Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какова сущность, функции и структура морали?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од ним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отно шений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства. Мораль — это система принципов, норм, определяющих харак тер между людьми в соответствии с принятыми в данном обще стве понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. И. Кант отмечает: -«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи тельнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и мо ральный закон во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с косми ческими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими. С этой точки зрения структура морали, нравственности много ярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, норма тивный, личностный, философский подходы. Очень простой вариант структуры морали был намечен в древно сти. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отно шений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве на ходятся сознание, деятельность и отношение. Иначе в структуре нравственности выделяются: • нравственное сознание (общественное и индивидуальное); • нравственная практика; • нравственные отношения. Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особен ность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к дейст- вительности — важная характеристика нравственного сознания. Осо
бое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравствен ное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивиду альной. Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт много численных поколений, позволяющий отдельного человека воспиты вать как полноценную личность. В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический. Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, не посредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачас тую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами. Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» во просы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика. При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное соз нание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из не скольких компонентов: • рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонен та являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле; • эмоционального, выражающего совокупность нравственных пере живаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, дос тоинство, честь). • волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств. Нравственная практика является результатом объективации мо рального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Струк- тура нравственной практики может состоять из следующих состав ляющих: • замысел (намерение или постановка цели);
• мотивация, обоснование замысла; • выбор цели, средств; • принятие решений; • действия, реализующие нравственную установку и линию поведе ния человека. Нравственные отношения предполагают совокупность зависимо стей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Осо бенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом. Нравственные отношения можно классифицировать: • по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности; • по характеру требовательности к себе и другим; • по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта обще ния. Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее эле менты взаимно регулируются. Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия челове ка. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осущест вляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия меж человеческих связей и отношений. Регулятивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Имен но мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не ска жешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция мо рали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мне ния, а на совесть человека. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует уста новлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимо сти уважения к правам личности, достоинству других. Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных пред ставлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с иде альным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое пове дение, определять вектор своего духовного развития. Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со держательность духовной жизни человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.153.251 (0.008 с.) |