Правоохранительная деятельность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность»



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

___________________________________________________________

КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЯ

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ И УКАЗАНИЯМИ

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

для курсантов 3 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности

Правоохранительная деятельность»

 

 

МОСКВА – 2013

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине «Психология» для курсантов 3 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность».

Настоящие методические указания разработаны с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к соответствующей специальности (031001.65).

Методические указания содержат вопросы, рассматриваемые в процессе чтения лекций по темам учебного курса, вопросы, выносимые на семинарские занятия, рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям в часы самостоятельной подготовки, литературу, вопросы для подготовки к для подготовки к экзамену, и словарь терминов.

Методические указания предназначены для курсантов и слушателей.

 

Составитель: старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Щеглов С.Ф.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи изучаемой дисциплины ………. ………4

2. Организационно методические указания ………………6

3. Тематический план по курсу «Психология» …………..10

4. Содержание тем с методическими указаниями, планами семинаров и практических занятий ……………………………………..11

5. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу …………………………………58

6. Рекомендуемая литература по всему курсу «Психология» ….61

7. Словарь терминов ……………………………………….62

 

 

1. Цели и задачи изучаемой дисциплины

Курс «Психология» относится к базовой части С.1.1.8 Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 031001.65 - «Правоохранительная деятельность».

Изучению этой дисциплины должно предшествовать изучение курсантами дисциплин «Философия», «Социология», в результате изучения которых курсант (слушатель) должен знать принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные социальные институты общества; уметь составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенности социализации; владеть основами философско-правового анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений, навыками научного мышления. Курс рассматривает как вопросы общепсихологической теории (предмет, цели и задачи курса, его теоретические основы), так и практическое применение психологии, в правоохранительной деятельности.

Эта дисциплина является основой для изучения дисциплин «Юридическая психологии (Психология в деятельности следователя)», «Этнопсихология».

Актуальность данной учебной дисциплины определяется не только признаваемой всеми в Российской Федерации необходимостью совершенствования профессиональной деятельности сотрудников ОВД, повышения эффективности работы правоохранительных структур. Об этом же свидетельствуют и последние нововведения психолого-правового характера в УК, УПК, ГК, ГПК РФ, включение в них целого ряда таких чисто психологических терминов и понятий, как: психические расстройства, не исключающие вменяемости; психофизиологические качества; нервно-психические перегрузки; аффект и т.п.

Применение в процессе деятельности сотрудников полиции определенных психологических методов облегчает их труд, помогает регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность и правильно ее оценивать, использовать результаты познания в практике.

На рубеже тысячелетий все более четко осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в профессиональной подготовке всякого культурного и высокообразованного специалиста, в том числе, и в первую очередь, - сотрудника ОВД.

 

Цели изучения дисциплины «Психология»:

· обеспечение качественной подго­товки курсантов (слушателей) по избранной специальности (направлению),

· формирование целостного представления о психике личности как специфи­ческой части научного познания, о сущности и содержании современной психологии,

· вооружение знаниями о закономерностях развития психики личности, путях гармонизации отношений между личностью, обществом и природой,

· формирование умений и навыков практического применения психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

 

Основные задачи изучения дисциплины «Психология»:

· раскрыть теоретические понятия и положения курса «Психология»;

· познакомить курсантов (слушателей) с основами общей, социальной психологии, конфликтологии, основами психодиагностики применительно к изучаемому курсу;

· показать и обосновать специфику проявления психологических закономерностей в правовом регулировании;

· обучить курсантов (слушателей) способам предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации, а также приемам управления эмоционально-волевой сферой;

· сформировать у курсантов (слушателей) представления о возможностях использования психологических знаний для совершенствования служебной деятельности

· обучить курсантов (слушателей) психологическим приемам, позволяющим им самостоятельно развивать профессионально важные качества, а также оказать им помощь в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной учебной дисциплине.

Требования к знаниям и умениям курсантов по дисциплине.

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

- сущность и содержание предмета психологии;

- взаимосвязь психики и организма человека;

- содержание психических познавательных и эмоционально-волевых про­цессов, социально-психологических явлений и их проявление в деятельности сотрудников ОВД;

- содержание основных психологических концепций личности, ее психо­логическую структуру, психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов;

- особенности и специфику профессионального общения сотрудника ОВД.

Владеть:

- навыками практического использования достижений психологии в интересах адаптации человека к окружающей среде и рационального профессионального самоопределения, эффективного решения служебных задач правоохранительной деятельности.

Уметь:

- использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и по­вседневной деятельности сотрудника правоохранительных органов;

- организовывать свою профессиональную деятельность на основе рекомен­даций психологии.

В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны выполнить письменную работу в виде практикума.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) экзамена.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу «Психология»

для курсантов 3 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности

031001.65 – «Правоохранительная деятельность»

в 1 полугодии 2013-2014 учебного года

№ темы Название темы Всего В том числе При меч.
Лек­ции Семи нары Прак тич. заня­тия Контр, работы  
  Раздел I. Теоретические и методологические основы психологии            
  Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности            
  Раздел II. Основные категории отечественной психологии и их проявление в праве: сознание и личность            
  Психические феномены и их проявление в сфере права            
  Психические эмоционально- волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права            
  Личность как объект психологического познания в сфере деятельности органов внутренних дел            
  Психология социальных групп и межличностных отношений, значение её анализа для совершенствования правоохранительной деятельности            
  Всего            
  Экзамен            

Тематический план обсужден и одобрен на заседании кафедры 25 апреля 2013г. Протокол заседания кафедры №13.

 

 

4. Содержание тем с методическими указаниями, планами семинаров и практических занятий

 

Тема № 1 «Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности»

 

Содержание темы

Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Ее основные отрасли. Связь психологии с другими науками. Методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Тестирование. Опрос. Анализ результатов деятельности. Социометрия. Математическое моделирование. Методы математической статистики. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Основная цель и задачи изучения дисциплины.

Понятие о психике. Функции психики. Формы проявления психики. Психика и организм. Сознание. Сознание и подсознание. Теоретические основы использования психологических знаний в деятельности органов внутренних дел. Содержание психологических явлений в сфере деятельности органов внутренних дел.

Лекции - 2 ч.

Семинар - 2 ч.

 

ПЛАН

Содержание темы

Формы психического отражения окружающей действительности. Понятие психики и ее основные функции. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность и формирования правомерного поведения. Классификация психических явлений и их характеристика. Понятие и классификация познавательных психических процессов.

Понятие и характеристика ощущения. Учет закономерностей проявления ощущений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика восприятия. Учет закономерностей проявления восприятий в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления участниками уголовного процесса.

Понятие и характеристика представления. Учет индивидуальных особенностей представлений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика воображения. Учет индивидуальных особенностей воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта.

Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Культура речи сотрудника органов внутренних дел.

Лекции – 6 ч.

Семинары – 2 ч.

Практические занятия – 8 ч.

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

Содержание темы

Понятие и характеристика эмоций и чувств. Психологические теории возникновения и протекания эмоций. Сущность, классификация эмоций и чувств. Классификация психических состояний. Понятие и характеристика настроения, аффекта, фрустрации как эмоциональных состояний. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта. Понятие и общая характеристика стресса. Учение о стрессе как адаптивном синдроме. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД. Факторы, влияющие на характер дезадаптивных реакций у сотрудников ОВД. Признаки стрессового состояния, проявляющиеся в поведении сотрудников ОВД. Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудников ОВД. Методы саморегуляции психического состояния.

Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта. Волевая регуляция поведения человека. Характеристика волевых компонентов правонарушений. Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов.

Лекции – 4 ч.

Семинары – 2 ч.

Практические занятия - 6 ч.

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

Содержание темы

Понятие личности и ее психологические признаки. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях. Понятие «акцентуации характера». Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере права. Понятие «способности человека». Психологические особенности личности преступника (правонарушителя). Классификация типов преступников по критерию доминирующих мотивов совершения ими противоправных деяний.

Лекции - 4 ч.

Семинары - 4 ч.

Практические занятия – 10 ч.

 

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

Содержание темы

Понятие и классификация социальных групп. Психологические причины и динамика образования социальных групп. Психологическая структура социальной группы. Групповые социально-психологические явления. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме. Теория черт. Стили управления в социальных группах. Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности. Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Психологическая характеристика слухов. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Лекции – 4 ч.

Семинары – 2 ч.

Практические занятия – 4 ч.

 

 

П Л А Н

П Л А Н

П Л А Н

Словарь терминов

Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.

Акцентуации характера определяются как «крайние вариант ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Такое слабое звено в характере человека проявляется лишь в ситуациях, предъявляющих повышенное требование именно к функционированию конкретной черты характера. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, человек ведет себя без срывов, не доставляя окружающим и себе неприятностей.

Аффект - сильное кратковременное, бурнопротекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля

Барьеры общения - это определенные трудности, из-за которых общение не всегда проходит так, как нам бы этого хотелось.

Биологическое в личности - это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному - существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным - создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.

Гениальность - высшая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

Действующая толпа - контактная общность, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта.

Знания - это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Индивид - человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других - малозаметно.

Интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

Интерактивная сторона общения выделяет те его компоненты, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Действие - главное содержание общения.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интероризованная роль - такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.

Коммуникативная сторона общения - информационная сторона общения, т.е. передача и получение информации.

Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Личность - социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений.

Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.

Мотив - это побуждение к действию.

Мышление - опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Навык - это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

Направленность - психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа.

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Начальные умения - это самостоятельной применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.

Нормативная роль сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.

Общение - процесс, в котором традиционно выделяются три основных стороны (компонента): информационная (коммуникативная сторона) - обмен информацией между общающимися; восприятие (перцептивная сторона) и познание людьми друг друга в процессе общения; взаимодействие (интерактивная сторона) между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, воздействиями, эмоциями и т.п.).

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Паника - состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.

Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.

Предметом психологии является психика человека. Это одно из фундаментальных научных понятий.

Примитивная группа - это стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях членов данной группы.

Принципы психологии - руководящие положения, составляющие основу теории психологии и определяющие подходы к пониманию предмета психологии.

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира, в построении человеком карты этого мира, в саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе, приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание.

Психологическое воздействие в процессе общения - и взаимодействия - стремление повлиять на другого человека, изменить его установки, мнения, его интересы, склонности, его настроение и поведение.

Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т.п.

Рефлекторная деятельность - это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей.

Речь - процесс общения посредством языка.

Самоконтроль - есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.

Сложные навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.

Сложные умения - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.

Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Собственно эмоции - более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Сознание - есть как бы контакт с самим собой. Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик (Л. С. Выготский).

Социализация личности - это процесс становления личности, вхождения человека в жизнь, его подготовки и включения в отношения.

Социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества. Это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.

Социальная роль - это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Социальная позиция - это отношение человека к своим ролям и своим статусам.

Социальное в личности - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

Статус - это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий - низкий).

Стресс — (давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга неспецифических реакций и состояний субъекта, возникающих в ответ на разнообразные внешние воздействия, называемые стрессорами. Термин «стресс» описывает состояние индивида на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Различают физиологический и психологический стресс.

Стрессоры (стресс-факторы) - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Структура - реально существующее единство целого, его подструктур, элементов и их всесторонних связей.

Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.

Талант - высшая степень одаренности, реализованная в определенной области.

Темперамент («соразмерность», «правильная мера») - это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Толпа - контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно.

Установление психологического контакта - целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей.

Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению).

Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Физическое отражение - простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения.

Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Характер («печать», «чеканка») - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Нomo Sapiens Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.

Чувства — еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Чувства выражаются в эмоциях.

Экспрессивная толпа - группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста.

Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Язык определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает в себя слова с их значениями, т.е. отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании, а также синтаксис - правила, по которым строятся предложения.

 

Подготовлено старшим преподавателем кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Щегловым С.Ф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.097 с.)