Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правоохранительная деятельность»↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ___________________________________________________________ КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ И УКАЗАНИЯМИ по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»
для курсантов 3 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности Правоохранительная деятельность»
МОСКВА – 2013 Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине «Психология» для курсантов 3 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность». Настоящие методические указания разработаны с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к соответствующей специальности (031001.65). Методические указания содержат вопросы, рассматриваемые в процессе чтения лекций по темам учебного курса, вопросы, выносимые на семинарские занятия, рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям в часы самостоятельной подготовки, литературу, вопросы для подготовки к для подготовки к экзамену, и словарь терминов. Методические указания предназначены для курсантов и слушателей.
Составитель: старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Щеглов С.Ф.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучаемой дисциплины ………. ………4 2. Организационно методические указания ………………6 3. Тематический план по курсу «Психология» …………..10 4. Содержание тем с методическими указаниями, планами семинаров и практических занятий ……………………………………..11 5. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу …………………………………58 6. Рекомендуемая литература по всему курсу «Психология» ….61 7. Словарь терминов ……………………………………….62
1. Цели и задачи изучаемой дисциплины Курс «Психология» относится к базовой части С.1.1.8 Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 031001.65 - «Правоохранительная деятельность». Изучению этой дисциплины должно предшествовать изучение курсантами дисциплин «Философия», «Социология», в результате изучения которых курсант (слушатель) должен знать принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные социальные институты общества; уметь составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенности социализации; владеть основами философско-правового анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений, навыками научного мышления. Курс рассматривает как вопросы общепсихологической теории (предмет, цели и задачи курса, его теоретические основы), так и практическое применение психологии, в правоохранительной деятельности. Эта дисциплина является основой для изучения дисциплин «Юридическая психологии (Психология в деятельности следователя)», «Этнопсихология». Актуальность данной учебной дисциплины определяется не только признаваемой всеми в Российской Федерации необходимостью совершенствования профессиональной деятельности сотрудников ОВД, повышения эффективности работы правоохранительных структур. Об этом же свидетельствуют и последние нововведения психолого-правового характера в УК, УПК, ГК, ГПК РФ, включение в них целого ряда таких чисто психологических терминов и понятий, как: психические расстройства, не исключающие вменяемости; психофизиологические качества; нервно-психические перегрузки; аффект и т.п. Применение в процессе деятельности сотрудников полиции определенных психологических методов облегчает их труд, помогает регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность и правильно ее оценивать, использовать результаты познания в практике. На рубеже тысячелетий все более четко осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в профессиональной подготовке всякого культурного и высокообразованного специалиста, в том числе, и в первую очередь, - сотрудника ОВД.
Цели изучения дисциплины «Психология»: · обеспечение качественной подготовки курсантов (слушателей) по избранной специальности (направлению), · формирование целостного представления о психике личности как специфической части научного познания, о сущности и содержании современной психологии, · вооружение знаниями о закономерностях развития психики личности, путях гармонизации отношений между личностью, обществом и природой, · формирование умений и навыков практического применения психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Основные задачи изучения дисциплины «Психология»: · раскрыть теоретические понятия и положения курса «Психология»; · познакомить курсантов (слушателей) с основами общей, социальной психологии, конфликтологии, основами психодиагностики применительно к изучаемому курсу; · показать и обосновать специфику проявления психологических закономерностей в правовом регулировании; · обучить курсантов (слушателей) способам предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации, а также приемам управления эмоционально-волевой сферой; · сформировать у курсантов (слушателей) представления о возможностях использования психологических знаний для совершенствования служебной деятельности · обучить курсантов (слушателей) психологическим приемам, позволяющим им самостоятельно развивать профессионально важные качества, а также оказать им помощь в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной учебной дисциплине. Требования к знаниям и умениям курсантов по дисциплине. В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен: Знать: - сущность и содержание предмета психологии; - взаимосвязь психики и организма человека; - содержание психических познавательных и эмоционально-волевых процессов, социально-психологических явлений и их проявление в деятельности сотрудников ОВД; - содержание основных психологических концепций личности, ее психологическую структуру, психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов; - особенности и специфику профессионального общения сотрудника ОВД. Владеть: - навыками практического использования достижений психологии в интересах адаптации человека к окружающей среде и рационального профессионального самоопределения, эффективного решения служебных задач правоохранительной деятельности. Уметь: - использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и повседневной деятельности сотрудника правоохранительных органов; - организовывать свою профессиональную деятельность на основе рекомендаций психологии. В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны выполнить письменную работу в виде практикума. Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу «Психология» для курсантов 3 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность» в 1 полугодии 2013-2014 учебного года
Тематический план обсужден и одобрен на заседании кафедры 25 апреля 2013г. Протокол заседания кафедры №13.
4. Содержание тем с методическими указаниями, планами семинаров и практических занятий
Тема № 1 «Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности»
Содержание темы Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Ее основные отрасли. Связь психологии с другими науками. Методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Тестирование. Опрос. Анализ результатов деятельности. Социометрия. Математическое моделирование. Методы математической статистики. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Основная цель и задачи изучения дисциплины. Понятие о психике. Функции психики. Формы проявления психики. Психика и организм. Сознание. Сознание и подсознание. Теоретические основы использования психологических знаний в деятельности органов внутренних дел. Содержание психологических явлений в сфере деятельности органов внутренних дел. Лекции - 2 ч. Семинар - 2 ч.
ПЛАН Содержание темы Формы психического отражения окружающей действительности. Понятие психики и ее основные функции. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность и формирования правомерного поведения. Классификация психических явлений и их характеристика. Понятие и классификация познавательных психических процессов. Понятие и характеристика ощущения. Учет закономерностей проявления ощущений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Понятие и характеристика восприятия. Учет закономерностей проявления восприятий в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления участниками уголовного процесса. Понятие и характеристика представления. Учет индивидуальных особенностей представлений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Понятие и характеристика воображения. Учет индивидуальных особенностей воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта. Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Культура речи сотрудника органов внутренних дел. Лекции – 6 ч. Семинары – 2 ч. Практические занятия – 8 ч. П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н Содержание темы Понятие и характеристика эмоций и чувств. Психологические теории возникновения и протекания эмоций. Сущность, классификация эмоций и чувств. Классификация психических состояний. Понятие и характеристика настроения, аффекта, фрустрации как эмоциональных состояний. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта. Понятие и общая характеристика стресса. Учение о стрессе как адаптивном синдроме. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД. Факторы, влияющие на характер дезадаптивных реакций у сотрудников ОВД. Признаки стрессового состояния, проявляющиеся в поведении сотрудников ОВД. Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудников ОВД. Методы саморегуляции психического состояния. Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта. Волевая регуляция поведения человека. Характеристика волевых компонентов правонарушений. Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов. Лекции – 4 ч. Семинары – 2 ч. Практические занятия - 6 ч. П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н Содержание темы Понятие личности и ее психологические признаки. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях. Понятие «акцентуации характера». Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере права. Понятие «способности человека». Психологические особенности личности преступника (правонарушителя). Классификация типов преступников по критерию доминирующих мотивов совершения ими противоправных деяний. Лекции - 4 ч. Семинары - 4 ч. Практические занятия – 10 ч.
П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н П Л А Н Содержание темы Понятие и классификация социальных групп. Психологические причины и динамика образования социальных групп. Психологическая структура социальной группы. Групповые социально-психологические явления. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме. Теория черт. Стили управления в социальных группах. Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности. Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Психологическая характеристика слухов. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности. Лекции – 4 ч. Семинары – 2 ч. Практические занятия – 4 ч.
П Л А Н П Л А Н П Л А Н Словарь терминов Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту. Акцентуации характера определяются как «крайние вариант ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Такое слабое звено в характере человека проявляется лишь в ситуациях, предъявляющих повышенное требование именно к функционированию конкретной черты характера. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, человек ведет себя без срывов, не доставляя окружающим и себе неприятностей. Аффект - сильное кратковременное, бурнопротекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля Барьеры общения - это определенные трудности, из-за которых общение не всегда проходит так, как нам бы этого хотелось. Биологическое в личности - это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному - существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным - создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Гениальность - высшая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Действующая толпа - контактная общность, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта. Знания - это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Индивид - человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других - малозаметно. Интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. Интерактивная сторона общения выделяет те его компоненты, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Действие - главное содержание общения. Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности. Интероризованная роль - такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным. Коммуникативная сторона общения - информационная сторона общения, т.е. передача и получение информации. Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Личность - социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом. Мотив - это побуждение к действию. Мышление - опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Навык - это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Направленность - психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа. Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Начальные умения - это самостоятельной применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Нормативная роль сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе. Общение - процесс, в котором традиционно выделяются три основных стороны (компонента): информационная (коммуникативная сторона) - обмен информацией между общающимися; восприятие (перцептивная сторона) и познание людьми друг друга в процессе общения; взаимодействие (интерактивная сторона) между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, воздействиями, эмоциями и т.п.). Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. Паника - состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности. Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Предметом психологии является психика человека. Это одно из фундаментальных научных понятий. Примитивная группа - это стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях членов данной группы. Принципы психологии - руководящие положения, составляющие основу теории психологии и определяющие подходы к пониманию предмета психологии. Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира, в построении человеком карты этого мира, в саморегуляции на этой основе поведения и деятельности. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе, приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность. Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни. Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Психологическое воздействие в процессе общения - и взаимодействия - стремление повлиять на другого человека, изменить его установки, мнения, его интересы, склонности, его настроение и поведение. Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т.п. Рефлекторная деятельность - это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей. Речь - процесс общения посредством языка. Самоконтроль - есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей. Сложные навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности. Сложные умения - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому. Собственно эмоции - более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия. Сознание - есть как бы контакт с самим собой. Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик (Л. С. Выготский). Социализация личности - это процесс становления личности, вхождения человека в жизнь, его подготовки и включения в отношения. Социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества. Это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения. Социальная роль - это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений. Социальная позиция - это отношение человека к своим ролям и своим статусам. Социальное в личности - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения. Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Статус - это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий - низкий). Стресс — (давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга неспецифических реакций и состояний субъекта, возникающих в ответ на разнообразные внешние воздействия, называемые стрессорами. Термин «стресс» описывает состояние индивида на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Различают физиологический и психологический стресс. Стрессоры (стресс-факторы) - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Структура - реально существующее единство целого, его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий. Талант - высшая степень одаренности, реализованная в определенной области. Темперамент («соразмерность», «правильная мера») - это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Толпа - контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Установление психологического контакта - целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности. Физическое отражение - простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения. Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Характер («печать», «чеканка») - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Нomo Sapiens Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п. Чувства — еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Чувства выражаются в эмоциях. Экспрессивная толпа - группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста. Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Язык определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает в себя слова с их значениями, т.е. отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании, а также синтаксис - правила, по которым строятся предложения.
Подготовлено старшим преподавателем кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Щегловым С.Ф.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.015 с.) |