В чем сущность служебного долга сотрудника правоохранительных органов? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем сущность служебного долга сотрудника правоохранительных органов?



Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть со­

ставная часть общественного долга. Он является нравственным в его

объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объек­

тивного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению

высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопас­

ности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциаль­

ные возможности служебного долга проявляются в том случае, если

они дополняются нравственным отношением к нему, когда общест­

венные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как

глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте де­

ла, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязан­

ность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и госу­

дарства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нрав­

ственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внима­

ние долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотруд­

ников. Механизм поведения сотрудников в коллективах основывает­

ся на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его

заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся

в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах

определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы

своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить

за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируе­

мых коллективом и обществом.

Что такое этикет и какую он выполняет функцию в обществе?

Жизнь показывает, что даже в наше сложное время крылатая фраза

Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир» находит все большее под­

тверждение. Люди, оставаясь людьми, тянутся к культуре и красоте,

стремятся сделать свою жизнь достойной.

Однако случилось так, что у многих современных людей устоялось

ироническо-снисходительное отношение к нравственным ценностям

этикета. Правила этикета, дескать, созданы для дворянства, это некие

«барские условности», исторический хлам. Так ли это? Можно ли осу­

ждать людей светского общества, если они воспитали в себе культуру

чувств, старались быть снисходительными и милостивыми?

Что мы подразумеваем под этикетом? Сам термин «этикет» проис­

ходит от французского etiquette — ярлык, этикетка, которые прилага­

лись к тому или иному товару и нередко содержали некоторые реко­

мендации.

> Этикет — это свод правил поведения человека в обществе, нор­

мы взаимоотношений людей различного правового, социального,

интеллектуального статуса.

Этикет — часть нравственной культуры и ассоциируется с катего­

рией прекрасного, а также связан с понятиями вежливости, культуры,

интеллигентности. Нравственные ценности — главное содержание сфе­

ры действия этикета. Выбор же «этикетного знака» — тактические прие­

мы реализации этих ценностей.

Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним прояв­

лением. Иначе говоря, этикет есть просто знание приличий, умение

держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никаким

из своих действий не оскорбить людской слабости1. В основе этикета

лежит уважение к людям. Если этого нет, то этикетные знаки не более

чем фарисейство2.

Так ли необходимы обществу правила этикета? Человечество пред­

расположено к чести и добру, люди стремятся жить удобнее, красивее,

не мешая друг другу. Правила этикета (почитание старших, любовь

к родителям, уважение к женщине, следование чести и достоинству,

скромность, благожелательность, толерантность (терпимость к иным

взглядам) необходимы, чтобы:

• приглушить «животные начала», заложенные в каждом индиви­

дууме;

• противопоставить нормы сдержанности и приличия инстинктам

и эмоциям;

• поддерживать относительное равенство и уважение в обществе, пол­

ном «объективного неравенства».

Ведь не одинаков же общественно-правовой статус мужчины и жен­

щины, старого и молодого, младшего и старшего, начальника и подчи­

ненного, родителей и детей, знакомого и незнакомого? И каждый «дол­

жен знать свое место, свои права, обязанности. Если бы модистка взду­

мала считать себя равной своим заказчикам, служащий не признавал

бы первенство своего начальника, солдат — офицеров, ребенок — ро­

дителей. Что вышло бы? Пусть каждый знает свое место, и обществен­

ные отношения перестанут запутываться и портиться завистью, тще­

славием и самолюбием»1.

Кроме того, этикет имеет и специфические стороны:

• этикет конкретного сословия, или «титулованный»;

• этикет — нормы поведения королей, графов, князей;

• ранговый этикет — сановников и чиновников на различных ступе­

нях иерархической лестницы;

• этикет определенных социальных слоев — дворян, купечества, пред­

принимателей;

• национальный (этнический) этикет;

• религиозный этикет;

• профессиональный этикет — военный, дипломатический, врачебный;

• семейно-бытовой этикет — взаимоотношения родителей, супругов,

детей, соседей.

Существует также градация видов этикета:

• придворный этикет — строго регламентированный порядок и формы

обращения, установленные при дворах монархов;

• дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и дру­

гих официальных лиц при контактах друг с другом на различных

дипломатических приемах, визитах, переговорах;

• воинский этикет — свод общепринятых в армии правил и норм по­

ведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

• общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и ус­

ловностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Мало того, этикет охватывает две сферы взаимоотношений людей

в обществе: правовую (уважение законов государства) и нравствен­

ную (следование нормам морали и обычаям).

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов

от самой древности до наших дней. В основе своей эти правила пове­

дения являются всеобщими, так как они соблюдаются представите­

лями не только какого-то данного общества, но и субъектами самых

различных социально-политических систем, существующих в совре­

менном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки

и дополнения, обусловленные общественным строем страны, специ­

фикой ее исторического строения, национальными традициями и обы­

чаями.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: со­

блюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение,

недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть

уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Профессиональная этика юриста 119

Каковы принципы этикета?

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на служ­

бе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода

официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах.

К основным принципам этикета относятся:

• вежливость и сдержанность;

• деликатность;

• тактичность и чуткость;

• скромность.

Как известно, одним из основных принципов современной жизни

является поддержание нормальных отношений между людьми и стрем­

ление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание

можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанно­

сти. Однако в жизни мы часто сталкиваемся с грубостью, резкостью,

неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что

мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

> Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения,

обращения с другими людьми, употребляемые в речи выраже­

ния, тон, жестикуляция и даже мимика.

Хорошими манерами в обществе считаются скромность и сдержан­

ность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно

и тактично общаться с другими людьми. Манеры относятся к куль­

туре поведения человека и регулируются этикетом.

Всем известны выражения: «холодная вежливость», «ледяная веж­

ливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавлен­

ные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают

его сущность, но и превращают ее в свою противоположность. По вы­

ражению Эмерсона, вежливость — это «сумма маленьких жертв», при­

носимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те

или иные жизненные отношения. К сожалению, совершенно забыто

прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничто не стоит так дешево и не

ценится так дорого, как вежливость».

Наряду с вежливостью обязательным условием общения является

деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться

в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиден­

ного или услышанного.

Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных чело­

веческих качеств — внимание, глубокое уважение к внутреннему миру

тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать,

что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать

у них раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует со­

блюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чув­

ствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у че­

ловека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства:

разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора,

наличие или отсутствие посторонних. Тактичность, чуткость подразу­

мевают также способность быстро и безошибочно определять реак­

цию собеседника на наше высказывание, поступки и в нужных случаях

самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную

ошибку.

Скромность. «Человек, который говорит только о себе, только

о себе и думает, — утверждает Д. Карнеги, — безнадежно некультурен,

как бы высокообразован он ни был». Скромный человек никогда не

стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчерки­

вает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких

привилегий, особых удобств, услуг.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость,

а главное, благожелательность по отношению к людям — вот те каче­

ства, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.027 с.)