Как возникла этика и каково ее место в системе философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как возникла этика и каково ее место в системе философского знания.



Каков предмет этики?

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важней­

шая часть философии, когда в результате общественного разделения

труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от не­

посредственного практического нравственного сознания. Возникно­

вение понятия «этика» как философской дисциплины связано с име­

нем Аристотеля. Термин «этический», от которого происходит этика,

образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало нравы,

обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским

философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было

образовано прилагательное moral's (моральный).

В дальнейшем от прилагательного «моральный» было образовано

существительное «мораль» (moralities), которое и является латинским

эквивалентом древнегреческого термина «этика». Таким образом, эти­

мологически термины «этика», «мораль», «нравственность» в обы­

денных условиях употребляются как синонимы. Однако в философии

сложилась традиция разграничения этих понятий.

Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мо­

раль выступают как формы общественного сознания, вид обществен­

ных отношений, как регулятор общественных отношений.

Что же касается соотношения понятий «мораль» и «нравственность»,

на наш взгляд, следует иметь в виду, что мораль — это должное, что

должно быть, а нравственность — это реализованная мораль, мораль в

действии. Это поступок, в котором реализуются моральные нормы,

принципы. Мораль — это потенциал, а нравственность — это фактор,

или движущая сила в моральном отношении.

Таким образом, этика является учением о морали, нравственном

основании человеческой реальности, действительности. Именно по­

тому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания,

а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы,

которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует по­

ступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что

злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику называют часто «практиче­

ской философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире.

Со временем в этике начали выделять два рода проблем: собственно

теоретические вопросы происхождения и сущности морали и вопросы

о том, как должен поступать человек, какими идеалами, моральными

принципами и нормами поведения ему руководствоваться (норматив­

ная этика).

Традиционно считается, что философия включает в себя онтоло­

гию, гносеологию, этику и эстетику. Этика — это философская дис­

циплина, которая в той или иной мере решает многие философские

вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Основу предмета этики составляет учение о социальной природе

нравственной деятельности, моральных отношений и морального со­

знания, отражающиеся в категориях этики.

Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и много­

образны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений,

поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя

всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стре­

мится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего

многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жиз­

ненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает

жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает ис­

точник происхождения моральных ценностей, общую природу мора­

ли, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория

морали устанавливает логическую связь между моральными оценка­

ми, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются су­

ждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем эти­

ка не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том

или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на кото­

рых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика и является исследованием основ­

ных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и кри­

терии различия добра и зла.

В рамках этики строится и исследуется также система понятий,

в которых можно выразить моральные законы и логику их примене­

ния к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей норматив­

но-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции

этики: познавательная и нормативная.

Познавательная (гносеологическая) функция этики состоит в том,

что она изучает поведение человека относительно ценностных ориен­

тиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливо­

сти и т. д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь

в плане ее соответствия моральным нормам.

Следовательно, задача этики состоит в том, чтобы в каждый кон­

кретный исторический период оказать помощь человеку понять, что

есть истинное благо и как найти свой путь к его достижению.

Нормативная функция этики подразумевает разрешение мораль­

ных ситуаций, требующих нового понимания морали для преодоления

ценностной разорванности общественного сознания, и таким образом

предлагает обществу новую моральную перспективу.

Все сказанное свидетельствует о том, что мораль (нравственность)

представляет собой сложную сферу духовной жизни общества и лично­

сти, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика — это философская наука, объектом изучения которой

является мораль.

Этика изучает и обобщает, систематизирует и стремится обосновать

единые нормы, ценности и идеалы социального бытия. Это особенно

важно в современных условиях, когда возрастает роль морального фак­

тора во всех сферах жизнедеятельности человека, усиливается интерес

к нравственной проблематике. Изучение этики и знание этических

норм становится чрезвычайно важным для понимания не только того,

что происходит в сфере морали, но и с человеком и обществом в целом.

В чем проявляются особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников

Правоохранительных органов?

Особенности предмета профессиональной этики сотрудников право­

охранительных органов проявляются в специфике нравственных про­

блем их профессиональной деятельности. Предмет изучения опреде­

ляет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая

призвана: сформировать основы профессионального отношения к из­

бранной специальности; определить понятие и содержание пр'офес-сиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные

основы осуществления будущей практической деятельности; вырабо­

тать определенный иммунитет к профессионально-нравственной де­

формации в процессе непосредственного контакта с представителями

криминального мира.

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов

важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие долж­

ный тип нравственных отношений между людьми, которые задейство­

ваны в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения

данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию пове­

дения в процессе выполнения своего профессионального долга. Так

же это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть

происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою сво­

боду.

Именно поэтому предмет профессиональной этики юриста опреде­

ляет специфическую направленность данной учебной дисциплины, при­

званной:

• развить интерес к этому виду деятельности как к правовой профес­

сии широкой направленности;

• определить понятие и содержание профессиональной чести, рас­

крыть нравственные основы будущей профессиональной деятель­

ности;

• выработать иммунитет к профессионально-нравственной деформа­

ции в процессе непосредственного общения с теми, кто преступил

закон.

Все это в комплексе вырабатывает умения и навыки соблюдения

служебного этикета в конкретных ситуациях служебной и внеслужеб­

ной деятельности.

Органов, юристов?

Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения

между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являю­

щиеся каналами их духовного общения, регуляции поведения и пере­

дачи нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в про­

цессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных

зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой дея­

тельности.

Каждый человек независимо от своей воли и желания включен в

сферу нравственных отношений. Одной из важнейших особенностей

нравственных отношений является их универсальность, находящая свое

выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни

и деятельности людей.

В зависимости от их направленности нравственные отношения под­

разделяются на следующие виды:

• нравственные отношения личности и общества;

• нравственные отношения личности и личности;

• нравственные отношения личности к самой себе;

• нравственные отношения личности и человечества.

По сфере реализации нравственные отношения можно разделить

на отношение к труду и к людям в процессе труда. По объекту прояв­

ления общественные отношения дифференцируются на обществен­

но-политические, правовые, научные, педагогические, правоохрани­

тельные, художественные, семейно-бытовые и прочие виды.

Касаясь непосредственных отношений профессиональных юристов,

следует подчеркнуть, что если все средства профессиональной деятель­

ности имеют законный и нравственный характер, то и результат будет

нравственным:

• по отношению к гражданам — это предотвращение преступления;

• по отношению к преступникам — это установленная по делу истина,

справедливое наказание;

• по отношению к обществу — это искоренение преступности, утвер­

ждение законности и справедливости.

С точки зрения профессиональной морали юриста крайне важно

разобраться в диалектике нравственных отношений:

• нравственные отношения юристов к своей деятельности (объекту,

целям, средствам, методам, формам и результатам);

• нравственные отношения между самими юристами как субъектами

этой деятельности;

• нравственные отношения юристов к гражданам в быту и в неслу­

жебное время.

С древнейших времен?

В системе моральных норм человеческого общества постепенно выде­

лилось правило, ставшее обобщенным критерием нравственности по­

ведения и действий людей. Оно получило название «золотого правила

нравственности». Его суть можно сформулировать следующим обра­

зом: не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Ис­

ходя из этого правила, человек учился отождествлять себя с другими

людьми, развивалось его умение адекватно оценивать ситуацию, фор­

мировались представления о добре и зле.

«Золотое правило» — это одно из древнейших нормативных требо­

ваний, выражающее общечеловеческое содержание нравственности,

его гуманистическую сущность.

«Золотое правило» встречается уже в ранних письменных памят-никах многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Ма-хабхарате», в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание

последующих эпох вплоть до нашего времени. В русском языке оно

закрепилось в виде пословицы: «Чего в других не любят, того и сам не

делай».

Данное правило, сложившееся в отношениях между людьми в об­

ществе, явилось основой возникновения правовых норм формирую­

щегося общества в условиях государственности. Так, нормы уголовного

права, охраняющие жизнь, здоровье, честь и достоинство личности, во­

площают в себе принципы «золотого правила нравственности», гуман­

ного отношения и взаимоуважения.

Это правило имеет огромное значение особенно в следственной,

оперативной работе, поскольку выдвигает на первый план нормы уго­

ловно-процессуального права, запрещающие добиваться показаний пу­

тем насилия, угроз и незаконных мер. Такой путь ведет только к сни­

жению престижа правоохранительных органов.

Правоохранительных органов?

Деятельность в системе правоохранительных органов многогранна,

многоаспектна, что находит свое отражение в профессиональной эти­

ке, которая по своему характеру носит собирательный характер. В ней

обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотруд­

ников различных служб и подразделений (криминальная полиция,

милиция, милиция общественной безопасности (муниципальная ми­

лиция), ГИБДД, пенитенциарная служба и т. д.).

Этический характер деятельности криминальной полиции, мили­

ции определяется соответствующими задачами, стоящими перед со­

трудниками данной службы, среди которых основными являются сле­

дующие:

• предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

• организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор­

ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения

уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях,

предусмотренных законодательством.

Существует в этике этих служб одно из фундаментальных положе­

ний, согласно которому нет заранее обусловленных «добрых» или

«злых» средств, а есть средства вынужденные. При этом этическая

мысль предписывает действовать по принципу «цель определяет, а не

оправдывает средства». Отсюда, во-первых, следует, что любому опера­

тивному сотруднику нужно осуществлять подбор средств, имея в виду

определенные параметры: адекватность средств условиям стоящей за­

дачи; достаточность средств для достижения поставленной цели;

средство не должно уничтожать нравственного характера цели, ко­

торая значительно выше той, которая соответствует решаемой задаче.

А это означает с этической точки зрения, что в основе ОРД лежит мо­

ральный компромисс, на который общество должно идти для дости­

жения благородных целей, но в любом случае средство должно

быть адекватно.

Во-вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным

образом связана с процессами трансформации общественной морали

применительно к сфере использования оперативными службами кон­

фиденциального содействия граждан. Последнее не представляет со-

бой систему нравственных компромиссов, решение проблемы мораль­

ной целесообразности во многом определяется степенью разработки

моральной крайней необходимости.

В -третьих, специфика оперативно-розыскной деятельности на­

кладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников

оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать опре­

деленные правила (обычаи), которые применительно к деятельности

других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты.

Не следует проявлять интерес к действиям коллег, документам, фактам, а также к ли-цам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами

своими соображениями относительно места, времени, целей проведения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителей и т. п.; каждый сотрудник, привлекаемый

к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях,

участниках, месте, времени и т. п. только в той части, которая требуется для успешного

выполнения своих функций (действий).

В-четвертых, следственная работа относится к тем видам деятель­

ности, где успех и даже достижения связаны в первую очередь с об­

щим высоким развитием личности, чем со специальными знаниями,

способностями. Морально-этические принципы, которыми руковод­

ствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных

обязанностей, но и на поведение в быту. Как говорил А. Ф. Кони,

с нравственными началами необходимо войти в жизнь как с верным

компасом. Это связано с тем, что этика имеет непосредственное отно­

шение к деятельности следственных подразделений (этическими нор­

мами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально-этическими

нормами.

В этом смысле особенность процессуальной деятельности следова­

теля — законодательная регламентация методов и способов работы.

Соответствие деятельности следователя требованиям закона од­

нозначно соответствует нормам морали. Когда закон сужает право

выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает

свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность

выбирать более нравственный вариант поведения.

В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное

место в этом процессе занимает система категорий этики. Во-первых,

они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль осо­

бенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит по­

ляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, со-

весть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина

и др.).

Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть

и т. д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами по­

ведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавли­

вается взаимодействие морали и права.

В-третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере

правоохранительной деятельности главным образом на утверждение

общественного блага.

Наконец, в-четвертых, важным фактором, гарантирующим соблю­

дение правоохранительными органами основ морали, является прин­

цип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как

и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной дея­

тельности, — уважение человеческого достоинства и справедливого

отношения к человеку.

Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную дея­

тельность, связывает допустимые границы его проведения с такими

категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан.

Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа

закону служат народу. Непременным условием законности деятельно­

сти является четкое усвоение требований нравственности при реше­

нии вопроса о применении тех или иных действий.

Внутренних дел»?

В демократических обществах, основанных на принципах законности,

полиция (милиция) выполняет традиционные функции: профилак­

тика, выявление преступности и борьба с ней, сохранение обществен­

ного спокойствия, обеспечение соблюдения закона и общественного

порядка и защита фундаментальных прав граждан, оказание помощи

и услуг населению.

Как известно, одно из основных отличий морали от других форм

общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются

строго обязательными, представляют право широкого выбора и санк­

ционируются исключительно силой воздействия общественного мне­

ния. Но если это положение оценочно относится ко всем гражданам

в равной степени, то применительно к требованиям, которые предъ­

являются к сотрудникам ОВД, эти условия оказываются этическими

нормами и приобретают строго обязательный характер и обеспечива­

ются административными санкциями.

Примером такого характера служит «Кодекс чести рядового и на­

чальствующего состава органов внутренних дел России», который

утвержден приказом министра внутренних дел в 1993 г. Нарушение

данного кодекса чести для сотрудника может иметь негативные по­

следствия — вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 «По­

ложения о службе в органах внутренних дел»: «...за совершение про­

ступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным,

нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, сотруд­

ники могут быть уволены со службы».

К числу подобных деонтологических норм1, относятся и требова­

ния дисциплинарных уставов и нормативных документов, опреде­

ляющих формы поведения и общения работников правоохранитель­

ных органов.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требо­

вания к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

1 Деонтологические нормы носят конкретно императивный характер, закрепляются

в служебных документах и обеспечиваются административными (правовыми санк­

циями). Они в отличие от норм обычной этики не дают права выбора, они императив­

ны, настоятельны и обязательны.

• Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав,

свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии

с международными и российскими правовыми нормами и общече­

ловеческими принципами морали.

• Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высо­

кого профессионализма, своей ответственности перед обществом

и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общест-венная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищен­

ность населения, граждан.

• Разумное и гуманное использование предоставленных законом

сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами соци­

альной справедливости, гражданского, служебного и нравственного

долга.

• Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотвер­

женность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзя­

тость в принятии решений.

• Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность,

неподкупность, забота о профессиональной чести — «честь —

в службе», общественной репутации сотрудника ОВД.

• Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов

коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям.

• Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать

невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мир­

ных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не ос­

тавлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инва­

лидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

• Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, про­

фессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость

и морально-психологическая готовность к действиям в нестандарт­

ных, экстремальных условиях.

• Постоянное совершенствование профессионального мастерства,

знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение

общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое)

освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного

опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое

представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники

правоохранительных органов, способные в своей деятельности про­

явить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, сме­

лость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, бес­

пристрастность, скромность, профессионализм.

Органов?

Профессиональная деформация — явление, объективно сопутствую­

щее развитию человека в его профессиональной деятельности, если

он повседневно не работает над собой. В отличие от других профес­

сий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его кол­

лег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности

сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более

тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в об­

щественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая

соответствующий стереотип — «там все такие». А..Ф. Кони в связи

с этим подчеркивал: «Как бы хороши не были правила деятельности,

они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и не­

добросовестных руках»1.

В современных рыночных условиях в обществе имеется множест­

во различных отрицательных явлений и в экономике, и в политиче­

ской сфере, и в правоохранительной деятельности они порождают те

негативные явления, которые видны невооруженным взглядом. Про­

фессионально-нравственные качества юристов критикуются многими

слоями общества, так как для этого есть определенные основания.

Среди причин негативного отношения граждан к сотрудникам пра­

вопорядка эксперты выделяют: равнодушие, низкая культура сотруд­

ников; отсутствие профессионализма, некомпетентность; использо­

вание служебного положения в личных, корыстных целях', поборы,

взяточничество, коррумпированность; применение насильственных

действий, необоснованное задержание. Эти негативные проявления

у некоторой части сотрудников и составляют такое явление, как про­

фессионально-нравственная деформация сотрудников правоохрани­

тельных органов.

По данным исследований, становление специалиста, в частности

следователя, осуществляется в два этапа:

1) в течение первых 5-7 лет, в одной и той же должности сотрудник

овладевает профессией;

2) через 7-10 лет, при неизменном профиле и характере работы могут

происходить отрицательные, негативные, нежелательные изме-

нения сознания и личности сотрудника, которые принято считать

профессиональной деформацией.

Структурно профессиональная деформация юристов происходит

на основе:

• деформации профессиональной деятельности;

• деформации служебных и внеслужебных отношений;

• деформации морального сознания.

При этом деформация происходит в тех элементах, которые состав­

ляют структуру профессиональной морали (нравственная деятельность,

нравственные отношения, нравственное сознание).

С этой точки зрения основными причинами профессионально-нрав­

ственной деформации, как правило, становятся низкая профессиональ­

ная культура, деформирование чувств, потребностей, мотивов, т. е. как

объективные, так и субъективные факторы.

К объективным факторам относят:

• негативные явления в жизни общества (коррупция, безответствен­

ность, халатность, невежество, нигилизм и бездушие);

• противоречия, трудности и недостатки в деятельности правоохра­

нительных органов.

Можно выделить такие трудности, недостатки и противоречия:

• специфичность профессиональной деятельности, тяжелые физиче­

ские и психические нагрузки, участие сотрудников в конфликтных

регионах в деятельности по наведению конституционного порядка,

которое таит в себе опасность для здоровья и жизни сотрудников;

• преимущественные контакты с преступной средой, негативное, по­

рой тлетворное влияние криминала;

• недостатки в организации и управлении всей системы правоохра­

нительных органов (суд, прокуратура, ОВД, адвокатура и т. д.);

• отрицательное влияние коллег по работе, допускающих злоупот­

ребления, формализм, равнодушие к людям, халатность при вы­

полнении своих обязанностей;

• неудовлетворительное оперативно-техническое оснащение, недос­

таток специальной техники и т. п.;

• ошибки в подборе кадров.

Безусловно, существенное влияние оказывают и субъективные фак­

торы, в особенности такие, как:

• низкий профессиональный уровень и нежелание совершенствовать

профессиональные качества;

• недостаточная развитость морально-деловых и волевых качеств;

• неумение отделять интересы дела от интересов карьеры;

• неорганизованность, отсутствие навыков и умений контролировать

свое поведение, желание любым путем снять психологическую на­

грузку (пьянство, разгильдяйство, расхлябанность и т. д.).

Однако деление причин на объективные и субъективные относи­

тельно, так как они переходят друг в друга.

Невнимание к нравственной культуре, к нравственно-психологи­

ческому климату служебного коллектива ведет не только к снижению

качества служебной деятельности, но и к его деградации, к его полно­

му развалу. Поэтому важно в условиях реформы правоохранительной

системы в современных условиях учитывать, что никакие знания,

умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения нарушения

законности без профессионального отношения к праву, к правовым

принципам и нормам, с одной стороны, и совершенствования таких

моральных качеств юристов, как совесть, долг, честь, ответственность,

достоинство — с другой.

Юристов?

Проблема недопущения, профилактики деформации сложна и недос­

таточно исследована. Учитывая причины возникновения профессио­

нальной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления1, на

наш взгляд, следует осуществлять целенаправленное профилактиче­

ское воздействие по определенным направлениям, которые включают:

• общие меры, подразумевающие осознание того, что все правоохра­

нительные органы подчинены исключительно закону и несут вы­

сокую ответственность перед законом;

• непосредственные меры (качественное улучшение профессиональ­

ной подготовки, совершенствование организации и управления, со­

здание здорового морально-психологического климата в коллекти­

вах ОВД).

В обобщенном виде эти меры предполагают такие направления)

профилактики профессионально-нравственной деформации сотруд­

ников правоохранительных структур:

• совершенствование системы воспитания и обучения, создание ре­

альной перспективы продвижения по службе, формирование и под­

держание чувства защищенности, уверенности в полезности и спра­

ведливости своей работы;

• необходимость уделять внимание такому фактору, как состояние

здоровья и физическая подготовленность сотрудников, посколь­

ку многие юридические профессии, особенно когда речь идет о пра­

воохранительных органах, связаны с большими эмоциональными,

интеллектуальными и физическими напряжениями;

• тщательный отбор кадров с учетом деловых и особенно нравствен­

ных качеств сотрудника. При этом нравственный облик сотрудни­

ка формируется в результате эффективной работы руководства всех

уровней и рангов, когда нравственное воспитание прочно создает

барьер профессиональной деформации;

• создание благоприятных, оптимальных условий жизни сотруд­

ников (материальное и моральное стимулирование), совершен-

ствование организации и управления всей правоохранительной

системой; выработка психологической закалки к действиям в усло­

виях постоянного напряжения, в экстремальных условиях, а также

профилактика конфликтов в служебных коллективах;

• нормальная организация труда, рабочего времени сотрудников,

чтобы исключить усталость, физическое и психологическое пере­

утомление.

Все сказанное позволяет утверждать, что морально-психологи­

ческая атмосфера, климат, служебная подготовка юристов является

важнейшей защитной мерой от их профессионально-нравственной де­

формации. Иными словами, если есть правила и принципы правоох­

ранительной деятельности, то они должны быть незыблемыми. А это

возможно лишь при наличии людей безупречных и профессионально

пригодных с твердыми нравственными устоями, жизненными убеж­

дениями и твердым характером, ибо предательства совершаются чаще

всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.

Правоохранительных органов?

Нравственные отношения сотрудников правоохранительных органов

являются составной частью любых человеческих отношений, поддаю­

щихся нравственной оценке. Нравственные отношения являются свое­

образной связью между моральным сознанием и нравственным пове­

дением. Сначала они формируются в сознании личности, а обнаружи­

вают себя в конечном счете в нравственном поведении.

С этой точки зрения, как и в любом трудовом коллективе, среди

сотрудников органов правоохранительной деятельности объективно

устанавливаются три уровня нравственных отношений.

Первый — нравственные отношения сотрудников к своей деятель­

ности, которые подразделяются на:

• отношения между сотрудниками и правонарушителями;

• отношения между сотрудниками и потерпевшими;

• отношения между сотрудниками и лицами, не связанными с пра­

вонарушениями.

Второй — нравственные отношения между самими сотрудниками

как субъектами этой деятельности.

Третий — нравственные отношения сотрудников к гражданам во вне­

служебное время.

В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени

в каждом служебном коллективе эти уровни отношений приобретают

свой характер и предъявляют к сотрудникам особые нравственные тре­

бования.

Сложность взаимоотношений обусловлена тем, что многие из них

не могут быть регламентированы правовыми нормами, так как сфера

приложения правовых норм уже, чем моральных. Моральные нормы

охватывают все области жизни общества, вторгаются в такие сферы

отношений, которые недоступны в полном объеме правовому регули­

рованию.

Наконец, нравственный характер служебных отношений сотруд­

ников органов правоохранительной деятельности проявляется в про­

фессиональном мастерстве, в четких и умелых действиях в сложной

обстановке, в смелости, самоотверженности, дисциплинированности,

в соблюдении норм профессиональной и общей культуры, этикета

и такта в общении с гражданами и сослуживцами, в бережном отно­

шении к чести и достоинству звания работника правоохранительных

органов.

«Сотрудник правоохранительных органов, юрист всем своим образом действии

относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свои ум, труд

и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».

А. Ф. Кони

Органов?

В структуру профессионально-нравственного сознания входят два ос­

новных элемента, характеризующие субъективную сторону профес­

сиональной морали:

• моральное сознание;

• правосознание.

> Моральное сознание — форма общественного сознания, кото­

рая представляет собой систему взглядов, идей, представлений

о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Моральное сознание порождается потребностями общественного

развития — прежде всего потребностью в регуляции общественной

жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание всегда ак-сиологично. Оно содержит оценку с позиции выработанной системы

ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм,

принципов, традиций, идеалов.

Будучи формой отражения действительности, моральное сознание

может быть истинным или ложным. Критерием его истинности слу­

жит практика. Моральное сознание по сравнению с другими формами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.352 с.)