Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Человек как субъект и объект деятельности овд

Поиск

Общая психологическая структура личности. Соотношение понятий «чело­век», «индивид», «личность». Основные группы факторов, определяющих форми­рование личности и регуляцию поведения. Проблема личности в психологии. Влияние социальных и психологических факторов на формирование личности. Психологическая структура личности: ее основные элементы. Направленность личности: цели, потребности, мотивы, интересы, влечения, установки личности. Направленность личности сотрудников органов внутренних дел. Мотивация про­фессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: пути диагно­стики, коррекции и развития.

Понятие и свойства психических процессов. Профессиональные характери­стики сотрудников органов внутренних дел, детерминирующие эффективность служебной деятельности.

Темперамент и его виды. Характер и его структура. Соотношение характера и темперамента. Акцентуации характера. Особенности проявления характера в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Понятие способностей профессиональной деятельности сотрудников орга­нов внутренних дел: их развитие, проявление и диагностика.

Психологические методы изучения личностных характеристик сотрудников органов внутренних дел. Основные направления и перспективы использования знаний о психологии личности сотрудников органов внутренних дел.

Тема 3. Познавательные психические процессы личности, учет их зако­номерностей в деятельности сотрудников ОВД

Понятие о психических познавательных процессах, их виды и значение в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Структура и динамика основных познавательных процессов.

Ощущение как элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их свойства и закономерности. Понятие о порогах чувст­вительности анализаторов. Восприятие: свойства, виды и закономерности. Иллю­зии и галлюцинации. Особенности восприятия предметов, пространства, времени и движения. Нарушение восприятия.

Память как психический процесс: понятие, процессы, виды, закономерно­сти. Индивидуальные особенности памяти. Влияние личностных и ситуационных обстоятельств на память. Нарушения и расстройства памяти. Приемы улучшения работы памяти сотрудников правоохранительных органов.

Мышление как высшая форма психического отображения человеком объек­тивного мира. Виды, формы и операции мышления. Характеристика мыслитель­ной деятельности. Этапы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Ин­теллект и его компоненты. Нарушение мышления. Способы активизации мысли­тельной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Воображение: понятие, виды. Роль воображения в создании программ пове­дения. Значение воображения в профессиональной деятельности сотрудников пра­воохранительных органов.

Общая характеристика внимания, его виды, свойства и механизмы. Внима­ние и наблюдательность. Профессиональная наблюдательность сотрудников пра­воохранительной деятельности. Системная организация внимания. Учет особен­ностей внимания в профессиональной деятельности сотрудников правоохрани­тельных органов.

Тема 4. Эмоционально-волевая сфера в профессиональной деятельно­сти сотрудников

Понятия «эмоция», «чувство», «психическое состояние». Факторы, вызы­вающие появление эмоций. Психологические теории эмоций. Виды эмоций, чувств и психических состояний, их классификация и общая характеристика. Не­гативные эмоциональные состояния.

Ситуативные и личностные психические состояния. Страх и виды тревож­ности. Стресс: понятие, виды, стадии развития. Посттравматические стрессовые расстройства. Стресс и адаптация.

Аффект: признаки, значение, причины возникновения, динамика. Соотно­шение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Физиологический, патологический и аномальный аффект.

Фрустрация: понятие, механизм возникновения. Сопровождающие фруст­рацию эмоциональные переживания и состояния. Депрессия, апатия, агрессия.

Понятие воли, ее взаимосвязь с другими психическими процессами и свой­ствами личности. Психологические теории волевых процессов личности. Психоло­гическая структура воли, волевое действие. Значение воли для осуществления ак­тивной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных орга­нов. Приемы и методы эмоционально-волевой саморегуляции.

 

Тема 5. Конфликты в деятельности сотрудников ОВД

Понятие и виды конфликтов. Причины, функции и динамика конфликтов. Психологическая структура конфликта. Методы исследования конфликтов. Кон­фликты в организации. Прогнозирование конфликтов. Предупреждение конфлик­тов. Разрешение конфликтов.

Причины и стадии развития конфликтов в коллективах сотрудников ОВД.

Тема 6. Психология социальных групп. Социально-психологические явления в деятельности сотрудников ОВД

Понятие о группе и коллективе. Роль группы и коллектива в социализации личности. Классификация малых групп (первичные и вторичные, формальные и неформальные, открытые и закрытые, группы членства и референтные группы).

Психологическая характеристика малых групп (состав, ролевой статус, ли­дерство, групповая динамика, межличностные отношения, устойчивость, уровень и условия развития, групповые влияния и руководство в малых группах).

Тема 7. Психология криминальной среды и преступных сообществ

Понятие криминальной среды, ее структура. Социально-психологическая характеристика отдельных элементов криминальной среды. Сравнительный ана­лиз теоретических обоснований криминальной среды в отечественной и зарубеж­ной психологии.

Преступное сообщество как важнейший элемент криминальной среды. Со­циально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сооб­ществ. Психологическая сущность лидерства, неофициальных групповых норм поведения, внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей в преступной дея­тельности, в конфликтных ситуациях. Виды и признаки преступных групп. Пси­хология случайной преступной группы. Психология преступной группы, дейст­вующей по предварительному сговору. Психология организованной устойчивой преступной группы (банды). Психология преступного сообщества (организации). Психологические особенности объединения организованных преступных групп (преступного сообщества). Основные признаки организованных преступных фор­мирований. Психологические особенности расследования преступной деятельно­сти групп и организаций.

Тема 8. Психология личности преступника

Понятие личности преступника. Факторы оценки личности преступника. Ведущий системообразующий фактор типа личности. Способы самооправдания умышленного преступления. Особенности потребностей лиц, совершивших пре­ступления. Потребительская гипертрофия.

Понятие типа личности преступника. Градации типологии личностей пре­ступников. Основной критерий типического в преступнике. Группы преступников по содержанию ценностно-ориентационной направленности. Тип личности пре­ступника по психорегуляционному основанию. Криминальные типы личности по уровню правосознания. Типы личности преступников по мотивационной направ­ленности. Структура криминального типа личности.

 


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(по заочной форме обучения)

1.Предмет, задачи и система юридической психологии как науки

2.История возникновения и развития юридической психологии за рубежом.

3.Основные методы исследования в психологии, их характеристика и способы применения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

4.Российская история развития юридической психологии.

5.Методы научного исследования в юридической психологии.

6.Методы изучения личности в юридической психологии.

7.Направленность как основная характеристика личности. Учет влияния компо­нентов направленности на формирование преступного поведения.

8.Психологическая характеристика темперамента и учет особенностей его прояв­ления в деятельности сотрудников ОВД.

9.Характер и его структура. Учет особенностей проявления характера в профес­сиональной деятельности.

10.Способности и пути их развития в профессиональной деятельности сотрудни­ков ОВД.

11.Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности и их учет в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

12.Психологическая структура личности. Основные профессионально значи­мые качества личности сотрудника ОВД (на примере конкретной службы: уго­ловный розыск, дознание, административно-правовая, следственно-криминали­стическая и др.).

13.Явления профессиональной деформации личности сотрудников ОВД и пути ее устранения.

14.Понятие о группе. Психология групповой преступности. Структура преступной группы.

15.Понятие преступной группы и ее основные психологические характеристики.

16.Понятие преступной группы. Пути разобщения преступных групп и пресече­ния их противоправной деятельности.

17.Понятие преступного поведения. Структура преступного поведения. Предпо­сылки преступного поведения.

18.Понятие личности преступника. Социально-психологическая подсистема лич­ности преступника.

19.Понятие личности преступника. Психиатрическая градация личности преступ­ника.

20.Характеристика различных категорий преступников. Особенности мужской и женской преступности. Несовершеннолетние преступники.

21.Понятие о психологических познавательных процессах, их место и роль в дея­тельности сотрудника ОВД.

22.Ощущение и восприятие, их характеристика, учет закономерностей проявле­ния в практической деятельности, значение и пути развития у сотрудников ОВД.

23.Внимание и память, их характеристика, учет закономерностей проявления в практической деятельности, значение и пути развития у сотрудников ОВД.

24.Профессиональное наблюдение и наблюдательность сотрудников. Особенно­сти психологического наблюдения в условиях профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

25.Воображение, мышление и речь. Их психологическая характеристика, значение и пути развития в условиях профессиональной деятельности.

26.Психологические особенности профессионального мышления сотрудников ОВД при решении оперативно-служебных задач. Показатели творческого мышле­ния и пути его развития в условиях профессиональной деятельности.

27.Понятие об эмоционально-волевых психических процессах, их влияние на эф­фективность деятельности сотрудника ОВД. Формы проявления эмоциональных состояний.

28.Воля, ее роль в осуществлении профессиональной деятельности и развитие у сотрудников ОВД.

29. Развитие эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников ОВД. Понятие о психической саморегуляции сотрудников, ее методы, задачи, условия эффектив­ности.

30.Психологическая характеристика общения, его особенности при осуществле­нии сотрудниками ОВД профессиональной деятельности и условия эффективно­сти.

31.Психологическая характеристика основных средств общения и особенности их использования сотрудниками ОВД в профессиональной деятельности.

32.Психология конфликта. Психологические особенности деятельности сотруд­ников ОВД в условиях конфликта при выполнении служебных задач. Пути раз­решения конфликтов сотрудниками ОВД в условиях профессиональной деятель­ности.

33.Понятие психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при ре­шении оперативно-служебных задач и основные факторы, влияющие на его эф­фективность. Стадии установления психологического контакта.

34.Характеристика основных методов психолого-педагогического воздействия и требования, предъявляемые к их применению в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

35.Приемы психологического воздействия правонарушителей на сотрудников ОВД и пути противодействия.

36.Психологические особенности оперативно-разыскной деятельности.

37.Учет психологических факторов при осуществлении основных оперативно-ра­зыскных мероприятий. Психологическая программа сотрудника уголовного розы­ска.

38.Психологическая характеристика деятельности по расследованию преступле­ний. Психология следователя.

39.Общая психологическая характеристика допроса. Методы диагностики лично­сти допрашиваемого и учет выявленных особенностей при решении служебных задач.

40.Психологические особенности очной ставки и условия эффективности ее про­ведения.

41.Психологические основы опознания и условия эффективности его проведения.

42.Общая психологическая характеристика обыска. Содержание психологических основ обыска.

43.Психологические основы следственного эксперимента, его структурные ком­поненты и условия, способствующие эффективному проведению.

44.Психологические факторы, влияющие на решение задач по охране обществен­ного порядка, их значение и учет в деятельности сотрудников ОВД. Внеколлек­тивные формы поведения, социальные явления.

45.Психологические особенности способов осуществления сотрудниками ОВД деятельности по охране общественного порядка, личностные качества, необходи­мые им для успешного выполнения стоящих задач.

46.Понятие экстремальной ситуации. Психологические особенности деятельности сотрудника ОВД в экстремальной ситуации.

47.Особая роль психологической подготовки сотрудника ОВД к действиям в экс­тремальных ситуациях.

48.Индивидуально-психологические и моральные свойства личности, обеспечи­вающие успех профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

49.Общие психологические рекомендации для обеспечения личной безопасности в условиях деятельности в экстремальных ситуациях.

50.Методы саморегуляции сотрудников органов внутренних дел.

 


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Задачи, возможности и направления психологического обеспечения правоох­ранительной деятельности.

2. Темперамент и его психологические особенности в правоохранительной дея­тельности.

3. Характер и его психологические особенности в правоохранительной деятель­ности.

4. Виды и структура способностей. Периоды развития способностей.

5. Потребностно-мотивационная сфера личности и ее направленность.

6. Социализация личности: понятие, уровни, типы, проблемы.

7. Психические познавательные процессы и учет их закономерностей в правоох­ранительной деятельности.

8. Ощущение и его психологические особенности в правоохранительной дея­тельности.

9. Восприятие и его психологические особенности в правоохранительной дея­тельности.

10. Внимание и его психологические особенности в правоохранительной дея­тельности.

11. Память и ее психологические особенности в правоохранительной деятельно­сти.

12. Мышление и его психологические особенности в правоохранительной дея­тельности.

13. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения объективного мира и субъективного отношения к действительности.

14. Психические состояния личности, их классификация и психолого-правовая оценка.

15. Понятие аффекта в правоохранительной деятельности.

16. Фрустрационные и депрессивные психические состояния, учет их особенно­стей в правоохранительной деятельности.

17. Посттравматические стрессовые расстройства, их влияние на поведение и психику людей.

18. Психопрофилактика негативных психических состояний сотрудников право­охранительных органов.

19. Психология группы: понятие, структура, типология, функции.

20. Психологии коллектива сотрудников правоохранительных органов.

21. Особенности психологии индивида в ситуациях массового поведения.

22. Психология общения: общая характеристика.

23. Потребности как основной источник и психологический фундамент лично­сти.

24. Способности человека, как условие успешности в профессиональной деятель­ности.

25. Профессиограмма деятельности и личности сотрудника ОВД.

26. Агрессия и агрессивное поведение, учет их особенностей в правоохранитель­ной деятельности.

27. Психология руководителя ОВД. Требования, предъявляемые к личности ру­ководителя.

28. Речь и общение, их значение в правоохранительной деятельности.

29. Социализация личности: понятие, уровни, проблемы.

30. Динамика конфликта, психологическое содержание его стадий. Пути преодо­ления конфликтов в коллективах ОВД.

31. Психология взаимодействия и организации совместной деятельности.

32. Особенности профессионального общения сотрудников правоохранитель­ных органов.

33. Структурно-динамические особенности конфликтов и их учет в правоохрани­тельной деятельности.

34. Визуальная психодиагностика в правоохранительной деятельности.

35. Отклоняющееся поведение личности и формы дезадаптации.

36. Система психологических, генетических и социальных факторов в детерми­нации криминального поведения.

37. Понятие и содержание личности преступника. Различные подходы к построе­нию типологии личности преступника.

38. Биологические теории формирования противоправного поведения лично­сти.

39. Социальные теории формирования противоправного поведения личности.

40. Психология агрессии и агрессивного поведения.

41. Понятие безмотивных преступлений. Неосознаваемые мотивы преступного поведения.

42. Изучение личности правонарушителя в ходе расследования уголовного дела.

43. Психология лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний.

44. Психология личности агрессивно-насильственного преступника.

45. Психология личности корыстного преступника.

46. Психологические факторы, смягчающие и отягчающие наказание.

47. Типы преступных формирований. Структура и признаки преступной группы.

48. Психические особенности воздействия на личность в деятельности ОВД.

49. Система методов психологического воздействия на личность в ОВД.

50. Изучение личности правонарушителя в ходе расследования преступления.

51. Особенности психологии индивида в ситуациях массового поведения.

52.Виды и признаки преступных групп. Психология случайной преступной группы.

53. Понятие типа личности преступника. Градации типологии личностей пре­ступников.

54. Преступно-насильственное поведение женщин.

55. Понятие преступной группы. Особенности психологической характери­стики преступной группы.

56. Типы толпы (однородная, разнородная). Психология толпы.

57. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

58. Барьеры общения, способы преодоления барьеров общения сотрудников ОВД.

59. Причины возникновения толпы. Эффекты толпы. Способы управления толпой.

60. Понятие личности преступника. Способы самооправдания умышленного преступления.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников

органов внутренних дел» 030505.65 Правоохранительная деятельность,

очная форма обучения

Наименование тем Всего часов Количество аудиторных часов Самост. работа Примеча­ние
Всего по видам занятий
Лекции Семинарские занятия Практические занятия
1. Психология как наука и учебная дисциплина              
2. Человек как субъект и объект деятельности ОВД              
3. Познавательные психические процессы лич­ности, учет их закономерностей в деятельно­сти сотрудников ОВД       -      
4. Эмоционально-волевая сфера в профессио­нальной деятельности сотрудников ОВД              
5. Конфликты в деятельности сотрудников ОВД              
6. Психология социальных групп. Социально-психологические явления в деятельности со­трудников ОВД              
7. Психология криминальной среды и преступ­ных сообществ       -      
8. Психология личности преступника       -      
  Экзамен             8семестр
  ИТОГО              

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» заочная форма

Специально­сть 030505.65 Правоохранительная деятельность (срок обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Всего аудит. часов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа Курсовые, контрольные работы, практикумы Примечание
Количество часов по видам заня­тий
Устано-вочные лекции Обзорные лекции Семи­нарские занятия Практи­ческие занятия
1. Психология как наука и учебная дисциплина                  
2. Человек как субъект и объект деятельности ОВД                  
3. Познавательные психические процессы лич­ности, учет их закономерностей в деятельно­сти сотрудников ОВД                  
4. Эмоционально-волевая сфера в профессио­нальной деятельности сотрудников ОВД                  
5. Конфликты в деятельности сотрудников ОВД                  
6. Психология социальных групп. Социально-психологические явления в деятельности со­трудников ОВД                  
7. Психология криминальной среды и преступ­ных сообществ                  
8. Психология личности преступника                  
Экзамен               Контрольная работа 4 курс
Итого                  

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» заочная форма обучения по специально­сти 030505.65 Правоохранительная деятельность (срок обучения – 3,6 лет)

 

№ темы Наименование частей, разделов, тем Всего ча­сов по рабо­чему учеб­ному плану Пе­реаттесто­вы­ва­ется Всего по со­кращен­ной форме обуче­ния Аудиторные занятия Самостоя­тель­ная ра­бота Курсо­вые, контроль­ные ра­боты, практи­кумы Примеча­ние
Всего ау­ди­- тор­ных Лекции се­ми­нары прак­ти­че­ские
устано- вочные об­зор­ные
  Психология как наука и учебная дисциплина         -   - - -      
  Человек как субъект и объект деятельности ОВД       - - - -        
  Познавательные психические процессы лич­ности, учет их закономерностей в деятельно­сти сотрудников ОВД       - - - - -      
  Эмоционально-волевая сфера в профессио­нальной деятельности сотрудников ОВД       - - - - -      
  Конфликты в деятельности сотрудников ОВД       - - - - -      
  Психология социальных групп. Социально-психологические явления в деятельности со­трудников ОВД       - - - - -      
  Психология криминальной среды и преступ­ных сообществ       - - - - -      
8. Психология личности преступника       - - - - -      
  Экзамен                     3 курс
Итого           - -     3 курс  

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Аминов И. И. Юридическая психология: учеб. пособие / И. И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 416 с.

2. Еникеев М. И. Юридическая психология: учебник/ М. И. Еникеев. – М.: ПРОСПЕКТ, 2008. – 336 с.

3. Михайлова В.П. Юридическая психология: учеб. пособие/В.П. Михайлов. – М.: Флинта, 2008. – 392 с.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. – М., 2001.

2. Дружинин Н. В. Психология общих способностей/ Н. В. Дружинин. – М., 1995.

3. Кабаненко Т. С. Психология управления: учеб. пособие/ Т. С. Кабаненко. – М.. 2000.

4. Крыжановская Л. М. Психология мышления/ Л. М. Крыжановская. – М., 1996.

5. Носков В. А. Психотехника общения/ В. А. Носков. – Н. Новгород, 1997.

6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие/ Л. Ф. Обухова. – М., 1999.

7. Парыгин Б. Н. Социальная психология/ Б. Н. Парыгин. – М., 2000.

8. Петровский А. В. Психология/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2000.

9. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности/ Ю. П. Платонов. – М., 1990.

10. Селье Г. Стресс без дистресса/ Г. Селье. – М., 1982.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.131 (0.011 с.)