Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников правоохранительных органов? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников правоохранительных органов?



Культура речи — это такой выбор и такая организация языко-вых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении

современных языковых норм и этики общения позволяют обес­

печить наибольший эффект в достижении поставленных ком-муникативных задач.

К основным компонентам культурной речи относятся правильность,

богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная вы­

разительность.

Почему необходимо говорить особо о культуре речи сотрудника

правоохранительной деятельности?

1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных ка­

честв, но и широкого общего образования. А. Ф. Кони подчерки­

вал: «У юриста общее образование идет впереди специального».

2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это тре­

бует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном слу­

чае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать

свои мысли.

3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как ора­

тор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.

4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна

считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов

внутренних дел.

5. Язык — инструмент, при помощи которого оформляются и переда­

ются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста

вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практи­

ческой необходимости.

В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика

сотрудника сводятся к следующим положениям.

Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму прово­

жают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по

внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какой-то сте­

пени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического

вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не

дойдет.

• По А. П. Чехову: «...в человеке все должно быть прекрасно: и лицо,

и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непре­

менно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности.

• Необходимо избавляться от слов-паразитов, сорняков. Зачастую

сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «пони­

маете», «блин» и т. п. Скажет сотрудник пару фраз — и повторит

такое слово. Это, безусловно, не украшает речь, а, наоборот, насто­

раживает.

• Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго — жаргон кри­

миналитета, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать

их языком — значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до

их уровня.

• Народная мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но

знай всегда, что говоришь». Поэтому не следует вступать в диалог

с кем-то на тему, в которой разбираешься недостаточно, а тем более

слабо.

• Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел — сред­

ство убеждения и в то же время проявление уважения к собесед­

нику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить

собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крик­

ливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыно­

симым собеседником.

• Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче. Одно и то же

понятие или предмет выражают разные слова.

• Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о глав­

ном критерии действий и поведения сотрудника ОВД: законность

и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безо­

пасности и спокойствия которых существует данная служба1. Про­

фессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего.

латы

В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты

• Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для

адекватной передачи информации.

• Не отвлекаться от темы.

• Говорить только правду.

• Говорить определенно, не двусмысленно (многие говорят обиня-ками}.

• Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.

Очень часто постулаты не соблюдаются. Иначе в речи не было бы

грубости, хамства, истерики, говорения вокруг да около и т. д.

Что такое профессионально-нравственная деформация сотрудника правоохранительных

Органов?

Профессиональная деформация — явление, объективно сопутствую­

щее развитию человека в его профессиональной деятельности, если

он повседневно не работает над собой. В отличие от других профес­

сий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его кол­

лег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности

сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более

тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в об­

щественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая

соответствующий стереотип — «там все такие». А..Ф. Кони в связи

с этим подчеркивал: «Как бы хороши не были правила деятельности,

они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и не­

добросовестных руках»1.

В современных рыночных условиях в обществе имеется множест­

во различных отрицательных явлений и в экономике, и в политиче­

ской сфере, и в правоохранительной деятельности они порождают те

негативные явления, которые видны невооруженным взглядом. Про­

фессионально-нравственные качества юристов критикуются многими

слоями общества, так как для этого есть определенные основания.

Среди причин негативного отношения граждан к сотрудникам пра­

вопорядка эксперты выделяют: равнодушие, низкая культура сотруд­

ников; отсутствие профессионализма, некомпетентность; использо­

вание служебного положения в личных, корыстных целях', поборы,

взяточничество, коррумпированность; применение насильственных

действий, необоснованное задержание. Эти негативные проявления

у некоторой части сотрудников и составляют такое явление, как про­

фессионально-нравственная деформация сотрудников правоохрани­

тельных органов.

По данным исследований, становление специалиста, в частности

следователя, осуществляется в два этапа:

1) в течение первых 5-7 лет, в одной и той же должности сотрудник

овладевает профессией;

2) через 7-10 лет, при неизменном профиле и характере работы могут

происходить отрицательные, негативные, нежелательные изме-

нения сознания и личности сотрудника, которые принято считать

профессиональной деформацией.

Структурно профессиональная деформация юристов происходит

на основе:

• деформации профессиональной деятельности;

• деформации служебных и внеслужебных отношений;

• деформации морального сознания.

При этом деформация происходит в тех элементах, которые состав­

ляют структуру профессиональной морали (нравственная деятельность,

нравственные отношения, нравственное сознание).

С этой точки зрения основными причинами профессионально-нрав­

ственной деформации, как правило, становятся низкая профессиональ­

ная культура, деформирование чувств, потребностей, мотивов, т. е. как

объективные, так и субъективные факторы.

К объективным факторам относят:

• негативные явления в жизни общества (коррупция, безответствен­

ность, халатность, невежество, нигилизм и бездушие);

• противоречия, трудности и недостатки в деятельности правоохра­

нительных органов.

Можно выделить такие трудности, недостатки и противоречия:

• специфичность профессиональной деятельности, тяжелые физиче­

ские и психические нагрузки, участие сотрудников в конфликтных

регионах в деятельности по наведению конституционного порядка,

которое таит в себе опасность для здоровья и жизни сотрудников;

• преимущественные контакты с преступной средой, негативное, по­

рой тлетворное влияние криминала;

• недостатки в организации и управлении всей системы правоохра­

нительных органов (суд, прокуратура, ОВД, адвокатура и т. д.);

• отрицательное влияние коллег по работе, допускающих злоупот­

ребления, формализм, равнодушие к людям, халатность при вы­

полнении своих обязанностей;

• неудовлетворительное оперативно-техническое оснащение, недос­

таток специальной техники и т. п.;

• ошибки в подборе кадров.

Безусловно, существенное влияние оказывают и субъективные фак­

торы, в особенности такие, как:

• низкий профессиональный уровень и нежелание совершенствовать

профессиональные качества;

• недостаточная развитость морально-деловых и волевых качеств;

• неумение отделять интересы дела от интересов карьеры;

• неорганизованность, отсутствие навыков и умений контролировать

свое поведение, желание любым путем снять психологическую на­

грузку (пьянство, разгильдяйство, расхлябанность и т. д.).

Однако деление причин на объективные и субъективные относи­

тельно, так как они переходят друг в друга.

Невнимание к нравственной культуре, к нравственно-психологи­

ческому климату служебного коллектива ведет не только к снижению

качества служебной деятельности, но и к его деградации, к его полно­

му развалу. Поэтому важно в условиях реформы правоохранительной

системы в современных условиях учитывать, что никакие знания,

умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения нарушения

законности без профессионального отношения к праву, к правовым

принципам и нормам, с одной стороны, и совершенствования таких

моральных качеств юристов, как совесть, долг, честь, ответственность,

достоинство — с другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.02 с.)