ПСИХОЛОГИЯ в деятельности сотрудников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЯ в деятельности сотрудников



ПСИХОЛОГИЯ в деятельности сотрудников

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы

для обучающихся по программе высшего образования

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

Форма обучения очная

 

 

 

 

Омск 2015

ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Темы дисциплины и вид самостоятельной работы

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,

специализация – оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел,

узкая специализация – деятельность оперуполномоченного уголовного розыска,

форма обучения очная, срок обучения 5 лет

№ темы Темы дисциплины и вид самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР Всего конт. (ауд.) СРС Всего
  Психологическая структура деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел              
  Психология конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел              
  Профилактика негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел              
  Психологические особенности предварительного расследования              
  Психология личности преступника              
  Психологическая характеристика преступных сообществ              
  Криминальная субкультура              
  Психология переговоров с преступниками в условиях захвата заложников              
  Судебно-психологическая экспертиза              
Подготовка к экзамену    
Экзамен    
Итого              

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Психология в деятельности сотрудниковорганов внутренних дел» является формирование у курсантов готовности активно использовать достижения психологической науки и собственный психологический потенциал; формирование умений и навыков, позволяющих применять психологические знания в ходе профилактики, предупреждения и пресечения преступлений.

Задачи дисциплины:

– формирование представления о психологических особенностях деятельности, связанной с предупреждением, профилактикой и раскрытием преступлений в различных службах правоохранительных органов; формирование представления о психологических требованиях к личности сотрудников органов внутренних дел (оперуполномоченных уголовного розыска);

– обучение курсантов использованию приемов по предупреждению, управлению и разрешению конфликтов в служебной деятельности;

– обучение курсантов приемам саморегуляции негативных психических состояний в процессе служебной деятельности (в том числе в экстремальных условиях);

– обучение курсантов умениям использования знаний в области психологии при производстве следственных действий; знакомство с психологическими особенностями участников уголовного процесса;

– формирование у курсантов навыков установления психологического контакта с преступниками и их визуальной психодиагностики в профессиональной деятельности;

– ознакомление курсантов с особенностями криминальной субкультуры;

– обучение курсантов приемам эффективного общения с различными категориями граждан, а также содержанию и тактико-психологическим особенностям ведения переговоров с преступниками (в том числе в условиях захвата заложников);

– формирование у курсантов первоначальных знаний об основах назначения, видах и особенностях судебно-психологической экспертизы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-8; ПК-13; ПК-25.

Материал дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» изучается на лекциях, семинарах и практических занятиях, в ходе самостоятельной работы. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в форме текущей и промежуточной аттестации.

Рекомендации по видам занятий

Лекции. Лекции призваны помогать обучающимся в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются ключевые и проблемные вопросы, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины. Исходя из этого, лекции выступают методической основой самостоятельной работы обучающихся, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.

Самостоятельная подготовка. Непременным условием успешного усвоения материала является глубокая проработка обучающимся рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

Семинары. Семинары имеют целью закрепление учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов обучающихся на вопросы, обсуждения дискуссий по определенным проблемам. Эффективность данного вида занятий зависит от самостоятельной подготовки обучающихся.

Практические занятия. В ходе проведения практического занятия обучающиеся решают практические задания и тестируются. Цель указанной формы обучения заключается в том, чтобы сформировать определенные практические навыки и умения правоохранительной и правоприменительной деятельности. Это может быть достигнуто лишь на основе хорошей проработки рекомендованных программой нормативных актов, научной и учебной литературы.

Консультации. При изучении дисциплины обучающиеся могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

В списке источников используются следующие сокращения:

Рос. газета – Российская газета;

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации.

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Психологическая структура деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические требования к личности и
профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие и психологическая характеристика деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Психолого-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел.

3. Понятие морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

4. Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника органов внутренних дел.

Методические указания для обучающихся

по подготовке к семинару

Рассмотреть психологическую характеристику деятельности: психологическую структуру деятельности, профессиональные компетенции сотрудников органов внутренних дел, психолого-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций в зависимости от должности сотрудника органов внутренних дел, психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел, сущность и характеристику профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел.

Дать оценку возрастанию роли психолого-педагогических факторов в деятельности органов внутренних дел на современном этапе развития общества. Разобраться в понятии морально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, изучить ее цели и задачи. Выяснить что такое профессиональный стресс в деятельности сотрудников органов внутренних дел, и каковы способы его профилактики. Изучить проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Предложить меры профилактики профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: организационно-управленческие, воспитательные, психологические.

 

Задания для самостоятельной работы

Составить схему: «Психологическая структура деятельности сотрудника органов внутренних дел».

Составить схему: «Проявления профессионального стресса».

Составить схему: «Причины профессионально-нравственной деформации сотрудника органов внутренних дел».

 

Рекомендуемые источники

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Выполнить практическое задание, направленное на овладение приемами выявления поводов и причин служебных конфликтов и их идентификации.

Задание 2. Исследовать степень эмоционального напряжения (методика В.В. Бойко). Обсудить в группе полученные результаты и выработать критерии, указывающие на формирование стресса в конфликтной ситуации.

Задание 3. Изучить уровень тревожности личности, пребывающей в конфликте (методика Спилберга-Ханина). Обсудить в группе понятие ситуативной и общей тревожности.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Выполнить практическое задание, направленное на овладение приемами бесконфликтного общения в ситуациях правоохранительной деятельности.

Задание 2. Оценить степень собственной конфликтности (тест «Самооценка конфликтности»).

 

Рекомендуемые источники

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем самотестирования выявить актуальные негативные психические состояния.

Задание 2. Провести сеанс аутогенной тренировки (техника релаксации, состоящая из комплекса упражнений, вызывающих ощущение теплоты во всем теле и тяжести в конечностях и торсе, и визуализации, которая помогает расслабить сознание).

 

Рекомендуемые источники

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач определить факторы, способствующие или препятствующие совместной деятельности следственно-оперативной группы.

Задание 2. Путем решения практических задач определить места наиболее вероятного места нахождения тайника (с похищенными вещами) в ходе проведения обыска в квартире.

Задание 3. Путем решения практических задач определить психологическое состояние обыскиваемого лица в ходе проведения обыска в квартире.

Задание 4. Путем решения практических задач определить невербальные признаки, свидетельствующие о лжесвидетельствовании подозреваемого во время допроса.

Задание 5. Путем решения практических задач определить субъективные и объективные причины, препятствующие успешному проведению очной ставки.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач определить субъективные и объективные причины, препятствующие успешному проведению очной ставки.

Задание 2. Путем решения практических задач определить перечень действий подозреваемого (при совершении преступления), которые он, в силу психологических, физических и иных факторов, не сможет повторить на следственном эксперименте.

Задание 3. Путем решения практических задач определить субъективные и объективные причины, способные повлиять на изменение характера показаний потерпевшего в суде.

 

Рекомендуемые источники

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач дать социально-психологическую характеристику несовершеннолетнему правонарушителю.

Задание 2. Путем решения практических задач рассмотреть механизм формирования преступного поведения.

Задание 3. Путем решения практических задач определить категорию несовершеннолетних (группы риска), способных в силу сложившихся неблагоприятных условий, совершить преступление.

Задание 4. Путем решения практических задач определить лидерские наклонности и качества, приветствующиеся в криминальной среде (в том числе, в местах лишения свободы).

Задание 5. Путем решения практических задач выявить уровень конфликтности в конкретной криминальной среде (двор, улица, район, учебное заведение и пр.).

Задание 6. Путем решения практических задач провести критический анализ психологических типологий и классификаций преступников.

Задание 7. Путем решения практических задач определить факторы, обусловливающие антисоциальное поведение несовершеннолетнего.

Задание 8. Путем решения практических задач рассмотреть значение мотивации и воли в преступном деянии.

 

Рекомендуемые источники

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач выявить разницу между группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и преступным сообществом (преступной организацией).

Задание 2. Путем решения практических задач выделить инструменты психологического влияния лидера на членов преступной группы.

Задание 3. Путем решения практических задач определить нормы поведения (так называемые понятия), которые культивируются в преступной группе.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач выделить психологические особенности функционирования преступных сообществ.

Задание 2. Путем решения практических задач смоделировать психологические приемы разобщения преступных групп.

 

 

Рекомендуемые источники

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач понять мотивацию криминальных лиц, которые наносят на свое тело уголовные («блатные») татуировки.

Задание 2. Путем решения практических задач выделить типы татуировок: уголовные («блатные») татуировки, армейские татуировки, декоративные татуировки.

Задание 3. Путем решения практических задач выделить уголовные татуировки, свидетельствующие о принадлежности человека к категории униженных («опущенных») в местах временной изоляции или лишения свободы.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Путем решения практических задач выявить ключевые фразы в криминальном жаргоне, характеризующие принадлежность человека к преступной среде или ее конкретным сегментам (воровской среде, группе мошенников, группе сутенеров, террористическому/экстремистскому подполью и пр.).

Задание 2. Путем решения практических задач найти социально-психологическую разницу и отличия в криминальном жаргоне, полицейском и молодежном сленге.

 

Рекомендуемые источники

Рекомендуемые источники

Рекомендуемые источники

Дополнительные источники

Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М., 2010.

Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза: монография. – М., 2010.

 

 

Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы
подготовил доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики
кандидат исторических наук, доцент В. О. Зверев.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

26 декабря 2014 г., протокол № 8.

 

Рекомендованы для использования в учебном процессе

Методическим советом Омской академии МВД России

17 февраля 2015 г., протокол № 6.

 

 

Дополнения

к спискам рекомендуемых источников

(по результатам внедрения научных разработок в учебный процесс)

 

Номер темы Название источника (в соответствии с общими требованиями к оформлению источников) Источник основной или дополнительный Лица, подтверждающие внесение изменений (ФИО, подпись)
       
   
   
       
   
   
       
   
   
       
   
   
       
   
   

 

ГПиОП ОмА МВД России. Заказ № ______. Тираж 20 экз.

ПСИХОЛОГИЯ в деятельности сотрудников

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы

для обучающихся по программе высшего образования

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

Форма обучения очная

 

 

 

 

Омск 2015



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.051 с.)