Какова специфика делового общения в экстремальных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова специфика делового общения в экстремальных условиях.



К экстремальным формам служебного общения в правоохранитель­

ной деятельности можно отнести общение в условиях конфликтной

ситуации, с участниками митингов, с задержанными во время обыска,

со спецконтингентом и др.

Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных

органов направлена на обеспечение общественного порядка, защиту

прав и свобод граждан, охрану общественной и личной собственности.

Различные социальные катаклизмы вынуждают сотрудников органов

внутренних дел использовать нестандартные формы и методы работы

в экстремальных условиях, при которых властные функции государ­

ства могут прекращаться или существенно ограничиваться до восста­

новления порядка и организации общественной и частной жизни.

Правоохранительные органы в экстремальных условиях должны

пресекать панику, распространение ложных слухов, массовые беспо­

рядки, бороться с правонарушениями.

В экстремальных условиях этика делового общения требует от со­

трудников психологической уравновешенности, такта, способности вес­

ти переговоры, знания особенностей поведения людей в экстремаль­

ной ситуации.

Вместе с тем экстремальные условия понижают у большинства

людей способность к самоуправлению, активизируют отрицатель­

ные эмоции. У некоторых людей появляется чувство страха, отчая­

ния, безнадежности, гнева. В этом случае на поведение людей трудно

воздействовать рассудочными доводами и аргументами, поэтому со­

трудникам в таких условиях необходимо обладать хладнокровием,

способностью сдерживать себя и других, высоким моральным состоя­

нием.

Однако профессиональная деятельность сотрудников правоохра­

нительных органов чаще всего протекает в сфере применения запре­

тительных норм права и связана с правонарушителями, общение с ко­

торыми не вызывает ни сочувствия, ни симпатии. Но служебный и

нравственный долг обязывает каждого сотрудника общаться с лю­

бым человеком тактично, объективно, беспристрастно, контролируя

и корректируя свое эмоциональное состояние.

Одним из основных видов общения в экстремальной ситуации яв­

ляются переговоры. Способ организации переговоров лицом к лицу

является самым эффективным как в отношении психологического воздействия на собеседника, так и выдержки смыслового контекста диа­

лога. Между людьми, ведущими диалог, отношения должны строиться

на равных. Сотрудник должен четко излагать свои мысли, контроли­

руя громкость и тембр голоса, выразительность жестов, эмоциональ­

ность речи, мимику лица.

От умелого применения тактических приемов ведения переговоров, индивидуального

подхода зависит итог переговоров.

Если же переговоры ведутся не лицом к лицу, отсутствует зритель­

ный контакт, то необходимо учитывать следующие особенности:

• сотрудник, ведущий переговоры, должен обладать хорошо постав­

ленным голосом, говорить громко, понятными предложениями;

• аргументы должны произноситься убедительным тоном с чувст­

вом собственного достоинства.

Социально-психологическая, коммуникативная и этическая ком­

петентность сотрудника послужит успешному решению сложных опе­

ративно-служебных задач в экстремальных условиях.

Какова роль общения в деятельности сотрудников правоохранительных органов?

Эффективность профессиональной деятельности сотрудников право­

охранительных органов в значительной степени зависит от нравствен­

ного микроклимата, который сложился в коллективе. Высокий мораль­

но-психологический климат в коллективе обеспечивает максимальную

активность сотрудников, заинтересованность в качестве труда, ответ­

ственность за дело и уважение к коллегам.

При этом ответственность предполагает честность и обязательное

отношение к своему слову и делу. Необязательный человек, болтун

приносит вред не только своим личным поведением, но и создает во­

круг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности.

Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к кол­

легам, умения на чем-то настоять, а в чем-то уступить, от способности

разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам проявляет­

ся также в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, оказы­

вать услуги.

Важно помнить, что служебные отношения отличаются от быто­

вых. Это накладывает свой отпечаток и на требования к поведению

сослуживцев. Если, например, в кафе или ресторане в отношениях ме­

жду женщинами и мужчинами приоритет отдается дамам, то в слу­

жебной обстановке этот приоритет нередко отступает на второй план

и замещается приоритетом начальника.

Правоохранительная деятельность связана со сложными, быст­

ро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает

повышенную вероятность возникновения различных конфликтов —

межличностных и межгрупповых. Для успешной работы важно пред­

видеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать,

как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то

нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешить

возникающие проблемы.

Жизнь служебного коллектива не может обходиться без критиче­

ских замечаний в адрес коллег. И здесь особенно важно, чтобы эта

критика носила конструктивный характер, а не была результатом ка­

ких-то обид или чьих-то интересов. Она должна восприниматься че­

ловеком как заслуженная, а для этого должна отвечать основным тре­

бованиям, предъявляемым к ней.

Во-первых, критика должна быть деловой и предметной. К сожале­

нию, существует и так называемая псевдокритика в среде сотрудников.

Во-вторых, критика должна быть тактичной и доброжелательной,

учитывать положительные качества и заслуги критикуемого. Ее зада­

ча — не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути

выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается

как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд.

В-третьих, критика должна иметь конкретный предмет. Большой

вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий человека

критикуется его личность, характер.

В-четвертых, критика требует конкретного подхода, учета особен­

ностей темперамента и характера человека.

Каковы формы делового общения сотрудников правоохранительных органов?

Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между

собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может проис­

ходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные

формы.

Повседневное служебное общение:

• беседы, встречи, переговоры;

• прием посетителей;

• совещания, собрания, заседания, конференции;

• посещение организаций, учреждений;

• посещение граждан по месту жительства;

• дежурство, патрулирование, охрана.

Специфические формы служебного общения:

• общение в служебном коллективе:

• субординированные формы общения;

• общение между коллегами.

• общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;

• деловые контакты с иностранными гражданами.

Экстремальные формы служебного общения:

• общение в условиях конфликтной ситуации;

• общение с участниками митингов, демонстраций, публичных де­

маршей;

•v общение с задержанными, во время обыска;

• общение со спецконтингентом.

Специфические формы общения:

• публичные контакты с журналистами, интервью;

• выступления по радио, телевидению, в печати;

• телефон, телетайп, радиосвязь;

• деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение при­

дается так называемым аксессуарам, т. е. элементам этикетных правил

общения. К ним относятся: культура речи и письма, внешний вид, ми­

мика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов су­

ществует свод определенных правил, которых следует тщательно при­

держиваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.86.180.90 (0.015 с.)