Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что понимается под моральной регуляцией?

Поиск

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообу­

словленных, образуют так называемую систему моральной регуляции.

В систему моральной регуляции обычно включают: нормы, высшие цен­

ности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждый из элементов.

> Нормы — это повеления, предписания, определенные правила

поведения, мышления и переживания, которые должны быть

присущи человеку.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие пове­

дение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу

и к себе.

В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не

просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка,

а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле,

должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и си­

лой общественного мнения, сознанием субъекта, сотрудника о достой­

ном или недостойном, нравственном или безнравственном, что и оп­

ределяет характер нравственных санкций.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещаю­

щей форме (например, Моисеевы законы — десять заповедей в Ветхом

завете: не убий, не укради и т. д.) так и в позитивной (будь честен, по­

могай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду).

Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение пе­

рестает быть моральным и оказывается аморальным (когда человек

или не знаком с нормами, или игнорирует известные нормы).

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное испол­

нение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрица­

тельные оценки и осуждение поведения сотрудника. Например, если

сотрудник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступ­

ком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов по­

следует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказа­

ние, предусмотренное нормами общественных организаций.

Позитивные нормы поведения, как правило, требуют наказания: во-первых, активности со стороны субъекта нравственности — сотрудника

ОВД; во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благо­

разумным, быть порядочным, быть милосердным. Диапазон понима­

ния этих призывов может быть очень широк и разнообразен. Поэтому

моральные нормы — в первую очередь запреты, а лишь потом — пози­

тивные призывы.

Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое

утверждается в нормах.

Когда говорят «будь честен», имеют виду, что честность — ценность,

очень важная и значимая для людей, общества, социальных групп,

в том числе и для коллективов сотрудников ОВД.

Именно поэтому ценности — не просто образцы поведения и миро-отношения, а образцы, вычлененные как самостоятельные явления

природы и общественных отношений.

В этом плане справедливость, свобода, равенство, любовь, смысл

жизни, счастье — это ценности высшего порядка. Возможны и другие

прикладные ценности — вежливость, точность, трудолюбие, исполни­

тельность.

Между нормами и ценностями, которые тесно связаны между со­

бой, есть существенные отличия.

Во-первых, выполнение норм одобряется, в то время как служение

ценностям вызывает восхищение. Ценности заставляют человека не

просто следовать эталону, а стремиться к высшему, они наделяют дей­

ствительность смыслом.

Во-вторых, нормы составляют такую систему, где они могут вы­

полняться сразу, иначе система окажется противоречивой, не работаю­

щей. Ценности же выстраиваются в некую иерархию, и люди жертвуют

одними ценностями ради других (например, благоразумием ради сво­

боды или достоинством ради справедливости).

В-третьих, нормы довольно жестко задают границы поведения,

поэтому о норме можно говорить, что она либо выполняется, либо нет.

Служение ценностям может быть более или менее ревностным,

оно подвержено градации. Ценности не полностью переходят в норму.

Они всегда больше ее, так как сохраняют момент желательности, а не

только долга.

С этих позиций моральной ценностью может выступать обладание

различными личностными качествами (храбростью, чуткостью, тер­

пением, великодушием), причастность к определенным социальным

группам и институтам (семье, клану, партии), признание таких ка­

честв со стороны других людей и т. д.

При этом высшими ценностями являются те ценности, ради ко­

торых люди жертвуют собой или в нелегких условиях вырабатывают

такие качества высочайшей ценности, как патриотизм, мужество и бес­

корыстие, благородство и самопожертвование, верность долгу, мастер­

ство, профессионализм, личная ответственность за защиту жизни, здо­

ровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от

преступных и иных противоправных посягательств1.

Идеал — это высшие ценности, обращенные к индивиду и вы­

ступающие как высшие цели развития личности.

Моральный идеал — это важный ориентир, как стрелка компаса

указывающий верное нравственное направление. В самых различных,

порой даже в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные,

отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец

для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде

такой пример выражается в нравственном идеале, который представ­

ляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений

о добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других

ценных понятиях морали.

Мало того, в качестве идеала может выступать живая историческая

личность или герой какого-либо художественного произведения, са­

кральные полумифические фигуры, нравственные учителя человече­

ства (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон).

В современных условиях у молодых людей существует острая по­

требность в достойном и авторитетном идеале, который в значитель­

ной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной

личности. Поэтому можно заметить: каков у человека идеал, таков он

и сам. Разве не достоин, например, чести, уважения и идеала героиче­

ский поступок старшего лейтенанта А. В. Соломатина в современных

условиях. В декабре 1999 г. разведгруппа из 7 человек в Чечне обнару­

жила засаду, 600 боевиков, группа приняла бой, Александр потерял в

бою руку, но продолжал стрелять. А когда боевики решили взять его

живым, он встал во весь рост и пошел на них, не выпуская из руки пу­

лемета, а потом дотянулся до гранаты и взорвал себя вместе с банди­

тами.

Маленькая разведгруппа спасла полк. Так поступают воины, по­

стигшие сущность идеала в процессе формирования себя как высоко­

нравственной личности. Об этом свидетельствует дневник А. В. Соло­

матина, в котором есть такие строки: «Я клянусь, я сделаю все, чтобы

русская нация воспряла и стала достойна своих героических поступ­

ков. Все остается людям, прекрасные слова. Ничего нельзя взять с со­

бой туда. Надо оставить след в жизни. Оглянись назад: что ты сделал

для людей, Родины, земли? Будут ли помнить? Вот ради чего надо

жить»1.

Идеал по своей природе есть не только возвышенное, но и недося­

гаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он

сразу же теряет свои функции «маяка», ориентира. И в то же время он

не должен быть совершенно недосягаемым.

Сегодня в обществе часто раздаются голоса о потере нравственного

идеала. Но вытекает ли отсюда, будто наше государство, несмотря на

сложность криминогенной ситуации, утратило нравственные ориен­

тиры? Скорее речь может идти о нахождении способов, средств во­

площения нравственных ценностей в новой социальной обстановке,

что предполагает серьезное нравственное очищение российского об­

щества снизу доверху. При этом следует всегда учитывать, что со вре­

мен Платона предпринимались попытки создания схемы идеального

общества (государства), конструирования различных утопий (и ан­

тиутопий). Но социальные идеалы могут рассчитывать на истинное,

а не временное воплощение, если они базируются на вечных ценно­

стях (истины, добра, красоты, человечности), согласующихся с нравст­

венными идеалами.

Принципы. Моральные принципы — одна из сторон выражения

нравственных требований.

> Принцип — это наиболее общее обоснование существующих норм

и критерий выбора правил.

В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы по­

ведения. Если ценности, высшие идеалы — явления эмоционально-образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на

уровне моральных привычек и бессознательных установок, то прин­

ципы — феномен рационального сознания. Они четко осознаются и от­

ливаются в точные словесные характеристики. К числу моральных прин­

ципов относятся такие нравственные начала, как гуманизм — признание

человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение

ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра­

жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма (противопоставление индивида обществу),

и эгоизма (предпочтения собственных интересов интересам других).

Законом РФ «О милиции» определены также принципы ее дея­

тельности: законность, гуманизм, справедливость, уважение прав че­

ловека, гласность. Неукоснительное соблюдение этих принципов яв­

ляется непременным условием успешной практической деятельности

сотрудников правоохранительных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.008 с.)