Практического занятия по теме 5. 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практического занятия по теме 5. 2.



Учебные вопросы

1. Составить сравнительную таблицу особенностей психологических феноменов руководства и лидерства.

2. Социометрическая игра «Живая картина».

3. Разработать примерную схему, отражающую механизмы изменения психики человека в толпе.

4. Комплекс упражнений на развитие социально-ответственного поведения.

 

Цели практического занятия:

Курсант должен знать:

-понятие, классификацию и структуру социальных групп, причины и динамику их образования;

- групповые социально-психологические явления;

- психологические особенности установления контакта и доверительных отношений с различными категориями граждан;

- теоретические основы психологической оценки человека в ситуации одноразового контакта в оперативных целях;

- особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения.

Курсант должен уметь:

-психологически грамотно осуществлять экспресс-диагностику человека по первому впечатлению в оперативных целях;

-различать виды толпы и оказывать на них адекватное и эффективное воздействие;

-компетентно определять практические стратегии поведения с субъектами стихийного массового поведения

-осуществлять психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

-эффективно взаимодействовать с различными категориями граждан, в том числе, с лицами, имеющими выраженные акцентуации характера.

Курсант должен владеть:

- психотехнологиями диагностики психических состояний у граждан, а также приемами визуальной психодиагностики;

- методами психологического воздействия, обеспечивающими эффективность профессионального общения;

- приемами, обеспечивающими эффективное общение с представителями различных групп (в том числе стихийного массового поведения);

- методиками предотвращения перерастания толпы в агрессивную и паническую;

- приемами предотвращения паники и управления паническими состояниями;

- навыками бесконфликтного общения при решении оперативно-служебных задач.

 

Методические указания по подготовке к практическому занятию

Задания теоретического блока подготовки к занятиям:

1. Самостоятельно проработать материал главы 7 учебного пособия «Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов в схемах и комментариях.- М.: Издательство «Щит-М», 2010. - 492с.». Дополнить лекцию.

2. В контексте изучаемой темы ознакомится с соответствующими главами справочного пособия для курсантов «Мальцева Т. В., Хрусталева Т. А. Юридическая психология: основные вопросы и проблемы: справочное пособие / Т. В. Мальцева; Т. А. Хрусталева. - М.: Мос­ковский университет МВД России, 2011. - 66с.».

 

Задания практического блока подготовки к занятиям:

1. В тетради создать терминологический словарь понятий, не раскрытых в лекции, но имеющихся в указанной в п.1 книге Цветкова В.Л., а также 6-7 главе книги «Юридическая психология с основами общей и социальной психологии [И.Б.Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.»

2. Решите задачу:

А) Толпа, связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию, — это:

1) конвенциональная толпа; 2) экспрессивная толпа; 3) окказио­нальная толпа.

Б) Малая группа, мнение и оценка которой значимы для индивида
является группой:

1) членства; 2) неформальной; 3) формальной; 4) референтной.

В) Межличностные конфликты в коллективе:

1.Всегда вредны;

2.Вполне естественны, и поэтому нельзя их оценивать по критерию «вредны» или «невредны»;

3.Конфликты иногда полезны, если происходят на принципиальной
почве.

Какой из вариантов кажется наиболее оправданным с точки зрения психологии?

Г) Какое выражение является правильным: конфликт — это динами­ческое явление или конфликт — явление статическое?

 

Вопросы для самопроверки:

1.Опишите психологическую структуру малой группы.

2.Дайте характеристику психологическим процессам, протекающим в группе (коллективе).

3.Какую информацию о личности может дать знание ее «референтной группы»?

4.Что входит в объем понятия «субъекты стихийного массового поведения».

5. Какой стиль лидерства окажется более успешным: а) при выработке стратегии воспитательной работы с сослуживцами; б) при спасении людей при пожаре? Поясните свой ответ.

6. Охарактеризуйте основные динамические процессы в малой группе.

7. Что такое конформность как социально-психологическое явление?

8. Как могут влиять на результаты совместной деятельности различные сочетания лидерских позиций участников?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям:

1.Алексеева Л.В. Юридическая психология: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. - 312с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3.Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4.Михайлова В.П. Юридическая психология: учеб. Пособие / Михайлова В.П., Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. – 2-е изд.. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 392с.

5.Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЩИТ-М, 2010.

6.Мальцева Т. В., Хрусталева Т. А. Юридическая психология: основные вопросы и проблемы: справочное пособие / Т. В. Мальцева; Т. А. Хрусталева. - М.: Мос­ковский университет МВД России, 2011. - 66с.

7.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 480 с.

 

 

5. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу

 

1. Психика и ее функции.

2. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом.

3. Сознание. Правосознание. Проблемы формирования обыденного правосознания.

4. Деформация правосознания.

5. Психологический механизм воздействия социальных норм на личность и формирования правого поведения.

6. Конформизм и его значение в формировании правомерного поведения.

7. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права.

8. Ощущение и восприятие. Использование данных о закономерностях их протекания при решении оперативно-служебных задач.

9. Сущность и характеристика памяти, ее место в правоохранительной деятельности. Виды памяти.

10. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач.

11. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.

12. Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия.

13. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем.

14. Сущность и особенности воображения, проявляемые в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

15. Содержание и особенности мышления.

16. Виды, операции и формы мышления.

17. Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи сотрудником ОВД.

18. Характеристика интуиции. Интуиция в деятельности сотрудника ОВД, следователя.

19. Психологическая характеристика речи. Культура речи сотрудника органов внутренних дел.

20. Психологические теории эмоций, объясняющие непосредственный, импульсивный механизм регуляции поведения человека в условиях правового поля.

21. Сущность, классификация эмоций и чувств. Особенности настроений.

22. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние.

23. Динамика протекания аффекта, его законы.

24. Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса.

25. Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне.

26. Когнитивная трансакциональная теория стресса. Преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

27. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудника ОВД. Модель управления стрессом.

28. Методы саморегуляции психического состояния.

29. Фрустрация и ее правовая оценка.

30. Понятие воли. Функции воли.

31. Волевая регуляция человеческого поведения.

32. Структура и виды волевых действий. Характеристика волевых компонентов правонарушений.

33. Развитие воли у сотрудников органов внутренних дел.

34. «Порок воли»: феномен, признаки, правовая оценка, последствия.

35. Основные подходы и концепции теории личности.

36. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.

37. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права.

38. Характеристика потребностей.

39. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения.

40. Интересы и их учет в правовой оценке поведения.

41. Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности, в том числе влияющих на правопослушное поведение.

42. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

43. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях.

44. Акцентуации и их возможный криминогенно опасный характер проявления.

45. Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере правопорядка.

46. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).

47. Психологические проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних.

48. Типология личности несовершеннолетнего, допускающего антиобщественное поведение.

49. Психологический механизм антиобщественного поведения несовершеннолетних.

50. Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника.

51. Причины и динамика образования социальных групп.

52. Структура социальной группы. Управляющее звено социальной группы.

53. Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения.

54. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме.

55. Стили управления.

56. Классификация видов социальных групп.

57. Психологическая структура малой группы.

58. Групповые социально-психологические явления как фактор деятельности юриста.

59. Характеристика элементов структуры психологии малой группы: взаимоотношения и групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и традиции.

60. Психология преступной группы.

61. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы).

62. Психология организованной преступности.

63. Субъекты стихийного массового поведения.

64. Случайная, экспрессивная, действующая толпа.

65. Агрессивная толпа. Структура агрессивной толпы. Условия формирования.

66. Проявление особой психологии людей в условиях стихийного массового поведения.

67. Паника как особое состояние человека в толпе.

68. Этапы возникновения паники.

69. Типология слухов.

70. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

 

 

6. Рекомендуемая литература по всему курсу дисциплины «Психология»

 

Алексеева Л.В. Юридическая психология: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. - 312с.

Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 608с.

Ефимова Н.С. Основы общей психологии / Н.С.Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 228с.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и психология переговоров в эстремальных условиях. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2009.

Крысько В.Г.. Психология и педагогика в схемах и комментариях: учебное пособие / Крысько В. Г. — 6-е издание, испр. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 416 с.

Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Мальцева Т. В., Хрусталева Т. А. Юридическая психология: основные вопросы и проблемы: справочное пособие / Т. В. Мальцева; Т. А. Хрусталева. - М.: Мос­ковский университет МВД России, 2011. - 66с.

Маклаков А. Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты.: Питер, 2009. - 224с.

Михайлова В.П. Юридическая психология: учеб. Пособие / Михайлова В.П., Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. – 2-е изд.. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 392с.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник для бакалавров / В.В. Романов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 533с.

Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010.

Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов в схемах и комментариях.- М.: Издательство «Щит-М», 2012.

Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Юридическая психология. Хрестоматия /авт.-сост. В.В.Романов. – 2-е изд.- М.: Изд. Юрайт.; ИД Юрайт, 2010. - 471с.

Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 480 с.

 

Словарь терминов

Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.

Акцентуации характера определяются как «крайние вариант ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Такое слабое звено в характере человека проявляется лишь в ситуациях, предъявляющих повышенное требование именно к функционированию конкретной черты характера. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, человек ведет себя без срывов, не доставляя окружающим и себе неприятностей.

Аффект - сильное кратковременное, бурнопротекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля

Барьеры общения - это определенные трудности, из-за которых общение не всегда проходит так, как нам бы этого хотелось.

Биологическое в личности - это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному - существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным - создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.

Гениальность - высшая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

Действующая толпа - контактная общность, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта.

Знания - это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Индивид - человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других - малозаметно.

Интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

Интерактивная сторона общения выделяет те его компоненты, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Действие - главное содержание общения.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интероризованная роль - такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.

Коммуникативная сторона общения - информационная сторона общения, т.е. передача и получение информации.

Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Личность - социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений.

Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.

Мотив - это побуждение к действию.

Мышление - опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Навык - это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

Направленность - психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа.

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Начальные умения - это самостоятельной применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.

Нормативная роль сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.

Общение - процесс, в котором традиционно выделяются три основных стороны (компонента): информационная (коммуникативная сторона) - обмен информацией между общающимися; восприятие (перцептивная сторона) и познание людьми друг друга в процессе общения; взаимодействие (интерактивная сторона) между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, воздействиями, эмоциями и т.п.).

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Паника - состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.

Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.

Предметом психологии является психика человека. Это одно из фундаментальных научных понятий.

Примитивная группа - это стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях членов данной группы.

Принципы психологии - руководящие положения, составляющие основу теории психологии и определяющие подходы к пониманию предмета психологии.

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира, в построении человеком карты этого мира, в саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе, приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание.

Психологическое воздействие в процессе общения - и взаимодействия - стремление повлиять на другого человека, изменить его установки, мнения, его интересы, склонности, его настроение и поведение.

Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т.п.

Рефлекторная деятельность - это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей.

Речь - процесс общения посредством языка.

Самоконтроль - есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.

Сложные навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.

Сложные умения - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.

Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Собственно эмоции - более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Сознание - есть как бы контакт с самим собой. Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик (Л. С. Выготский).

Социализация личности - это процесс становления личности, вхождения человека в жизнь, его подготовки и включения в отношения.

Социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества. Это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.

Социальная роль - это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Социальная позиция - это отношение человека к своим ролям и своим статусам.

Социальное в личности - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

Статус - это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий - низкий).

Стресс — (давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга неспецифических реакций и состояний субъекта, возникающих в ответ на разнообразные внешние воздействия, называемые стрессорами. Термин «стресс» описывает состояние индивида на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Различают физиологический и психологический стресс.

Стрессоры (стресс-факторы) - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Структура - реально существующее единство целого, его подструктур, элементов и их всесторонних связей.

Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.

Талант - высшая степень одаренности, реализованная в определенной области.

Темперамент («соразмерность», «правильная мера») - это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Толпа - контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно.

Установление психологического контакта - целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей.

Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению).

Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Физическое отражение - простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения.

Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Характер («печать», «чеканка») - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Нomo Sapiens Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.

Чувства — еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Чувства выражаются в эмоциях.

Экспрессивная толпа - группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста.

Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Язык определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает в себя слова с их значениями, т.е. отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании, а также синтаксис - правила, по которым строятся предложения.

 

Подготовлено старшим преподавателем кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Щегловым С.Ф.

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии протокол № ___ от __ июня 2013г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.127 с.)