Каковы основные категории этики? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы основные категории этики?



В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­

ются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной

речи («добро» и «зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т. д.).

В отечественной этической теории категории этики подразделяются

в соответствии со структурой морали и нравственности следующим

образом:

• категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, цен­

ности и т. д.);

• категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т. д.);

• категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репу­

тация и т. д.).

Специфика категорий этики заключается:

• в том, что они выражают определенное содержание нравственно­

сти, отражая различные моральные позиции;

• в них представлена мораль как таковая.

Категории этики используются для оценки самых различных по­

ступков. В центре этических исследований находятся вечные пробле­

мы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали

«добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «досто­

инство» не претерпевают существенных изменений с течением вре­

мени.

Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо»,

«справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинст­

во», «честь», «смысл жизни», «счастье».

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разгра­

ничивающие нравственное и безнравственное. Что же они из себя

представляют?

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положи­

тельное нравственное значение, служащее отграничению нравствен­

ного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности

добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над ми­

ром, надприродные, безличностные.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная

добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, про­

тиворечащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.

Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удов­

летворению материальных и духовных потребностей людей, является

средством для достижения цели, при этом есть и природные блага,

и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.).

При таком подходе добро — разновидность духовного блага. В эти­

ческом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.

Справедливость означает такое положение вещей, которое рассмат­

ривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие ме­

жду деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями,

заслугами и их признанием.

Справедливость есть мера соответствия между содержанием того

или иного поступка и его оценкой общественным мнением.

«Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — тре­

бует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они отно­

сились к нам самим».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают

законодательство современного демократического общества, справед­

ливость считают синонимом правоохранительной деятельности, пра­

восудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повяз­

кой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен

быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить

все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое

решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности

принципиальна проблема соотношения законности и справедливости.

В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда

решение, формально соответствующее букве закона, окажется неспра­

ведливым.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обще­

ству, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по

отношению к ним в конкретных условиях.

Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует для

себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг

следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, то­

варищеский.

В глазах общества сотрудник ОВД — непреклонный страж закон­

ности, которым движет только чувство долга, не допускающий ком­

промиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справед­

ливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать

определенную должность и знать законы. Необходимы соответствую-

щие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже

справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.

Сотрудник, соблюдающий «Кодекс чести...», клянется быть бес­

пристрастным и справедливым, как велят ему долг и его совесть.

Совесть — это категория этики, характеризующая способность че­

ловека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само­

оценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям

нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравствен­

ные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и от­

ветственности перед обществом, другими людьми, выступающее как

долг и ответственность перед самим собой1.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стиму­

лирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна,

когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний

контроль со стороны общественного мнения или исключается, или за­

труднен.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность

с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст­

вия ее моральной деятельности нравственному долгу.

Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен

ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности;

правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих

действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли

человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответ­

ственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны.

Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности,

принципа личной и виновной ответственности.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное от­

ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­

щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как

личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самокон­

троля.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое пове­

дение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать

свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается также на принцип равен­

ства всех людей в моральном отношении, основывается на равном пра­

ве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство

независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека

к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих,

когда моральная ценность личности связывается с моральными за­

слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом

деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера,

честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь

адвоката).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­

стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­

нивает людей дифференцированно.

Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях

она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в

офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести — высшее

проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распростра­

нено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».

Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают

нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распут­

ства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опро­

метчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не мень­

шей степени необходимы в системе правоохранительной деятель­

ности.

Например, «Кодекс чести...» сотрудника ОВД, принятый в 1993 г.,

обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботить­

ся о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его ре­

путации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.017 с.)