № ИНВ-4, в преамбуле которой даются ссылки на номер и дату распорядительного документа, указываются даты начала и окончания инвентаризации. В заключительной части акта расписываются все члены инвентаризационной комиссии.
Информация по итогам инвентаризации товаров отгруженных сводится в одну таблицу со следующими графами:
1) наименование и код ОКПО покупателя (плательщика);
2) наименование и номенклатурный номер отгруженных товар­но-материальных ценностей;
3) дата отгрузки;
4) дата, номер и сумма товарно-транспортного документа.
^ Товарно-материальные ценности в торговле. По итогам ин­вентаризации товарно-материальных ценностей в оптовой торговле, где имеется количественный и суммовой учет, составляется инвента­ризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств в тор­говле по форме № ИНВ-12.
Если инвентаризация проводится в магазине розничной торгов­ли, то заполняется инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле по форме № ИНВ-13.
^ Незавершенное производство. Методика проверки незавершен­ного производства определяется технологией этого производства. Перед началом инвентаризации незавершенного производства необ­ходимо сдать на склад все не нужные цеху материалы, покупные дета­ли и полуфабрикаты, а также детали, узлы, агрегаты, обработка кото­рых на данном этапе закончена.
Инвентаризационная комиссия совместно с технологами опре­деляет количество заделов, места, где сосредотачиваются детали, узлы, агрегаты, являющиеся полуфабрикатами. Проверка заделов незавер­шенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Используя технологические коэффи­циенты переработки, инвентаризационная комиссия делает расчет содержащихся в полуфабрикатах исходных продуктов.
В некоторых отраслях незавершенное производство представ­ляет собой смеси сырья, материалов (например, в химической про­мышленности). В этом случае технологи рассчитывают количество исходного сырья, материалов, входящих в состав измеренной смеси, с помощью технологических коэффициентов из регламентов органи­зации.
Нормативными документами не предусмотрена итоговая форма акта инвентаризации незавершенного производства. Однако в акте инвентаризации незавершенного производства должны быть сдела­ны ссылки на номер и дату распорядительного документа, приведены даты фактического начала и окончания инвентаризации. В конце описи должны быть подписи всех членов инвентаризационной ко­миссии.
Итоги инвентаризации незавершенного производства должны быть сведены в таблицу, которая дает возможность членам инвента­ризационной комиссии установить, сколько исходных продуктов по количеству и стоимости находится в состоянии обработки и передела, какую стоимость составляет незавершенное производство на момент инвентаризации.
Акт составляется на каждое обособленное структурное подраз­деление организации. В итоговой таблице акта должны быть указаны точные наименования заделов, стадий переработки, оценка степени готовности по количеству или объему.
Сырье и материалы, не прошедшие обработку, но находящиеся на рабочих местах, в акт инвентаризации незавершенного производ­ства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдель­ной описи. Забракованные детали в опись незавершенного производ­ства тоже не включаются, по ним составляются отдельные описи.
^ Незавершенное капитальное строительство. Форма итогово­го акта инвентаризации незавершенного строительства не предусмот­рена нормативными документами. Требования к итоговой форме об­щие: обязательные ссылки на номер и дату распорядительного доку­мента, указание фактических сроков начала и окончания инвентари­зации. Акт должен быть подписан всеми членами инвентаризационной комиссии. Специальные требования к итоговому инвентаризацион­ному документу по незавершенному капитальному строительству вклю­чают: наименование объекта, объем выполненных работ по объекту, объем выполнения по каждому отдельному виду работ, конструктив­ным элементам, оборудованию, сравнение сметной и фактической стоимости работ. Инвентаризационная комиссия должна обратить внимание, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое им, оценить готовность законсервированных и временно прекращенных объектов капитального строительства. Акт инвента­ризации незавершенного капитального строительства должен содер­жать сведения о перерасходе или экономии стоимости работ по срав­нению со сметой.
^ Денежные средства. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе организации заносится в акт инвентаризации налич­ных денежных средств по форме № ИНВ-15, в начале которого даются ссылки на номер и дату распорядительного документа, указывается дата фактического проведения инвентаризации кассы, приводятся подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица, а также содержатся две расписки материально ответственного лица: во-первых, о том, что все документы сданы в бух­галтерию и все наличные денежные средства оприходованы, и, во-вторых, о том, что все денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении.
В акте предусмотрено место для объяснения материально ответ­ственным лицом причин выявленных излишков или недостач. Руко­водитель организации обязан в акте отразить решение, принятое по итогам инвентаризации наличных денежных средств.

 

47 Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации расчетов:

Расходов будущих периодов;

Расчетов:

-С банками, бюджетом;

-С подотчетными лицами;

-С покупателями, поставщиками

Расходы будущих периодов. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов. В соответствии с разработанными в орга­низации расчетами и учетной политикой комиссия определяет, ка­кие суммы расходов будущих периодов должны быть отнесены на из­держки производства и обращения, а какие — на соответствующие источники организации.
Итоги инвентаризации расходов будущих периодов заносятся в акт инвентаризации расходов будущих периодов по форме № ИНВ-11, в начале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации. Акт заверяется подписями всех членов инвентаризационной комис­сии. Содержательная часть акта инвентаризации расходов будущих периодов сведена в таблицу, которая имеет следующие графы:
1) наименование и код вида расходов будущих периодов;
2) первоначальная сумма, дата возникновения и срок погашения расходов будущих периодов;
3) расчетная сумма к списанию расходов будущих периодов;
4) списано расходов будущих периодов на начало инвентариза­ции и остаток расходов;
5) расчетный остаток расходов, подлежащий списанию в буду­щем периоде;
6) сумма, которая подлежит списанию, или излишне списанные суммы, которые необходимо восстановить.
^ Расчеты с банками, бюджетом. Инвентаризационные докумен­ты по расчетам с банками и бюджетом Минфином России не утверж­дены. При их составлении надо руководствоваться общими требова­ниями: в акте инвентаризации расчетов с банками и бюджетом должны быть сделаны ссылки на дату и номер распорядительного документа, указаны даты фактического начала и окончания инвентаризации. Акты должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.
Проверяя расчеты с банками и бюджетом, инвентаризационная комиссия выверяет обоснованность сумм, числящихся по этим орга­низациям на счетах бухгалтерского учета на момент инвентаризации. Акт инвентаризации расчетов с банками и бюджетом должен содер­жать сверку фактических данных с данными бухгалтерского учета, ссылки на первичные документы и разработочные таблицы.
^ Расчеты с подотчетными лицами. При инвентаризации подот­четных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным аван­сам с учетом их целевого использования. Итоговый инвентаризационный документ по подотчетным суммам не предусмотрен Минфином России. Он разрабатывается инвентаризационной комиссией самостоятельно и должен отвечать общим требованиям к акту инвентаризации: иметь дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи всех членов инвентаризационной комиссии.
Итоговая таблица акта должна содержать сведения по каждому подотчетному лицу, даты выдачи и погашения аванса, оценку его целевого использования. В акте должны содержаться сведения о факти­ческих и бухгалтерских данных по подотчетным суммам.
^ Расчеты с покупателями, поставщиками. Инвентаризация рас­четов с покупателями и поставщиками должна подтвердить обосно­ванность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, числя­щейся по счетам бухгалтерского учета. Кроме этого, инвентаризация должна выявить обоснованность сроков исковой давности по креди­торской и дебиторской задолженности.
Итоги инвентаризации расчетов с покупателями и поставщика­ми заносятся в акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщи­ками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17, в на­чале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации. Все члены инвентаризационной комиссии заверяют данные акта своими подписями.
Итоги инвентаризации заносятся в две таблицы. В первой таб­лице фиксируются сведения по дебиторской задолженности, во вто­рой — по кредиторской. Графы таблиц идентичны, в первом случае речь идет о дебиторах, во втором — о кредиторах:
1) наименование и номер счета бухгалтерского учета, где чис­лится дебиторская (кредиторская) задолженность;
2) сумма задолженности по данным бухгалтерского учета;
3) сумма задолженности, подтвержденная документами дебито­ра (кредитора);
4) сумма задолженности, не подтвержденная документами деби­тора (кредитора);
5) сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности. К данной форме акта Минфин России предусмотрел приложе­ние под названием «Справка к акту инвентаризации расчетов с поку­пателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка представляет собой аналитическую таблицу, которая содер­жит следующие графы:
1) наименование и адрес дебитора, кредитора;
2) за что числится задолженность;
3) дата начала задолженности;
4) сумма дебиторской, кредиторской задолженности;
5) наименование, дата и номер документа, подтверждающего задолженность;
6) лицо, виновное в пропуске срока исковой давности (или по чьей вине возникла задолженность).

 

48 Документальное оформление окончательных итогов ревизии
Инвентаризация является одним из методов проведения ревизии. Как оформляются итоги документальной и фактической ревизии?
Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию:
• наименование темы ревизии;
• дату и место составления акта ревизии;
• кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, указание на плановый характер ревизии или ссылка на задание);
• проверяемый период и сроки проведения ревизии;
•полное наименование и реквизиты организации, идентифика­ционный номер налогоплательщика (ИНН);
• ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей о
• кто в проверяемый период имел право первой подписи в орга­низации и кто являлся главным б рганизации;
• сведения об учредителях;
• основные цели и виды деятельности организации;
• имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдель­ных видов деятельности;
• перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;ухгалтером (бухгалтером);
• кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных не­достатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходи­мую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответ­ствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обо­снованность, четкость, лаконичность, доступность и системность из­ложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверен­ных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и про­цедур фактического контроля, других ревизионных действий, заклю­чений специалистов и экспертов, объяснений должностных и мате­риально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, долж­но содержать следующую обязательную информацию: какие законо­дательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем вырази­лись нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и дру­гие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускаются различные выводы, предполо­жения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этиче­ская оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намере­ния и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но должна соблюдаться разумная краткость изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы ревизии.
В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или при­влечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, составляется отдельный (промежуточный) акт и у этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответ­ственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим об­разом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссыл­ки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

 

 

49 ИТОГИ РЕВИЗИИ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Материальная ответственность работников организации подразделяется следующим образом: ограниченная; полная; коллективная.

Материальная ответственность – это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации, в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность может существовать одновременно уголовной, административной и дисциплинарной. За одно и то же нарушение на работника может быть возложена материальная, а также уголовная и административная ответственность.

Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, исчисляется по рыночной цене данного имущества, которая действовала в данной местности на день причинения ущерба.

Для установления размера причиненного ущерба и выявления причин его возникновения должна быть создана комиссия с привлечением соответствующих специалистов. С работника должно быть взято письменное объяснение, отказ работника не может освободить его от материальной ответственности.

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба, наступившего вследствие:

o Стихийного бедствия, аварии техногенного характера;

o Необходимой обороны;

o Нормального хозяйственного риска, если без него нельзя было обойтись;

o Крайней необходимости;

o Неисполнения работодателем обязанностей по обеспечению безопасного хранения вверенного работнику имущества.

Ограниченная материальная ответственность – в пределах среднего месячного заработка, а средний месячный заработок исчисляется исходя из расчета последних трех календарных месяцев работы лица, причинившего ущерб.

Полная материальная ответственность означает обязанность возместить ущерб в полном размере. В ст.243 ТК РФ приведен перечень случаев полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб. Ст. 277 ТК РФ определяет полную материальную ответственность руководителя организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

ТК РФ предусматривает полную материальную ответственность работника в случае причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. Состояние опьянения должно подтверждаться справкой или актом очевидцев. Акт составляется руководителем.

К полной материальной ответственности за ущерб работник может быть привлечен:

-В случае административного правонарушения;

-В случае разглашения сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную тайну.

Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997г. № 188. Для привлечения работника к материальной ответственности за разглашение коммерческой тайны необходимо, чтобы обязанность работника сохранять коммерческую тайну была включена в трудовой договор.

-В связи с использованием работником в своих интересах имущества, принадлежащего работодателю.

Коллективная материальная ответственность – при невозможности разграничить ответственность каждого. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.

Полная материальная ответственность работника наступает в том случае, если с ним заключен договор в письменной форме о полной материальной ответственности (дополнительно к трудовому договору).

Договор о полной материальной ответственности может быть заключен только с работником, достигшим 18 лет.

Возмещение ущерба. Ст.138 ТК РФ определен такой порядок материального ущерба – 20% от месячного заработка. Разрешение удерживать у работника 50% может принять суд. В порядке исключения ТК РФ разрешает удерживать 70% зарплаты, если ущерб причинен в результате преступления. Нельзя производить удержание и возмещение ущерба с той части зарплаты, которая начислена ему за работу с вредными условиями труда.

Допускается рассрочка платежа на основе письменного обязательства работника с указанием в нем конкретных сроков платежей. Не погашенная в срок задолженность взыскивается в судебном порядке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.038 с.)