В чем заключается соотношение морали и права? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем заключается соотношение морали и права?



Соотношение морали и права — один из важных аспектов изуче­

ния этих социальных явлений, представляющий особый интерес для

юристов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регули­

рования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчи­

нение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль

выполняет эту функцию совместно с другими формами обществен­

ного сознания, направленными на выполнение людьми установлен­

ных в обществе норм.

Мораль и право имеют единую функцию — регулировать поведе­

ние людей в обществе.

> Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регу­

лировать поведение людей, при этом объекты их регулирования

во многом совпадают.

С этой точки зрения мораль и право находятся в пострянном взаи-модействии. При этом право не должно противоречить морали. Мало

того, оно должно оказывать воздействие на формирование нравствен­

ных воззрений и нравственных норм.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации

однотипны. Они отражают единый базис, общность морали и права

проявляется в определенной устойчивости моральных и правовых прин­

ципов и норм, выражающих общие требования справедливости, гу­

манности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер,

общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отно­

шений. Именно поэтому многие правовые нормы закрепляют не что

иное, как нравственные требования.

Что такое долг?

Долг - социальный категорический императив. Понятие долга ста­

ло у И. Канта главной категорией морали: именно чувство долга опре­

деляет нравственное поведение человека.

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в пре­

вентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед

определенной личностью, с целью распространения требований нрав­

ственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает

как носитель определенных моральных обязанностей перед общест­

вом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной дея­

тельности. Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как от­

ветственность, самосознание, совесть, мотив.

Категория долга — одна из важнейших среди категорий профес­

сиональной этики.

> Долг — это общественная необходимость, выраженная в нравст­

венных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель оп­

ределенных моральных обязанностей перед обществом, который осоз­

нает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо

именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справед­

ливым. Будь! — долг не только четко формулирует саму идею, но и

придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее

претворение в жизнь.

Быть человеком долга — значит не только знать его сущность, его

требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие

из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отме­

чал, например, что долг — это именно то великое, что возвышает че-ловека над самим собой. «Не забывай долга, — повторяет эту мысль

А. Блок, — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Что такое нравственная ценность?

> Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять

определенным потребностям социального субъекта (человека,

общества); понятие, с помощью которого характеризуют соци­

ально-историческое значение какого-либо явления для общест­

ва и личности.

Истоки ценностных отношений — в социальном характере дея­

тельности людей.

Ценности моральные — понятие этики, с помощью которого харак­

теризуется значение для общества и человека социально-исторических

явлений. Они служат важным фактором социально-нравственного ре­

гулирования поведения людей, их взаимоотношений. К числу мораль­

ных ценностей относятся: жизнь и достоинство человека, его нравст­

венные качества, содержание различных форм морального сознания:

норм, принципов, этических понятий (добро, зло, справедливость,

счастье), нравственные характеристики деятельности общественных

институтов, группы лиц, коллективов.

Все это показатель того, что человек существует в мире ценностей,

которые представляют собой значимые объекты (материальные и иде­

альные), устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе,

отвечающем потребностям, интересам человека (общества). Поэтому

человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности,

моральном выборе.

В аксиологических категориях (ценность, оценка, ценностные ори­

ентации и т. д.) воплощается творческий потенциал культуры опреде­

ленного общества. В них аккумулируются представления людей о зна­

чимости самых разнообразных явлений действительности.

Ценности различают по содержанию (польза, добро, власть и др.);

знаку — положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечаю­

щие интересам человека (польза, вред и др.). Выделяют также ценно­

сти практические, духовные, высшие и низменные.

Необходимо обратить внимание на то, что понятия ценности и зна­

чимости не совпадают. Во-первых, речь идет не просто о значимости

какого-либо объекта, а о значимости социальной, когда объективно

затрагиваются потребности и интересы больших групп людей или да­

же всего человечества (безопасность, справедливость, добро, истина,

красота и др.). Во-вторых, социальная значимость может быть как по­

зитивной, так и негативной, в зависимости от влияния на обществен­

ный прогресс. Ценность же любой вещи подразумевает позитивное

начало. Поэтому понятие ценности носит функциональный характер.

Как соотносится нравственный и служебный долг сотрудника правоохранительных органов?

Все документы правового характера не содержат однородных реше­

ний для любой ситуации, а лишь предписывают ограничения, в рамках

которых решения должны быть приняты. Ограничения зачастую та­

ковы, что в зависимости от уровня культуры и степени нравственной

воспитанности сотрудника создавшаяся ситуация может быть решена

или вежливо и казенно, формально-бюрократически, или с учетом чув­

ства достоинства людей, в нее попавших. Очевидно, что результатом

различных решений ситуационной коллизии будут противоположные

моральные последствия для нравственного здоровья общества и для

поддержания авторитета правоохранительных органов.

Областями, в которой категория долга получила особое признание,

всегда были сферы военной и правоохранительной деятельности. Имен­

но в этих сферах деятельности долг использовался и продолжает ис­

пользоваться как императивная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника, будучи составной частью обществен­

ного долга, является нравственным в его объективном и субъектив­

ном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга

состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедли­

вой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасно­

сти страны, укреплению правопорядка.

Однако потенциальные возможности служебного долга могут про­

явиться только в том случае, если они дополняются нравственным от­

ношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются

и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в

справедливости и правоте дела, которому служишь..

Исходя из этого, диалектика служебного и нравственного долга

заключается в том, что долг сотрудника — это почетная и высокая

обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты лич­

ности, общества и государства, освященная государственно-правовыми

требованиями и внутренними нравственными убеждениями. Совпа­

дение доминирующего желания с долгом есть своего рода апофеоз нрав­

ственности, долг — это требование общества, коллектива, желание —

атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работа­

ет на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понима­

нии ведет к более успешному выполнению служебного долга.

Какова проблема нравственной культуры и нравственного выбора сотрудника

Правоохранительных органов?

> Нравственная культура — умение грамотно и творчески приме­

нять знание нравственных норм и принципов к конкретным си­

туациям на практике, превращая простые нормы нравственно­

сти в собственные мировоззренческие убеждения.

Наиболее сложной является проблема осуществления нравствен­

ного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях

нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна

из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравст­

венных норм с интересами общества и личности, а также между самими

нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой

из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти

к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в

нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресече­

нии противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов

приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравст­

венности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных

возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю

границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни

оправдывалось, становится безнравственным.

Именно поэтому нравственная культура сотрудника должна быть

профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою дея­

тельность так, чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гу­

манистическими ценностями и в то же время не была бы и ущемлена

в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей

и норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.161.54 (0.021 с.)