Что такое нравственно-правовая культура сотрудников правоохранительных органов? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое нравственно-правовая культура сотрудников правоохранительных органов?



Нравственно-правовая культура — это продукт нравственно-право­

вой деятельности сотрудника правоохранительных органов. Она вклю­

чает в себя системную характеристику правовых и нравственных яв­

лений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность ре­

ально функционирующей и развивающейся системы воспитания.

Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является

результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура со­

трудника — это прежде всего степень овладения моралью и правом в

его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравст­

венных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравствен­

но-правовых отношениях.

Нравственно-правовая культура предполагает гарантированность неотчуждаемых прав

человека.

Нравственно-правовая культура способна обеспечить подчинение

государства обществу, политики — праву и нравственности. В услови­

ях современной правоохранительной деятельности обозначилась тен­

денция взаимопроникновения, сближение нравственного и правового

сознания. Этот процесс сближения может быть представлен как про­

цесс формирования высокой гражданственности сотрудников право­

охранительной деятельности, когда в развитии нравственно-правово­

го сознания возникают новые качественные образования морально-правового характера: гражданственность, ответственность, справед­

ливость, что проявляется в соответствующих им правилах поведения.

Каковы структурные элементы нравственно-правовой культуры личности сотрудников

Правоохранительных органов?

Принято выделять два уровня нравственно-правовой культуры: твор­

ческий и личностный. Это означает, что уровень культурности обу­

словлен не только познанием, но является результатом деятельности

в целом. Она имеет определенные структурные составляющие: знание

и понимание принципов и норм морали и права; уважение к праву

и морали; убежденность в справедливости законов и норм; привычка

соблюдать нравственно-правовой порядок.

В сфере правоохранительной деятельности уважение к праву и мо­

рали является одним из условий развития эффективных нравственно-правовых норм, исключающих волюнтаризм и беззаконие.

Закон, какую бы сферу жизни не затрагивал, не может быть пло­

дом скоропалительных решений. Он должен выступать результатом

глубокого изучения реальной жизни, нравственно-психологической

ситуации, общественных процессов во всей их неоднозначности, а по­

рой и противоречивости. Его всегда необходимо глубоко продумать,

всесторонне обсудить, дать ему нравственную оценку.

Только тогда закон «сработает», когда в нем будет выражено уважение к праву и мо­

рали, уважение к человеку.

Уважение к праву и морали в процессе правоохранительной дея­

тельности сотрудника проявляется:

• во всестороннем учете особенностей общественных отношений, для

регулирования которых издаются нравственно-правовые нормы;

• в согласовании предлагаемых к изданию нравственно-правовых норм

с экономическими, политическими, религиозными, эстетическими

и другими возможностями обеспечения их реализации;

• в учете уровня развития нравственно-правового сознания совре­

менных людей.

Нравственно-правовая культура является естественным проявле­

нием творческого начала личности в сфере морали и права. Она рас­

крывает возможности человека в этой области, его общественную зна­

чимость, совокупность способностей и функций индивида.

Высокая нравственно-правовая культура людей, стоящих на страже

закона, обнаруживается в частности в том, что они безбоязненно всту­

пают в борьбу ради торжества справедливости и правды, повинуются

голосу совести и долга.

Каковы критерии моральной надежности и морального облика сотрудника

Правоохранительных органов?

Моральная надежность означает согласованность целей и средств их

осуществления, единство слова и дела, идеалов и представлений с ре­

альной практикой поведения. Кроме того, это и безошибочность дей­

ствий, и выносливость, и работоспособность человека.

Моральная надежность находится в сложной зависимости от мно­

гих факторов, включая профессиональную подготовку сотрудника

и целый ряд его деловых качеств.

В связи с этим возникает потребность в критериях моральной на­

дежности. Они необходимы при отборе людей для службы и при орга­

низации процесса учебы и воспитания сотрудников. Говоря о крите­

риях моральной надежности, важно учитывать нормативную и оце­

ночную стороны поведения сотрудников.

Нормативная сторона в профессиональной морали регулирует нрав­

ственные контакты между сотрудниками, с одной стороны, и гражда­

нами, общественными организациями — с другой.

Оценочная сторона дает возможность каждому сотруднику оцени­

вать свое поведение, поступки других сотрудников, а также граждан,

с которыми он вступает в определенные правовые и нравственные от­

ношения.

> Моральный облик сотрудника — это совокупность устойчивых

нравственных, психологических и служебно-боевых качеств,

реализуемых в процессе профессиональной деятельности и в по­

вседневных межличностных и общественных отношениях.

При рассмотрении морального облика сотрудника ОВД важно пом­

нить, что не только класс, нация, но и каждая профессия имеет собст­

венную мораль, которая находит свое выражение в профессиональной

этике и служебном этикете.

Процесс формирования морального облика включает в себя несколь­

ко аспектов: усвоение человеком требований общечеловеческой мора­

ли, превращение норм и принципов права и нравственности в личные

убеждения, выработка навыков соответствующего нравственно-право­

вого поведения.

Каковы главные задачи формирования нравственной и правовой культуры личности

Сотрудника правоохранительных органов?

Исходя из общего понимания сущности нравственно-правового вос­

питания, можно вычленить его главные задачи:

• воспитание у сотрудников нравственной чистоты и таких качеств,

как честность, принципиальность, ответственность за порученное

дело;

• воспитание внутренней потребности и привычки во всем руковод­

ствоваться высокими нравственными идеалами и принципами,

активно бороться за их претворение в жизнь, а это предполагает

стремление добиться того, чтобы каждый сотрудник эти принципы

держал не «при себе», а в себе, в своем сердце и разуме;

• воспитание личного мужества, самообладания, умения поступиться

личными интересами ради интересов коллектива и общества, госу­

дарства в целом;

• воспитание глубокой нравственно-правовой культуры, стремление

усвоить основное содержание норм права и морали;

• формирование нравственно-профессиональных качеств: чувства дол­

га специалиста, осознания необходимости личного участия в фор­

мировании новых отношений, в воспитании человека демократиче­

ского и гражданского общества.

Что такое гуманизм?

> Гуманизм — принцип мировоззрения, в том числе нравственно­

сти, означающий признание человека высшей ценностью, при­

знание его способности к совершенствованию, осмыслению сво­

боды и достоинства личности, а также права человека на счастье.

И. Кант обосновывая свою теорию нравственности, в которой мо­

раль рассматривалась как область должного, сформулировал гумани­

стическое в своей сущности требование, названное категорическим им­

перативом.

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное

положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения

к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других.

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нрав­

ственное требование, как «золотое правило этики: поступай по отно­

шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по от­

ношению к тебе». Это означает право и обязанность личности брать

на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке

стремления ставить себя на место другого.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей.

Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных

актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность сотруд­

ников правоохранительных органов, где справедливость есть понятие

о должном, содержащее в себе требование соответствия между прак­

тической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп и т. д.)

в жизни общества и их социальным положением; между их правами

и обязанностями; трудом и вознаграждением; заслугами и их общест­

венным признанием; преступлением и наказанием. При таких условиях

законность есть установление стандартизированных норм, которые

регулируют человеческое поведение с целью осуществления социаль­

ного контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.022 с.)