Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем заключается соотношение морали и права?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Соотношение морали и права — один из важных аспектов изуче ния этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регули рования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчи нение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами обществен ного сознания, направленными на выполнение людьми установлен ных в обществе норм. Мораль и право имеют единую функцию — регулировать поведе ние людей в обществе. > Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регу лировать поведение людей, при этом объекты их регулирования во многом совпадают. С этой точки зрения мораль и право находятся в пострянном взаи-модействии. При этом право не должно противоречить морали. Мало того, оно должно оказывать воздействие на формирование нравствен ных воззрений и нравственных норм. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, общность морали и права проявляется в определенной устойчивости моральных и правовых прин ципов и норм, выражающих общие требования справедливости, гу манности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отно шений. Именно поэтому многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Что такое долг? Долг - социальный категорический императив. Понятие долга ста ло у И. Канта главной категорией морали: именно чувство долга опре деляет нравственное поведение человека. Долг становится общественной необходимостью, выраженной в пре вентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нрав ственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед общест вом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной дея тельности. Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как от ветственность, самосознание, совесть, мотив. Категория долга — одна из важнейших среди категорий профес сиональной этики. > Долг — это общественная необходимость, выраженная в нравст венных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель оп ределенных моральных обязанностей перед обществом, который осоз нает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справед ливым. Будь! — долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь. Быть человеком долга — значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отме чал, например, что долг — это именно то великое, что возвышает че-ловека над самим собой. «Не забывай долга, — повторяет эту мысль А. Блок, — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет». Что такое нравственная ценность? > Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, общества); понятие, с помощью которого характеризуют соци ально-историческое значение какого-либо явления для общест ва и личности. Истоки ценностных отношений — в социальном характере дея тельности людей. Ценности моральные — понятие этики, с помощью которого харак теризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений. Они служат важным фактором социально-нравственного ре гулирования поведения людей, их взаимоотношений. К числу мораль ных ценностей относятся: жизнь и достоинство человека, его нравст венные качества, содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, этических понятий (добро, зло, справедливость, счастье), нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов. Все это показатель того, что человек существует в мире ценностей, которые представляют собой значимые объекты (материальные и иде альные), устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека (общества). Поэтому человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе. В аксиологических категориях (ценность, оценка, ценностные ори ентации и т. д.) воплощается творческий потенциал культуры опреде ленного общества. В них аккумулируются представления людей о зна чимости самых разнообразных явлений действительности. Ценности различают по содержанию (польза, добро, власть и др.); знаку — положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечаю щие интересам человека (польза, вред и др.). Выделяют также ценно сти практические, духовные, высшие и низменные. Необходимо обратить внимание на то, что понятия ценности и зна чимости не совпадают. Во-первых, речь идет не просто о значимости какого-либо объекта, а о значимости социальной, когда объективно затрагиваются потребности и интересы больших групп людей или да же всего человечества (безопасность, справедливость, добро, истина, красота и др.). Во-вторых, социальная значимость может быть как по зитивной, так и негативной, в зависимости от влияния на обществен ный прогресс. Ценность же любой вещи подразумевает позитивное начало. Поэтому понятие ценности носит функциональный характер. Как соотносится нравственный и служебный долг сотрудника правоохранительных органов? Все документы правового характера не содержат однородных реше ний для любой ситуации, а лишь предписывают ограничения, в рамках которых решения должны быть приняты. Ограничения зачастую та ковы, что в зависимости от уровня культуры и степени нравственной воспитанности сотрудника создавшаяся ситуация может быть решена или вежливо и казенно, формально-бюрократически, или с учетом чув ства достоинства людей, в нее попавших. Очевидно, что результатом различных решений ситуационной коллизии будут противоположные моральные последствия для нравственного здоровья общества и для поддержания авторитета правоохранительных органов. Областями, в которой категория долга получила особое признание, всегда были сферы военной и правоохранительной деятельности. Имен но в этих сферах деятельности долг использовался и продолжает ис пользоваться как императивная движущая людьми сила. Служебный долг сотрудника, будучи составной частью обществен ного долга, является нравственным в его объективном и субъектив ном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедли вой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасно сти страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут про явиться только в том случае, если они дополняются нравственным от ношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.. Исходя из этого, диалектика служебного и нравственного долга заключается в том, что долг сотрудника — это почетная и высокая обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты лич ности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными убеждениями. Совпа дение доминирующего желания с долгом есть своего рода апофеоз нрав ственности, долг — это требование общества, коллектива, желание — атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работа ет на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понима нии ведет к более успешному выполнению служебного долга. Какова проблема нравственной культуры и нравственного выбора сотрудника Правоохранительных органов? > Нравственная культура — умение грамотно и творчески приме нять знание нравственных норм и принципов к конкретным си туациям на практике, превращая простые нормы нравственно сти в собственные мировоззренческие убеждения. Наиболее сложной является проблема осуществления нравствен ного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравст венных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресече нии противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравст венности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным. Именно поэтому нравственная культура сотрудника должна быть профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою дея тельность так, чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гу манистическими ценностями и в то же время не была бы и ущемлена в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей и норм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.008 с.) |