Сотрудников органов внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотрудников органов внутренних дел



Рабочая учебная программа дисциплины

По специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность

 

Екатеринбург


Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011. – с.

 

Составитель:

В.В. Шаламов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии УрЮИ МВД России.

 

Рецензенты:

М.С. Шуклин, доцент кафедры экономики УрЮИ МВД России, канд. социолог. наук, доцент.

В.П. Прядеин, профессор кафедры психологии УрГПУ, доктор психол. наук.

 

Обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии УрЮИ МВД Рос­сии (протокол № 1 от 13.01. 2011 года).

Рекомендована методическим советом УрЮИ МВД России (протокол № 2 от 22.02. 2011 года).

 

© Уральский юридический институт МВД России, 2011

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Место и роль курса «Психология в деятельности сотрудников органов внут­ренних дел» в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внут­ренних дел определяется возрастающим значением субъективного, человеческого фактора в решении задач правоохранительной деятельности. Знания о закономер­ностях психической регуляции деятельности людей в различных условиях, уме­ние по внешним поведенческим признакам человека понимать его внутреннее психическое состояние и управлять поведением людей необходимы в разнообраз­ных ситуациях работы сотрудника ОВД. При работе с людьми важно уметь пре­дугадывать возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его лич­ности, учитывать особенности психологии человека в условиях группы, в ситуа­циях сотрудничества и конфликтах. Необходимо разбираться в психологии пре­ступников, закономерностях психологии преступных групп. При проведении следственных действий необходимо уметь устанавливать психологический кон­такт, оказывать психологическое воздействие. В конфликтных ситуациях нужно уметь выявлять причину конфликта, осуществлять рефлексивное управление по­ведением отдельного лица или группы людей. Условием эффективной работы с людьми является знание сотрудником милиции своих собственных личностных особенностей и индивидуальных качеств: характера, способностей, темперамента, свойств мышления, памяти, внимания, интеллекта в целом.

Цель изучения дисциплины – вооружение курсантов системой психологиче­ских знаний, умений и навыков, имеющих значение для успешного выполнения задач профессиональной подготовки и деятельности сотрудников правоохрани­тельных органов.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:

а) дидактические задачи курса:

– ознакомление обучающихся с основными теоретическими подходами к анализу психологических фактов и психических явлений и понятийным аппара­том психологии, необходимым для практического изучения и теоретического ана­лиза особенностей профессиональной деятельности и выработки психологиче­ского мышления;

– выработка навыков распознавания позитивных и негативных психологи­ческих фактов и психических явлений, первичных умений психодиагностики личности и групп для развития профессионально значимых качеств и профилак­тики негативных психических явлений;

– обучение курсантов и слушателей приемам эффективного общения, взаи­модействия и рационального поведения в процессе профессиональной подготовки и деятельности сотрудников правоохранительных органов;

– общепсихологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, включающая общепсихологическое образование и формирование персональных психологических средств для решения задач по профилактике, выявлению и рас­следованию преступлений;

б) воспитательные задачи курса:

– формирование установки на выявление психологических факторов, спо­собствующих продуктивной профессиональной подготовке и деятельности;

– формирование и развитие эмоционально-волевых и интеллектуальных ка­честв личности сотрудника ОВД;

– усвоение психологических знаний, умений и навыков, направленное на формирование профессионального мастерства и активной жизненной позиции личности сотрудника;

– способствование успешной адаптации обучающихся к требованиям учеб­ной, служебной и профессиональной деятельности, задачам развития их лично­сти;

– выработка навыков самостоятельного анализа психологических особенно­стей субъектов, ситуации их взаимодействия и правомерности применения прие­мов психологического воздействия;

– формирование интереса к вопросам самоанализа, самореализации, лично­стного роста, совершенствования профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов.

Обучающиеся должны знать, что изучаемая дисциплина тесно связана с та­кими учебными дисциплинами как «Психология», «Социальная психология», «Юридическая психология».

В результате изучения дисциплины «Психология в деятельности сотрудни­ков органов внутренних дел» обучаемые должны:

знать:

– основные закономерности и механизмы протекания психических процес­сов и состояний, становления и развития психических свойств как личности со­трудника правоохранительных органов, так и личности преступника;

– психологию межличностных отношений;

– особенности психологического портрета групп, коллективов, корпораций и преступных групп;

– психологию профессионального общения и конфликтного взаимодейст­вия;

– психологические особенности расследования преступлений;

иметь представление:

– об основных методиках психологической самооценки, диагностики ка­честв личности и групп, условий и элементов обстановки деятельности сотрудни­ков правоохранительных органов для своевременного прогнозирования проблем и профилактики негативных психических и социально-психологических явлений;

– психологических аспектах криминального поведения;

– психологической характеристике личности преступника и преступных со­обществ;

уметь:

–практически применить полученные знания при решении профессиональ­ных задач в ситуациях стихийного и организованного, внутригруппового и меж­группового, делового, ролевого, межличностного общения и взаимодействия;

– использовать методы психологического воздействия на людей с целью оп­тимизации выполнения профессиональных функций;

– составлять психологический портрет различных категорий граждан;

обладать навыками:

– распознавания позитивных психических явлений и негативных психоло­гических фактов для использования одних и профилактики других;

– эффективного общения;

– рационального поведения для успешной адаптации к требованиям учеб­ной, служебной и профессиональной деятельности.

Структура дисциплины представляет собой курс лекционных, семинарских и практических занятий. На лекциях рассматриваются основные, наиболее слож­ные вопросы каждой темы.Семинарские занятия проводятся с целью развития умений работы с научной психологической литературой и периодическими изда­ниями, более глубокого осмысления получаемых знаний.

Практические занятия проводятся с целью закрепления и углубления зна­ний, умений и навыков приобретенных во время лекционных, семинарских заня­тий и самоподготовки, путем решения практических задач.

Самостоятельная работа необходима для самостоятельного приобретения новых знаний, умений, навыков позволяющих освоить требуемый объем инфор­мации.

В соответствии с рабочими учебными планами на изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» по очной форме обучения, отводится следующее количество часов:

всего учебных часов – 120;

всего аудиторных часов – 60;

из них лекционных – 20;

семинарских – 10;

практических – 30;

часов на самостоятельную работу – 60;

вид контроля – экзамен в 8 семестре

В соответствии с рабочими учебными планами для слушателей со сроком обучения 3,6 лет на изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудни­ков органов внутренних дел» по заочной форме обучения отводится следующее количество часов:

всего учебных часов – 40;

всего аудиторных часов – 4;

из них установочных часов – 2;

групповых – 2;

часов на самостоятельную работу – 36.

Предполагается выполнение письменной контрольной работы и сдачи эк­замена на 3 курсе.

В соответствии с рабочими учебными планами для слушателей со сроком обучения 6 лет на изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудни­ков органов внутренних дел» по заочной форме обучения отводится следующее количество часов:

всего учебных часов – 120;

всего аудиторных часов – 18;

из них установочных часов – 2;

обзорных часов – 4;

групповых – 12;

часов на самостоятельную работу – 102.

Предполагается выполнение письменной контрольной работы и сдачи эк­замена на 4 курсе.


ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников органов

Внутренних дел»

 

№ п/п Наименование разделов и тем
1. Психология как наука и учебная дисциплина
2. Человек как субъект и объект деятельности ОВД
3. Познавательные психические процессы личности, учет их закономерностей в деятельно­сти сотрудников ОВД
4. Эмоционально-волевая сфера в профессиональной деятельности сотрудников ОВД
5. Конфликты в деятельности сотрудников ОВД
6. Психология социальных групп. Социально-психологические явления в деятельности со­трудников ОВД
7. Психология криминальной среды и преступных сообществ
8. Психология личности преступника

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психология как наука и учебная дисциплина

Психология как наука, ее предмет и объект. Задачи психологии. Основные категории, принципы психологической науки. Отрасли психологии и ее связь с другими науками. Методы психологических исследований. Место психологиче­ских знаний в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Структура дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел»: ее характеристика и перспективы развития. Некоторые особен­ности преподавания прикладной психологии в учебных заведениях МВД России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.013 с.)