Тема 1. Этика как «практическая философия», наука о морали и нравственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Этика как «практическая философия», наука о морали и нравственности.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

По ОП.11.Биоэтика

специальность 34.02.01 Сестринское дело очно-заочная форма обучения

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
N занятия   Наименование темы Вид занятия и количество часов  
Лекции Семинары Комбинированные занятия
         
  Этика как «практическая философия», наука о морали и нравственности      
  Медицинская этика как форма профессиональной этики. Исторические модели медицинской этики      
  Теоретические основы биоэтики      
  Принципы и правила биомедицинской этики      
  Модели взаимоотношений медика и пациента      
  Этико-правовые проблемы медицинского вмешательства в репродукцию человека      
  Этико-правовые проблемы трансплантологии      
  Смерть и умирание как биоэтическая проблема      
  Итоговое занятие      
  Итого      

 

Промежуточная аттестация в форме зачёта 2 курс 4 семестр

 

 

Тема 1.Этика как «практическая философия», наука о морали и нравственности.

Содержание учебного материала

Происхождение терминов этика, мораль, нравственность. Обоснование современного их содержания. Этика как философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль (нравственность). Единство этики, морали, нравственности как форм социальной регуляции. Сущность и специфика морали (нравственности): всеобщность и универсальность; императивный, ценностный и неинституционный характер, опора на свободу воли. Основные функции морали: регулятивная, гуманизирующая, коммуникативная, познавательная, воспитательная.

История этики. Нормативная, дескриптивная, прикладная этика.

 

В результате самостоятельной работы по подготовке к занятию студент должен

знать:

- основные понятия темы;

- специфику морали, нравственности и этики как особого способа социальной регуляции;

уметь:

- грамотно использовать основные понятия.

Задание № 1. Контрольные вопросы. Ответьте на контрольные вопросы

1. Когда и как возникли понятия «этика», «мораль» «нравственность»?

2. Что означают понятия «этика», «мораль» «нравственность»?

3. Назовите и охарактеризуйте основные черты этики, морали и нравственности как общественных регуляторов.

4. Каковы главные отличия этики, морали и нравственности от других общественных регуляторов права, религии, традиции, этикета?

5. Назовите и охарактеризуйте основные функции этики, морали и нравственности.

6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития этики?

Задание № 2. Глоссарий. Заполните глоссарий.

 

термин определение пример
нравственность    
мораль    
этика    
профессиональная этика    
медицинская этика    
биомедицинская этика    

Задание № 7. Задачи.

Решите задачу

Этика, нравственность, мораль

1.«Нравственность – это изначальный и наиглавнейший закон бытия человека», - утверждает Ч.Айтматов. Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.

2.Почему Аристотель назвал этику «практической философией»?

Как выглядела бы жизнь, если бы все без исключения стали бы выполнять нравственные правила?

3.Может ли нравственность приносить зло?

4.Должен ли человек соблюдать нравственные нормы на необитаемом острове? Если да, то, какие?

5.Почему мораль ищет рецепт всеобщего счастья, не довольствуясь счастьем для отдельного человека?

6.Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки, качества, свойства личности вы его осудили?

7.Меньшее добро – зло, но меньшее зло – зло, почему такая асимметрия?

8.Кто людям помогает, тот тратит время зря.

Хорошими делами прославится нельзя, - пела старуха Шапокляк. Насколько она права?

9.«Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль – большое», заявлял Конфуций. Актуально ли это высказывание для наших дней?

10.Зачастую говорят: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад». В чём смысл этого высказывания? Почему так происходит?

11.Не кажется ли вам, что многие безнравственные поступки остаются безнаказанными? Не означает ли это, что можно поступать дурно, не боясь воздаяния?

12.«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения», - писал М.Монтень. О каких нравственных категориях идёт речь. Согласны ли вы с их оценкой?

13.«Упражняться в совершении добрых дел нужно одному. Вот почему люди сами становятся добрыми. Чтобы творить зло, нужно находится в сговоре. Вот почему преступник всегда берёт себе сообщника». (древнекитайская пословица) Каков смысл этого суждения? Согласны ли вы с ним?

14.«В раю больше запретов, чем в аду», - гласит еврейская пословица. Можно ли с этим согласиться?

15.Прочитайте следующую пару высказываний, обдумайте происхождение и природу совести. Кто из авторов ближе к истине?

«Совесть есть память общества усвояемая отдельным лицом» (Л.Н.Толстой).

«В Вопросах совести закон большинства не действует» (М.Ганди)

16.Прочитайте следующую пару высказываний, обдумайте происхождение и природу совести. Кто из авторов ближе к истине?

«Совесть у большинства людей - не более как боязнь мнения других» (Д.Тэйлор)

«Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон)

17.Ж.Ренар сказал: «Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течении пятнадцати минут» А герой может быть не порядочным? А порядочность не героизм?

18.Массу хороших дел мы выполняем по привычке. Сравните высказывания на этот счёт. Кто ближе к истине?

«Привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение» (Диоген)

«Привычку никогда нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием» (И.Кант)

19.То, что доброму человеку не всегда достаётся счастье понятно. Тогда злой человек должен быть более счастливым. Так ли это?

20.Есть понятие мужской и женской психологии. А есть ли мужская и женская мораль?

Алгоритм решения задач:

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте правильность решения задания.

9. Произведите оценку реальности полученного решения.

10. Запишите ответ.

При решении задач хорошо себя зарекомендовала ПОПС – формула:


П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

 

 

П - «Я считаю, что…».

О - «Потому что …».

П - «Я могу это доказать это на примере …».

С - «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

 


Тема 2 Медицинская этика как форма профессиональной этики. Исторические модели медицинской этики.

Содержание учебного материала

Профессиональная этика как система моральных принципов, норм и правил регулирующих поведение специалиста. Особенности профессиональной этики: авторитарность, асимметричность, корпоративность, специфичность высших моральных ценностей, «отклоняющееся» поведение, наличие специальных норм, клятв и кодексов.

Медицинская этика как профессиональная этика. Исторические модели медицинской этики. Основные принципы этики Гиппократа. Этика Парацельса. Врачевание как организованное осуществление добра на духовном, душевном и телесном уровнях. Корпоративно-сословная этика Т.Персиваля. Развитие медицинской этики в России. Советская медицина и концепция медицинской деонтологии в трудах Н.Н.Петрова.

Биоэтика как модель медицинской этики

В результате самостоятельной работы по подготовке к занятию студент должен

иметь представление:

- о профессиональной этике как разновидности прикладной этики;

-о профессиональной медицинской этике как обязательной стороне подготовки, воспитания медицинских работников, как способа социальной регуляции их профессиональной деятельности;

знать:

- основные понятия темы;

- сущность профессиональной этики, ее роль в жизни общества;

- модели медицинской этики: модель Гиппократа, модель Парацельса, деонтология, биоэтика;

- ведущие принципы медицинской этики;

уметь:

- грамотно использовать основные понятия;

- выделять принципы медицинской этики при обсуждении практических ситуаций;

Задание № 1. Контрольные вопросы. Ответьте на контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения профессиональной этики?

2. Назовите и охарактеризуйте основные черты профессиональной этики.

3. Чем отличается медицинская этика от других форм профессиональной этики?

4. В каких исторических моделях существует медицинская этика?

5. Какие моральные принципы содержит клятва Гиппократа?

6. Какой принцип является основным в модели Гиппократа?

7. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

8. В чём актуальность модели Парацельса?

9. Каковы причины появления деонтологической модели врачебной этики в СССР?

10. Что является особенностью этических документов деонтологической модели?

11. Каковы причины появления биоэтики?

12. Какие основные проблемы решает биомедицинская этика?

13. Чем отличается биомедицинская этика от других моделей медицинской этики?

14. Каковы основные принципы биоэтики как современной модели медицинской этики?

Задание № 2. Задачи.

Решите задачу

1.«Слово врача, трава фармацевта, скальпель хирурга – вот что излечивает больного», гласит известная формула стратегии медицинского вмешательства. Почему именно в такой последовательности? Для какой модели медицинской этики она характерна? Почему? Что нужно изменить в этой формуле, чтобы она была применима и в биоэтике

2. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М.Бехтерев). С какой модель медицинской этики сочетается это высказывание? Почему вы так решили? Насколько актуально это требование для биоэтики?

3. «Я думаю, что человеческую жизнь всегда стоит спасти, каков бы ни был человек» (Б.Шоу). Какие принципы медицинской этики здесь выражены? В какой модели они впервые были сформулирован? Что изменилось в их содержании в наши дни?

4. «Врач, опустившийся до уровня больного уже не врач». Можно ли найти модель медицинской этики, которая бы согласовывалась с этой формулой и модель, которая противоречила бы ей? свой ответ обоснуйте.

5. Назовите основной принцип деонтологии. Как вы думаете. Совпадают или расходятся профессиональный и нравственный долг в этой модели? Свой ответ обоснуйте.

6.«Думай, что говоришь, кому говоришь, как говоришь». Как вы понимаете это повеление? С какими принципами медицинской этики оно сочетается? Почему вы так решили?

7.«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер) Как вы поняли автора? Распространяется ли эта оценка на профессиональную этику? Свой ответ аргументируйте.

8. «Врачевание – сфера служения, а не обслуживания»(А.Билибин) Как вы понимаете автора? Согласны ли вы с ним? Нашла ли такая оценка отражение в медицинской этике? Если да, то какое?

9.Для торговой этики характерен принцип: «Покупатель всегда прав». Можно ли утверждать, что для биоэтики, соответственно характерен принцип: «Пациент всегда прав»? Свой ответ аргументируйте.

10. Многие этические проблемы, рассматриваемые в биоэтике, имеют ответы, способы решения в религии. Может ли медицина искать ответы или опираться на законы религии в решении этих проблем?

11. Как вы понимаете слова Гёте: «Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем я преклоняю колени». Имеет ли данное изречение отношение к медицинской этике? Если да, то к какой модели, почему вы так считаете?

Задание № 3. Персоналия (краткая статья, подборка материалов, посвящённые характеристике жизни и деятельности какой-либо личности). Создайте персоналию по истории медицинской этике, в том числе и российской.

Задание № 4. Таблица синтез.

Прочитайте предложенные этические документы, сравните, сделайте выводы, оформите в виде таблицы.

Сравнительная таблица

Линии сравнения Клятва Гиппократа Клятва Флоренс Найтингейл Клятва медицинской сестры России
общее 1,2,3…
отличия 1. 2. 3… 1. 2. 3… 1. 2. 3…

Текст клятвы Гиппократа:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе

у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

 

Клятва медицинской сестры

Вступая в медицинское сообщество, я торжественно обязуюсь:
- посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;
- проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использовать свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;
- здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением.
Я клянусь:
- отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают;
- продолжать обучение в течение всей профессиональной карьеры;
- я буду хорошим наставником будущих медсестёр

Клянусь:
- исполнять мой профессиональный долг по совести и с достоинством;
- откликаться на физиологические эмоции и духовные запросы пациента;
- соблюдать принципы равенства и доступности ухода для всех;
- признавать и уважать различные духовные ценности пациентов и коллег;
- уважать решение, принимаемое пациентами, их право на осознанный выбор и активное участие в уходе;
- помогать пациентам осознать свою социальную значимость;
- хранить медицинскую тайну;
- уважать доверенные мне секреты, даже после смерти моего пациента.
Клянусь:
- поддерживать всеми силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;
- способствовать развитию профессионального сотрудничества;
- продолжать работу по созданию и поддержанию высоких стандартов и качества сестринского ухода.
Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, расовой или национальной принадлежности, партийно-политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом.
Я не уроню достоинства своего и не унижу профессию свою.
Я принимаю на себя эти обязательства торжественно, свободно и честно!

Содержание учебного материала

Биомедицинская этика (БМЭ) как новая область прикладной этики. Социокультурные причины формирования биоэтики. Биоэтика как форма духовно-практической защиты жизни и фундаментальных человеческих ценностей – права человека на жизнь, автономию и свободу выбора. Соотношение понятий биоэтика, биомедицинская этика, медицинская этика, деонтология.

В результате самостоятельной работы по подготовке к занятию студент должен

иметь представление:

-о биомедицинской этике, как современном этапе развития медицинской этики, о ее преемственности с традиционной медицинской этикой и о существенных ее отличиях от последней.

знать:

-непосредственные исторические предпосылки возникновения биомедицинской этики (успехи реаниматологии, трансплантологии и т.д.);

-исходные определения биомедицинской этики как научной и учебной дисциплины и социального института;

- в чем заключается тождество и различия традиционной медицинской этики и современной биомедицинской этики;

-Этический кодекс профессии

уметь:

- грамотно использовать основные понятия;

- владеть основными категориями биоэтик;

- работать с тестами, содержащими теоретические основы биоэтики;

Задание 1. Изучите содержание Этического кодекса медицинской сестры России. Ответьте на вопросы.

1. Что составляет этическую основу профессиональной деятельности медсестры?

2. Что является этическим долгом медсестры?

3. Какие задачи профессиональной деятельности медицинской сестры являются важнейшими?

4. Что понимается под комплексным всесторонним уходом?

5. Что включает в себя комплексный уход?

6. На кого распространяются Положения Кодекса?

7. Кто может выступать в роли пациента?

8. Что составляет основу деятельности медсестры?

9. Каково должно быть отношение медсестры к профессиональным стандартам?

10. Что является первейшим профессиональным долгом медсестры?

11. Какими правами обладает медсестра ради защиты интересов пациента?

12. В случае противоречия системы мировоззрения пациента и этической концепции медсестры, что будет иметь безусловный приоритет в рамках сестринской помощи?

13. Что признается неэтичным и недопустимым в деятельности медсестры?

14. Какие права пациента должна уважать медсестра?

15. Чье решение в отношении стратегии оказания медицинской помощи остается приоритетным?

16. Как должна относиться медсестра к решению пациента?

17. В каких ситуациях от медсестры ожидается активное вмешательство?

18. Каково должно быть отношение медсестры к конфиденциальности пациента?

19. В каких случаях медсестра может раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте?

20. Какими критериями должна руководствоваться медсестра при установлении очередности оказания медицинской помощи?

21. Что обязана сделать медсестра, производя медицинские вмешательства, чреватые риском развития осложнений, болезненных или иных мучительных ощущений?

22. Что является моральным и профессиональным долгом медсестры?

23. Кто определяет порядок предоставления информации о состоянии здоровья больного?

24. Какого рода информацию обязана предоставить пациенту медсестра?.

25. Требуется ли согласие пациента на передачу медсестрой информации другим специалистам и медработникам, оказывающим помощь пациенту?

26. Как должна относиться медсестра к пациенту, отказывающемуся от того или иного вмешательства?

27. Чем должна руководствоваться медсестра для оказания помощи без согласия пациента?

28. Какими знаниями обязана владеть медсестра?

29. В каких случаях медсестра может принять благодарность от пациента?

30. За что несут персональную ответственность медсестры-руководители?

31. В каких случаях возникает этический конфликт?

32. В каких сферах медсестра должна проявлять активность?

33. Допускается ли участие медсестер в забастовках?

34. В каких случаях проведение забастовок не допускается?

35. Обязана ли медсестра оказывать скорую и неотложную помощь в случае участия в забастовке?

36. Какую помощь должна оказать медсестре ООО «Ассоциация медицинских сестер России»?

37. Какие меры могут быть приняты за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России?

Задание 2. Веб – квест. Этический кодекс медицинской сестры России.

 

Содержание учебного материала

Принципы биомедицинской этики: не причинения вреда и благодеяния, уважения автономности личности, справедливости. Принцип уважения автономии пациента. Права пациента. Компетентный и некомпетентный пациент. Правило презумпции согласия пациента.

Принцип "делай благо". Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

Принцип "не навреди". Классификация разновидностей вреда, вызываемого действием медика. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Проблема ятрогений.

Принцип справедливости. Критерии справедливого распределения медицинской помощи.

Правила биоэтики

Правило добровольного информированного согласия. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователя информировать.

Врачебная тайна (правило конфиденциальности). Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей и с пациентами.

 

В результате самостоятельной работы по подготовке к занятию студент должен

знать:

- принципы биомедицинской этики (уважения автономии личности, не причинения вреда, благодеяния, справедливости);

- права пациента

- определения понятий "компетентный пациент" и "некомпетентный пациент";

- о возможности нанесения как прямого, так и косвенного вреда пациенту

- правила биоэтики (правило информированного согласия, правило правдивости, правило конфиденциальности)

уметь:

- грамотно использовать основные понятия;

- выделять принципы биоэтики при обсуждении практических ситуаций;

 

Задание № 1. Контрольные вопросы.

Ответьте на контрольные вопросы

1. Каковы основные принципы биоэтики?

2. Какой принцип биоэтики является основополагающим?

3. Какое действие человека можно назвать автономным?

4. Какой смысл содержится в формулировке принципа «уважение автономии пациента»?

5. Какими правами обладает пациент как автономная личность?

6. По отношению к каким пациентам принцип уважения автономии пациента имеет ограничения? Почему?

7. Почему принцип не причинения вреда является основным в медицинской этике?

8. Можно ли истолковывать принцип «прежде всего - не навреди» буквально, то есть в смысле избегания вообще какого - бы то ни было вреда?

9. Чем отличаются прямой и косвенный вред?

10. Какие основные причины вызывают прямой вред?

11. Каковы основные причины косвенного вреда?

12. Как связаны принцип не навреди и принцип делай благо?

13. Можно ли понимать принцип делай благо в смысле обязательного самопожертвования и предельного альтруизма?

14. Принцип «делай добро» - это нравственный идеал, или долг, обязанность медицинского работника?

15. Какие критерии справедливого распределения используются в современной медицине?

16. В чём преимущества и недостатки принцип «каждому равная доля»?

17. В чём преимущества и недостатки распределения согласно индивидуальной потребности?

18. В чём преимущества и недостатки распределения согласно социальной ценности?

19. В чём преимущества и недостатки распределения согласно индивидуальному усилию?

20. В чём преимущества и недостатки распределения по рыночному обмену?

21. Какие правила дополняют основные принципы биоэтики?

22. Какую информацию должен сообщить врач пациенту?

23. Какие стандарты информации существуют в медицинской практике?

24. Имеет ли пациент право отказаться от информации?

25. Имеет ли пациент право отказаться от лечения?

26. Какое значение имеет выполнение правила информированного согласия?

27. Что значит быть правдивым?

28. Почему медик и пациент должны быть правдивыми?

29. Должен ли врач сообщать правду в случае неблагоприятного (летального) прогноза?

30. Что является предметом медицинской тайны?

31. Какие ограничения возможны при выполнении правила конфиденциальности?

32. Какое значение имеет выполнение правила конфиденциальности?

Задание № 2. Словарь

Вы должны научиться грамотно использовать основные понятия по теме.

принцип от лат. principium — «основа, начало», основное положение какой-либо теории, основное правило деятельности.

автономия личности (от греч. autonomia от autos сам + nomos закон – независимость, самозаконность) – право и способность человека действовать на основе самостоятельного выбора.

права – признаваемые и поддерживаемые обществом требования предъявляемые субъектом к другим субъектам. Права сочетаются с обязанностями

ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН в РФ Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Статья 19. Право на медицинскую помощь

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов…

компетентные пациенты - пациенты, способные принимать решения. некомпетентные пациенты - пациенты, не способные самостоятельно принимать решения

заместители - лица, которые уполномочены в соответствии с законом или обычаем принимать решения, когда пациент некомпетентен

правило «презумпции согласия пациента» (от лат. презумпция – предположение): в экстренных случаях вопрос о медицинском вмешательстве в отношении некомпетентных пациентах решается либо консилиумом специалистов, либо лечащим (дежурным) врачом с последующим уведомлением администрации лечебно-профилактического учреждения

вред здоровью пациента – это причинение ему боли страданий, потеря нетрудоспособности, обезображивание лица и тела; крайняя степень вреда здоровью – смерть.

вред благополучию пациента – это вред не только здоровью, но и материальный (имущественный) и моральный вред. Материальный вред – это потеря заработка и расходы, связанные с лечением. Моральный вред – душевные страдания пациента.

прямой вред – это вред, наносимый здоровью и благополучию пациента по воле медицинского работника

косвенный вред это вред, наносимый здоровью и благополучию пациента помимо воли медицинского работника

«правилом двойного эффекта» или «правилом пропорциональности»: косвенный вред не может быть целью – это зло, с которым приходится мириться. Ожидаемое от медицинского вмешательства благо для пациента должно превышать причиняемый ему косвенный вред.

ятрогения (от греч. иатрос — врач и генезис — происхождение) это изменение в худшую сторону течения исходной болезни или появление нового патологического процесса вследствие медицинского вмешательства

злоупотребление медициной это использование её знаний, средств, методов, профессионального положения с целями, противоречащими медицине.

справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми воздаянием по заслугам

воздающая справедливость означает равное воздаяние за равные деяния.

распределяющая справедливость обязывает при распределении учитывать различия предметов и субъектов, и каждому воздавать должное, т.е. в основе её лежит принцип равного воздаяния

эгалитарная концепция справедливости требует, чтобы все члены общества получили равные блага

либеральная концепция справедливости истинным считает свободное распределение по труду

демократическая концепция справедливости - её основной принцип состоит в максимализации благ для всех и каждого члена общества.

справедливость как честность предполагает равенство основных прав и свобод и неравенство в распределении благ, если оно способствует улучшению жизни наименее приспособленных.

Задание № 3. Задачи

Решите задачу

Принципы биоэтики. Определите соблюдались ли принципы биоэтики?

1У больной Н. внезапно появились острые резкие боли в животе и рвота. Вызванный врач заподозрил обострение язвенной болезни желудка. Были сделаны соответствующие назначения. Посетивший пациентку второй врач пришел к такому же заключению. Ночью Н. скончалась. Вскрытие показало, что у больной был инфаркт сердечной мышцы, начало которого протекало необычно.

2.В кардиологическое отделение поступает тяжелый больной с декомпенсированной сердечной недостаточностью, не способный полностью себя обслуживать, требующий постороннего ухода. Этот больной госпитализируется в общую 6-и местную палату, т.к. маломестную (2х местную) палату занимает другой больной, который может оплатить свое пребывание в этой палате.

3. Больному с ОРВИ назначены инъекции антибиотика по поводу предполагаемой пневмонии. Через три дня наступило выздоровление от основного заболевания, но присоединился дисбактериоз в виде энтероколита.

4.Больной готовится к операции – ампутации ноги. Он находится в депрессивном состоянии, хочет покончить с жизнью, просит врача «назначить ему лучше яду, чтобы побыстрее умереть». Врач большую часть своего времени проводит в беседе с этим больным, рассказывая о реальной ситуации и возможностях выхода из неё. После этого больной успокаивается, чувствует себя более уверенно и соглашается на операцию.

5.Больной Ф., 56-ти лет, поступил в клинику с ухудшением течения гипертонической болезни II степени. На фоне проведенной терапии в течение недели состояние больного улучшилось, нормализовалось артериальное давление и после выполнения плана обследования планировалась выписка больного. Однако через 8 дней пребывания больной злоупотребил алкоголем, после чего отмечался эпизод неадекватного поведения. На следующий день, учитывая достижение клинического эффекта, и не смотря на неоконченный план дообследования, больного выписали за нарушение режима с рекомендациями по амбулаторному дообследованию.

6.В ЛОР-отделение поступил ребенок со снижением слуха. После полного обследования поставлен диагноз «Двусторонняя нейросенсорная тугоухость», ребенок нуждается в слуховом аппарате. Родители беженцы, денег на покупку слухового аппарата нет. Врачи отделения нашли фирму, оплатившую в виде спонсорской помощи покупку слухового

принцип, которым руководствовались врачи?

7.У женщины произошли преждевременные роды в 28 недель. Настоящая беременность наступила после многих безуспешных лет лечения бесплодия. Шансы, что ребенок выживет, минимальные. Родильница попросила доктора пригласить священника для крещения ребенка. Доктор удовлетворил просьбу женщины. Впоследствии оказал моральную поддержку женщине и по мере возможности ускорил выписку из стационара, так как женщина испытывала страдания, находясь рядом с женщинами со здоровыми новорожденными.

8.Больной 80-ти лет, ветеран Великой Отечественной Войны поступил в стационар. В связи с отсутствием свободных мест в палатах был определён в коридор. Больной требовал перевести его в палату, ссылался на заслуги перед отечеством. Больной в последствии первым из пациентов, находящихся в коридоре, был переведен в палату.

9. Жительница Новосибирска 5 месяцев носила в себе металлический зажим Кохера длиной 26 см., забытый во время операции; в результате чего лишилась части кишечника.

10.Обездвиженный больной, требующий постоянного постороннего ухода, длительно наблюдающийся в поликлинике, нуждается в консультации специалиста - ЛОР. Несмотря на то, что выезд на дом врача этой специальности в данной поликлинике не осуществляется, больному была организована консультация на дому.

11.В реанимацию московской больницы поступил ребенок с гангреной правой нижней конечности – резко выражена интоксикация, полиорганная недостаточность. Родители ребенка категорически отказались от оперативного лечения – ампутации. Попытки убедить родителей предпринимались в течение 2-х дней. На третьи сутки ребенок погиб от полиорганной недостаточности. От вскрытия родители отказались. Дайте моральную и правовую оценку действий врачей

12.Больной М. поступил в отделение челюстно-лицевой хирургии с диагнозом перелома нижней челюсти, он испытывал сильнейшую боль. Ему назначили анальгин с димедролом, но боль не проходила. Сделали инъекцию реланиума, но боль не прошла. Какой принцип биомедицинской этики нарушают врачи и нарушают ли, отказывая пациентам назначать наркотические анальгетики?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.198 с.)