Какова сущность, функции и структура морали? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова сущность, функции и структура морали?



Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од­

ним из способов нормативного регулирования поведения человека,

особой формой общественного сознания и видом общественных отно­

шений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или

иные существенные свойства.

Мораль — это система принципов, норм, определяющих харак­

тер между людьми в соответствии с принятыми в данном обще­

стве понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом,

достойном и недостойном.

И. Кант отмечает: -«Две вещи наполняют душу всегда новым и все

более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­

тельнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и мо­

ральный закон во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об

эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого

бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с косми­

ческими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют

о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.

С этой точки зрения структура морали, нравственности много­

ярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не

соблюдая биологический, психологический, социологический, норма­

тивный, личностный, философский подходы.

Очень простой вариант структуры морали был намечен в древно­

сти. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения,

намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия.

Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отно­

шений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве на­

ходятся сознание, деятельность и отношение.

Иначе в структуре нравственности выделяются:

• нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

• нравственная практика;

• нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону

нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особен­

ность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения

ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в

раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к дейст-

вительности — важная характеристика нравственного сознания. Осо­

бое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея

определяет конечную цель деятельности человека (или общества).

Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно

оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является

важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравствен­

ное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивиду­

альной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни.

В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт много­

численных поколений, позволяющий отдельного человека воспиты­

вать как полноценную личность.

В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня:

обыденный и теоретический.

Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую

мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, не­

посредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачас­

тую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными

обстоятельствами.

Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью,

рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» во­

просы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль

играет моральная философия, т. е. этика.

При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное соз­

нание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из не­

скольких компонентов:

• рационального, в котором выражаются мировоззрение личности,

нравственные представления. Базовым элементом этого компонен­

та являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления

о моральных качествах, о добре и зле;

• эмоционального, выражающего совокупность нравственных пере­

живаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, дос­

тоинство, честь).

• волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив

реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению

объективных обстоятельств.

Нравственная практика является результатом объективации мо­

рального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Струк-

тура нравственной практики может состоять из следующих состав­

ляющих:

• замысел (намерение или постановка цели);

• мотивация, обоснование замысла;

• выбор цели, средств;

• принятие решений;

• действия, реализующие нравственную установку и линию поведе­

ния человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимо­

стей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Осо­

бенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя

определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании

своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом

в целом.

Нравственные отношения можно классифицировать:

• по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной

сфере деятельности;

• по характеру требовательности к себе и другим;

• по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта обще­

ния.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное

действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее эле­

менты взаимно регулируются.

Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет

понимание функций, которые она выполняет.

Оценочная функция морали заключается в понимании того, что

такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании

сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят

универсальный характер и распространяются на все действия челове­

ка. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения

индивида и авторитет общественного мнения.

Познавательная функция направлена на постижение величайшего

многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем

необходимо помнить, что познавательная функция морали осущест­

вляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую

роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия меж­

человеческих связей и отношений.

Регулятивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой

роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки

зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует

поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство,

политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Имен­

но мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не ска­

жешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль

требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам

по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция мо­

рали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мне­

ния, а на совесть человека.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует

в формировании человеческой личности. Мораль способствует уста­

новлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства,

долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимо­

сти уважения к правам личности, достоинству других.

Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных пред­

ставлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с иде­

альным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое пове­

дение, определять вектор своего духовного развития.

Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что

в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со­

держательность духовной жизни человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.40.97 (0.035 с.)